УИД 68RS0004-01-2023-001571-85
Дело № 2а-1357/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 июля 2023 г. г. Тамбов
Тамбовский районный суд Тамбовской области в составе:
судьи Дюльдиной А.И.,
при секретаре Пирожкове С.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению управления Роспотребнадзора по Тамбовской области к администрации Беломестнокриушинского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области, АО «Тамбовская сетевая компания» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Управление Роспотребнадзора по Тамбовской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратилось в суд с административным иском к администрации Беломестнокриушинского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области о признании незаконным бездействия в части содержания территории прилегающей к кладбищу с. Красная Криуша в период с 25.05.2023 по дату вынесения решения и о возложении обязанности устранить нарушения санитарного законодательства РФ, устранить несанкционированную свалку отходов с территории, прилегающей к кладбищу в с. Красная Криуша Тамбовского района Тамбовской области (требования в окончательной форме).
Требования мотивированы тем, что 03.05.2023 в адрес управления из прокуратуры Тамбовского района поступило обращение жителя села Красная Криуша Тамбовского района Тамбовской области. В указанном обращении житель указывает на образование свалки на кладбище вблизи с. Красная Криуша. Должностными лицами управления проведено обследование указанной в обращении территории. При рассмотрении материала, представленного ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тамбовской области» - экспертного заключения, акта обследования кладбища в с. Красная Криуша установлено, что прилегающая территория к кладбищу в с. Красная Криуша содержится в неудовлетворительном санитарном состоянии: около контейнерной площадки обнаружено скопление спиленных веток, обгоревших спиленных деревьев, ритуальных принадлежностей.
Указанные обстоятельства являются нарушением ст.8 ФЗ РФ №89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления», ст.22 ФЗ №52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.16 ФЗ от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», п.17 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
На основании определения суда к участию в деле в качестве административного соответчика было привлечено АО «ТСК».
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Подопросветова О.О. административные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. ? ?
В судебном заседании представитель административного ответчика администрации Беломестнокриушинского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области Тепляков С.Ю. признал административные исковые требования в полном объеме. Суду пояснил, что в настоящий момент свалка убрана с территории кладбища, однако доказательства исполнения такого требования отсутствуют.
В судебное заседание представитель административного ответчика АО «ТСК» не явился, о времени и месте судебного заседания извещался судом надлежащим образом.
Дело рассмотрено в отсутствие АО «ТСК» на основании ст. 150 КАС РФ.
Выслушав в судебном заседании лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.ч.1 и 4 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров (ч.1).
В соответствии со ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет требования о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если признает оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Таким образом, для признания незаконными действий административного ответчика необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действий закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этими действиями прав и законных интересов административного истца. При недоказанности хотя бы одного из названных условий административное исковое заявление не может быть удовлетворено.
В ходе рассмотрения дела установлено, что 03.05.2023 в адрес управления из прокуратуры Тамбовского района поступило обращение жителя села Красная Криуша Тамбовского района Тамбовской области. В указанном обращении житель указывает на образование свалки на кладбище вблизи с. Красная Криуша.
Должностными лицами управления проведено обследование указанной в обращении территории. При рассмотрении материала, представленного ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тамбовской области» - экспертного заключения №477.Э.КГ. от 23.05.2023, акта обследования кладбища в с. Красная Криуша установлено, что прилегающая территория к кладбищу в с. Красная Криуша содержится в неудовлетворительном санитарном состоянии: около контейнерной площадки обнаружено скопление спиленных веток, обгоревших спиленных деревьев, ритуальных принадлежностей.
Установленные факты свидетельствуют о неисполнении администрацией Беломестнокриушинского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области законодательства по охране окружающей среды, об общих принципах организации местного самоуправления и обращения с твердыми коммунальными отходами.
В силу ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 42, статья 58 Конституции Российской Федерации).
Из ч.1 ст.11 ФЗ от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 10.07.2023) «Об охране окружающей среды» следует, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Согласно? ? ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон) вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
В соответствии с п. 18 ст. 14 Закона к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза твердых коммунальных отходов.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями (ч. 1 ст. 13).
Согласно ч.6 ст.13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктами 3 и 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами (утв. постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. N 1156) установлено, что накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Осуществление накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов должно быть безопасным для населения и окружающей среды. Обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
В соответствии с п.9 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 №1156, потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках накопления твердых коммунальных отходов), определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
В соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Согласно п.8 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» владелец контейнерной и (или) специальной площадки обеспечивает проведение уборки, дезинсекции 10 и дератизации 11 контейнерной и (или) специальной площадки в зависимости от температуры наружного воздуха, количества контейнеров на площадке, расстояния до нормируемых объектов в соответствии с приложением N 1 к Санитарным правилам.
В соответствии со ст.51 ФЗ от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды. Запрещается сбрасывать отходы потребления в почву.
Территории муниципальных образований, как установлено ст.13 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территориях муниципальных образований осуществляется органами местного самоуправления.
В соответствии с п.18 ч.1 ст.14 ФЗ от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию ТКО.
Из п. 19 ст.8 Устава Беломестнокриушинского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области следует: к вопросам местного значения сельсовета относятся: организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Согласно п. 9.1.1. Решения от 26.12.2014 № 73 «Об утверждении Правил благоустройства территории Беломестнокриушинского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области» запрещается вывозить и выгружать бытовой, строительный мусор и грунт, промышленные отходы и хозфекальные сточные воды из выгребных ям в места, не отведенные для этой цели органом местного самоуправления и не согласованные с органами санитарно-эпидемиологического надзора и комитетом по охране окружающей среды.
Таким образом, обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории Беломестнокриушинского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области лежит на администрации Беломестнокриушинского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области.
В соответствии с п.9 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 №1156, потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках накопления твердых коммунальных отходов), определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
Согласно п. 3.6.5.10 Решения от 24.01.2020 № 103 «Об утверждении Правил благоустройства территории Беломестнокриушинского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области» администрация Беломестнокриушинского сельсовета обеспечивают своевременный вывоз ТКО и крупногабаритного мусора, путем заключения договоров со специализированными организациями. Не допускается хранение ТКО в открытых контейнерах в теплое время года (при температуре воздуха более +5°С) более одних суток (ежедневный вывоз), в холодное время года (при температуре ниже -5°С) – более трех суток;
Ответственность за организацию и функционирование системы сбора и вывоза ТБО от населения возлагается на администрацию Беломестнокриушинского сельсовета.
?На территории Тамбовской области на основании Устава АО «ТСК» от 02.07.2018 деятельность по обращению с твердыми отходами (ТКО) осуществляет региональный оператор – акционерное общество «ТСК». На основании публичного договора (оферты) на оказание коммунальной услуги по обращению с ТКО от ДД.ММ.ГГГГ региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (площадках) накопления, которые определены в данном договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз. При этом погрузка ТКО включает в себя уборку мест погрузки оброненных (просыпавшихся? ? и др.) при погрузке ТКО и перемещению их? ? в мусоровоз.
Работы по содержанию мест (площадок) накопления ТКО включают в себя их обслуживание (покраска, ремонт и др.) и санитарную очистку, в том числе подбор (уборка)? ? ТКО, находящихся на месте накопления ТКО или рядом с таким местом (например, когда потребитель не обеспечил складирование ТКО? ? в контейнер) и подметание мусора вокруг контейнеров? ? и т.д.? ? Обязанность по проведению таких работ возложена на органы местного самоуправления муниципальных образований, в границах которых расположены указанные площадки.
В ходе рассмотрения дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между АО «ТСК» и администрацией Беломестнокриушинского сельсовета заключен договор № оказания услуг по транспортированию прочих отходов для размещения на специализированном полигоне.
Как следует из условий указанного договора заказчик (администрация Беломестнокриушинского сельсовета) обязуется подавать заявки на вывоз отходов телефонограммой не позднее, чем за сутки до планируемой даты вывоза (п.2.1.2).
Указанные в административном иске отходы образовались на площадке, не предназначенной для сбора отходов.
В ходе рассмотрения дела установлено, что в нарушение указанных условий администрацией Беломестнокриушинского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области не были поданы заявки на вывоз отходов с указанной территории в АО «ТСК».
Представленные в ходе рассмотрения дела заявки от 13.04.2023, 18.04.2023 и от 23.06.2023 не являются допустимыми доказательствами по делу, принимая во внимание, что представителем административного ответчика администрации Беломестнокриушинского сельсовета не представлены доказательства направления таких заявок в адрес АО «ТСК».
Кроме того, материалами дела подтверждается, что нарушение санитарного законодательства имело место как 17 апреля 2023 года в момент подачи жалобы граждан, так и 23 мая 2023 года, когда специалистами ФБУЗ «Центра гигиены и эпидемиологии в Тамбовской области» был осуществлен выезд по указанному адресу, и зафиксировано несоответствие санитарного состояния территории, прилегающей к кладбищу, нормам СанПиН.
Изложенное свидетельствует о незаконном бездействии, допущенном администрацией сельсовета, что не отрицалось главой сельсовета в судебном заседании. Сведения о наличии объективных препятствий в направлении соответствующих заявок в АО «ТСК» с момента образования несанкционированной свалки мусора до момента обращения Управления Роспотребнадзора по Тамбовской области в суд с настоящим иском не представлены.
При таких обстоятельствах административные исковые требования к АО «ТСК» удовлетворению не подлежат.
Не представлены административным ответчиком администрацией Беломестнокриушинского сельсовета доказательства исполнения требований, указанных в административном иске, в добровольном порядке в нарушение требований ст. 62 КАС РФ и ч. 11 ст. 226 КАС РФ.
Суд принимает во внимание, что административному ответчику были созданы условия для реализации своих прав и обязанностей в рамках рассмотрения административного дела.
Копия административного искового заявления была вручена административному ответчику до предъявления настоящего иска в суд 1 июня 2023 г., что подтверждается уведомлением о доставке.
Копия определения суда от 7 июня 2023 г. о принятии административного искового заявления к производству суда и назначении судебного заседания содержит, в числе прочего, разъяснение прав и обязанностей административного ответчика, обязанность представить возражения в письменной форме по существу административного искового заявления и разъяснение положений ст. 62 КАС РФ, регламентирующей обязанность доказывания.
Копия определения суда получена административным ответчиком администрацией Беломестнокриушинского сельсовета 20 июня 2023 года, что подтверждается сведениями Почты России.
Сроки обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением, установленные ст. 219 КАС РФ, административным истцом соблюдены, учитывая, что о нарушении прав неопределенного круга лиц Управлению Роспотребнадзора по Тамбовской области стало известно 23.05.2023, а настоящее административное исковое заявление предъявлено в суд 05.06.2022.
Суд полагает возможным предоставить административному ответчику срок для исполнения решения суда до 01 августа 2023 года, принимая во внимание объем необходимых работ, а также то обстоятельство, что доказательства невозможности исполнения требований административного истца в установленный срок административным ответчиком не представлено.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░ ░░ 01.08.2023.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 25 ░░░░ 2023 ░.
░░░░░ ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ?░.░. ░░░░░░░░