Дело № 2а-183/2023
64RS0043-01-2022-006431-12
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 января 2023 года г. Саратов
Волжский районный суд города Саратова в составе председательствующего судьи Кондрашкиной Ю.А., при секретаре Петровой Н.О., с участием представителя административного истца ФИО2, представителя административного ответчика ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №20 по Саратовской области к ФИО1 о взыскании налога и пени,
установил:
межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 20 по Саратовской области (далее – межрайонная ИФНС России № 20 по Саратовской области, налоговый орган, инспекция) обратилась в суд с административным иском к ФИО1 (далее – налогоплательщик) о взыскании налога и пени.
В обоснование требований указала, что административный ответчик в 2015, 2016, 2017, 2018 году являлся владельцем транспортного средства иные данные, государственный регистрационный знак №., грузовой автомобиль (без марки) №, государственный регистрационный знак №, государственный регистрационный знак № В адрес налогоплательщика инспекцией направлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ за 2018 год по сроку уплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ, а также уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ. После получения в порядке ст. 52 НК РФ налогового уведомления налог не оплачен. В соответствии с п. 3 ст. 75 НК РФ, в случае просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начисляется пеня. Налогоплательщику начислены пени по транспортному налогу в размере 28 200 руб., а именно: за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 14,08 руб., за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 10 859,09 руб., за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 13 136,18 руб., за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 4190,73 руб. Добровольная оплата налогов и пени не была произведена, в адрес налогоплательщика инспекцией направлены требования от ДД.ММ.ГГГГ № об уплате налога и пени, от ДД.ММ.ГГГГ № об уплате налога и пени. По истечению срока исполнения требования, обязанность по уплате налога налогоплательщиком не исполнена, в связи с чем, Межрайонной ИФНС России № 8 по Саратовской области мировому судье с/у № 2 Волжского района г. Саратова направлено заявление на выдачу судебного приказа на взыскание налога и пени. Судебный приказ вынесен ДД.ММ.ГГГГ. Мировым судьей ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ отменен.
В связи с изложенным, налоговый орган просит взыскать со ФИО1 транспортный налог за 2018 г. в сумме 226 руб. пени за период с 2015 года по 2018 год в сумме 28 200,08 руб.
В судебном заседании представитель административного истца поддержала доводы административного искового заявления, просила заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика возражала против заявленных административных исковых требований, просила отказать в полном объеме.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, причины неявки неизвестны.
Судом в адрес ФИО1 направлено извещение в порядке статьи 96 КАС РФ по адресу регистрации по месту жительства: <адрес> заказным письмом с уведомлением, которое возвращено отправителю в связи с истечением срока хранения.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» (далее - постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 года № 36), по смыслу п. 1 ст. 165.1 ГК РФ, извещения, с которыми закон связывает правовые последствия, влекут для соответствующего лица такие последствия с момента доставки извещения ему или его представителю.
Извещение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Изложенные правила подлежат применению, в том числе к судебным извещениям и вызовам (гл. 9 КАС РФ), если законодательством об административном судопроизводстве не предусмотрено иное.
Бремя доказывания того, что судебное извещение или вызов не доставлены лицу, участвующему в деле, по обстоятельствам, не зависящим от него, возлагается на данное лицо (ч. 4 ст. 2, ч. 1 ст. 62 КАС РФ).
В этой связи суд определил рассмотреть дело без участия сторон.
Как определено ст. 23 НК РФ, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Главой 28 НК РФ закреплено взыскание транспортного налога, отнесенного к региональным налогам и сборам.
Согласно п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются, в том числе транспортные средства (автомобили), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 362, п.п. 1, 3 ст. 363 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
На территории Саратовской области транспортный налог установлен и введен в действие, определены ставки налога, порядок, сроки его уплаты и льготы по данному налогу Законом Саратовской области от 25 ноября 2002 года № 109-ЗСО «О введении на территории Саратовской области транспортного налога» (далее - Закон № 109-ЗСО).
Статьей 2 Закона № 109-ЗСО установлены ставки налога, в том числе для автомобилей с учетом мощности двигателя.
Пунктом 1 ст. 45 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
В силу п. 2 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Согласно п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Статьей 72 НК РФ установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней.
Порядок начисления пени определен в ст. 75 НК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом, административный ответчик в 2015, 2016, 2017, 2018 году являлся владельцем транспортного средства VOLKSWAGEN TOUAREG 2.5R5, государственный регистрационный знак A121KE164,174 л.с., грузовой автомобиль (без марки) 731509, государственный регистрационный знак T799ET64, 420 л.с., LADA 217030 LADA PRIORA, государственный регистрационный знак A575EP164, 97 л.с.
В адрес налогоплательщика инспекцией направлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ за 2018 год по сроку уплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ, а также уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ.
В добровольном порядке налоги не уплачены, в связи с чем, ФИО1 начислены пени по транспортному налогу в размере 28 200 руб., а именно: за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 14,08 руб., за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 10 859,09 руб., за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 13 136,18 руб., за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 4190,73 руб.
В соответствии со ст. 69 НК РФ административному ответчику направлено требование об уплате налога и пени № по состоянию ДД.ММ.ГГГГ. По истечении срока исполнения обязанность по уплате не была исполнена.
Рассматривая доводы административного ответчика ФИО1 о пропуске налоговым органом срока обращения в суд с настоящим административным иском, суд приходит к следующему.
В силу ч. 3.1 ст. 1 КАС РФ заявления о вынесении судебного приказа по бесспорным требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций рассматриваются мировым судьей по правилам гл.11.1 КАС РФ.
По существу заявленного требования мировым судьей выносится судебный приказ, который на основании поступивших от должника возражений относительно его исполнения может быть отменен (ч. 1 ст. 123.7 КАС РФ).
Пункт 2 ст. 48 НК РФ предусматривает аналогичный порядок исчисления срока для обращения в суд, если иное не предусмотрено данным пунктом.
По смыслу положений глав 11.1 и 32 КАС РФ, учитывая правовую позицию, изложенную в п. 49 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября
2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», если из заявления и приложенных к нему документов усматривается, что оно подано по истечении шестимесячного срока, то требование о взыскании обязательных платежей и санкций, содержащееся в нем, не является бесспорным.
Соответственно, в силу п. 3 ч. 3 ст. 123.4 КАС РФ мировой судья отказывает в принятии такого заявления.
В этом случае взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке гл. 32 КАС РФ в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (п. 6 ч. 1 ст. 287 КАС РФ).
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (ч. 2, п. 6 ч. 1 ст. 286 КАС РФ, п. 3 ст. 48 НК РФ).
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 287 КАС РФ в административном исковом заявлении о взыскании обязательных платежей и санкций должны быть указаны сведения об отмене судебного приказа по требованию о взыскании обязательных платежей и санкций, вынесенного в порядке, установленном гл. 11.1 КАС РФ. В подтверждение этого к административному исковому заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций прилагается копия определения судьи об отмене судебного приказа (ч. 2 ст. 287 КАС РФ).
Из анализа приведенных выше норм в их взаимосвязи следует, что налоговым органом должны последовательно приниматься меры по взысканию налоговой задолженности, а именно, первоочередной является подача заявления о вынесении судебного приказа, а при отмене судебного приказа либо отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа - предъявление административного иска.
Срок обращения для получения судебного приказа подлежит проверке при рассмотрении соответствующего вопроса мировым судьей. Если мировой судья вынес судебный приказ, не усмотрев при этом оснований для отказа в принятии заявления налогового органа, установленного п. 3 ч. 3 ст. 123.4 КАС РФ, то указанный срок мировым судьей признан не пропущенным.
Аналогичная позиция разъяснена в п. 26 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2016 года № 62.
Поскольку проверка законности и обоснованности судебного приказа относится к компетенции суда кассационной инстанции (ч. 3 ст. 123.8 КАС РФ), а определение об отмене судебного приказа в соответствии с гл. 34, 35 КАС РФ не подлежит обжалованию, то судья районного суда при рассмотрении административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций после отмены судебного приказа не вправе проверять названные судебные акты, в частности, право налогового органа (таможенного органа) на обращение к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа и соблюдение им срока на такое обращение.
На основании заявления налогового органа мировым судьей судебного участка № 2 Волжского района г. Саратова был выдан судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ, который был отменен ДД.ММ.ГГГГ (административное дело №), ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в суд с настоящим административным заявлением.
В соответствии со ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Частью 2 ст. 286 КАС РФ также предусмотрено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Таким образом, межрайонной ИФНС России № 20 по Саратовской области соблюдены сроки и порядок взыскания с ФИО1 недоимки по налогам и пени, в том числе установленные ст. 48 НК РФ и ст. 286 КАС РФ сроки обращения в суд.
Следовательно, налоговым органом соблюден порядок и сроки направления уведомления, требования, правильность исчисления размера налога, сроки на обращение в суд, а также о наличии у административного ответчика обязанности по уплате налога на имущество физических лиц и транспортного налога за указанные период, в связи с ее неисполнением.
Произведенные административным истцом расчеты суд находит верными, поскольку они произведены на основании норм НК РФ. Возражений относительно расчетов со стороны административного ответчика не поступило.
В силу п. 2 ст. 57 НК РФ при уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно п. 1 ст. 72 НК РФ пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
В соответствии со ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено гл. 25 и 26.1 данного Кодекса.
При этом пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (п. 5).
Процедура и сроки взыскания пени аналогичны процедуре и срокам взыскания налога, страховых сборов.
Согласно ст. 69 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки в его адрес направляется требование об уплате налога. При этом в случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В силу ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Указанные правила в силу п. 3 ст. 70 НК РФ применяются также в отношении сроков направления требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных гл. 9 настоящего Кодекса.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об обоснованности административных исковых требований, удовлетворении административного иска и взыскании в пользу истца задолженности по налогам и пени за указанный период в заявленном размере.
В связи с тем, что административным истом государственная пошлина при подаче иска в суд уплачена не была, государственная пошлина в размере 1052 руб. 78 коп. подлежит взысканию в доход федерального бюджета с административного ответчика (ст. 114 КАС РФ).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-181 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░ ░ ░░░1 (░░░░░░░ ░░░░░ №, ░░░ № ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 20 ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ 2018 ░░░ ░ ░░░░░░░ 226 ░░░░░░, ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 2015 ░░░░ ░░ 2018 ░░░ ░ ░░░░░ 28 200 ░░░░░░ 08 ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░1 (░░░░░░░ ░░░░░ №, ░░░ №) ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1052 ░░░░░ 78 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 23 ░░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░