Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-53/2024 (2а-409/2023;) ~ М-465/2023 от 15.12.2023

    УИД: 59RS0013-01-2023-000809-82

    Дело № 2а-2-53/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 мая 2024 года                                    с. Частые

Большесосновский районный суд Пермского края г. Перми в составе

председательствующего судьи Дорофеевой Н.Ю.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Сверчковой И.М.,

с участием представителя административного истца Головниной О.А.,

представителя административного ответчика Отделения МВД России «Частинское» Важесова А.Ю.,

представителя административного ответчика ГУ МВД России по Пермскому краю Злобиной А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Частинского района Пермского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Отделению МВД России «Частинское», Главному управлению МВД России по Пермскому краю о признании незаконным бездействия, возложении обязанности,

установил:

    прокурор Частинского района Пермского края, действуя в интересах неопределенного круга лиц к Отделению МВД России «Частинское» обратился в суд с административным исковым заявлением, с учетом уточнения, о признании незаконным бездействие Отделения МВД России «Частинское», выразившегося в непринятии мер, направленных на устранение нарушений федерального законодательства, возложении обязанности провести работы по устранению нарушений в помещении ИВС (комната № согласно техническому паспорту от ДД.ММ.ГГГГ), расположенного в административном здании по адресу: <адрес>:

- устранить нарушение раздела V, табл. 5.25 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» путем приведения уровня искусственной освещенности в процедурном кабинете медицинской части в соответствии с нормой от 2,4 до 4,5 раз;

- устранить нарушение п. 18.2 СП 12-95 МВД России «Инструкция по проектированию объектов органов внутренних дел (милиции) МВД России» путем проведения ремонтных работ в камерах (№, 3) по покрытию стен и потолка;

- устранить нарушение п. 2 ст. 36 Федерального закона от 30.03.1999                  № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 2.21. СанПин 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания» путем внесения в личные медицинские книжки сотрудников ИВС, привлекаемых к раздаче пищи и мытью посуды, результатов прохождения гигиенической подготовки и аттестации;

- устранить нарушение п. 2.16 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания» путем проведения ремонтных работ по внутренней отделке комнаты подогрева пищи и мытья посуды;

- устранить нарушение п. 2.1 Инструкции по дезинфекции и дезинсекции в паровоздушноформалиновых, паровых и комбинированных дезинфекционных камерах и в воздушных дезинсекционных камерах, утвержденной Госкомсанэпиднадзором РФ 22.07.1996 путем прохождения курсов и получения лицом, обслуживающим дезинфекционную камеру удостоверения об окончании курсов дезинфекторов или инструкторов-дезинфекторов;

- устранить нарушение п. 7 главы III Приказа Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 № 706н «Об утверждении Правил хранения лекарственных средств» путем оборудования помещения для хранения лекарственных средств прибором для регистрации параметров воздуха (термометрами, гигрометрами (электронными гигрометрами) или психрометрами;

- устранить нарушения пунктов 10, 11 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 № 706н, путем проведения работы по идентифицированную лекарственных средств с помощью стеллажной карты, либо журнала сроков годности с указанием информации о лекарственном средстве (наименование, форма выпуска и дозировка, номер серии, срок годности, производитель лекарственного средства);

- устранить нарушение п. 11 Инструкции о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, утвержденной приказом МВД России и Минздрава России от 31.12.1999 № 1115/475, в соответствии с разъяснением Росздравнадзора от 10.03.2010 №04И-195/10 «О дезинфекционных камерах» путем проведения бактериологического контроля работы дезинфекционной камеры ВФЭ-2/0,9 производства ИП ФИО1 (<адрес>) установленной в ИСВ в целях проверки качества дезинфекции вещей;

- устранить нарушение п. 4.2.1 СП 2.1.3678-20, п. 4.4 СП 94.13330.2016 «Свод правил. Приспособление объектов коммунально-бытового назначения для санитарной обработки людей, специальной обработки одежды и подвижного состава автотранспорта» путем проведения бактериологического контроля работы дезинфекционной камеры в целях проверки качества дезинфекции вещей, а также оборудования отельного входа в разгрузочном отделении помещения дезблока;

- принять меры к получению лицензии на осуществление медицинской деятельности в изоляторе временного содержания, расположенном в административном здании ОМВД России «Частинское», по адресу: <адрес>. Указанные нарушения устранить в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование требований указано, что прокуратурой Частинского района на основании поступившего поручения прокуратуры Пермского края от 07.02.2023 с привлечением специалистов ФКУ здравоохранения медико-санитарной части МВД РФ по Пермскому краю в марте, октябре 2023 года, проведены проверки в деятельности изолятора временного содержания ОМВД России «Частинское» (далее по тексту ИВС), по обеспечению надлежащих условий содержания подозреваемых и обвиняемых, в ходе которых выявлены нарушения федерального законодательства. Изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений, являются подразделениями полиции и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (части 1 и 3 статьи 9 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее по тексту Федеральный закон № 103-ФЗ). Согласно статье 4 Федерального закона № 103-ФЗ содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей. Частью 1 и 2 статьи 9 Федерального закона № 103-ФЗ установлено, что изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений. В изоляторах временного содержания в случаях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, могут временно содержаться подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу. В силу ст. ст. 17, 22, 23, 24 Федерального закона № 103-ФЗ подозреваемые и обвиняемые имеют право на личную безопасность в местах содержания под стражей, обеспечиваются бесплатным питанием, достаточным для поддержания здоровья и сил по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации, им создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности, оказывается медицинская помощь и обеспечивается санитарно-эпидемиологическое благополучие в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых. В соответствии с п. 3 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД России от 22.11.2005 № 950 «Об утверждении» организация и обеспечение режима в ИВС, поддержание в нем внутреннего распорядка возлагается на соответствующего начальника территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации, его заместителя - начальника полиции, заместителя начальника полиции (по охране общественного порядка), начальника ИВС. Положением об Отделении МВД РФ «Частинское», утвержденным приказом ГУ МВД России по Пермскому краю от 01.09.2021 № 404 (далее по тексту Положение), определены основные полномочия Отделения, которое создано в целях реализации возложенных на органы внутренних дел РФ задач по обеспечению защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан РФ, противодействию преступности, охране общественного порядка и собственности, обеспечению общественной безопасности на территории Частинского муниципального округа. Отделение в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, нормативно правовыми актами МВД России, правовыми актами ГУ МВД России по Пермскому краю, а также настоящим Положением. Разделом 2 данного Положения определены задачи и полномочия Отделения. Так согласно п. 21, Отделение обеспечивает в соответствии с законодательством РФ содержание и (или) заключение под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, и лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также их охрану и конвоирование. В соответствии с пунктами 11, 12, 15 раздела 3 Положения Отделение возглавляет начальник, назначенный на должность начальником ГУ МВД России по Пермскому краю, который осуществляет руководство Отделением на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Отделение задач, представляет интересы Отделения в судах, осуществляет в пределах своей компетенции управление имуществом, закрепленным за Отделением на праве оперативного управления, обеспечивает эффективное использование бюджетных ассигнований федерального бюджета. Отделение является юридически лицом в организационно - правовой форме государственного учреждения, имеет самостоятельный баланс, лицевой счет, выступает истцом и ответчиком в суде (п. 18 раздела 3 Положения). Отделение является получателем бюджетных ассигнований федерального бюджета, осуществляет бюджетные полномочия администратора доходов бюджетов бюджетной системы РФ, ведение бюджетного учета. За Отделением в целях обеспечения его деятельности закрепляются в установленном порядке на праве оперативного управления здания (строения, сооружения), помещения, оборудование, техника, инвентарь и другое имущество (пункты 20, 21 раздела 3 Положения). Согласно выписке из ЕГРП от 18.05.2023 правообладателем на праве оперативного управления административного здания площадью 1067,3 кв.м. по адресу: <адрес>, является Отделение МВД РФ «Частинское» (ИНН 59470000400). В ходе проведенной проверки изолятора временного содержания, расположенного в административном здании ОМВД России «Частинское», по адресу: <адрес>, установлено, что требования Федерального закона № 103-ФЗ, регламентирующего общепринятые санитарно-эпидемиологические нормы, не соблюдаются. Так, в нарушение раздела V, табл. 5.25 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 уровень искусственной освещенности в процедурном кабинете медицинской части ИВС ниже нормы от 2,4 до 4,5 раз. В нарушение п. 18.2 Свода правил 12-95 МВД России «Инструкция по проектированию объектов органов внутренних дел (милиции) МВД России» в камерах (№, 3) ИВС имеются дефекты покрытия стен и потолка. В нарушение пункта 88 СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к профилактике инфекционных болезней», утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № (далее - СанПин №3.3686-21) в ИВС не проводится комплекс дезинфекционных, дезинсекционных, дератизационных мероприятий. В нарушение п. 2 ст. 36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 2.21. СанПин 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания» (далее - СанПин 2.3/2.4.3590-20), утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 27.10.2020 № 32 в личных медицинских книжках сотрудников ИВС, привлекаемых к раздаче пищи и мытью посуды, отсутствуют результаты прохождения гигиенической подготовки и аттестации. В нарушение п. 2.16 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 внутренняя отделка комнаты подогрева пищи и мытья посуды в неудовлетворительном состоянии, имеются дефекты покрытия стен, отслоившаяся краска. Право граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду реализуется, в том числе, путем обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается в том числе посредством государственного санитарно-эпидемиологического нормирования. Основной задачей санитарно-эпидемиологического нормирования является установление санитарно-эпидемиологических требований, удовлетворяющих условиям безопасности для здоровья человека среды его обитания. В нарушение п. 2.1 Инструкции по дезинфекции и дезинсекции в паровоздушноформалиновых, паровых и комбинированных дезинфекционной камерах и в воздушных дезинсекционных камерах, утвержденной Госкомсанэпиднадзором РФ от 22.07.1996 (подпадающей в перечень документов устанавливающих санитарно-эпидемиологическое нормирование) обслуживание дезинфекционной камеры поручено лицу, не имеющему удостоверение об окончании курсов дезинфекторов или инструкторов-дезинфекторов. В нарушение п.679 (приложение № 14) СанПиН 3.3686-21 отсутствует журнал учета аварийных ситуаций при проведении медицинских манипуляций. В нарушение п. 7 главы III Правил хранения лекарственных средств, утвержденных приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 № 706н (далее - Приказ Минздравсоцразвития РФ № 706н) помещение для хранения лекарственных средств не оборудовано прибором для регистрации параметров воздуха (термометрами, гигрометрами (электронными гигрометрами) или психрометрами. В нарушение пунктов 10, 11 Приказа Минздравсоцразвития РФ № 706н, лекарственные средства не идентифицированы с помощью стеллажной карты, либо журнала сроков годности с указанием информации о лекарственном средстве (наименование, форма выпуска и дозировка, номер серии, срок годности, производитель лекарственного средства). В нарушение требований приказа Минздрава России от 09.01.2018 № 1н «Об утверждении к комплектации лекарственными препаратами и медицинскими изделиями укладки экстренной профилактики парентеральных инфекций для оказания первичной медико-санитарной помощи, скорой медицинской помощи, специализированной медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи» аварийная аптечка «Анти ВИЧ/СПИД» в медчасти не укомплектована. В соответствии с Правилами внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД России от 22.11.2005 № 950 (ред. от 27.05.2021), в течение первых суток вновь прибывшие подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку (лица, имеющие признаки педикулеза, - незамедлительно) в санпропускнике ИВС, а при его отсутствии - в санпропускнике (бане) общего пользования населенного пункта; одежда (иные носильные вещи) подлежат обработке в дезинфекционной камере (пункт 14). Согласно пункту 11 Инструкции о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, утвержденной приказом МВД России и Минздрава России от 31.12.1999 № 1115/475, все доставленные для содержания в ИВС лица подвергаются обязательной санитарной обработке в санпропускнике с камерной дезинфекцией вещей, результаты которой заносятся в журнал регистрации дезинфекции (дезинсекции). Согласно письму Росздравнадзора от 10.03.2010 №04И-195/10 «О дезинфекционных камерах», разработанного и подписанного Министерством здравоохранения и социального развития РФ, Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития для дезинфекции в медицинских целях в качестве камеры дезинфекционной не может использоваться не зарегистрированное изделие медицинского назначения камера паровая ВФЭ-2/0,9 производства ИП ФИО1 (<адрес>). В ходе проведенной проверки установлено, что в нарушение п. 11 Инструкции, а также разъяснений указанного письма, в ИВС установлена и используется для дезинфекции в медицинских целях камера паровая ВФЭ-2/0,9 производства ИП ФИО1 (<адрес>), которая не прошла соответствующей регистрации в качестве медицинского изделия. В нарушение п. 4.2.1 СП 2.1.3678-20, п. 4.4 СП 94.13330.2016 «Свод правил. Приспособление объектов коммунально-бытового назначения для санитарной обработки людей, специальной обработки одежды и подвижного состава автотранспорта» в дезблоке не соблюдается поточность обработки одежды, обуви, инвентаря допускается возможность перекрещивания чистых потоков от потоков, не прошедших специальную обработку. Кроме того, исходя из принципов, закрепленных в статье 41 Конституции Российской Федерации и статье 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный № 323-ФЗ), гражданам гарантируются обеспечение их прав в сфере охраны здоровья, доступность и качество при оказании медицинской помощи. В соответствии со статьей 2 Федерального закона № 323-ФЗ под охраной здоровья граждан понимается система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера, осуществляемого в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи. Медицинская помощь - это комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг (пункт 3 статьи 2 Закона об основах здоровья граждан). Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона № 323-ФЗ лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации. В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензирование, осуществляется, в том числе в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан. В соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 этого же Федерального закона медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») подлежит лицензированию. Согласно пункту 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2021 № 852, медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются, в том числе, при оказании первичной медико-санитарной помощи, при проведении медицинских осмотров санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. В соответствии приложением к указанному выше Положению утвержден перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, куда включены работы (услуги) по лечебному делу, медицинским осмотрам (предварительным, периодическим), общей практике, сестринскому делу, терапии. Согласно статье 24 Федерального закона № 103-ФЗ администрация мест содержания под стражей обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых. Пунктом 1 Инструкции о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, утвержденной приказом МВД России № 1115, Минздрава России № 475 от 31.12.1999, медицинскую помощь подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, контроль за выполнением в ИВС государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов организуют и осуществляют медицинские работники изоляторов временного содержания органов внутренних дел. При этом согласно пунктам 7.1, 8.2, 8.3 названной Инструкции, одной из основных задач медицинских работников ИВС является организация и оказание медицинской помощи лицам, содержащимся в ИВС, в обязанности медицинского работника входит, в том числе оказание амбулаторно-поликлинической первичной медико-санитарной помощи, организация оказания скорой медицинской помощи. В силу пункта 9 Инструкции в течение первых суток пребывания в ИВС проводится первичный медицинский осмотр всех вновь поступивших с целью выявления лиц с подозрением на инфекционные заболевания, представляющих опасность для окружающих, и больных, нуждающихся в скорой медицинской помощи. Согласно пункту 122 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД России от 22.11.2005 № 950, лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа в ИВС проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан и нормативными правовыми актами МВД России. Администрация ИВС обязана выполнить санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых. В штате ОМВД России «Частинское» предусмотрена должность заведующего медицинской частью изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых, которая занята, ФИО2 имеющего специальное медицинское образование по специальности «Лечебное дело», квалификацию - врач. В должностные обязанности заведующего медицинской частью ИВС входит, в том числе: осмотр внешнего вида лиц, поступающих в ИВС в целях установления наличия (отсутствия) телесных повреждений указанных лиц; организация неотложной медицинской помощи содержащимся в ИВС лицам; при выявлении инфекционных больных проведение комплекса противоэпидемиологических мероприятий; расчёт потребности в лекарственных препаратах, дез. средствах и медицинского оборудования, выявлении инфекционных и других опасных заболеваний. Ввиду того, что действующими нормативными правовыми актами закреплена обязанность проведения только медицинским работником ИВС медицинских осмотров подозреваемых и обвиняемых, проводимых в рамках амбулаторно-поликлинической, первичной медико-санитарной помощи, что является медицинской деятельностью, подлежащей лицензированию, ОМВД России «Частинское» в нарушение требований Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2021 № 852 лицензия на осуществление медицинской деятельности изолятора временного содержания отделением полиции не получена. Ранее 10.03.2023 по данным нарушениям законодательства принимались меры прокурорского реагирования, на 10.12.2023 нарушения не устранены, соблюдение требований санитарно-эпидемиологических норм и Федерального закона о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений не обеспечено. В связи с тем, что на 13.03.2024 года ОМВД России «Частинское» частично устранены выявленные нарушения требований федерального законодательства, а именно: - с целью устранения нарушений пункта 88 СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к профилактике инфекционных болезней», утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 4 (далее – СанПин №3.3686-21) заключен государственный контракт № 728/1 «Об оказании услуг по содержанию имущества (дератизация, дезинфекция) от 15.01.2024; - с целью устранения нарушения п.679 (приложение № 14) СанПиН 3.3686-21 заведен журнал учета аварийных ситуаций при проведении медицинских манипуляций; - с целью устранения нарушений требований приказа Минздрава России от 09.01.2018 № 1н «Об утверждении к комплектации лекарственными препаратами и медицинскими изделиями укладки экстренной профилактики парентеральных инфекций для оказания первичной медико-санитарной помощи, скорой медицинской помощи, специализированной медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи» путем укомплектования мед санчасти аварийной аптечкой «Анти ВИЧ/СПИД» (л.д.133-136).

Определением судьи от 15.02.2024 к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Главное управление Министерства внутренних дел по Пермскому краю (л.д. 127).

Определением судьи от 13.03.2024 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ФКУЗ «МСЧ МВД России по Пермскому краю» (л.д. 189).

Определением суда от 07.05.2024 принят отказ административного истца прокурора Частинского района Пермского края в части требований: - устранить нарушение раздела V, табл. 5.25 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» путем приведения уровня искусственной освещенности в процедурном кабинете медицинской части в соответствии с нормой от 2,4 до 4,5 раз;

- устранить нарушение п. 2 ст. 36 Федерального закона от 30.03.1999                  № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 2.21. СанПин 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания» путем внесения в личные медицинские книжки сотрудников ИВС, привлекаемых к раздаче пищи и мытью посуды, результатов прохождения гигиенической подготовки и аттестации;

- устранить нарушения пунктов 10, 11 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 № 706н, путем проведения работы по идентифицированную лекарственных средств с помощью стеллажной карты, либо журнала сроков годности с указанием информации о лекарственном средстве (наименование, форма выпуска и дозировка, номер серии, срок годности, производитель лекарственного средства);

- устранить нарушение п. 11 Инструкции о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, утвержденной приказом МВД России и Минздрава России от 31.12.1999 № 1115/475, в соответствии с разъяснением Росздравнадзора от 10.03.2010 №04И-195/10 «О дезинфекционных камерах» путем проведения бактериологического контроля работы дезинфекционной камеры ВФЭ-2/0,9 производства ИП ФИО1 (<адрес>) установленной в ИСВ в целях проверки качества дезинфекции вещей;

- устранить нарушение п. 4.2.1 СП 2.1.3678-20, п. 4.4 СП 94.13330.2016 «Свод правил. Приспособление объектов коммунально-бытового назначения для санитарной обработки людей, специальной обработки одежды и подвижного состава автотранспорта» путем проведения бактериологического контроля работы дезинфекционной камеры в целях проверки качества дезинфекции вещей;

- устранить нарушение п. 7 главы III Приказа Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 № 706н «Об утверждении Правил хранения лекарственных средств» путем оборудования помещения для хранения лекарственных средств прибором для регистрации параметров воздуха (термометрами, гигрометрами (электронными гигрометрами) или психрометрами. Производство по делу в этой части прекращено.

Представитель административного истца в судебном заседании на требованиях настаивала, с учетом уточенного административного искового заявления и заявления об отказе от иска в части требований. Дополнительно пояснила, что Отделением МВД России «Частинское» в период нахождения дела в производстве суда предпринимались меры по устранению нарушений в части проведения ремонтных работ в камерах № и № по покрытию стен и потолков, был заключен договор на поведение ремонтных работ. Однако при визуальном осмотре 07.05.2024 было установлено, что в камере № и № имеются дефекты покрытия стен и потолка. По мнению истца, нарушения в данной части не устранены. Ссылки административного ответчика на приказ МВД России от 24.09.2018, которым утверждена Концепция развития первичной медико-санитарной помощи в системе МВД России на период с 2019-2024 годов, не обоснованы, поскольку приказ предусматривает создание 14 зравпунктов и амбулаторий на территории Пермского края, в указанный перечень с. Частые не входит.

Представитель административного ответчика Отделения МВД «Частинское» в судебном заседании требования не признал, представил письменный отзыв на иск (л.д.121-125). В ходе судебного заседания, представитель ответчика фактически признавал наличие выявленных нарушений, указанных в акте. В целях устранения выявленных нарушений, был заключен государственный контракт № на выполнение работ по текущему ремонту в помещениях ИВС ОМВД «Частинское» от 10.11.2023, который в настоящее время проведен. Соответственно возражает против удовлетворения в части возложения обязанности устранить нарушение п. 18.2 СП 12-95 МВД России «Инструкция по проектированию объектов органов внутренних дел (милиции) МВД России» путем проведения ремонтных работ в камерах (№, 3) по покрытию стен и потолка. Также не согласен о возложения обязанности по устранению нарушений п. 4.2.1 СП 2.1.3678-20, п. 4.4 СП 94.13330.2016 «Свод правил. Приспособление объектов коммунально-бытового назначения для санитарной обработки людей, специальной обработки одежды и подвижного состава автотранспорта» в части оборудования отельного выхода в разгрузочном отделении помещения дезблока, поскольку проход для выхода есть, но в настоящее время он не оборудован дверями, не используется.

Представитель административного ответчика ГУ МВД России по Пермскому краю в судебном заседании требования не признала, представили письменные возражения на иск (л.д.211-213). Дополнительно в судебном заседании пояснила, что Отделение МВД России «Частинское» является самостоятельным юридическим лицом, в связи с чем на ГУ МВД России по Пермскому краю не могут быть возложены обязанности. Требования в части возложения обязанности к принятию мер к получению лицензии на осуществление медицинской деятельности в ИВС Отделением МВД России «Частинское» не исполнимо. Приказом МВД Российской Федерации от 24.09.2018 № 615 утверждена Концепция развития первичной медико-санитарной помощи в системе МВД России на период с 2019-2024 годов, в целях исполнения под. 6 п.2 Положения МВД РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 21.12.2016 № 699, в целях повышения доступности и качества медицинской помощи в системе МВД России, а также передачи функций медицинского обеспечения лиц, находящихся в местах принудительного содержания, в медико-санитарные части МВД России по субъектам РФ, согласно которой предусматривается создание зравпунктов и амбулаторий на территории Пермского края.

Заинтересованное лицо ФКУЗ «МСЧ МВД России по Пермскому краю» о месте и времени рассмотрения дела извещено, в судебное заседание не явилось, ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие представителя, мнение по иску не представило (л.д. 209).

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В судебном заседании установлено, что согласно сведениям из ЕГРЮЛ Отделение МВД «Частинское» зарегистрировано в качестве юридического лица с 24.02.2015 (ИНН 5947000400), является правообладателем на праве оперативного управления административного здания, площадью 1067,3 кв.м. по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д.19-21).

Положением об Отделении МВД РФ «Частинское», утвержденным приказом ГУ МВД России по Пермскому краю от 01.09.2021 № 404 (л.д. 38-44), определены основные полномочия Отделения, которое создано в целях реализации возложенных на органы внутренних дел РФ задач по обеспечению защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан РФ, противодействию преступности, охране общественного порядка и собственности, обеспечению общественной безопасности на территории Частинского муниципального округа. Отделение в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, нормативно правовыми актами МВД России, правовыми актами ГУ МВД России по Пермскому краю, а также настоящим Положением.

Разделом 2 данного Положения определены задачи и полномочия Отделения. Согласно п. 21, Отделение обеспечивает в соответствии с законодательством РФ содержание и (или) заключение под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, и лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также их охрану и конвоирование. Согласно п. 4 отделение в целях реализации своих полномочий имеет право: осуществлять эксплуатацию, текущий и капитальный ремонт объектов закрепленных за Отделением.

В соответствии с пунктами 11, 12, 15 раздела 3 Положения Отделение возглавляет начальник, назначенный на должность начальником ГУ МВД России по Пермскому краю, который осуществляет руководство Отделением на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Отделение задач, представляет интересы Отделения в судах, осуществляет в пределах своей компетенции управление имуществом, закрепленным за Отделением на праве оперативного управления, обеспечивает эффективное использование бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Отделение является юридически лицом в организационно - правовой форме государственного учреждения, имеет самостоятельный баланс, лицевой счет, выступает истцом и ответчиком в суде (п. 38 раздела 3 Положения).

Отделение является получателем бюджетных ассигнований федерального бюджета, осуществляет бюджетные полномочия администратора доходов бюджетов бюджетной системы РФ, ведение бюджетного учета. За Отделением в целях обеспечения его деятельности закрепляются в установленном порядке на праве оперативного управления здания (строения, сооружения), помещения, оборудование, техника, инвентарь и другое имущество (пункты 40, 41 раздела 3 Положения) (л.д.38-44).

На основании решения прокурора Частинского района проведена проверка ОМВД России «Частинское» по соблюдению санитарно-эпидемиологического законодательства, о пожарной безопасности, порядка содержания лиц содержащихся под стражей в изоляторе временного содержания ОМВД с целью обеспечения защиты охраняемых законом интересов общества и государства, соблюдения прав лиц, содержащихся под стражей (л.д. 17).

      10.03.2023 прокуратурой Частинского района в адрес начальника ОМВД России «Частинское» Смыслова А.М. внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства при содержании подозреваемых, обвиняемых в ИВС, и к безотлагательному принятию мер к устранению выявленных нарушений законодательства РФ, в том числе: п. 18.2 СП 12-95 МВД России «Инструкция по проектированию объектов органов внутренних дел (милиции) МВД России» в камерах (№, 3) имеются дефекты покрытия стен и потолка; п. 2.16 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания» внутренняя отделка комнаты подогрева пищи и мытья посуды в неудовлетворительном состоянии (дефекты покрытия стен, отслоившаяся краска); п. 2.1 Инструкции по дезинфекции и дезинсекции в паровоздушноформалиновых, паровых и комбинированных дезинфекционных камерах и в воздушных дезинсекционных камерах, утвержденной Госкомсанэпиднадзором РФ 22.07.1996 обслуживание дезинфекционной камеры поручается лицу, не имеющему удостоверение об окончании курсов дезинфекторов или инструкторов-дезинфекторов; п. 4.2.1 СП 2.1.3678-20, п. 4.4 СП 94.13330.2016 «Свод правил. Приспособление объектов коммунально-бытового назначения для санитарной обработки людей, специальной обработки одежды и подвижного состава автотранспорта» в дезблоке не соблюдается поточность обработки одежды, обуви инвентаря, допускается возможность перекрещивания чистых потоков от потоков не прошедших специальную обработку (л.д.45-47).

В период с 17.10.2023 по 20.10.2013 проведена внеплановая выездная проверка в отношении ИВС Отделение МВД «Частинское» с привлечением специалистов ФКУЗ «МСЧ МВД России по Пермскому краю», в ходе которой были выявлены санитарно-эпидемиологические нарушения при обеспечении надлежащих условий содержания подозреваемых и обвиняемых в ИВС, зафиксированные в акте № от 20.10.2023, в том числе следующие нарушения: п. 18.2 СП 12-95 МВД России «Инструкция по проектированию объектов органов внутренних дел (милиции) МВД России» регламентировано, что внутренние поверхности стен камер, карцеров и медицинских изоляторов следует штукатурить гладко и окрашивать клеевой краской. При проверке установлено, что в камерах (№, 3) имеются дефекты покрытия стен и потолка; п. 2.16 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания» регламентировано, что внутренняя отделка производственных и санитарно-бытовых помещений предприятий общественного питания должна быть выполнена из материалов позволяющих проводить ежедневную влажную уборку, обработку моющими и дезинфицирующими средствами, и не иметь повреждений. При проверке 17.10.2023 установлено, что внутренняя отделка комнаты подогрева пищи и мытья посуды в неудовлетворительном состоянии (дефекты покрытия стен, отслоившаяся краска); п. 2.1 Инструкции по дезинфекции и дезинсекции в паровоздушноформалиновых, паровых и комбинированных дезинфекционных камерах и в воздушных дезинсекционных камерах, утвержденной Госкомсанэпиднадзором РФ 22.07.1996 регламентировано, что обслуживание дезинфекционных (дезинсекионных) камер поручают лицам, имеющим удостоверение об окончании курсов дезинфекторов или инструкторов-дезинфекторов. Кроме того, лица, обслуживающие дезинфекционные камеры, оборудованные собственными паровыми котлами, должны пройти соответствующую теоретическую подготовку и практическую подготовку и иметь свидетельство на право управление котлами. При проверке 17.10.2023 установлено, что у инструктора-дезинфектора отсутствует удостоверение об окончании курсов дезинфекторов и свидетельство на право управления котлами; п. 4.2.1 СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг», регламентировано, что необходимо соблюдение требование поточности в помещении дезблока, не допускается перекрещивание чистых потоков объектов и потоков, не прошедших специальную обработку. При проверке 17.10.2023 в дезблоке не соблюдается поточность обработки одежды, обуви, инвентаря. Рекомендовано по окончании последней загрузки объектов в дезинфекционную камеру проведение дезинфектором дезинфекции помещения загрузочного отделения, а в дальнейшем оборудование отдельного входа в разгрузочном отделении помещения дезблока (л.д.12 оборот-15).

Согласно штатному расписанию Отделения МВД России «Частинское», утвержденному приказом ГУ МВД России по Пермскому краю от 24.08.2021 №, в медицинской части ИВС предусмотрена одна должность заведующего медицинской частью (л.д.96-99).

Приказом № л/с от ДД.ММ.ГГГГ Отделения МВД России по Частинскому району ФИО2 принят на должность заведующего (начальника) медицинской частью изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых Отделения МВД России по Частинскому району с ДД.ММ.ГГГГ и с ним заключен трудовой договор № (л.д.100, 101-104).

Должностным регламентом заведующего медицинской частью ИВС подозреваемых и обвиняемых ОМВД России «Частинское» ФИО2, утвержденным начальником отделения 14.03.2023 предусмотрено, что заведующий медицинской частью ИВС обязан: проводить опрос о состоянии здоровья и осмотр внешнего вида лиц, поступивших в ИВС, в целях установления наличия (отсутствия) телесных повреждений указанных лиц (п.3.2.); принимать участие в организации и проведении медицинского освидетельствования, санитарной обработке лиц, поступивших в ИВС, и их вещей (п.3.3.); докладывать начальнику ИВС о каждом случае выявления лиц, поступивших в ИВС, с подозрением на наличие инфекционного заболевания, а также выявлять заболевания у лиц, содержащихся в ИВС, и обеспечивать противоэпидемические мероприятия (п.3.4.); организовывать медицинскую помощь лицам, содержащимся в ИВС, случае их обращения, в том числе неотложную (п.3.11); выявлять инфекционные и другие опасные заболевания (п.3.15); обеспечивать проведение противоэпидемиологических и дезинфекционных мероприятий при выявлении инфекционных больных (п.3.16); выполнение рекомендаций и назначений врачей – специалистов и консультантов (п.3.17); организовывает и обеспечивает проведение санитарно-противоэпидемических мероприятий при выявлении инфекционных больных (п.3.20) (л.д.105-109).

ФИО2 на основании диплома ЭВ № от 1995 года Пермской государственной медицинской академии имеет специальность лечебное дело, на основании удостоверения № от ДД.ММ.ГГГГ ему присвоена квалификация врача терапевта, на основании диплома о профессиональной переподготовке № от ДД.ММ.ГГГГ имеет право на ведение профессиональной деятельности в сфере организация здравоохранения и общественного здоровья (110,110 оборот, 111).

Согласно протоколу ФКУЗ России по Пермскому краю ЦГСЭН проведено исследование индикаторов биологических для контроля дезинфекционной камеры № от ДД.ММ.ГГГГ по паровому методу БИК ДК-01-«ИЛЦ», установленной в ИВС, ОМВД «Частинское», результат - дезинфекция эффективна (л.д. 214-215).

Рассматривая административное исковое заявление по возложению обязанности на Отделение МВД России «Частинское» по признаю бездействия незаконным и возложению обязанности по устранению нарушений, в части проведения ремонтных работ в камерах (№, 3) по покрытию стен и потолка и по внутренней отделке комнаты подогрева пищи и мытья посуды, прохождения курсов и получения лицом, обслуживающим дезинфекционную камеру удостоверения об окончании курсов дезинфекторов или инструкторов-дезинфекторов и оборудования отельного входа в разгрузочном отделении помещения дезблока, суд приходит к следующим выводам.

Протоколом МВД России от 12 февраля 1995 года № введена в действие Инструкция по проектированию объектов органов внутренних дел МВД России (Свод правил - СП 12-95). Согласно разделу 1 нормы инструкции должны соблюдаться, в том числе при разработке проектов на строительство, реконструкцию, расширение, техническое перевооружение зданий, помещений, сооружений специализированных учреждений органов внутренних дел (милиции), в том числе в специализированных учреждениях милиции – изоляторов для временного содержания задержанных и заключенных под стражу (ИВС).

Пунктом 18.2 данной Инструкции предусмотрено, что внутренние поверхности стен и камер, карцеров и медицинских изоляторов следует штукатурить гладко и окрашивать клеевой краской (л.д.51-86).

В соответствии с пунктами 1.2, 2.16 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27 октября 2021 года №32, предусмотрено, что санитарные правила распространяются на юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по оказанию услуг общественного питания населению (далее - предприятия общественного питания; внутренняя отделка производственных и санитарно-бытовых помещений предприятий общественного питания должна быть выполнена из материалов, позволяющих проводить ежедневную влажную уборку, обработку моющими и дезинфицирующими средствами, и не иметь повреждений.

Заместителем Председателя Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзор РФ в 1996 году утверждена «Инструкция по дезинфекции и дезинсекции в паровоздушноформалиновых, паровых и комбинированных дезинфекционных камерах и в воздушных дезинсекционных камерах», которая содержит основные правила дезинфекции и дезинсекции одежды, постельных принадлежностей, обуви и других объектов в паровоздушноформалиновых, паровых и комбинированных дезинфекционных камерах и дезинсекции этих объектов в воздушных дезинсекционных камерах.

Разделом 2 инструкции установлен порядок обслуживания дезинфекционных камер. Пунктом 2.1. инструкции предусмотрено, что обслуживание дезинфекционных (дезинсекционных) камер поручают лицам, имеющим удостоверение об окончании курсов дезинфекторов или инструкторов-дезинфекторов (л.д.87-95).

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.12.2020 № 44 утверждены Санитарные правила СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг».

В гл. IV указанного акта содержатся санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений при осуществлении деятельности хозяйствующими субъектами, оказывающими медицинские услуги.

В частности, из п. 4.2.1 Санитарно-эпидемиологических требований следует, что размещение помещений медицинской организации должно обеспечивать соблюдение требований к последовательности (поточности) технологических процессов обработки оборудования, инвентаря, материалов.

     Приказриказом Минстроя России от 9 сентября 2016 г. № 625/пр разработан Свод правил СП94.13330.2016 «Приспособление объектов коммунально-бытового назначения для санитарной обработки людей, специальной обработки одежды и подвижного состава автотранспорта» (актулизированная редакция СНиП 2.01.57-85)

     Согласно п. 4.4 Правил предусмотрено, что в объектах или помещениях следует выделять «Грязную» и «чистую» зоны с целью отделения загрязненных потоков от потоков, прошедших санитарную или специальную подготовку.

Поскольку при рассмотрении дела наличие в ИВС ОМВД РФ «Частинское» нарушений санитарно-гигиенических требований, обеспечивающих охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых, выявленных прокурором 17.10.2023 подтвердилось, доказательств принятия достаточных и эффективных мер в целях обеспечения исполнения требований законодательства, в том числе, в части проведения ремонтных работ в камерах (№,3) по покрытию стен и потолка, проведения ремонтных работ по внутренней отделке комнаты подогрева пищи и мытья посуды, отсутствия у инструктора-дезинфектора удостоверения об окончании курсов дезинфекторов и свидетельства на право управления котлами; оборудования отдельного входа в разгрузочном отделении помещения дезблока, административным ответчиком ОМВД РФ «Частинское» не представлено, суд приходит к выводу о законности предъявленных прокурором требований о признании незаконным бездействие Отделения Министерства внутренних дел Российской Федерации «Частинское», выразившееся в непринятии мер по обеспечению санитарно-гигиенических требований обеспечивающих охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых содержащихся в изоляторе временного содержания Отделения Министерства внутренних дел Российской Федерации «Частинское» и возложению обязанности по устранению нарушений, в части проведения ремонтных работ в камерах (№, 3) по покрытию стен и потолка и по внутренней отделке комнаты подогрева пищи и мытья посуды, прохождения курсов и получения лицом, обслуживающим дезинфекционную камеру удостоверения об окончании курсов дезинфекторов или инструкторов-дезинфекторов и оборудования отельного входа в разгрузочном отделении помещения дезблока.

Судом учитывается, что акт проверки по результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия, на основании которого выявлены указанные нарушения и вынесенное представление прокурора об устранении выявленных нарушений Отделением МВД РФ «Частинское» не оспаривались. В судебном заседании представитель Отделением МВД РФ «Частинское» фактически наличие указанных нарушений признавал.

Также судом не принимаются во внимание, возражения в части устранения Отделением МВД РФ «Частинское» нарушений п. 18.2 СП 12-95 МВД России «Инструкция по проектированию объектов органов внутренних дел (милиции) МВД России» и проведения ремонтных работ в камерах (№, 3) по покрытию стен и потолка, в соответствии с заключенным государственным контрактом на выполнение работ по текущему ремонту № от 10.11.2023, поскольку согласно акту проверки от 07.05.2024 проведенного заместителем прокурора Частинского района Головниной О.А., установлено, что в камерах № и № имеются дефекты покрытия стен и потолка (краска отшелушивается). Нарушение не устранено (л.д.227).

Устанавливая срок для исполнения решения суда, суд приходит к выводу, что срок, который административный истец просит установить в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, является разумным, обоснованным и достаточным для исполнения Отделением МВД России «Частинское» вышеуказанных действий.

Рассматривая административное исковое заявление в части заявленного требования о возложении на Отделение МВД России «Частинское» принять меры к получению лицензии на осуществление медицинской деятельности в изоляторе временного содержания суд приходит к следующим выводам.

Исходя из принципов, закрепленных в статье 41 Конституции Российской Федерации и статье 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон об основах здоровья граждан), гражданам гарантируются обеспечение их прав в сфере охраны здоровья, доступность и качество при оказании медицинской помощи.

В соответствии со статьей 2 Закона об основах здоровья граждан под охраной здоровья граждан понимается система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера, осуществляемого в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.

Медицинская помощь - это комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг (пункт 3 статьи 2 Закона об основах здоровья граждан).

Согласно части 1 статьи 26 Закона об основах здоровья граждан лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензирование, осуществляется, в том числе в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан.

В соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 этого же Федерального закона медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») подлежит лицензированию.

Согласно пункту 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2021 № 852, медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются, в том числе, при оказании первичной медико-санитарной помощи, при проведении медицинских осмотров санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

В соответствии приложением к указанному выше Положению утвержден перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, куда включены работы (услуги) по лечебному делу, медицинским осмотрам (предварительным, периодическим), общей практике, сестринскому делу, терапии.

В силу положений статьи 24 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» оказание медицинской помощи и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в местах содержания под стражей организуются в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья; администрация мест содержания под стражей обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.

В соответствии с пунктом 1 Инструкции о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, утвержденной Приказом МВД России № 1115, Минздрава России № 475 от 31.12.1999, медицинскую помощь подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, контроль за выполнением в ИВС государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов организуют и осуществляют медицинские работники изоляторов временного содержания органов внутренних дел.

При этом согласно пунктам 7.1, 8.2, 8.3 той же Инструкции, одной из основных задач медицинских работников ИВС является организация и оказание медицинской помощи лицам, содержащимся в ИВС; в обязанности медицинского работника входит, в том числе оказание амбулаторно-поликлинической первичной медико-санитарной помощи, организация оказания скорой медицинской помощи.

В силу пункта 9 Инструкции в течение первых суток пребывания в ИВС проводится первичный медицинский осмотр всех вновь поступивших с целью выявления лиц с подозрением на инфекционные заболевания, представляющих опасность для окружающих, и больных, нуждающихся в скорой медицинской помощи.

В силу пунктов 122, 123 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД России № 950 от 22.11.2005, лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа в ИВС проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан и нормативными правовыми актами МВД России. Администрация ИВС обязана выполнить санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых;

Подозреваемые и обвиняемые могут обращаться за помощью к медицинскому работнику, дежурному и начальнику ИВС во время ежедневного обхода камер и опроса содержащихся лиц, а в случае ухудшения состояния здоровья - к любому сотруднику ИВС, который обязан об этом незамедлительно доложить дежурному либо начальнику ИВС. Результаты обхода и оказания медицинской помощи отражаются в журнале медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС, и в журнале санитарного состояния ИВС.

Принимая во внимание указанные выше правовые нормы, суд приходит к выводу, что ИВС Отделения МВД России «Частинское» осуществляет медицинскую деятельность, на оказание которой необходимо получить соответствующую лицензию.

Согласно статье 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее Федерального закона о лицензировании) медицинская деятельность отнесена к видам деятельности, на осуществление которых необходима лицензия. Для получения соискатель лицензии направляет (представляет), в соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона о лицензировании, подпункта 8, 8(1) Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.06.2021 № 852, заявление в лицензирующий орган о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы, посредством использования федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

Между тем, с учетом того, что ИВС Отделения МВД России «Частинское» не являются подведомственной Министерству здравоохранения Российской Федерации организацией здравоохранения, в связи с чем возложение обязанности на административного ответчика Отделение МВД России «Частинское» к получению лицензии на осуществление медицинской деятельности изолятором временного содержания (структурным подразделением Отдела) исходя из положений пункта 46 статьи 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» влечет неисполнимость судебного акта.

В абзаце 2 пункта 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» разъяснено, что при предъявлении в суд требований об обязании наделенных публичными полномочиями органов и лиц совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод, законных интересов административного истца (заявителя) в сфере административных и иных публичных правоотношений такие требования подлежат квалификации как требования о признании незаконным соответствующего бездействия и об обязании совершить необходимые действия (статья 124 КАС РФ, статья 198 АПК РФ).

Следовательно, в резолютивной части должен быть сделан вывод о признании незаконным бездействия Отделения МВД России «Частинское» по осуществлению медицинской деятельности медицинским работником изолятора временного содержания пункта полиции без лицензирования.

Частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

При определении способа, которым подлежит устранению допущенное бездействие, суд принимает во внимание правовую позицию Пленума Верховного Суда РФ, приведенную в пункте 26 вышеуказанного постановления о том, что признав оспоренное решение, действие (бездействие) незаконным, суд независимо от того, содержатся ли соответствующие требования в административном исковом заявлении (заявлении), вправе указать административному ответчику (наделенным публичными полномочиями органу или лицу) на необходимость принятия решения о восстановлении права, устранения допущенного нарушения, совершения им определенных действий в интересах административного истца (заявителя) в случае, если судом при рассмотрении дела с учетом субъектного состава участвующих в нем лиц установлены все обстоятельства, служащие основанием материальных правоотношений (пункт 1 части 2, пункт 1 части 3 статьи 227 КАС РФ, часть 2 статьи 201 АПК РФ).

Принимая во внимание право суда самостоятельно определить способ восстановления нарушенных прав неопределенного круга лиц, пребывающих в ИВС Отделения МВД России «Частинское», на надлежащую медицинскую помощь с учетом исполнимости судебного акта, суд считает необходимым обязать Отделение МВД России «Частинское» в срок 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу организовать осуществление медицинской деятельности в изоляторе временного содержания Отделения МВД России «Частинское» лицом, имеющим лицензию на медицинскую деятельность.

В возражениях на административное исковое заявление ГУ МВД России по Пермскому краю ссылается на приказ МВД России от 24.09.2018 № 615, которым утверждена Концепция развития первичной медико-социальной помощи в системе МВД России на 2019-2024 годы, на утверждение 07.07.2021 плана мероприятий по реализации Концепции, которые, в частности, предусматривают создание 14 здравпунктов и амбулаторий на территории Пермского края, со сроком ввода в эксплуатацию в 2024 году, при этом сведения о создании здравпункта в с. Частые отсутствуют, в связи с чем, указанные обстоятельства не являются основанием для отказа в удовлетворении заявленных прокурором Частинского района требований.

Оснований для удовлетворения заявленных требований прокурора к административному ответчику ГУ МВД России по Пермскому краю не имеется.

    Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░».

░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░» ░ ░░░░ 12 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░:

- ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. 18.2 ░░ 12-95 ░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ (░░░░░░░) ░░░ ░░░░░░» ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ (№, 3) ░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░;

- ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. 2.16 ░░░░░░ 2.3/2.4.3590-20 «░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░;

- ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. 2.1 ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ 22.07.1996 ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░;

- ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. 4.2.1 ░░ 2.1.3678-20, ░. 4.4 ░░ 94.13330.2016 «░░░░ ░░░░░░. ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░» ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░» ░ ░░░░ 12 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░» ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░ -                             ░░░░░░░░░ ░.░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 23.05.2024

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-53/2024 (2а-409/2023;) ~ М-465/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
ПРОКУРОР ЧАСТИНСКОГО РАЙОНА
Ответчики
ОТДЕЛЕНИЕ МВД РОССИИ "ЧАСТИНСКОЕ"
Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пермскому краю
Другие
Федеральное казенное учреждение здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пермскому краю"
Суд
Большесосновский районный суд Пермского края
Судья
Дорофеева Надежда Юрьевна
Дело на сайте суда
bolshesos--perm.sudrf.ru
15.12.2023Регистрация административного искового заявления
15.12.2023Передача материалов судье
20.12.2023Решение вопроса о принятии к производству
20.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.01.2024Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
15.02.2024Рассмотрение дела начато с начала
15.02.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.03.2024Судебное заседание
04.04.2024Судебное заседание
25.04.2024Судебное заседание
07.05.2024Судебное заседание
23.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее