Судья-докладчик Ананикова И.А. № 33-5434/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24 июня 2024 г. г. Иркутск
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Амосова С.С.,
судей Ананиковой И.А., Малиновской А.Л.,
при секретаре Ханхасаевой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-122/2024 (№ 2-2061/2023) по иску Вятчинкина С.П. к министерству имущественных отношений Иркутской области, Межрайонному управлению министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области № 4 - Отделу опеки и попечительства граждан по г. Усолье-Сибирское и Усольскому району, Межрайонному управлению министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области № 5 - Отделу опеки и попечительства граждан по г. Тулуну и Тулунскому району о признании действий (бездействия) незаконными, включении в список на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда Иркутской области
по апелляционной жалобе истца
на решение Тулунского городского суда Иркутской области от 7 февраля 2024 г.,
УСТАНОВИЛА:
Обратившись в суд с иском, Вятчинкин С.П. ссылался на то, что ему необоснованно отказано в принятии на учет нуждающихся в жилом помещении как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, срок для постановки на который он пропустил вследствие ненадлежащего выполнения ответчиками своих обязанностей. Просил признать незаконным отказ Межрайонного управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 4 – Отдела опеки и попечительства граждан по г. Усолье-Сибирское и Усольскому району от 01.03.2022 № 329-ро в предоставлении ему жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; признать незаконными действия (бездействие) Межрайонного управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 5 – Отдела опеки и попечительства граждан по г. Тулуну и Тулунскому району, Межрайонного управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 4 – Отдела опеки и попечительства граждан по г. Усолье-Сибирское и Усольскому району в предоставлении ему жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; признать невозможным исполнение решения Усольского городского суда от 06.12.2021 № 2-2167/2021 и апелляционного определения Иркутского областного суда от 14.03.2022 № 33-1971/2022; восстановить ему срок для включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, детей оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого фонда Иркутской области; включить его в названный список (л.д. 143-159).
Решением Тулунского городского суда Иркутской области от 7 февраля 2024 г. постановлено в иске отказать.
В апелляционной жалобе с учетом письменных дополнений к ней Вятчинкин С.П. просит решение отменить. Ссылается на то, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, не учтены конкретные причины, по которым он своевременно не был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
В возражениях относительно апелляционной жалобы представитель министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области М.Г.. просит решение оставить без изменения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители ответчиков, третьих лиц не явились. Суд рассмотрел дело в их отсутствие.
Заслушав доклад судьи Ананиковой И.А., объяснения Вятчинкина С.П., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на жалобу, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
По делу установлено, что Вятчинкин С.П., Дата изъята г. рождения, относился к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, т.к. его мать Вятчинкина Л.В. вступившим в законную силу заочным решением Усольского городского суда Иркутской области от 08.07.1998 была лишена в отношении него родительских прав; сведения об отце внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка. С 11.02.1998 в связи с отказом матери от ребенка истец был помещен в Дом ребенка № 1 г. Иркутска, в последующем переведен в ММОУ «Санаторный детский дом № 5» г. Иркутска, по достижению семилетнего возраста переведен в ОГОУ «Специальная (коррекционная) школа – интернат № 28» г. Тулуна, затем обучался в ОГОБУ НПО «Профессиональное училище № 4» г. Тулуна.
Постановлением мэра г. Усолье-Сибирское от 24.06.1998 № 687 за Вятчинкиным С.П. до его совершеннолетия была закреплена жилая площадь по адресу: (данные изъяты) нанимателем которой первоначально являлся отец Вятчинкиной Л.В. – В.М.., в настоящее время является мать истца Вятчинкина Л.В.
По достижении возраста 18 лет и до 23 лет истец с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и обеспечении жилым помещением в порядке ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не обращался; 16.03.2016 г. он приобрел в собственность жилое помещение, общей площадью 30,7 кв.м, расположенное по адресу: (данные изъяты) в котором зарегистрирован и фактически проживает.
Распоряжением Межрайонного управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 4 от 03.06.2021 № 956-ро Вятчинкину С.П. было отказано в установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении, расположенном по адресу: (данные изъяты) т.к. он не является собственником, нанимателем, членом семьи нанимателя данного жилого помещения.
Из судебных актов по делу № 2-2167/2021 Усольского городского суда Иркутской области следует, что Вятчинкин С.П. обращался в суд с иском к Л.В.. и совместно проживающим с нею в жилом помещении по адресу: (данные изъяты) членам ее семьи о признании невозможным совместного проживания, выселении из жилого помещения, вселении в жилое помещение. Решением Усольского городского суда Иркутской области от 06.12.2021 в удовлетворении исковых требований Вятчинкину С.П. было отказано. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 14.03.2022 вышеуказанное решение в части отказа в удовлетворении иска Вятчинкина С.П. о признании права пользования жилым помещением, вселении в жилое помещение отменено; в указанной части принято новое решение, которым за ним признано право пользования жилым помещением по адресу: (данные изъяты), и он вселен в жилое помещение по указанному адресу.
Распоряжением Межрайонного управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 4 от 01.03.2022 № 329-ро Вятчинкину С.П. было отказано в удовлетворении заявления о предоставлении жилого помещения по муниципальному образованию г. Усолье-Сибирское в связи с тем, что он не включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет; является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: (данные изъяты); не относится к категории лиц, указанных в ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в связи с достижением возраста свыше 23 лет.
Отказав в удовлетворении требований Вятчинкина С.П. по настоящему делу, суд первой инстанции исходил из того, что право на обеспечение жилым помещением истец не приобрел, т.к. к моменту обращения с заявлением о постановке на учет не относился к категории граждан, перечисленных в п. 1 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 № 159-ФЗ, не мог быть признан необеспеченным жилым помещением, имея на праве собственности жилое помещение по адресу: (данные изъяты) судебным актом (апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам от 14.03.2022 № 33-1971/2022) за ним было признано право пользования жилым помещением по адресу: (данные изъяты), в которое он был вселен судом; до достижения возраста 23 лет не обращался в уполномоченный орган с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приравненных к ним лиц, которые подлежат обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда.
Суждения суда, изложенные в решении, подробно мотивированы и судебной коллегии не представляются ошибочными.
Правовые основания предоставления любого вида социальной помощи (в частности по кругу лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры) устанавливаются законом (ч. 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации), в том числе, исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовых и иных средств и возможностей.
В силу вытекающей из ст. ст. 7, 38 и 39 Конституции РФ обязанности государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также определяемых ст. 1 ФЗ от 21.12.1996 № 159-ФЗ понятий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, статус социально защищаемой этим Законом категории совершеннолетних граждан связывается с необходимостью преодоления той трудной жизненной ситуации, в которой эти граждане оказались в детстве (в несовершеннолетнем возрасте), и предоставляемые государством меры социальной поддержки в соответствии с данным Законом призваны помочь этой категории граждан адаптироваться в самостоятельной жизни уже после достижения ими совершеннолетия.
Как указано в преамбуле к ФЗ от 21.12.1996 № 159-ФЗ, он определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Именно в возрасте от 18 до 23 лет по смыслу и содержанию этого закона, граждане, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без родительского попечения, признаются социально незащищенной и требующей дополнительной поддержки со стороны государства категорией граждан. Правовой характер этого статуса сам по себе не подразумевает право данной категории граждан на получение мер социальной поддержки со стороны государства на основании указанного Закона, независимо от срока обращения в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.
С достижением возраста 23 лет такие граждане, не обратившиеся с соответствующим заявлением в компетентный орган местного самоуправления, уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные указанным Законом меры социальной поддержки, так как утрачивается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Истец впервые обратился к ответчику с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относятся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, о постановке его на учет на получение жилого помещения в 2022 г. в возрасте 24 лет.
Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013, предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
В данном Обзоре указано, что до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений; по достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные ФЗ от 21.12.1996 № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки. Вместе с тем отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения.
Указанный подход подтвержден также в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утв. Президиумом Верховного Суда РФ от 23.12.2020.
На момент обращения с заявлением о постановке на учет Вятчинкин С.П. не имел статуса сироты, установленного для лиц в возрасте до 23 лет, по достижении которого данная категория граждан не подлежит постановке на соответствующий учет с целью получения жилого помещения специализированного жилищного фонда, при этом в судебном порядке реализовал право на вселение в ранее закрепленное за ним жилое помещение, невозможность проживания в котором судом установлена не была; в возрасте 18 лет приобрел в собственность жилье, в связи с чем нуждающимся в обеспечении жильем по смыслу приведенных выше норм не являлся.
Доводы истца о ненадлежащем исполнении органами опеки и попечительства обязанностей по постановке его на учет как нуждающегося в жилом помещении в связи с невозможностью проживания в закрепленном жилом помещении обоснованно отвергнуты судом первой инстанции, поскольку установленным законом порядком предоставления данного вида социальной помощи такая обязанность органу опеки попечительства не вменена. Кроме того, законодательство Российской Федерации является открытым и доступным для каждого гражданина РФ, который по собственному усмотрению реализует принадлежащие ему права, в т.ч. на получение касающейся его интересов информации.
Нормы гражданского законодательства предусматривают общие для всех граждан Российской Федерации правила приобретения дееспособности, согласно которым способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста (ст. 21 ГК РФ).
Применительно к обстоятельствам данного дела и положениям ч. 3 ст. 40 ГК РФ, ст. 21 ГК РФ, ст. 145 СК РФ, ст. 29 ФЗ «Об опеке и попечительстве» попечительство над истцом прекращено по достижении совершеннолетнего возраста, недееспособным истец не признан, при этом о своих правах, как лица вышеуказанной категории по достижении совершеннолетия он не заявлял.
Ссылка истца на невозможность исполнения апелляционного определения по делу № 2-2167/2021 в части его вселения в жилое помещение по адресу: (данные изъяты) по существу представляет собой выраженное несогласие с вступившим в законную силу судебным актом об удовлетворении его требований.
Доказательствам и фактическим обстоятельствам дела в обжалуемом решении дана надлежащая оценка, нарушений норм материального права при рассмотрении дела судом первой инстанции не допущено. Доводы апелляционной жалобы не могут повлиять на содержание постановленного судом решения, не свидетельствуют о наличии предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований к его отмене.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 7 ░░░░░░░ 2024 ░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░.░. ░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 01.07.2024.