дело № 2а-1971/2024
УИД 03RS0054-01-2023-002597-56
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
9 февраля 2024 г. г. Стерлитамак
Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Киселевой Р.Ф.,
при секретаре судебного заседания Васильевой В.С.,
с участием помощника прокурора Юсупова Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Башкортостан об установлении административного надзора в отношении Самсонова С. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца д.Ново-<адрес> Республики Башкортостан,
установил:
ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Башкортостан обратилось с административным иском об установлении административного надзора в отношении Самсонова С.В. сроком до погашения судимости, установив следующие ограничения:
Запретить пребывание вне избранного места жительства в период с 22.00 час. до 07.00 час.; запретить выезд за пределы избранного места жительства без разрешения органов внутренних дел; обязать являться на регистрацию в отдел внутренних дел по месту жительства четыре раза в месяц.
Административный истец требования мотивирует тем, что Самсонов С.В. осужден 20 августа 2021 г. Стерлитамакским городским судом Республики Башкортостан по ст.158 ч.3 п. «г» УК Российской Федерации к 1 году 8 мес. лишения свободы строго режима, Апелляционным определением Верховного Суда Республики Башкортостан от 26 октября 2021 г. к назначенному наказанию частично присоединено неотбытое наказание по приговору Мелеузовского районного суда Республики Башкортостан от 13 июля 2017 г. по ст.162 ч.2 УК Российской Федерации, всего к отбытию определено 2 года 4 мес. лишения свободы строго режима. Постановлением Мелеузовского районного суда Республики Башкортостан от 23 декабря 2022 г. не отбытый срок заменен на принудительные работы на 10 мес. 26 дн. Постановлением Бирского межрайонного суда Республики Башкортостан от 3 февраля 2023 г. принудительные работы заменены на 8 мес. 28 дней лишения свободы строго режима. В действиях Самсонова С.В. установлено наличие опасного рецидива преступлений. Подлежит освобождению 19 октября 2023 г.
Представитель ФКУ ИК-7 УФСИН России по РБ в судебное заседание не явился, надлежаще извещены, причина неявки не известна.
Ответчик Самсонов С.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения требований, пояснив, что срок слишком большой и ограничение в виде явки 4 раза в месяц слишком много, поскольку является самозанятым, работает на стройках и указанное будет являться препятствием для работы за пределами города и установленного времени. После освобождения проживает и будет проживать в квартире по адресу: <адрес>, где в последующем собирается и зарегистрироваться.
Суд, выслушав ответчика, заключение прокурора, полагавшего, что исковые требования подлежат удовлетворению частично, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, предусмотрены главой 29 КАС РФ и Федеральным законом от 06.04.2011 года № 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Федеральный закон № 64-ФЗ).
Статьей 2 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» предусмотрено, что административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 названного Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.
Административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания (пункт 2 части 1 статьи 5 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»).
Из приведенных предписаний Закона следует, что основанием для установления административного надзора является сам факт признания наличия рецидива при совершении преступлений. При этом, не имеет значения погашены ли меры взыскания, примененные к такому лицу за нарушение установленного порядка отбывания наказания на момент его освобождения и рассмотрения судом заявления об установлении административного надзора, или нет.
Такой порядок является необходимым и соразмерным, поскольку обусловлен интересами общественной безопасности и соответствует задачам административного надзора, которыми являются предупреждение совершения лицами, указанными в статье 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ, преступлений и других правонарушений, оказание на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов (статья 2 этого же Федерального закона).
В силу частей 1 и 2 статьи 4 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: 1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации. Установление судом административного ограничения в виде обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации является обязательным.
Срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 1 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, и лиц, указанных в частях 2 и 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения (пункт 1 части 3 статьи 5 Федерального закона N 64-ФЗ).
Из материалов дела следует, что Самсонов С.В. приговором Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 20 августа 2021 г. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ст.131 ч.1 УК РФ, с назначением наказания в виде лишения свободы сроком на 5 лет 6 мес. с отбыванием наказания в исправительной колонии строго режима.
Апелляционным определением Верховного Суда Республики Башкортостан от 26 октября 2021 г. приговор Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 20 августа 2021 г. изменен. На основании ст.70 УК РФ к назначенному наказанию по ст.158 ч.3 п. «г» УК РФ частично присоединено не отбытое наказание по приговору Мелеузовского районного суда от 13 июля 2017 г. и окончательно назначено 2 года 4 мес. лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строго режима.
Постановлением Бирского межрайонного суда Республики Башкортостан от 3 февраля 2023 г. заменена Самсонову С.В. не отбытая часть наказания в виде принудительных работ, назначенных постановлением Мелеузовского районного суда Республики Башкортостан от 23 декабря 2022 г. лишением свободы на срок 8 месяцев 28 дней с отбыванием наказания в исправительной колонии строго режима.
Приговором Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 20 августа 2021 г. в действиях Самсонова С.В. установлен опасный рецидив преступлений.
Самсонов С.В. отбывал наказание в ФКУ ИК-7 УФСИН России по РБ, освобожден 19 октября 2023 г.
Характеризующий материал на ответчика, сведения о поступлении в учреждение административным истцом не представлен.
Согласно абзацу "б" части 2 статьи 18 Уголовного кодекса Российской Федерации рецидив преступлений признается опасным при совершении лицом тяжкого преступления, если ранее оно было осуждено за тяжкое или особо тяжкое преступление к реальному лишению свободы.
В связи с тем, что Самсонов С.В. совершил тяжкое преступление при опасном рецидиве преступлений, суд исходит из наличия безусловных оснований для установления в отношении него административного надзора сроком на 8 лет за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Частью 1 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации установлено, что лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости. Судимость в соответствии с настоящим Кодексом учитывается при рецидиве преступлений, назначении наказания и влечет за собой иные правовые последствия в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.
Срок административного надзора определен судом в соответствии с положениями части 4 статьи 15, пункта "г" части 3 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор, как осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с данным Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом, относится к мерам предупреждения преступлений и других правонарушений, оказания на лицо индивидуального профилактического воздействия, а не к мерам ответственности за совершенное правонарушение. При этом применение административного надзора, в отличие от уголовной ответственности, связывается не со временем совершения преступления, а с освобождением лица из мест лишения свободы и с наличием непогашенной либо неснятой судимости, которая в соответствии с частью первой статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации влечет за собой правовые последствия в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами.
Согласно части 8 статьи 272 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, принимая решение об установлении административного надзора, одновременно устанавливает и виды административных ограничений.
В силу части 1 статьи 4 Федерального закона N 64-ФЗ в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории, обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Суд, учитывая данные о личности Самсонова С.В., в целях предупреждения совершения им преступлений и других правонарушений, считает возможным установить следующие ограничения: обязать являться на регистрацию в органы внутренних дел по месту пребывания, жительства или фактического нахождения три раза в месяц до истечения срока административного надзора; запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, пребывания либо фактического нахождения, в период времени с 22 час. 00 мин. до 07 час. 00 мин. на период установления административного надзора, если это не связано с трудовой деятельностью; запретить на срок действия административного надзора выезд за пределы г.Стерлитамак и Стерлитамакского района Республики Башкортостан без разрешения ОВД, если это не связано с его трудовой деятельностью.
В соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Доказательств, свидетельствующих о том, что установление административных ограничений могут повлечь нарушение прав административного ответчика, последним не представлено. Установление в отношении ответчика административного надзора является временным ограничением прав и свобод лица, освобождаемого из мест лишения свободы.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении 25 октября 2018 года N 2782-О указал, что административный надзор, как осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с Федеральным законом "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных данным Федеральным законом (пункт 1 статьи 1), относится к мерам предупреждения преступлений и других правонарушений, оказания на лицо индивидуального профилактического воздействия (статья 2), а не к мерам ответственности за совершенное правонарушение.
Таким образом, установление административного надзора и ограничений не ухудшает положения поднадзорного лица и не отягчает его ответственность, а устанавливает контроль за его поведением после отбытия наказания по его месту жительства. В целях охраны общественных интересов государство вправе устанавливать такой контроль за лицами определенных категорий.
При этом, в соответствии со статьей 10 Закона N 64-ФЗ поднадзорное лицо имеет право обращаться в орган внутренних дел с заявлением о получении разрешения, в том числе, на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, в связи с исключительными личными обстоятельствами, предусмотренными частью 3 статьи 12 настоящего Федерального закона.
Более того, на основании этой же статьи Закона ответчик, как поднадзорное лицо, в дальнейшем вправе обратиться в суд с заявлением о досрочном прекращении административного надзора, а также частичной отмене установленных судом административных ограничений.
В соответствии с частью 2 статьи 9 Закона N 64-ФЗ административный надзор может быть прекращен судом по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет обязанности, предусмотренные настоящим Законом и положительно характеризуется по месту работы и (или) месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Руководствуясь статьями 272-273, 175-180 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░-7 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░ 8 (░░░░░░) ░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░:
- ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░;
- ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ 22.00 ░░░. ░░ 07.00 ░░░. ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░;
- ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░.░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 12 ░░░░░░░ 2024 ░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░