Дело № 2а-635/2024
УИД 33RS0014-01-2024-000423-10
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
11 марта 2024 года
Муромский городской суд Владимирской области в составе
председательствующего судьи Муравьевой Т.А.
при секретаре Пиголевой Е.О.,
с участием административного ответчика Занозина В.В. и его представителя Попова С.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Федеральной налоговой службы по Владимирской области к Занозину В. В. о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц и пени,
установил:
Управление Федеральной налоговой службы по Владимирской области (далее - УФНС России по Владимирской области) обратилось в суд с административным иском к Занозину В.В. и просит взыскать с административного ответчика задолженность в сумме 69 812,98 руб., в том числе:
- налог на доходы физических лиц за 2019 год в размере 61 502 руб.;
- пени, начисленные за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц, в размере 8 310 руб. 98 коп.
В обоснование заявленных требований указано, что в 2019 году административный ответчик Занозин В.В. являлся плательщиком налога на доходы физических лиц. В связи с неисполнением обязанности по уплате налога в установленный законом срок должнику начислены пени, выставлены требования об уплате имеющейся задолженности, которые административным ответчиком оставлены без удовлетворения.
Одновременно административный истец просит восстановить срок для подачи настоящего административного искового заявления, указывая, что налоговый орган не обращался в суд с заявлением о взыскании с административного ответчика спорной задолженности, поскольку предпринимал попытки по привлечению налогоплательщика к добровольной уплате задолженности.
Представитель административного истца УФНС России по Владимирской области, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, административные исковые требования поддержал в полном объеме.
Административный ответчик Занозин В.В. и его представитель Попов С.И., действующий на основании доверенности с дипломом о высшем юридическом образовании, в судебном заседании административные исковые требования не признали, указывая на пропуск налоговым органом установленного законом срока для обращения в суд.
Выслушав объяснения административного ответчика и его представителя, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Эта же обязанность установлена п. 1 ст. 23 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога и применения в последующем при неисполнении требования мер по принудительному взысканию недоимки.
Судом установлено, что в феврале в налоговый орган от налогового агента ООО .... представлены справки о доходах и суммах налога физического лица Занозина В.В. за 2019 год от 27.02.2020 с отражением суммы неудержанного налога на доходы физических лиц в сумме 61 502 руб.
В соответствии со ст. 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Согласно ст. 209 НК РФ объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками:
1) от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации;
2) от источников в Российской Федерации - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главой 23 «Налог на доходы физических лиц» настоящего Кодекса.
Согласно ст. 216 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
В соответствии с п. 1 ст. 226 НК РФ российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 225 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Российские организации, осуществляющие выплаты физических лицам, именуются налоговыми агентами (абз. 2 п. 1 ст. 226 НК РФ).
В силу п. 1 ст. 230 НК РФ налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, предоставленных физическим лицам налоговых вычетов, исчисленных и удержанных налогов в регистрах налогового учета.
Налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту учета документ, содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленных и удержанных налоговым агентом за этот налоговый период по каждому физическому лицу, не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодов (п. 2 ст. 230 НК РФ).
При этом в соответствии с п. 6 ст. 228 НК РФ если иное не предусмотрено настоящей статьей, уплата налога осуществляется не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога.
Согласно налоговому уведомлению № 39143598 от 03.08.2020 административному ответчику за 2019 год начислен НДФЛ в сумме 61 502 руб. со сроком уплаты не позднее 01.12.2020.
На основании п. 2 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
В установленный срок НДФЛ уплачен не был, в связи с чем административному ответчику начислены пени и выставлены требования:
№ 61513 от 11.12.2020 об уплате пени по НДФЛ со сроком для добровольного исполнения до 19.01.2021;
№ 22005 от 12.10.2021 об уплате НДФЛ и пени со сроком для добровольного исполнения до 22.11.2021.
Вместе с тем имеющаяся у административного ответчика задолженность до настоящего времени не погашена.
Судебным приказом мирового судьи судебного участка № 3 г. Мурома и Муромского района № 2а-802-3/2021 от 26.04.2021 с Занозина В.В. в пользу Межрайонной ИФНС России № 4 по Владимирской области взыскана задолженность по уплате НДФЛ за 2019 год в сумме 61 502 руб. и пени за несвоевременную уплату НДФЛ в сумме 78 руб. 42 коп.
По заявлению Занозина В.В. указанный судебный приказ отменен определением мирового судьи от 25.05.2021.
Дальнейших мер принудительного взыскания задолженности налоговым органом не предпринималось.
Согласно ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (п. 3 ст. 48 НК РФ).
В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
По смыслу пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 июня 1999 года № 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса РФ», при рассмотрении дел о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные сроки для обращения налоговых органов в суд, независимо от заявления о пропуске срока ответчиком, поскольку сроки являются пресекательными.
Поэтому одним из необходимых условий для удовлетворения административного иска о взыскании обязательных платежей и санкций является соблюдение административным истцом срока обращения в суд.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Как усматривается из материалов дела, определением мирового судьи от 25.05.2021 судебный приказ № 2а-802-3/2021 от 26.04.2021 отменен по заявлению должника.
Следовательно, последним днем предъявления в суд заявления о взыскании является 25.11.2021.
УФНС России по Владимирской области обратилось в Муромский городской суд с настоящим административным иском лишь 06.02.2024, одновременно ходатайствуя о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд.
Суд не усматривает уважительных причин для восстановления налоговому органу пропущенного процессуального срока.
В рассматриваемом деле своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца и реализации возможности для этого он лишен не был. Каких-либо причин объективного характера, препятствующих или исключающих реализацию административным истцом права на судебную защиту в срок, установленный законом, налоговым органом суду не представлено.
Таким образом, суд приходит к выводу, что срок подачи административного искового заявления пропущен налоговым органом без уважительных причин, что в силу ч. 6 ст. 289, ч. 5 ст. 180 КАС РФ является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ 69 812 ░░░. 98 ░░░. ░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 18 ░░░░░ 2024 ░░░░.