Судья Чиркова Е.А. Дело № 2-316/2021
№ 33-1517/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Богдановой О.Н.,
судей Безносовой Е.И., Ушаковой И.Г.,
при секретаре Кузнецовой Д.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 3 июня 2021 года гражданское дело по исковому заявлению Щедриной С.П. к государственному казенному учреждению «Курганский областной противотуберкулезный диспансер» о признании незаконными пунктов дополнительных соглашений к трудовым договорам, возложении обязанности привести наименование должности в соответствие с требованиями закона, возложении обязанности произвести перерасчет заработной платы, произвести выплату заработной платы, взыскании компенсации морального вреда,
по апелляционным жалобам Щедриной С.П., государственного казенного учреждения «Курганский областной противотуберкулезный диспансер» на решение Курганского городского суда Курганской области от 3 февраля 2021 года.
Заслушав доклад судьи Курганского областного суда Богдановой О.Н., пояснения представителя истца Щедриной С.П. - Шмаковой О.В., представителя ответчика государственного казенного учреждения «Курганский областной противотуберкулезный диспансер» Петровой И.С., представителя третьего лица Департамента здравоохранения Курганской области Тютриной Н.В., представителя третьего лица Региональной организации Межрегионального профессионального союза работников здравоохранения «Альянс врачей» Конопацкой Н.А., судебная коллегия
установила:
Щедрина С.П. обратилась в суд с иском к государственному казенному учреждению «Курганский областной противотуберкулезный диспансер» (далее - ГКУ «КОПТД») о признании незаконными пунктов дополнительных соглашений к трудовым договорам, возложении обязанности привести наименование должности в соответствие с требованиями закона, возложении обязанности произвести перерасчет заработной платы, произвести выплату заработной платы, взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование искового заявления с учетом его неоднократного изменения указывала, что согласно трудовому договору от 6 ноября 2015 года № 1071/15 она осуществляла трудовую функцию в ГКУ «КОПТД». 1 ноября 2019 года с ней подписано дополнительное соглашение к трудовому договору от 6 ноября 2015 года № 1071/15 о переводе работника на другую работу, в котором конкретная должность, а именно то, что фактически она выполняет работу медицинской сестры приемного покоя, не указана. Аналогичная ситуация по трудовому договору № 457/19 от 2 сентября 2019 года, в рамках которого она также занимается выполнением трудовых обязанностей на 0,5 ставки. С 1 ноября 2019 года на основании подписанного дополнительного соглашения к трудовому договору № 457/19 она переведена на другую работу без указания конкретной должности, а именно того, что по факту она выполняет работу медицинской сестры приемного покоя. Указывает, что приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 июля 2010 года № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» закреплена отдельная должность «Медицинская сестра» и «Медицинская сестра приемного отделения (приемного покоя)». По каждой должности утверждены должностные обязанности, которые отличаются. В ее случае в штатном расписании ответчика имеется четыре должности «Медицинская сестра приемного покоя», кроме этого, должностной инструкцией, которую она подписала и исполняет, также возлагаются на нее функции и обязанности по должности «Медицинская сестра приемного покоя», однако в ее трудовой книжке указана должность «медицинская сестра общебольничного медицинского персонала». То есть в настоящее время она исполняет трудовые функции исходя из должностной инструкции, не соответствующей должности, указанной в трудовом договоре. Данное разногласие может оказать существенное влияние на оформление пенсии, так как она относится к категории работников, которым гарантированы право на досрочную пенсию. Также указывает, что согласно трудовому договору работодатель обязан выплачивать истцу коэффициент за работу, которая связана с непосредственным обследованием ВИЧ больных, выплата которых ей не производится в полном объеме. Так, согласно расчетным листам за ноябрь 2019 года и февраль 2020 года указанные выплаты вообще не производились. В мае 2020 года она получила сумму выплаты, начисленной как «коэффициент за работу, которая связана с непосредственным обследованием ВИЧ» в размере 72 руб. 24 коп. В расчетке за май 2020 года также указано, что ей выплачена сумма оклада в размере 9120 руб. за фактически отработанное время. Следовательно, сумма коэффициента составляет 0,8% (72 руб. 24 коп. / 9 120 руб. х 100% = 0,8%), а данный процент должен составлять 40%, как указано в трудовом и коллективном договорах. Просила суд признать незаконным п. 1.4 дополнительного соглашения от 1 ноября 2019 года к трудовому договору № 1071/15 от 6 ноября 2015 года и п. 1.4 дополнительного соглашения от 1 ноября 2019 года к трудовому договору
№ 457/19 от 2 сентября 2019 года, в части указания должности «Медицинская сестра»; обязать ответчика привести наименование должности в соответствие с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 июля 2010 года № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения», указав с даты перевода в трудовом договоре № 1071/15 от 6 ноября
2015 года (дополнительном соглашении от 1 ноября 2019 года) и трудовом договоре № 457/19 от
2 сентября 2019 года (дополнительном соглашении от 1 ноября 2019 года), а также трудовой книжке - «Медицинская сестра приемного отделения (приемного покоя)»; обязать ответчика произвести за период с 1 ноября 2019 года по 31 августа 2020 года перерасчет заработной платы и ее выплату в части выплат 40% сумм «коэффициента за работу, которая связана с непосредственным обследованием ВИЧ» в соотношении с фактически отработанным временем и с учетом положений трудовых договоров № 1071/15 от 6 ноября 2015 года и № 457/19 от 2 сентября 2019 года и коллективного договора, взыскать в пользу истца моральный вред в размере
50000 руб.
В судебном заседании истец Щедрина С.П., ее представитель адвокат Шмакова О.В. на измененных исковых требованиях настаивали по доводам, изложенным в иске.
Представители ответчика ГКУ «КОПТД» Петрова И.С., Яковлева Л.Б. возражали против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в возражениях.
Представитель третьего лица Департамента здравоохранения Курганской области
Тютрина Н.В. исковые требования полагала необоснованными.
Представитель третьего лица Региональной организации Межрегионального профессионального союза работников здравоохранения «Альянс врачей» в Курганской области Конопацкая Н.А. в судебном заседании исковые требования поддержала.
Представитель третьего лица ГУ-Управления пенсионного фонда в г. Кургане Курганской области (межрайонное) в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела без участия представителя, представил письменный отзыв на иск.
Представитель третьего лица Государственной инспекции труда Курганской области в судебное заседание не явился, извещался современно и надлежащим образом, о причинах неявки не уведомил.
Решением Курганского городского суда Курганской области от 3 февраля 2021 года постановлено:
«Исковые требования удовлетворить в части.
Возложить на Государственное казенное учреждение «Курганский областной противотуберкулезный диспансер» привести наименование должности Щедриной С.П. в трудовом договоре № 1071/15 от 06.11.2015 в редакции дополнительного соглашения от 01.11.2019, в трудовом договоре № 457/19 от 02.09.2019 в редакции дополнительного соглашения от 01.11.2019, а также в трудовой книжке Щедриной С.П. в соответствие с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.07.2010
№ 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения», указав должность истца «Медицинская сестра приемного отделения (приемного покоя)».
Взыскать с Государственное казенное учреждение «Курганский областной противотуберкулезный диспансер» в пользу Щедриной С.П. 3000 руб. в возмещение морального вреда.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать за необоснованностью.
Взыскать с Государственного казенного учреждения «Курганский областной противотуберкулезный диспансер» 300 руб. государственной пошлины в доход бюджета муниципального образования город Курган.».
В апелляционной жалобе ГКУ «КОПТД» просит решение суда в части удовлетворенных требований о возложении на ГКУ «КОПТД» обязанности привести наименование должности Щедриной С.П. в трудовом договоре № 1071/15 от 6 ноября 2015 года в редакции дополнительного соглашения от 1 ноября 2019 года, в трудовом договоре № 457/19 от 2 сентября 2019 года в редакции дополнительного соглашения от 1 ноября 2019 года, а также в трудовой книжке Щедриной С.П. в соответствие с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 июля 2010 года № 541н, указав должность истца «Медицинская сестра приемного отделения (приемного покоя)»; взыскании с ГКУ «КОПТД» в пользу Щедриной С.П. 3000 руб. в возмещение морального вреда, взыскании с ГКУ «КОПТД» 300 руб. государственной пошлины отменить, в остальной части оставить без изменения. В обоснование доводов жалобы указывает, что для организации работы учреждения по приему и оформлению пациентов в штатном расписании предусмотрен общебольничный медицинский персонал, в том числе должность медицинской сестры. При этом в штатном расписании отсутствует такое структурное подразделение как приемное отделение или приемный покой. «Приемный покой» в ГКУ «КОПТД» - это локальное наименование поста, где осуществляется прием и оформление пациентов на госпитализацию, которое используется работодателем для определения конкретного рабочего места. Должность медицинской сестры, работающей в «приемном покое», входит в число общебольничного медицинского персонала. Обращает внимание, что перечень должностных обязанностей для конкретной должности, установленный Единым квалифицированным справочником, не является исчерпывающим и может быть расширен или уточнен с учетом технологической однородности и взаимосвязи работ, полученного профессионального образования. Полагает, что поскольку должностные обязанности медицинской сестры приемного отделения (приемного покоя) и медицинской сестры во многом схожи, требования к квалификации данных должностей одинаковы, то ответчиком правомерно были уточнены должностные обязанности медицинской сестры, работающей в «приемном покое». Кроме того, выражает несогласие с выводом суда о том, что с выполнением истцом работы по должности медицинская сестра приемного покоя в противотуберкулезном диспансере связано предоставление ей льготы, установленной законом. Считает, что условием предоставления льготы является не работа на конкретной должности, а непосредственное обслуживание больных в течение полного рабочего дня, так как и должность медицинская сестра и должность медицинская сестра приемного отделения (приемного покоя) относятся к среднему медицинскому персоналу. Отмечает, что в соответствии с данными, представленными пенсионным органом, период работы Щедриной С.П. с 1 ноября 2019 года по 31 декабря 2019 года отражен с кодом льготных условий труда (27-2, 2260000А), то есть как работника, непосредственно обслуживающего больных в туберкулезных учреждениях. За период с 1 января по 31 августа ответчиком поданы аналогичные данные. При этом считает, что при внесении изменений в трудовые договоры и трудовую книжку истца об изменении наименования ее должности возникнет несоответствие сведений, имеющихся в указанных документах и сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В апелляционной жалобе Щедрина С.П. просит решение суда в части отказа в удовлетворении ее требований отменить, заявленные требования удовлетворить в полном объеме. В обоснование доводов жалобы указывает, что в период с 1 ноября 2019 года по 31 августа 2020 года у работодателя отсутствовал локальный акт, регулирующий порядок учета времени с ВИЧ-инфицированными больными. Данный акт введен в действие у работодателя только с 1 сентября 2020 года, в связи с чем он не может применяться к правоотношениям возникшим до его принятия. Также выражает несогласие с выводом суда о том, что истцом не оспаривалось, что исходя из установленного у ответчика порядка оплаты, перечисленные выплаты начислялись и выплачивались в полном объеме, поскольку истцом в материалы дела был представлен как расчет данных выплат, так и контррасчет (к расчету ответчика), что, по мнению автора жалобы, свидетельствует о его несогласии с произведенными работодателем выплатами. Настаивает, что ей должны производиться выплаты с учетом коэффициента за работу, которая связана с непосредственным обследованием (ВИЧ) в размере 40% от оклада за фактически отработанное время. Обращает внимание, что судом не дано оценки тому обстоятельству, что порядок выплаты сумм коэффициента за работу, которая связана с непосредственным обследованием (ВИЧ) определен сторонами в дополнительных соглашениях к трудовым договорам. Содержание постановления Правительства Курганской области от 25 апреля 2016 года № 105 «Об утверждении Положения о системе оплаты труда работников государственных учреждений, подведомственных Департаменту здравоохранения Курганской области» и Положения об отраслевой системе оплаты труда работников ГКУ «КОПТД» не определяют расчет сумм спорного коэффициента непосредственно за время контакта с данной категорией больных (СПИД и ВИЧ-инфицированных).
Возражений на апелляционные жалобы не поступало.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца Щедриной С.П. -Шмакова О.В. на доводах апелляционной жалобы истца настаивала.
Представитель ГКУ «КОПТД» Петрова И.С. доводы апелляционной жалобы ГКУ «КОПТД» поддержала.
Представитель третьего лица Региональной организации Межрегионального профессионального союза работников здравоохранения «Альянс врачей» Конопацкая Н.А. доводы апелляционной жалобы истца поддержала.
Представитель третьего лица Департамента здравоохранения Курганской области
Тютрина Н.В. против удовлетворения апелляционной жалобы истца возражала, доводы апелляционной жалобы ответчика поддержала.
Иные лица, участвовавшие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены надлежаще, о причинах неявки суд не уведомили. На основании ст.ст.167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб истца и ответчика в порядке ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия оснований для отмены состоявшегося по делу судебного акта не усматривает.
В силу ч. 1 ст. 15 Трудового кодекса Российской Федерации трудовыми отношениями признаются отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Согласно ч. 1 ст. 56 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
В соответствии с абз. 3 ч. 2 ст. 57 Трудового кодекса Российской Федерации одним из обязательных условий, подлежащих включению в трудовой договор, является трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы). Если в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов.
Статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации к основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относит, в том числе обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В соответствии с абз. 5 ч. 1 ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.
Частью 1 ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ч. 2 ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
Статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (ч. 1).
В соответствии с положениями ст. 132 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (ч. 1). Запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда (ч. 2).
В соответствии с абзц. 3 п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1995 года № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» размеры повышения оплаты труда за работу с вредными и (или) опасными условиями труда медицинским работникам, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, и лицам, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, работающим в медицинских организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, медицинским работникам и указанным лицам, выполняющим аналогичные функции, из числа гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, а медицинским работникам и указанным лицам, работающим в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, - в порядке, определяемом органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Курганской области от 25 апреля 2016 года № 105 утверждено Положение о системе оплаты труда работников государственных учреждений подведомственных Департаменту здравоохранения Курганской области (далее - Положение от 25 апреля 2016 года № 105).
В соответствии с п. 22 указанного Положения выплаты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливаются работникам в соответствии со
ст. 147 Трудового кодекса Российской Федерации. Выплаты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливаются к тарифной ставке, окладу (должностному окладу) по результатам специальной оценки условий труда (на основании действующих результатов аттестации рабочих мест по условиям труда), за исключением выплат медицинским работникам, указанных в пункте 22-1 Положения.
Компенсационные выплаты медицинским работникам, участвующим в оказании психиатрической помощи, непосредственно участвующим в оказании противотуберкулезной помощи, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также лицам, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, устанавливаются в соответствии со ст. 22 Закона Российской Федерации от 2 июля 1992 года № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», ст. 15 Федерального закона от 18 июня 2001 года № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» и ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1995 года № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)», производятся в размерах согласно приложению 1 к Положению.
В соответствии с п. 18 Раздела III «Учреждения и подразделения, работа в которых связана с обследованием, диагностикой, лечением, обслуживанием больных СПИД и ВИЧ-инфицированных, а также проведением судебно-медицинской экспертизы и другой работы, обусловленной непосредственным контактом с больными СПИД и ВИЧ-инфицированными» таблицы, приведенной в приложении № 1 к Положению от 25 апреля 2016 года № 105, размер выплаты для медицинских работников медицинских организаций, за исключением медицинских работников центров профилактики и борьбы со СПИД (п. 15), медицинских работников учреждений и специализированных отделений, предназначенных для лечения больных СПИД и ВИЧ-инфицированных (п. 16), медицинских работников лабораторий, осуществляющие обследования населения на ВИЧ-инфекцию и исследования поступающей крови и биологических жидкостей от больных СПИД), непосредственно осуществляющие проведение консультаций, осмотров, оказание медицинской помощи и другой работы, обусловленной непосредственным контактом с больным СПИД и ВИЧ-инфицированным (п. 17), установлен в размере 0,4 (тарифной ставки (оклада).
При этом из содержания примечания к указанному приложению следует, что в государственных учреждениях, подведомственных Департаменту здравоохранения Курганской области (далее - Учреждения), на основании настоящего приложения должен быть составлен и утвержден с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации перечень должностей медицинских работников, которым с учетом конкретных условий работы в данном Учреждении, подразделении и должности (лечение, обеспечение диагностики, экспертизы, непосредственное обслуживание или контакт с больными) могут устанавливаться доплаты к окладам (должностным окладам).
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Щедрина С.П. с 6 ноября
2015 года осуществляла свою трудовую деятельность в ГКУ «КОПТД» в должности санитарки в структурном подразделении: отделение туберкулезное легочно-хирургическое, что подтверждается трудовым договором от 6 ноября 2015 года № 1071/15, сведениями, отраженными в трудовой книжке истца.
Приказом от 1 ноября 2019 года № 1263/1-к истец Щедрина С.П. со 2 ноября 2019 года переведена на работу медицинской сестрой общебольничного медицинского персонала. С ней заключено дополнительное соглашение к трудовому договору № 1071/15 от 1 ноября 2019 года о переводе работника на другую работу, согласно которому п.п. 1.2, 1.3, 1.4, 1.7 трудового договора изложены в новой редакции, в частности указано, что работник принимается на работу в качестве медицинской сестры на 1.0 ставку в структурное подразделение общебольничный медицинский персонал со 2 ноября 2019 года. В соответствии с условиями дополнительного соглашения от 1 ноября 2019 года к трудовому договору № 1071/15 от 6 ноября 2015 года за выполнение трудовых обязанностей Щедриной С.П. установлена заработная плата в размере должностного оклада 9120 руб.; выплаты компенсационного характера: выплата работникам занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда в размере 2280 руб. (25%), коэффициент за работу, которая связана с непосредственным обследованием (ВИЧ) - 40 % от оклада за фактически отработанное время; районный коэффициент 15% от начисленной заработной платы; выплата за работу в ночное время 20% часового оклада; выплата за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, при совмещении профессий (должностей), также работнику предусмотрены выплаты стимулирующего характера.
2 сентября 2019 года с Щедриной С.П. заключен трудовой договор № 457/19 в соответствии с которым истец по совместительству принята на работу для исполнения обязанностей медицинской сестры палатной (постовой) для выполнения работ согласно должностной инструкции на 0,25 ставки в ГКУ «КОПТД» в 1-е отделение для больных туберкулезом органов дыхания со 2 сентября 2019 года.
1 ноября 2019 года между сторонами заключено дополнительное соглашение к указанному трудовому договору № 457/19 от 2 сентября 2019 года о переводе работника на другую работу, в соответствии с которым п.п. 1.2, 1.3, 1.4, 1.7 изложены в новой редакции, согласно которой истец принята на работу в качестве медицинской сестры на 0,5 ставки в структурное подразделение общебольничный медицинский персонал с 1 ноября 2019 года. По условиям дополнительного соглашения от 1 ноября 2019 года к трудовому договору № 457/19 от 2 сентября 2019 года Щедриной С.П. установлена заработная плата в размере 4560 руб., а также аналогичные выплаты компенсационного и стимулирующего характера, указанным в дополнительном соглашении к трудовому договору № 1071/15 от 1 ноября 2019 года.
Судом также установлено, что с 1 сентября 2020 года Щедрина С.П. на основании ее заявления вновь переведена на должность медицинской сестры палатной (постовой) в структурное подразделение: 1-е отделение для больных туберкулезом органов дыхания как по основному трудовому договору, так и по совместительству (дополнительное соглашение к трудовому договору № 1071/15 от 6 ноября 2015 года о переводе работника на другую работу от
1 сентября 2020 года, приказ работодателя № 1529-к от 1 сентября 2020 года).
В ходе рассмотрения дела судом также установлено, что компенсационные выплаты медицинским работникам ГКУ «КОПТД», непосредственно осуществляющим проведение консультаций, осмотров, оказание медицинской помощи и другой работы, обусловленной непосредственным контактом с больными СПИД и ВИЧ - инфицированными, производится ответчиком в соответствии с Положением об отраслевой системе оплаты труда работников
ГКУ «КОПТД» в размере, установленном постановлением Правительства Курганской области от 25 апреля 2016 года № 105 «Об утверждении Положения о системе оплаты труда работников государственных учреждений подведомственных Департаменту здравоохранения Курганской области».
В соответствии с п. 22 Положения об отраслевой системе оплаты труда работников
ГКУ «КОПТД», утвержденного главным врачом и согласованным с председателем профсоюзного комитета ГКУ «КОПТД» 25 февраля 2019 года, являющегося приложением № 3 к Коллективному договору, компенсационные выплаты медицинским работникам, непосредственно участвующим в оказании противотуберкулезной помощи, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также лицам, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, устанавливаются в соответствии со ст. 15 Федерального закона от
18 июня 2001 года № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» и ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1995 года № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)», производятся в размерах согласно таблице 5 Положения.
Так, в силу п. 5 Таблицы 5 Положения об отраслевой системе оплаты труда работников
ГКУ «КОПТД» медицинским работникам медицинских организаций, непосредственно осуществляющим проведение консультаций, осмотров, оказание медицинской помощи и другой работы, обусловленной непосредственным контактом с больным СПИД и ВИЧ-инфицированными установлен 0,4 (тарифной ставки (оклада). При этом указано, что перечень работ, профессий и должностей работников, получающих доплату за специфику труда, утвержден в Приложении № 9 к Коллективному договору. Однако, Приложением № 9 к Коллективному договору в редакции от 25 февраля 2019 года доплата за работу с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, не устанавливалась.
В редакции Приложения № 9 к Коллективному договору, утвержденной 20 января
2020, приведен печень работ, профессий и должностей работников, получающих доплаты за специфику труда. В данный перечень включена медицинская сестра общебольничного медицинского персонала для которой установлен размер доплаты медицинским работникам непосредственно осуществляющим проведение консультаций, осмотров и другой работы, обусловленной непосредственным контактом с больным СПИД и ВИЧ-инфицированными в размере 0,4.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, работодателем до 20 января 2020 года в условиях отсутствия регулирования данного вопроса Коллективным договором оплата истцу спорной компенсационной выплаты производилась в соответствии с условиями заключенных с Щедриной С.П. трудовых договоров, то есть с учетом фактически отработанного истцом времени, связанного с непосредственным контактом работника с ВИЧ-инфицированными пациентами, учет длительности которого организован ответчиком путем внесения информации в журнал учета времени работы с ВИЧ-инфицированными пациентами амбулаторного отделения (истец заполнять отказалась), а также сведений, содержащихся в журнале приема больных и отказов в госпитализации.
Установив указанные обстоятельства, проанализировав имеющиеся в материалах дела доказательства, в том числе предоставленные ответчиком в дело штатные расписания
ГКУ «КОПТД», действовавшие в спорный период, должностную инструкцию медицинской сестры (приемного покоя) общебольничного медицинского персонала, утвержденную главным врачом 21 мая 2013 года, приняв во внимание показания опрошенных в судебном заседании свидетелей К.М.Л., Л.Г.А., подтвердивших фактическое исполнение истцом функций медсестры приемного покоя, суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными нормами права, а также требованиями ч. 2 ст. 57 Трудового кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленного Щедриной С.П. иска в этой части, поскольку истцом в указанный период выполнялась работа по должности медицинской сестры приемного покоя, что влечет необходимость приведения наименования ее должности в соответствие с Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС), 2019 (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения»), утвержденным приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 23 июля 2020 года № 541-н, указанием в дополнительном соглашении от 1 ноября 2019 года к трудовому договору от 6 ноября 2015 года № 1071/15, в дополнительном соглашении от 1 ноября 2019 года к трудовому договору от 2 сентября 2019 года № 457/19 и трудовой книжке как «медицинская сестра приемного отделения (приемного покоя)».
В то же время, судом первой инстанции исковые требования Щедриной С.П. в части оспаривания п. 1.4 дополнительного соглашения от 1 ноября 2019 года к трудовому договору от 6 ноября 2015 года № 1071/15 и п. 1.4 дополнительного соглашения от 1 ноября 2019 года к трудовому договору от 2 сентября 2019 года № 457/19 по мотиву указания должности «Медицинская сестра» оставлены без удовлетворения, как заявленные излишне, поскольку установление несоответствия этих пунктов требованиям закона (Единому квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих, ч. 2 ст. 57 Трудового кодекса Российской Федерации) является юридическим фактом, подлежащим доказыванию в ходе разрешения требований истца о приведения должности в соответствии с требованиями законодательства. Решение суда в указанной части лицами, участвующими в деле, не обжалуется, в связи с чем, предметом проверки суда апелляционной инстанции не является (ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Кроме того, установив, что работа истца в оспариваемый период не была связана с непосредственным контактом с ВИЧ-инфицированными пациентами постоянно на протяжении всего рабочего дня, что не оспаривалось истцом и также подтверждено пояснениями свидетелей, специалиста Сычева А.М., количество таких пациентов и фактически отработанное с такими пациентами истцом время учтено работодателем при осуществлении данной выплаты, организованный порядок учета соответствует Примечанию к приложению № 1 Положения о системе оплаты труда работников государственных учреждений подведомственных Департаменту здравоохранения Курганской области, утвержденного постановлением Правительства Курганской области от 25 апреля 2016 года № 105, предусматривающем право работодателя устанавливать доплату с учетом конкретных условий работы в данном Учреждении, подразделении и должности (лечение, обеспечение диагностики, экспертизы, непосредственное обслуживание или контакт с больными), суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для перерасчета и выплаты ГКУ «КОПТД» истцу доплаты как медицинскому работнику, непосредственно осуществляющему проведение консультаций, осмотров и другой работы, обусловленной непосредственным контактом с больными СПИД и ВИЧ-инфицированными, в размере 0,4 от оклада (тарифной ставки) за весь период отработанного ею времени.
Судебная коллегия, проверяя законность и обоснованность оспариваемого судебного акта в пределах доводов апелляционных жалоб истца и ответчика (ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), полагает возможным согласится с такими выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда подробно мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
Оценивая доводы апелляционной жалобы истца относительно отсутствия у работодателя оснований для исчисления спорной компенсационной выплаты исходя из установленного у работодателя порядка, который нормативно был оформлен и введен в действие только с 1 сентября 2020 года, судебная коллегия полагает их, не влекущими отмену состоявшегося по делу судебного акта, ввиду следующего.
Действительно, приказом исполняющего обязанности главного врача ГКУ «КОПТД» от 1 сентября 2020 года № 179 в целях учета времени работы медицинского персонала ГКУ «КОПТД», связанной с обследованием, диагностикой, лечением и обслуживанием СПИД и ВИЧ-инфицированных, введен порядок учета времени и работы с ВИЧ-инфицированными больными (утверждена форма журнала учета времени работы), произведен хронометраж рабочего времени, затрачиваемого на обслуживание одного больного.
Вместе с тем, как правильно установлено судом в ГКУ «КОПТД» с декабря 2019 года работодателем был самостоятельно организован как учет длительности фактически отработанного истцом времени, затраченного на непосредственное обслуживание ВИЧ-инфицированных пациентов, путем отражения соответствующей информации в журнале учета времени работы с ВИЧ-инфицированными больными амбулаторного отделения, в журнале приема больных и отказов в госпитализации, так и на протяжении спорного периода производилась выплата коэффициента за работу, которая связана с непосредственным обследованием (ВИЧ) (по формуле должностной оклад : норма рабочего времени в месяц х количество отработанных часов, связанных с обследованием, диагностикой, лечением и обслуживанием СПИД и ВИЧ-инфицированных х 0,4), выплаченный размер которого соответствовал условиям трудовых договоров в редакции дополнительных соглашений от 1 ноября 2019 года, содержащим в качестве условия осуществления выплаты указание на Положение об отраслевой системе оплаты труда работников ГКУ «КОПТД», утвержденное главным врачом ГКУ «КОПТД» 25 февраля 2019 года.
Вопреки доводам жалобы истца сформированный ГКУ «КОПТД» до 1 сентября 2020 года учет длительности непосредственного облуживания, диагностирования, лечения и обследования работником ВИЧ-инфицированных больных, использованный для начисления и выплаты спорной компенсации, составляющей 40% от оклада за фактически отработанное время, соответствует условиям определенных сторонами трудовых договоров от 6 ноября 2015 года № 1071/15 и от 2 сентября 2019 года № 457/19 (в редакции дополнительных соглашений от 1 ноября 2019 года), а также Положению о системе оплаты труда работников государственных учреждений подведомственных Департаменту здравоохранения Курганской области, утвержденного постановлением Правительства Курганской области от 25 апреля 2016 года № 105, предусматривающему возможность установления доплат с учетом конкретных условий работы в данном медицинском учреждении. С учетом организованного ответчиком порядка, истцу за спорный период произведены указанные компенсационные выплаты исходя из фактически отработанного времени с ВИЧ-инфицированными пациентами, что подтверждено представленными в дело расчетными листками, расчетом ответчика (т. 2 л.д. 25) и истцом не отрицалось, равно как и то, что на одного пациента ею затрачивалось не более 30 мин. рабочего времени, а в день она обслуживала количество пациентов в среднем от 3 до 7 (т. 1 л.д. 239-240).
Доводы истца о необходимости исчисления спорной компенсационной выплаты исходя из фактически отработанного Щедриной С.П. времени в месяц и начисленной ей за данный период суммы оклада, судебная коллегия полагает несостоятельными, основанными на неверном толковании норм права.
Судебная коллегия также не усматривает оснований согласиться с доводами жалобы ответчика об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требования истца о приведении наименования занимаемой ею должности в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 июля 2010 года № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения»), поскольку право на льготное пенсионное обеспечение Щедриной С.П., поставлено в зависимость от осуществления последней трудовой деятельности по должности медицинская сестра приемного покоя в противотуберкулезном диспансере, в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30, ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, пп. «н» п. 1 постановления Правительства Российской Федерации 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в разделе которого «Наименование должностей» в числе должностей среднего медицинского персонала поименована должность «медицинская сестра приемного отделения (приемного покоя», в п. 15 раздела «Наименование учреждений» предусмотрен «Диспансер противотуберкулезный». Кроме того, в соответствии с разделом XXIV «Учреждения здравоохранения и социального обеспечения» Списка № 2, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 «Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости пользуются занятые в течение полного рабочего дня: работники, непосредственно обслуживающие больных в туберкулезных и инфекционных учреждениях, отделениях, кабинетах: средний медицинский персонал, младший медицинский персонал (позиция 2260000а-1754б).
Указание ответчика в жалобе о том, что работа по должности «медицинская сестра» также предоставляет истцу право на досрочную трудовую пенсию, в связи с чем ее права неверным указанием должности не нарушены, судебная коллегия оценивает как не заслуживающие внимания, поскольку, и как верно, отмечено судом первой инстанции, в силу императивных требований ч. 2 ст. 57 Трудового кодекса Российской Федерации достаточным основанием для удовлетворения требований истца в этой части является установление судом факта работы истца по должности «медицинская сестра приемного отделения (приемного покоя)». По аналогичным основаниям судебная коллегия отклоняет доводы жалобы ответчика, ссылавшегося на возникновение несоответствия сведений, отраженных в трудовой книжке истца, и сведений индивидуального (персонифицированного) учета при оформлении пенсии истцом в будущем.
Вопреки доводам апелляционной жалобы ответчика, факт нарушения трудовых прав истца, выразившимся в указании ее должности в трудовых договорах и трудовой книжке, при фактическом выполнении Щедриной С.П. функциональных обязанностей, предусмотренных по иной должности, судом первой инстанции установлен, в связи с чем судебная коллегия полагает, что у суда имелись предусмотренные трудовым законодательством основания для взыскания с ГКУ «КОПТД» в пользу истца денежной компенсации морального вреда.
В целом приведенные в апелляционных жалобах доводы повторяют правовые позиции сторон, изложенные ими в суде первой инстанции, эти доводы были подробно проанализированы при разрешении настоящего спора судом и им дана надлежащая правовая оценка, оснований сомневаться в правильности которой у суда апелляционной инстанции не имеется.
При таких обстоятельствах, решение суда, вынесенное с учетом обстоятельств дела, подтвержденных исследованными в ходе рассмотрения дела доказательствами, является законным и обоснованным.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 3 ░░░░░░░ 2021 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░: ░░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░ ░.░.