Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-3106/2024 (2а-11154/2023;) ~ М-9700/2023 от 19.12.2023

    К делу № 2а-3106/2024

    УИД 23RS0047-01-2023-013021-83

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

    г. Краснодар                                                                                        11 марта 2024 г.

Советский районный суд г. Краснодара в составе:

председательствующего – судьи Овдиенко В.Е.,

при секретаре                                 Степанцовой Е.С.,

рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению ИФНС России № 5 по г. Краснодару к Аракелову Г. Г.чу о взыскании задолженности,

установил:

    ИФНС России № 5 по г. Краснодару обратилась в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику, в котором просит взыскать недоимку по налогам на общую сумму 70058 руб. Также заявлено ходатайство о восстановлении срока на подачу административного искового заявления. Административный иск мотивирован тем, что административный ответчик является плательщиком налогов. Поскольку обязанность по уплате обязательных платежей своевременно не исполнена, в адрес ответчика направлено требование со сроком исполнения до 22.03.2021. Ввиду того, что требование налогового органа оставлено без удовлетворения, административный истец вынужден обратиться в суд.

Административный истец в судебное заседание не явился, надлежащим образом уведомлен о дне и времени рассмотрения дела. Не просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Административный ответчик в судебное заседание не явился, надлежащим образом уведомлен о дне и времени рассмотрения дела. Не просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Пункт 3 ст. 48 НК РФ предусматривает, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Согласно ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с Федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее – контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии со ст. 17.1 КАС РФ мировой судья рассматривает заявления о вынесении судебного приказа по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке, установленном главой 11.1 «Производство по административным делам о вынесении судебного приказа» настоящего Кодекса.

В силу п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

На налоговом учете в ИФНС России № 5 по г.Краснодару состоит в качестве налогоплательщика Аракелов Г.Г.

Административному ответчику направлялось требование на уплату налога, пени, штрафа от 26.02.2021 № 59461 на общую сумму задолженности в размере 70058 руб. со сроком исполнения до 22.03.2021.

Таким образом, инспекции надлежало обратиться к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа в предусмотренный п. 2 ст. 48 НК РФ шестимесячный срок после истечения срока исполнения требования об уплате налога, т.е. не позднее 22.09.2021. Однако данный срок административным истцом значительно пропущен.

Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда РФ от 26.10.2017 № 2465-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО4 на нарушение его конституционных прав п. 3 ст. 48 НК РФ, указанный пункт не предполагает возможности обращения налогового органа в суд за пределами срока, установленного НК РФ, за исключением случаев, когда такой срок восстановлен судом по ходатайству налогового органа; при этом при принудительном взыскании суммы налога с налогоплательщика налоговым органом должны быть соблюдены все последовательные сроки, установленные ст. 48 НК РФ как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены.

По смыслу приведенных норм при рассмотрении дел о взыскании налога (пени) за счет имущества налогоплательщика – физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные положениями ст. 48 НК РФ сроки для обращения налоговых органов в суд. При этом проверка соблюдения налоговым органом сроков обращения в суд, предусмотренных ст. 48 НК РФ, является обязанностью суда независимо от наличия заявления налогоплательщика – физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем. В случае пропуска налоговым органом срока подачи заявления о взыскании налога (пени) без уважительных причин суд отказывает в его удовлетворении.

Обстоятельства, связанные с соблюдением налоговым органом установленного ст. 48 НК РФ и ст. 286 КАС РФ срока для обращения в суд и уважительностью причин в случае его пропуска, являются юридически значимыми при разрешении спора по настоящему делу и, учитывая публичный характер правоотношений, подлежат исследованию судом независимо от того, ссылались ли на них стороны в ходе судебного разбирательства.

Установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений. В свою очередь ИФНС России № 5 по г. Краснодару является участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что пропуск без уважительных причин срока обращения с заявлением о выдаче судебного приказа исключает возможность удовлетворения административного искового заявления, поскольку оно также считается поданным с нарушением установленного законом срока.

При таких обстоятельствах суд отказывает налоговому органу в удовлетворении административных исковых требований по причине пропуска срока обращения в суд, с учетом отсутствия уважительных причин указанного срока. Иное привело бы к поощрению бездействия, неисполнения своих обязанностей государственным органом за счет гарантий прав налогоплательщиков.

Согласно ч. 5 ст. 180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

В соответствии с ч. 2 ст. 114 КАС РФ при отказе в иске судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, взыскиваются с административного истца, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход федерального бюджета. В силу пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ налоговый орган освобождается от уплаты государственной пошлины при подаче административного искового заявления. В этой связи на основании ч. 3 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, поскольку обе стороны освобождены от их уплаты.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 286, 290, КАС РФ, суд

решил:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ № 5 ░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░. ░.░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░░░░

░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░░                                    ░.░. ░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-3106/2024 (2а-11154/2023;) ~ М-9700/2023

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
ИФНС России №5 по г. Краснодару
Ответчики
Аракелов Григорий Григорьевич
Суд
Советский районный суд г. Краснодара
Судья
Овдиенко Владимир Евгеньевич
Дело на сайте суда
krasnodar-sovetsky--krd.sudrf.ru
19.12.2023Регистрация административного искового заявления
19.12.2023Передача материалов судье
22.12.2023Решение вопроса о принятии к производству
22.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.01.2024Подготовка дела (собеседование)
09.01.2024Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
09.01.2024Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
11.03.2024Предварительное судебное заседание
11.03.2024Судебное заседание
11.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее