№ 2а-1355/2022
УИД 03RS0060-01-2022-001650-41
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 ноября 2022 года с. Стерлибашево
Стерлибашевский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Хайретдинова М.Ф.,
при секретаре судебного заседания Фаттаховой Н.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административно исковому заявлению ФИО1 к призывной комиссии Республики Башкортостан, призывной комиссии по мобилизации граждан Стерлибашевского и <адрес>ов Республики Башкортостан, военному комиссариату РБ, военному комиссариату Стерлибашевского и <адрес>ов РБ, Администрации МР <адрес> РБ, о признании решения незаконным,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением о признании незаконным решения призывной комиссии по мобилизации, мотивируя тем, что 24 сентября призывной комиссией Миякинского и <адрес>ов РБ в отношении Истца вынесено решение о призыве на военную службу по частичной мобилизации.
С решением призывной комиссии по мобилизации о призыве его на военную службу он не согласен, поскольку данное решение принято без проведения медицинской комиссии и нарушает его права на охрану здоровья, поскольку в ходе комиссии по мобилизации не были учтены жалобы ФИО1 на наличие заболеваний и состояние здоровья. А в частности, врачами специалистами установлен диагноз М51.1 Дюрсопатия пояснично-крестцового отдела позвоночника. Эндоскопическая картина минимального рефлюксэзофагита, поверхностного дуоденита, явлениями микролимфостазпа. О чем была доведена информация до сотрудника военного комиссариата, при явке по повестке в Районный дом культуры <адрес>, где находился состав военной комиссии. После чего, без проведения медицинской комиссии был направлен для прохождения службы в войсковую часть №
Считает, что решение призывной комиссии нарушает его право на отсрочку от прохождения военной службы, в связи с чем, просит признать незаконным и отменить решение призывной комиссии по мобилизации Военного комиссариата Стерлибашевского и <адрес>ов РБ о призыве на военную службу по частичной мобилизации;
В ходе судебного разбирательства судом к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены Военный комиссариат Республики Башкортостан, Призывная комиссия Республики Башкортостан, Администрация МР <адрес> РБ, Военный комиссариат Стерлибашевского и <адрес>ов РБ.
В судебное заседание административный истец ФИО1 не явился, в настоящее время находится в ВЧ №
На судебное заседание участники процесса извещенные надлежащим образом не явились, о причинах не сообщили.
Исследовав материалы дела, амбулаторную карту, а также заключение эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ, представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Конституцией Российской Федерации провозглашено, что защита Отечества является долгом и обязанностью граждан Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (части 1, 2 статьи 59).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает: воинский учет, обязательную подготовку к военной службе, призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву, пребывание в запасе, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
В силу п. 1 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ
№ 61-ФЗ «Об обороне», Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации. Президент Российской Федерации, в случаях агрессии или непосредственной угрозы агрессии против Российской Федерации, возникновения вооруженных конфликтов, направленных против Российской Федерации объявляет общую или частичную мобилизацию, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе, отдает приказ Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации о ведении военных действий (подпункт 4 пункта 2).
Согласно п. 1 ст. 9 вышеуказанного Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 61-ФЗ, граждане Российской Федерации исполняют воинскую обязанность в соответствии с федеральным законом.
Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № с ДД.ММ.ГГГГ в Российской Федерации объявлена частичная мобилизация (пункт 1), установлено осуществить призыв граждан Российской Федерации на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации (пункт 2).
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» призыву на военную службу по мобилизации подлежат граждане, пребывающие в запасе, не имеющие права на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации.
Статьей 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» предусмотрены основания для предоставления гражданам отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации, в том числе забронированным в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации; признанным временно не годными к военной службе по состоянию здоровья – на срок до шести месяцев; занятым постоянным уходом за отцом, матерью, женой, мужем, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, нуждающимися по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы в постороннем постоянном уходе (помощи, надзоре) либо являющимися инвалидами I группы, при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан; являющимся опекуном или попечителем несовершеннолетнего родного брата и (или) несовершеннолетней родной сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан; имеющим на иждивении четырех и более детей в возрасте до 16 лет или имеющим на иждивении и воспитывающим без матери одного ребенка и более в возрасте до 16 лет (гражданам женского пола, имеющим одного ребенка и более в возрасте до 16 лет, а также в случае беременности, срок которой составляет не менее 22 недель); имеющим жену, срок беременности которой составляет не менее 22 недель, и имеющим на иждивении трех детей в возрасте до 16 лет; матери которых кроме них имеют четырех и более детей в возрасте до восьми лет и воспитывают их без мужа; членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы.
Отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации кроме граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, предоставляется другим гражданам или отдельным категориям граждан, которым дано такое право Указом Президента Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации» и Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации» установлено, что отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации предоставляется студентам, обучающимся по очной и очно – заочной формам обучения по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального и высшего образования в государственных образовательных организациях, в образовательных и научных организациях по программам подготовки научно – педагогических кадров в аспирантуре, в духовных образовательных организациях и получающим образование соответствующего уровня впервые.
В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», граждане обязаны являться по вызову военных комиссариатов, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, для определения своего предназначения в период мобилизации и в военное время; выполнять требования, изложенные в полученных ими мобилизационных предписаниях, повестках и распоряжениях военных комиссариатов, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас; предоставлять в соответствии с законодательством Российской Федерации в военное время в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства здания, сооружения, транспортные средства и другое имущество, находящиеся в их собственности, с возмещением государством понесенных ими убытков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 31-ФЗ, призыв граждан на военную службу по мобилизации осуществляется в сроки, установленные мобилизационными планами Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований.
В соответствии с п. 3 ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», призыв граждан на военную службу по мобилизации осуществляет призывная комиссия по мобилизации граждан, создаваемая в субъекте Российской Федерации, муниципальном районе, муниципальном округе, городском округе и на внутригородской территории города федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено положение о призыве граждан Российской Федерации по мобилизации, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования), для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, или направления их для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований (далее – Положение от ДД.ММ.ГГГГ №).
Пунктом 16 Положения предусмотрено, что в мирное время в каждом субъекте Российской Федерации, муниципальном районе, муниципальном округе, городском округе и на внутригородской территории города федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара создается призывная комиссия по мобилизации субъекта Российской Федерации (муниципального образования), осуществляющая призыв граждан по мобилизации.
На призывную комиссию по мобилизации муниципального образования в период мобилизации возлагаются следующие функции: уточнение объема и сроков поставки ресурсов военным комиссариатом муниципального образования (муниципальных образований); утверждение списков граждан, переданных в комплектуемые воинские части; осуществление контроля за развертыванием объектов базы мобилизационного развертывания военного комиссариата муниципального образования (муниципальных образований) в плановые сроки; осуществление оповещения и явки (доставки) граждан на пункты сбора военных комиссариатов, а также доставки на пункты (места) приема мобилизационных ресурсов воинских частей (специальных формирований); предоставление гражданам отсрочек от призыва на военную службу при мобилизации; организация охраны и поддержания общественного порядка на объектах базы мобилизационного развертывания военного комиссариата муниципального образования (муниципальных образований), а также на маршрутах движения ресурсов, обеспечение организации розыска не оповещенных или уклонившихся от явки граждан, приписанных к воинским частям (подпункт «б» пункта 22 Положения).
Решение призывной комиссии по мобилизации в день принятия оформляется протоколом, который подписывается председателем, его заместителем и членами комиссии. В протоколе указывается общее количество ресурсов. Персональный отбор граждан, пребывающих в запасе, осуществляется военным комиссариатом муниципального образования (муниципальных образований). Решение призывной комиссии по мобилизации является основанием для выписки и вручения мобилизационного предписания, а также для проведения мероприятий по обеспечению этой работы (пункт 25 Положения).
Согласно пунктов 24 и 25 Методики медицинского осмотра и, при необходимости, медицинского освидетельствования граждан при призыве на военную службу по мобилизации следует, что медицинский осмотр граждан, призванных на военную службу по мобилизации, утвержденной первым заместителем Министра обороны Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрено, что медицинский осмотр граждан, призванных на военную службу по мобилизации и прибывших к месту прохождения военной службы, с целью исключения увечья, заболевания, по которому в соответствии с расписанием болезней предусматривается негодность к военной службе, проводится силами медицинской службы воинской части.
При выявлении по результатам медицинского осмотра у гражданина призванного на военную службу по мобилизации и прибывшего в воинскую часть, увечья, заболевания, по которому в соответствии с расписанием болезней предусматривается негодность к военной службе, начальник медицинской службы воинской части письменно докладывает командиру (начальнику) воинской части о необходимости направления данного гражданина в военно – медицинскую организацию, в соответствии с территориальной системой медицинского обеспечения, для проведения медицинского обследования и, при необходимости, медицинского освидетельствования.
Исходя из системного толкования положений статьей 218, 226 и 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания незаконными решений и действий (бездействия) органов государственной власти, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие решения, действия (бездействие) закону и нарушение этим прав и законных интересов заявителя.
Судом установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являющийся гражданином Российской Федерации, состоящий на воинском учете в военном комиссариате Стерлибашевского и <адрес>ов Республики Башкортостан, ДД.ММ.ГГГГ был призван на военную службу по мобилизации, отправлен для прохождения военной службы по мобилизации в ВЧ 29600, как указал представитель административного истца в настоящее время возможность обеспечения его доставки для участия в судебном заседании отсутствует.
Из административного искового заявления, установлено, что административный истец имеет проблемы со здоровьем, а именно, врачами специалистами установлен диагноз М51.1 Дюрсопатия пояснично-крестцового отдела позвоночника. Эндоскопическая картина минимального рефлюксэзофагита, поверхностного дуоденита, явлениями микролимфостазпа, о чем сообщал при осуществлении мобилизации.
В связи с оспариванием стороной ответчика годности гражданина ФИО1 к военной службе, определением Стерлибашевского межрайонного суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ была назначена судебная военно-врачебная экспертиза в ООО Медико-Консультативном Центре «Военврач».
В соответствии с заключением эксперта ООО Медико-Консультативного Центра «Военврач» ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ согласно представленным медицинским документам, у ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ г.р. имеются заболевания, соответствующие категории «Б»- годен к военной службе с незначительными ограничениями при призыве и заключении первого контракта, в том числе и по мобилизации. Среди перечисленных диагнозов, заболеваний, препятствующих прохождению военной службы, как до мобилизации, так и в настоящее время у ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не установлено.
Изучив заключение эксперта ООО Медико-Консультативного Центра «Военврач» ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к выводу, что оно составлено верно, сведения, изложенные в нем, достоверны, обоснованы и мотивированы, выполнены в соответствии с требованиями ст. 82 КАС РФ, подтверждаются материалами дела. Ответы на поставленные вопросы являются ясными и понятными, выводы эксперта изложены определенно, не допускают неоднозначного толкования, понятны лицу, не обладающему специальными медицинскими познаниями, эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Оснований сомневаться в обоснованности заключения эксперта у суда не имеется.
В соответствии с ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия).
При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный же ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проанализировав представленные доказательства в их совокупности, с учетом приведенных нормативных актов, суд не усматривает нарушений в действиях административных ответчиков по призыву на военную службу по мобилизации гражданина ФИО1, поскольку в ходе судебного разбирательства установлено, что он, являющийся гражданином Российской Федерации, и состоящий на воинском учете в военном комиссариате Стерлибашевского и <адрес>ов Республики Башкортостан, право на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации по основаниям, предусмотренным статьями 17, 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», Указами Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № на момент призыва не имел, соответствовал критериям лиц, подлежащих мобилизации: имеет соответствующую военно-учетную специальность и звание, при этом законных оснований для освобождения административного истца от призыва на военную службу по мобилизации не имелось и не имеется на момент принятия решения суда, в том числе на замену на альтернативную гражданскую службу по состоянию здоровья и религиозному вероисповеданию.
Доказательств наличия каких-либо обстоятельств для отсрочки либо освобождения от призыва на военную службу по мобилизации ФИО1 в Военный комиссариат Стерлибашевского и <адрес>ов, Призывную комиссии Республики Башкортостан при рассмотрении дела не представлено, судом не установлено.
На основании вышеизложенного, суд не находит оснований для удовлетворения административных исковых требований ФИО1 о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии по мобилизации Военного комиссариата Стерлибашевского и <адрес>ов Республики Башкортостан
Руководствуясь статьями 175 - 180, 227, 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░>░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░>, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░>░░ ░░ ░░ ░░.░░.░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░.░░.░░░░