78RS0002-01-2019-003962-76
Дело № 2а-5839/2019 01 июля 2019 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Выборгский районный суд Санкт-Петербурга в составе председательствующего судьи Николаевой А.В.,
с участием представителя административных истцов Стахеева М.А., представителя административного ответчика Лисовской Е.В.,
при секретаре Баталовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Терентьевой О. В. и Кириллова С. О. к администрации Выборгского района Санкт-Петербурга об оспаривании решения, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Терентьева О.В. и Кириллов С.О. обратились в суд с требованием о признании незаконным отказа администрации района в согласовании проекта переустройства и перепланировки квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, оформленного уведомлением № 80 от 04.04.2019 года; обязании согласовать переустройство и перепланировку указанного помещения с последующим переводом в нежилой фонд.
В обоснование требований указали, что, будучи собственниками спорной квартиры, представили в администрацию района на согласование заявление о перепланировке жилого помещения с приложением документов, предусмотренных ч.2 ст.26 ЖК РФ, однако в согласовании было отказано на основании п.4.2.4.9 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 года № 170. Полагая такой отказ незаконным, административные истцы обратились с настоящим заявлением в суд.
Административные истцы в судебное заседание не явились, направили в суд своего представителя, который заявленные требования поддержал в полном объеме, подтвердив изложенные в заявлении обстоятельства.
Представитель административного ответчика в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражал.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу ст.26 ЖК РФ, переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения. Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет: заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма); заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры. При этом орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать от заявителя представление других документов кроме перечисленных документов.
Как указано в ст.27 ЖК РФ, отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения допускается в случае: непредставления определенных ч.2 ст.26 ЖК РФ документов; поступления в орган, осуществляющий согласование, ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с ч.2.1 ст.26 ЖК РФ, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе; представления документов в ненадлежащий орган; несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.
Как установлено судом, Кириллов С.О. и Терентьева О.В. являются собственниками квартиры, расположенной на 1-м этаже жилого дома по адресу: <адрес>, в размере 1/2 доли каждый на основании договора купли-продажи от 06.09.2018 года и договора дарения от 21.02.2019 года соответственно.
Для подготовки документов по перепланировке и переводу квартиры в нежилой фонд, а именно, для разработки проекта устройства отдельных входов в помещение, собственники обратились в Комитет по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга, который заданием от 15.08.2018 года № 221-9-24517/18 разрешил разработку проекта благоустройства элементов благоустройства: в отношении двух входов (размещение двух входов на месте двух оконных проемов), окон (замена заполнений оконных проемов), планировочного устройства (пешеходные коммуникации, сопряжения поверхностей) и покрытия, урны.
По заданию заявителей силами проектной организации ООО «Инвест-Проект» разработан проект перепланировки и переустройства квартиры с разделением под магазины промышленных товаров для подготовки распоряжения о переводе в нежилой фонд по адресу: <адрес>, а ООО «НТЦ «Северо-Запад Проект», имеющей свидетельство о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, от 17.02.2012 года без ограничения срока действия, - Проект благоустройства элементов благоустройства в отношении объекта благоустройства – фасада здания и территории по адресу: <адрес>, согласно которому проектирование осуществлялось в отношении двух входов (размещение двух входов на месте двух оконных проемов), окон (замена заполнений оконных проемов), планировочного устройства (пешеходные коммуникации, сопряжения поверхностей), и покрытия, урны.
01.03.2019 года Проект благоустройства элементов благоустройства в отношении объекта благоустройства – фасада, территории/земельного участка согласован заключением Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга исх. № 01-21-9-6437/19, а проект перепланировки и переустройства – всеми необходимыми инстанциями.
После подготовки всех документов, которые предусмотрены ч.2 ст.23 ЖК РФ, административные истцы обратились в межведомственную комиссию администрации Выборгского района Санкт-Петербурга с заявлением о согласовании проекта перепланировки квартиры.
04.04.2019 года администрацией Выборгского района уведомлением № 80 собственникам отказано в согласовании перепланировки и переустройства жилого помещения по основаниям несоответствия проекта требованиям законодательства, в частности ч.1 ст.26 ЖК РФ, п.4.2.4.9 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 года № 170, в соответствии с которым в стенах крупнопанельных и крупноблочных зданий расширять и пробивать проемы не допускается.
Административными истцами в подтверждение своих доводов представлено заключение специалиста по результатам анализа проектного решения перепланировки и переустройства квартиры с разделением под магазины промышленных товаров для подготовки документов о переводе в нежилой фонд, № 7/19-16.03.2019, составленное ООО «УНЦ «Перспектива», согласно которому устройство двух новых, изолированных от жилой части дополнительных отдельных входов со стороны лицевого фасада на месте существующих оконных проемов осуществляется по оси «А» между осями «4-5» и «5-6» (обозначения проекта), путем разборки подоконных частей стены по оси «А» до отметки пола с последующей установкой новых металлопластиковых наружных дверных блоков с дверью входа и двухкамерными стеклопакетами. При этом специалистами указано, что демонтируемые фрагменты наружной стены по оси «А» являются самонесущими подоконными частями, поэтому распределение усилий в наружной стене при их разборке не изменится. Безопасность при дальнейшей эксплуатации здания сохраняется. Усиление проемов металлическими каркасами не требуется. Крыльцо со стороны лицевого фасада здания из монолитной железобетонной площадки, лестничный марш из отдельных ступеней с перилами устраивается по металлическому каркасу. Крыльцо является отдельной самонесущей конструкцией, никак не влияет на распределение усилий в стенах здания. Уровень безопасности при дальнейшей эксплуатации здания после устройства дополнительного крыльца не снижается. В результате реализации всего комплекса конструктивных решений по перепланировке квартиры в соответствии с представленным проектом по шифру 02/02/19-ХД/01 изменится только внутренняя конфигурация помещений квартиры.
«Проект перепланировки и переустройства квартиры с разделением под магазины промышленных товаров для подготовки документов о переводе в нежилой фонд по адресу: <адрес>», выполненный специалистами ООО «Инвест-Проект», шифр 02/02/19-ХД/01, по условиям прочности и устойчивости конструкций соответствует требованиям Технического регламента о безопасности зданий и сооружений (Федеральный закон от 30.12.2009 года № 384-ФЗ), СП 51.13330.2016 «Здания жилые многоквартирные», СП 11813330.2012 «Общественные здания и сооружения», СП 63.13330.2003 «Бетонные и железобетонные конструкции», СП 70.13330.2011 «Несущие и ограждающие конструкции», и не снижает безопасность дальнейшей эксплуатации жилого дома.
Планируемые работы по всему комплексу конструктивных решений по перепланировке помещений квартиры № по адресу: <адрес>, при выполнении их в строгом соответствии с проектом, обеспечивают безопасность здания, не создадут угрозу жизни и здоровью граждан; не затрагивают характеристики надежности и безопасности здания и не создают опасность разрушения здания.
Разрешая заявленные требования, суд приходит к выводу о том, что обустройство отдельных входов в принадлежащее административным истцам помещение в наружной стене жилого дома на месте существующих оконных проемов путем разборки подоконных частей стены по оси «А» до отметки пола с последующей установкой новых металлопластиковых наружных дверных блоков с дверью входа и двухкамерными стеклопакетами, не повлечет изменение параметров объекта капитального строительства, что является неотъемлемой частью понятия «реконструкция» в соответствии с п.14 ст.1 Градостроительного кодекса РФ.
Суд также учитывает результаты внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу: <адрес>, в форме очно-заочного голосования, зафиксированные в протоколе от 19.03.2019 года, согласно которому принято решение: дать согласие на использование общего имущества, принадлежащего собственникам помещений многоквартирного дома, собственникам кв№ в части размещения элементов благоустройства: двух отдельных входов (размещение входов на месте существующих оконных проемов кв.№) и замены заполнения оконного проема со стороны лицевого фасада; устройства проемов в несущих стенах внутри помещения, согласно проекту перепланировки и переустройства квартиры; изменения режима и пределов использования земельного участка для обустройства крылец к отдельным входам и оборудования пешеходных дорожек к ним в соответствии с актом Управления садово-паркового хозяйства Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга.
Оценивая доводы администрации Выборгского района Санкт-Петербурга, положенные в основу своих возражений, суд принимает во внимание следующее.
Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу (Госстроя России) от 27.09.2003 года № 170 утверждены «Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда», определяющее правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации, которые являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления.
Действительно, в разделе 4 Правил «Техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций», п.4.2 «Стены», п.п.4.2.4 – балконы, козырьки, лоджии и эркеры, содержится пп.4.2.4.9, регулирующий вопросы установки окон, крепления оконных и дверных коробок, а также крепления к панелям наружных стен трамвайных, троллейбусных и других оттяжек. В силу данного пункта также не допускается в стенах крупнопанельных и крупноблочных зданий расширять и пробивать проемы, а также крепить к панелям наружных стен трамвайные, троллейбусные и другие оттяжки. Как следует из анализа вышеуказанных норм в их совокупности, данный пункт содержит запрет на расширение и пробивание проемов в стенах крупнопанельных и крупноблочных зданий при техническом обслуживании и ремонте строительных конструкций, а именно балконов, козырьков, лоджий и эркеров.
При этом раздел 1 Правил «Основные положения», содержит пункты 1.7.1, 1.7.2, прямо регулирующие условия и порядок переоборудования (переустройства, перепланировки) жилых и нежилых помещений. В частности, в силу п.1.7.1 переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке. Переоборудование жилых помещений может включать в себя: установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов, перенос нагревательных сантехнических и газовых приборов, устройство вновь и переоборудование существующих туалетов, ванных комнат, прокладку новых или замену существующих подводящих и отводящих трубопроводов, электрических сетей и устройств для установки душевых кабин, «джакузи», стиральных машин повышенной мощности и других сантехнических и бытовых приборов нового поколения. Перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидацию темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров. В соответствии с п.1.7.2 переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются.
Таким образом, вопросы перепланировки помещений регулируются специальными пунктами Правил и норм технической эксплуатации и действие раздела 4 Правил на них не распространяется, в связи с чем отказ администрации в согласовании проекта перепланировки и переустройства при таких обстоятельствах является незаконным.
При этом суд не усматривает оснований для возложения на администрацию района обязанности принять решение о переводе квартиры в нежилой фонд, поскольку с таким заявлением к административному ответчику собственники не обращались, решение об отказе в переводе квартиры в нежилой фонд администрацией района не принималось.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.177-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░-░░░░░░» «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ № 80 ░░ 04.04.2019 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░-░░░░░░» (░░░░ 02/02/19-░░/01).
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░ (░░░░░░░) ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 08.07.2019 ░░░░