Дело № 2а-3401/2024
УИД: 52RS0005-01-2024-001732-62
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 июля 2024 года Нижегородский районный суд г.Нижнего Новгорода в составе председательствующего судьи Шкининой И.А., при ведении протокола помощником судьи Шишкиной Н.Ю., с участием представителя административного истца адвоката ФИО10, представителя административного ответчика ФИО7, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 к Комитету по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации г.Нижнего Новгорода, председателю Комитета ФИО2. Администрации города Нижнего Новгорода о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка, о возложении обязанности осуществить необходимые действия, направленные на предоставление в собственность земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
административный истец ФИО3 обратился в суд с иском к Комитету по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации г.Нижнего Новгорода о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка, о возложении обязанности осуществить необходимые действия, направленные на предоставление в собственность земельного участка.
В обоснование заявленных требований административный истец указал следующее.
Административный истец является собственником объекта недвижимости – здания гаража, с кадастровым номером 52:18:0060175:276, находящимся по адресу: <адрес>. Год завершения строительства указанного объекта недвижимости – 1994. Право собственности у административного истца на указанное здание гаража возникло на основании решения Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 21.12.2005.
23.05.2022 административный истец обратился в Министерство градостроительной деятельности и развития агломераций <адрес> с заявлением о выдаче градостроительного задания на разработку ППМ территории земельного участка, занимаемого указанным зданием гаража.
28.07.2022 Министерством градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области административному истцу было выдано Градостроительное задание № 128/22 на подготовку документации повнесению изменений в проект планировки и межевания территории в границах улиц Родионова, Казанский съезд, Лысогорская, включая полуостров Печёрские пески, в Нижегородском районе города Нижнего Новгорода, а также вынесен Приказ №07-02-02/111 о подготовке документации по внесению изменений в проект планировки и межевания указанных территорий.
31.10.2023 Приказом Министерства градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области НОМЕР указанная документация по внесению изменений в проект планировки и межевания территории была утверждена.
На основании вышеуказанных документов Министерства градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области, земельный участок, занимаемый зданием гаража административного истца был поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 52:18:0060175:281, с видом разрешенного использования – размещение гаражей для собственных нужд.
06.12.2023 админстративный истец обратился к административному ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером НОМЕР, занимаемым зданием гаража, в собственность.
19.12.2023 административный ответчик отказал в предоставлении земельного участка в собственность истцу. Указанный отказ формализован в письме №Исх-03-02-683112/23. Основанием для отказа административный ответчик указал, что по результатам обследования, проведенного им, гараж на земельном участке отсутствует, сославшись на п.1 ст.39.16 ЗК РФ.
Административный истец считает указанный отказ, формализованный в письме №Исх-03-02-683112/23 от 19.12.2023 незаконным и необоснованным.
Административный истец просит суд:
1.Признать незаконным решение Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Новгорода об отказе в предоставлении ФИО3 земельного участка, формализованного в письме №Исх-03-02-683112/23 от 19.12.2023.
2.Обязать Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Новгорода в порядке и сроки, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации, устранить нарушения прав и законных интересов ФИО3, допущенные в связи с решением, формализованным в письме №Исх-03-02-683112/23 от 19.12.2023. и осуществить необходимые действия, направленные на предоставление в собственность ФИО3 земельного участка с кадастровым номером НОМЕР, с видом разрешенного использования – размещение гаражей для собственных нужд, площадью 274 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, под принадлежащим ему объектом недвижимого имущества.
В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве административного соответчика привлечены: Администрация города Нижнего Новгорода, председатель комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Новгорода ФИО2.; в качестве заинтересованных лиц к участию в деле привлечены: Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области, МКУ «Дирекция по эксплуатации муниципальных объектов недвижимого имущества г.Н.Новгорода», Министерство градостроительной деятельности и развития агломерации Нижегородской области.
В судебном заседании представитель административного истца адвокат ФИО10 заявленные исковые требования поддержала, дала пояснения по существу иска.
В судебном заседании представитель административного ответчика по доверенности ФИО7 заявленные требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, считаются надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, представитель заинтересованного лица Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие, данных, подтверждающих наличие оснований для отложения судебного разбирательства, не представлено, в связи с чем, суд на основании ст.ст. 150-152, 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации находит возможным рассмотреть настоящее административное дело по существу в отсутствие неявившихся лиц.
Из отзыва заинтересованного лица Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области следует, что ФИО3 после получения оспариваемого отказа Комитета обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность в Министерство. Письмом от 27.12.2023 №Исх-326-706579/23 министерством на основании пункта 3 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации ФИО8 возвращен пакет документов в связи с тем, что Правительство Нижегородской области не обладает полномочиями по предоставлению земельных участков под индивидуальными гаражами на территории городских округов.
Заслушав представителя административного истца и представителя административного ответчика, изучив материалы административного дела, оценив представленные доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующим выводам.
В силу ч. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 КАС РФ предоставляет гражданину, организации, иным лицам право оспорить в суде решения, действия (бездействие) органов местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч.8 и 9 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в ч.ч. 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, закреплен в главе V.5 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
В силу ст.39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со ст.ст. 9 - 11 ЗК РФ.
На основании ст. 10.1 ЗК РФ, полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные настоящим Кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Земельным кодексом Российской Федерации предусмотрено, что если иное не установлено этой статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (п. 1 ст. 39.20); обязанность собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием (ст.42).
Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регламентирован ст. 39.14 ЗК РФ.
В ст. 39.15 ЗК РФ закреплен порядок и правила предварительного согласования предоставления земельного участка.
В соответствии с п. 1 ст. 25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV названного Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно ст. 3.7 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", введенной в действие с 01 сентября 2021 года, предоставление гражданам для собственных нужд земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения гаражей осуществляется в порядке, установленном главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (п. 1).
До 1 сентября 2026 года гражданин, использующий гараж, являющийся объектом капитального строительства и возведенный до дня введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации, имеет право на предоставление в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором он расположен, в следующих случаях:
1) земельный участок для размещения гаража был предоставлен гражданину или передан ему какой-либо организацией (в том числе с которой этот гражданин состоял в трудовых или иных отношениях) либо иным образом выделен ему либо право на использование такого земельного участка возникло у гражданина по иным основаниям;
2) земельный участок образован из земельного участка, предоставленного или выделенного иным способом гаражному кооперативу либо иной организации, при которой был организован гаражный кооператив, для размещения гаражей, либо право на использование такого земельного участка возникло у таких кооператива либо организации по иным основаниям и гараж и (или) земельный участок, на котором он расположен, распределены соответствующему гражданину на основании решения общего собрания членов гаражного кооператива либо иного документа, устанавливающего такое распределение.
Указанные гаражи могут быть блокированы общими стенами с другими гаражами в одном ряду, иметь общие с ними крышу, фундамент и коммуникации либо быть отдельно стоящими объектами капитального строительства (п. 2).
Частями 5 и 6 статьи 3.7 ФЗ "О введении в действие ЗК РФ" установлен перечень документов, которые предоставляются с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка в случаях, установленных подпунктами 1 и 2 пункта 2 указанной статьи.
Так согласно пункту 5 статьи 3.7 ФЗ "О введении в действие ЗК РФ" в случае, предусмотренном подпунктом 1 пункта 2 настоящей статьи, к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка прилагаются документ о предоставлении или ином выделении гражданину земельного участка либо о возникновении у гражданина права на использование такого земельного участка по иным основаниям, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок, и документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя в случае, если с заявлением обращается представитель заявителя.
В случае отсутствия у гражданина документа, подтверждающего предоставление или иное выделение ему земельного участка либо возникновение у него права на использование такого земельного участка по иным основаниям, к заявлению может быть приложен один или несколько из следующих документов:
- заключенные до дня введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации договор о подключении (технологическом присоединении) гаража к сетям инженерно-технического обеспечения, и (или) договор о предоставлении коммунальных услуг в связи с использованием гаража, и (или) документы, подтверждающие исполнение со стороны гражданина обязательств по оплате коммунальных услуг;
- документ, подтверждающий проведение государственного технического учета и (или) технической инвентаризации гаража до 1 января 2013 года в соответствии с требованиями законодательства, действовавшими на момент таких учета и (или) инвентаризации, в котором имеются указания на заявителя в качестве правообладателя гаража либо заказчика изготовления указанного документа и на год его постройки, указывающий на возведение гаража до дня введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации.
К заявлению гражданина о предоставлении в соответствии с настоящей статьей земельного участка, на котором расположен гараж, наряду с документами, предусмотренными настоящей статьей, прилагается технический план указанного гаража (пункт 8 статьи 3.7).
В принятии решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка, указанного в пункте 2 настоящей статьи, наряду с основаниями, предусмотренными ЗК РФ, должно быть отказано, если данный гараж в судебном или ином предусмотренном законом порядке признан самовольной постройкой, подлежащей сносу (пункт 12 статьи 3.7).
В силу п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно п. 20 ст. 3.7 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", наряду со случаями, предусмотренными настоящей статьей и другими федеральными законами, гражданин вправе приобрести в порядке, предусмотренном ст. 39.20 ЗК РФ, бесплатно в собственность земельный участок (за исключением случаев, если такой земельный участок не может быть предоставлен в собственность в соответствии с ЗК РФ), который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен гараж, являющийся объектом капитального строительства, находящийся в собственности данного гражданина и возведенный до дня введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с принципом единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ в случаях, предусмотренных статьей 39.20 этого кодекса, продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них осуществляется без проведения торгов.
Основания для отказа в предоставлении находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка без торгов предусмотрены статьей 39.16 ЗК РФ.
Подпунктом 1 статьи 39.16 ЗК РФ установлено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Как следует из пункта 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено данной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Судом установлено, что приказом Министерства градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области от 28 июля 2022 г. № 07-02-02/111, ФИО3 разрешена подготовка документации по внесению изменений в проект планировки и межевания территории в границах улиц Родионова, Казанский съезд, Лысогорская, включая полуостров Печёрские пески, в Нижегородском районе города Нижнего Новгорода, утвержденный постановлением главы администрации города Нижнего Новгорода от 20 июня 2008 г. №2849, согласно прилагаемой схеме № 128/22.
Приказом Министерства градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области от 31 октября 2023 г. № 07-02-03/107, утверждена прилагаемая документация по внесению изменений в проект планировки и межевания территории в границах улиц Родионова, Казанский съезд, Лысогорская, включая полуостров Печёрские пески, в Нижегородском районе города Нижнего Новгорода, утвержденный постановлением главы администрации города Нижнего Новгорода от 20 июня 2008 г. №2849.
Как установлено судом и следует из материалов административного дела, ФИО3 обратился в Комитет с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> в собственность, исходя из того, что он является собственником объекта недвижимости: нежилое здание: гараж, год завершения строительства 1994, площадью 204,1 кв.м., расположенного на испрашиваемом земельном участке.
Указанный земельный участок имеет разрешенное использование "размещение гаражей для собственных нужд".
Письмом от 19.12.2023 ФИО3 отказано в предоставлении указанного земельного участка в собственность без проведения торгов на основании пункта 1 статьи 39.16 ЗК РФ, поскольку с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов. При этом указано, что по результатам обследования испрашиваемого земельного участка, проведенного 11.12.2023, фактически установлено, что на земельном участке расположено нежилое здание. Гараж на земельном участке отсутствует. Кроме того, дополнительно сообщено, что на основании выписки из ЕГРН право государственной собственности на земельный участок с кадастровым номером НОМЕР не разграничено. Предоставление земельных участков, государственная собственность на который не разграничена на территории городского округа город Нижний Новгород под нежилыми зданиями относится к полномочиям Правительства Нижегородской области.
Между тем из акта МКУ «ДЭМОНИ-НН» №Нж2764 обследования земельного участка от 11.12.2023 следует, что земельный участок расположен: <адрес> (п.2.1); земельный участок используется в соответствии с установленными границами (п.2.6); целевое использование земельного участка (согласно документам ГКН): размещение гаражей для собственных нужд (п.2.7); фактическое использование земельного участка: здание гаража (п.2.8). Сведения об объектах, расположенных на земельном участке указано: здания, строения, сооружения и их характеристики (в т.ч. временные самовольно возведенные): гараж (п.3.1); сведения о видах использования здания (помещении в нем): здание закрыто, вид использования не установлен (п.3.2). К акту приложен фотоматериал в количестве 3 шт. на 1 листе.
Судом установлено, что письмом от 20.12.2023 за подписью председателя Комитета ФИО2, направлена информация начальнику управления административного-технического и муниципального контроля администрации города Нижнего Новгорода о том, что фактически на земельном участке расположено нежилое здание, вид использования не установлен. Согласно данным открытых источников сети интернет «2ГИС» в указанном здании предположительно ведется коммерческая деятельность (автосервис). В данном письме содержится просьба включить в план проведения проверок соблюдение заявителем требований земельного законодательства на вышеуказанный земельный участок.
Из письма от 18.01.2024 № Сл-07-08-34834/24 за подписью начальника Отдела муниципального контроля Управления административно-технического и муниципального контроля Администрации города Нижнего Новгорода следует, что в адрес собственника нежилого здания (гараж) с кадастровым номером 52:18:0060175:276, направлено предостережение о недопустимости нарушений обязательных требований земельного законодательства.
Судом установлено, что 23.01.2024 Управлением административно-технического и муниципального контроля ФИО3 вынесено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, установленных федеральным законодательством.
В техническом плане здания, расположенного по адресу: <адрес>, указано: вид объекта недвижимости – здание, назначение здания – нежилое, наименование объекта недвижимости – гараж, год завершения строительства – 1994, площадь объекта недвижимости – 204,1 кв.м.
Стороной административного истца представлены свидетельства о регистрации ТС, которые подтверждают, что в собственности ФИО3 и его матери ФИО8, которая проживает в жилом доме по адресу: <адрес>, имеется несколько транспортных средств.
Из материалов административного дела следует, что по сведениям Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей по состоянию на 15.05.2024 физическое лицо (ИНН НОМЕР) не является индивидуальным предпринимателем.
Таким образом, административным ответчиком, на дату принятия оспариваемого решения от 19.12.2023 не было с достоверностью установлено фактическое использование нежилого здания - гаража.
Кроме того, Единый государственный реестр недвижимости (далее также - ЕГРН) является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с поименованным федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с этим Федеральным законом сведений (часть 2 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Запись в ЕГРН в судебном порядке не оспорена, недействительной не признана, доказательств незаконности нахождения этого объекта недвижимости на земельном участке с кадастровым номером НОМЕР в материалах дела не имеется, вид разрешенного использования земельного участка допускает размещение гаража для собственных нужд, ограничений оборотоспособности испрашиваемого земельного участка, предусмотренных статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации, не установлено.
Таким образом, вывод органа местного самоуправления о том, что ФИО3 не является лицом, которое в соответствии с земельным законодательством имеет право на приобретение земельного участка с кадастровым номером НОМЕР без проведения торгов, основан на неправильном применении норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Вопреки доводам административного ответчика, оспариваемое решение не содержит сведений о том, из каких документов усматривается, что гараж на земельном участке отсутствует, и фактически установлено, что на земельном участке расположено нежилое здание, а также какие требования ЗК РФ нарушены административным истцом.
При этом, в силу абзаца второго пункта 61 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, изменяя таким образом основания принятого решения.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о признании незаконным решение КУГИ и ЗР Администрации города ФИО2 об отказе ФИО3 в предоставлении земельного участка, формализованного в письме от 19.12.2023.
Соответственно, требования административного истца о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, формализованного в письме от 19.12.2023, подлежат удовлетоврению.
Пунктом 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в частности предусмотрено, что в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
Как разъяснено в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 года N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", если в соответствии с законом за наделенными публичными полномочиями органом или лицом сохраняется возможность принять то или иное решение по существу вопроса, затрагивающего права, свободы, законные интересы административного истца (заявителя), суд вправе ограничиться возложением на него обязанности повторно рассмотреть поставленный гражданином, организацией вопрос.
Таким образом, суд при принятии решения не связан названным административными истцами способами восстановления прав, в соответствии с требованиями статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации способ восстановления нарушенного права заявителя определяется судом с учетом характера спорных правоотношений.
Таким образом, суд считает необходимым указать на обязанность административного ответчика устранить допущенное нарушение прав административного истца путем возложения на ответчика обязанности повторно рассмотреть заявление ФИО3 от 06.12.2023 № Вх-03-02-584138/23 о предоставлении земельного участка.
Возлагая обязанность повторно в установленном порядке и срок рассмотреть заявление ФИО3 о предоставлении земельного участка, суд учитывает положения статей 10, 118 Конституции Российской Федерации, пункта 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в соответствии с которыми суд при вынесении решения не вправе подменять органы государственной власти или местного самоуправления и принимать конкретные решения по вопросу, не относящемуся к компетенции суда.
Суд считает, что данный способ устранения допущенного нарушения не противоречит установленным по делу фактическим обстоятельствам, послужившим основанием для признания оспариваемого решения незаконным, направлен на устранение нарушения, которое было допущено, и восстановление именно того права административного истца, нарушение которого установлено судом. Возможность принятия решения по существу вопроса, затрагивающего права и свободы административного истца, за административным ответчиком сохранилась.
Согласно части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8 статьи 219 Кодекса).
Пунктом 2 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соблюдены ли сроки обращения в суд.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 18 июля 2017 года N 1563-О, установление в законе сроков для обращения в суд с административным исковым заявлением, а также момента начала их исчисления относится к дискреционным полномочиям федерального законодателя, обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушение конституционных прав граждан; определение момента начала течения сроков для обращения в суд предполагает для суда необходимость при рассмотрении поданного заявления принять во внимание все значимые для правильного решения дела фактические обстоятельства, позволяющие доподлинно установить момент, когда заинтересованному лицу стало известно о нарушении его прав и законных интересов, оценивая имеющиеся в деле доказательства на предмет относимости, допустимости и достоверности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании.
Учитывая, что административное исковое заявление об оспаривании решения от 19.12.2023 подано административным истцом 14.02.2024, суд считает срок подачи административного искового заявления не пропущенным и не находит оснований для применения к спорным правоотношениям правовых последствий, установленных ч.8 ст.219 КАС РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░3 ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ 19.12.2023 ░░░-03-02-683112/23.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░3, ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 06.12.2023 № ░░-03-02-584138/23 ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 15.07.2024 ░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░.░░░░░░░