УИД 56RS0027-01-2024-002135-12
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
25 июня 2024 года | г. Оренбург |
Оренбургский районный суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Родионовой Г.М.,
при секретаре Ивановой А.В.,
с участием истца Кусмухамбетова А.Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кусмухамбетова Алмаса Тлегеновича к Кириллову Алексею Валерьевичу, Буркину Егору Александровичу о возмещении ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортном происшествия,
УСТАНОВИЛ:
Кусмухамбетов А.Т. обратился в суд с вышеназванным иском, указав, что ДД.ММ.ГГГГ в 12.00 час. произошло дорожно-транспортное происшествие с участием транспортных средств <данные изъяты> под управлением Кириллова А.В., и <данные изъяты> под управлением Кусмухамбетова А.Т. Постановлением по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ № виновником ДТП признан Кириллов А.В. Согласно выводам экспертного заключения ИП ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ №, стоимость восстановительного ремонта транспортного средства истца составила 78 200 рублей. Страховой полис ОСАГО у водителя Кириллова А.В., виновного в ДТП, отсутствовал.
Просит суд взыскать с ответчика в пользу Кусмухамбетова А.Т. ущерб, причиненный в результате ДТП в размере 78 200 рублей, расходы по оплате услуг эксперта в размере 4 000 рублей, компенсацию морального вреда – 10 000 рублей, услуги юриста – 10 000 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 2 546 рублей.
Истец Кусмухамбетов А.Т. в судебном заседании исковые требования поддержал.
Ответчики Кириллов А.В., Бочарова А.Н., представитель третьего лица АО «Согаз» в судебном заседании не присутствовали, извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст.167 Гражданского Процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В силу пункта 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
Установленная данной статьей презумпция вины причинителя вреда предполагает, что на потерпевшем лежит обязанность доказать факт причинения вреда, его размер, а также то обстоятельство, что причинителем вреда является именно ответчик (причинную связь между его действиями и нанесенным ущербом). В свою очередь, причинитель вреда несет только обязанность по доказыванию отсутствия своей вины в таком причинении, если законом не предусмотрена ответственность без вины.
В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).
Из взаимосвязи указанных правовых норм следует, что гражданско-правовой риск возникновения вредных последствий при использовании источника повышенной опасности возлагается на собственника при отсутствии вины такого собственника в непосредственном причинении вреда, как на лицо, несущее бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ДД.ММ.ГГГГ в 12.00 час. 69 по <адрес> произошло дорожно-транспортное происшествие с участием транспортных средств <данные изъяты> под управлением Кириллова А.В., и <данные изъяты> под управлением Кусмухамбетова А.Т.
Постановлением по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ № Кириллов А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного <данные изъяты>
В результате ДТП автомобилю Лада Калина, государственный регистрационный знак В 623 ОУ 156, причинены механические повреждения.
Данные обстоятельства сторонами в ходе судебного разбирательства не оспаривались.
Гражданская ответственность водителя Кусмухамбетов А.Т. на момент ДТП была застрахована в АО «Согаз» на основании полиса ОСАГО.
Гражданская ответственность водителя Кириллова А.В. на момент ДТП не застрахована.
Таким образом, причиной ДТП стало нарушение водителем Кирилловым А.В. Правил дорожного движения Российской Федерации.
Согласно ч. 6 ст. 4 ФЗ «Об ОСАГО», владельцы транспортных средств, риск ответственности которых не застрахован в форме обязательного и (или) добровольного страхования, возмещают вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потерпевших, в соответствии с гражданским законодательством.
Статьей 1079 ГК РФ установлен особый режим передачи собственником правомочия владения источником повышенной опасности (передача должна осуществляться на законном основании), при этом для передачи правомочия пользования действительно достаточно по общему правилу только волеизъявления собственника (статья 209 ГК РФ).
Предусмотренный статьей 1079 ГК РФ перечень законных оснований владения источником повышенной опасности и документов, их подтверждающих, не является исчерпывающим, в связи с чем любое из таких допустимых законом оснований требует соответствующего юридического оформления (заключение договора аренды автомобиля, выдача доверенности на право управления транспортным средством, внесение в страховой полис лица, допущенного к управлению транспортным средством и т.п.).
Согласно пункту 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии со статьей 1079 этого же кодекса граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих, обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
Обязанность возмещения вреда возлагается на гражданина, который владеет источником повышенной опасности на законном основании (пункт 1).
Владелец источника повышенной опасности не отвечает за вред, причиненный этим источником, если докажет, что источник выбыл из его обладания в результате противоправных действий других лиц. Ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности, в таких случаях несут лица, противоправно завладевшие источником (пункт 2).
Из указанных правовых норм следует, что гражданско-правовой риск возникновения вредных последствий при использовании источника повышенной опасности возлагается на его собственника и при отсутствии его вины в непосредственном причинении вреда, как на лицо, несущее бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Таким образом, собственник источника повышенной опасности несет обязанность по возмещению причиненного этим источником вреда, если не докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего, либо, что источник повышенной опасности выбыл из его обладания в результате противоправных действий других лиц или был передан иному лицу в установленном законом порядке.
Судом установлено, что транспортное средство <данные изъяты> принадлежит на праве собственности Буркину Е.А.
С учетом приведенных выше норм права и в соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации освобождение Буркина Е.А., как собственника источника повышенной опасности, от гражданско-правовой ответственности может иметь место при установлении обстоятельств передачи им в установленном законом порядке права владения транспортным средством Кириллову А.В., при этом обязанность по предоставлению таких доказательств лежит на самом Буркине Е.А.
В силу требований указанной статьи 56 ГПК РФ ответчику Буркину Е.А. для освобождения от гражданско-правовой ответственности надлежало представить доказательства передачи права владения автомобилем Кирилову А.В. в установленном законом порядке, обстоятельств злоупотребления правом применительно к допуску в дорожном движении принадлежащего ему транспортного средства в отсутствие документов лица, управлявшего им, о страховании своей гражданской ответственности.
Сам по себе факт передачи автомобиля и регистрационных документов на него подтверждает волеизъявление собственника на передачу данного имущества в пользование, но не свидетельствует о передаче права владения автомобилем в установленном законом порядке, поскольку использование другим лицом имущества собственника не лишает ответчика права владения им, а, следовательно, не освобождает от обязанности по возмещению вреда, причиненного этим источником.
Буркин Е.А. как собственник автомобиля, прежде чем передать транспортное средство во владение и пользование Кириллова А.В. должен был позаботиться о законности такого управления: застраховать гражданскую ответственность по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Поскольку ответчик Буркин Е.А. этого не сделал, он фактически незаконно передал управление транспортным средством Кириллову А.В., в связи с чем должен нести ответственность за возмещение ущерба, причиненного автомобилю истца.
Материалы дела не содержат сведений о том, что Кириллов А.В. был в установленном порядке допущен к управлению транспортным средством, т.е. являлся лицом, допущенным к управлению транспортным средством на основании страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. При этом в материалах дела не имеется данных о том, что Кириллов А.В. завладел транспортным средством противоправно, то есть помимо воли его собственника Буркина Е.А.
С учетом изложенных обстоятельств суд полагает, что надлежащим ответчиком по делу является Буркин Е.А.
В обоснование размера ущерба истцом представлено заключению эксперта ИП ФИО6 № г от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому стоимость восстановительного ремонта транспортного средства <данные изъяты> на дату ДТП ДД.ММ.ГГГГ составила 78 200 рублей.
За оценку истцом оплачено 4 000 рублей, что подтверждается товарным чеком от ДД.ММ.ГГГГ.
Ответчиками стоимость восстановительного ремонта не оспаривалась.
Суд признает заключение эксперта ИП ФИО6 № г от ДД.ММ.ГГГГ допустимым доказательством, поскольку оно составлено в соответствии с действующим законодательством, специалистом, имеющим квалификацию, образование, стаж необходимой работы экспертом. В заключении эксперта отражены содержание и результаты исследований с указанием примененных методов, оценка результатов исследований, обоснование и формулировка выводов по поставленным вопросам.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Кусмухамбетов А.Т. и взыскивает с ответчика Буркина Е.А. сумму ущерба в размере 78 200 рублей.
В иске к ответчику Кириллову А.В. суд отказывает по изложенным выше основаниям.
Разрешая требования истца о компенсации морального вреда, суд к выводу об отказе в удовлетворении требований в данной части.
Согласно положениям ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Принимая во внимание изложенные истцом обстоятельства, а также фактические обстоятельства дела, установленные судом, приведенные выше положения закона, суд, пришел к выводу об отсутствии на то правовых оснований, поскольку ответчиком нарушены исключительно имущественные права истца и им не представлено доказательств, подтверждающих нарушения действиями ответчика личных неимущественных прав либо принадлежащих ему нематериальных благ.
Истцом заявлены требования о взыскании судебных расходов: на оценку 4 000 рублей, на оплату услуг юриста – 10 000 рублей, по оплате государственной пошлины в размере 2 546 рублей.
В соответствии со ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
При этом, разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства. Разумность судебных издержек на оплату услуг представителя не может быть обоснована известностью представителя лица, участвующего в деле (п.13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 № 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела").
Истец просит взыскать расходы на оплату юридических услуг в размере 10 000 рублей. При этом, в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие несение данных расходов, в связи с чем расходы на оплату юридических услуг возмещению не подлежат.
Учитывая, что исковые требования к ответчику Буркину Е.А. судом удовлетворены, с него в пользу истца в силу ст. 98 ГПК РФ также подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в сумме 2 546 рублей.
Поскольку расходы на оценку ущерба являлись необходимыми для обращения в суд с настоящим иском, несение данных расходов подтверждено документально, сумма в размере 4 000 рублей также подлежит взысканию в пользу истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 98, 194-199, 233 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ № ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ № ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ 78 200 (░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░) ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 4 000 (░░░░░░ ░░░░░░) ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 2 546 (░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, - ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 01 ░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░ | ░░░░░░░░░ ░.░. |