Дело № 2-288/2019
РЕШЕНРР•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
3 сентября 2019 года с. Карпогоры
Пинежский районный суд Архангельской области в составе
председательствующего Першиной Е.А.,
при секретаре судебного заседания Ромахиной Н.Г.,
рассмотрев РІ открытом судебном заседании гражданское дело РїРѕ РёСЃРєСѓ Рё.Рѕ. РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Пинежского района Климова Р•.Р’. РІ интересах неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц Рє обществу СЃ ограниченной ответственностью «АльянсТеплоРнерго» Рѕ возложении обязанностей обеспечить неснижаемым нормативным Рё нормативным эксплуатационным запасом топлива котельные Пинежского района Рё Рє администрации муниципального образования «Пинежский муниципальный район» Рѕ возложении обязанностей организовать создание Рё поддержание нормативного неснижаемого Рё нормативного эксплуатационного запаса топлива РЅР° котельных Пинежского района Рё обеспечить надежное бесперебойное теплоснабжение потребителей,
Сѓ СЃ С‚ Р° РЅ Рѕ РІ Рё Р» :
Р.Рѕ. РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Пинежского района Климов Р•.Р’. РІ интересах неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц обратился РІ Пинежский районный СЃСѓРґ Архангельской области СЃ РёСЃРєРѕРј Рє обществу СЃ ограниченной ответственностью «АльянсТеплоРнерго» Рё администрации муниципального образования «Пинежский муниципальный район» Рѕ возложении обязанности обеспечить неснижаемым нормативным Рё нормативным эксплуатационным запасом топлива котельные Пинежского района Рё организовать Рё обеспечить надежное бесперебойное теплоснабжение.
Р’ обоснование исковых требований Рё.Рѕ. РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° указал, что прокуратурой Пинежского района РІ рамках осуществления надзора Р·Р° подготовкой ресурсоснабжающих организаций Рє отопительному периоду 2019-2020 РіРѕРґРѕРІ выявлено следующее. Р’ С…РѕРґРµ заседания 20 августа 2019 РіРѕРґР° РєРѕРјРёСЃСЃРёРё РїРѕ подготовке Рё прохождению отопительного периода 2019-2020 Рі.Рі. установлено, что РћРћРћ «АльянсТеплоРнерго» РЅР° основании заключенных СЃ администрацией муниципального образования «Пинежский муниципальный район» концессионных Рё иных соглашений является поставщиком тепловой энергии РЅР° территории муниципальных образований «Карпогорское», «Междуреченское», «Шилегское», «Сосновское», «Лавельское» Рё «Кушкопальское» Рё обязано обеспечивать население данных муниципальных образований коммунальными услугами РїРѕ теплоснабжению. РџРѕ состоянию РЅР° 20 августа 2019 РіРѕРґР° РћРћРћ «АльянсТеплоРнерго» РЅР° котельных, расположенных РЅР° территориях указанных муниципальных образований, РЅРµ обеспечило нормативный неснижаемый, Р° также нормативный эксплуатационный запасы топлива (РќРќР—Рў Рё РќРР—Рў). РР· объяснений генерального директора РћРћРћ «АльянсТеплоРнерго» Фофанова Р .Рђ. РѕС‚ 23 августа 2019 РіРѕРґР° следует, что всего для оказания услуг РїРѕ теплоснабжению РћРћРћ «АльянсТеплоРнерго» использует 13 котельных. РџРѕ состоянию РЅР° 23 августа 2019 РіРѕРґР° общество имеет запас топлива РІ следующих объемах:
МО «Карпогорское»: 1) с. Карпогоры, ул. <адрес> (котельная № 6) – основной вид топлива при эксплуатации – уголь. Запас топлива 1 тонна при суточном расходе при средней температуре 7,5 градусов по Цельсию 0,7 тонн в сутки; 2) с. Карпогоры, ул. <адрес> (котельная № 8) – основной вид топлива при эксплуатации – уголь. Запас топлива 58 тонн при суточном расходе при средней температуре 7,5 градусов по Цельсию 0,7 тонн в сутки; 3) с. Карпогоры, ул. <адрес> (котельная № 10) – основной вид топлива при эксплуатации – уголь. Запас топлива 88 тонн при суточном расходе при средней температуре 7,5 градусов по Цельсию 0,5 тонн в сутки; 4) с. Карпогоры, <адрес> – основанной вид топлива при эксплуатации – дрова. Запас топлива 30 куб. метров при суточном расходе топлива при средней температуре 7,5 градусов по Цельсию 20 куб. метров;
МО «Междуреченское»: 5) пос. Междуреченский, ул. <адрес> (котельная № 1) – основной вид топлива при эксплуатации – уголь. Запас топлива 8 тонн при суточном расходе при средней температуре 7,5 градусов по Цельсию 1,4 тонн в сутки; 6) пос. Междуреченский, ул. <адрес> (котельная № 2) – основной вид топлива при эксплуатации – уголь. Запас топлива 70 тонн при суточном расходе при средней температуре 7,5 градусов по Цельсию 1 тонна в сутки; 7) пос. Привокзальный, д. <адрес> (котельная № 3) – основной вид топлива при эксплуатации – уголь. Запас топлива 0 тонн при суточном расходе при средней температуре 7,5 градусов по Цельсию 0,4 тонн в сутки;
МО «Шилегское»: 8) пос. Ясный, ул. <адрес> – основной вид топлива при эксплуатации – щепа. Запас топлива 0 куб. метров при суточном расходе при средней температуре 7,5 градусов по Цельсию 40 куб. метров в сутки; 9) пос. Русковера, ул. <адрес> – основной вид топлива при эксплуатации – дрова. Запас топлива 0 куб. метров при суточном расходе при средней температуре 7,5 градусов по Цельсию 1,5 куб. метров в сутки;
МО «Сосновское»: 10) пос. Сосновка, ул. <адрес> – основной вид топлива при эксплуатации – дрова. Запас топлива 206 куб. метров (принадлежащих ООО «Арсенал») при суточном расходе при средней температуре 7,5 градусов по Цельсию 4,5 куб. метров в сутки; 11) пос. Мамониха, ул. <адрес> - основной вид топлива при эксплуатации – дрова. Запас топлива 65 куб. метров при суточном расходе при средней температуре 7,5 градусов по Цельсию 0,5 куб. метров в сутки;
МО «Лавельское»: 12) пос. Новолавела, ул. <адрес> - основной вид топлива при эксплуатации – дрова. Запас топлива 495 куб. метров (принадлежащих ООО «Арсенал») при суточном расходе при средней температуре 7,5 градусов по Цельсию 5 куб. метров в сутки;
МО «Кушкопальское»: 13) д. Кушкопала, ул. <адрес> - основной вид топлива при эксплуатации – дрова. Запас топлива 1738 куб. метров (принадлежащих ООО «Арсенал») при суточном расходе при средней температуре 7,5 градусов по Цельсию 5 куб. метров в сутки.
Запас угля – 225 тонн РїСЂРё среднем расходе 4,7 = 47 суток (РїСЂРё температуре 7,5 градусов Цельсия), однако, РїРѕ практике предыдущих отопительных периодов (СЃ 2014 РіРѕРґР°) средняя суточная температура РІ сентябре 5-6 градусов Цельсия, Р° РІ октябре -2 или 0 градусов Цельсия. Котельные, эксплуатируемые РЅР° древесных видах топлива (РґСЂРѕРІР° Рё щепа), РІ муниципальных образованиях «Карпогорское» Рё «Шилегское» полностью РЅРµ обеспечены топливом. Котельные РІ муниципальных образованиях «Сосновское», «Лавельское» Рё «Кушкопальское» обеспечены топливом РћРћРћ «Арсенал», перед которым РћРћРћ «АльянсТеплоРнерго» РЅРµ произвел каких-либо оплат, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем, запас топлива РЅРµ создан.
РџРѕ состоянию РЅР° 23 августа 2019 РіРѕРґР° генеральный директор РћРћРћ «АльянсТеплоРнерго» Фофанов Р .Рђ. РїРѕСЏСЃРЅРёР», что СЃ учетом размера дебиторской задолженности общества предприятие РЅРµ может гарантировать своевременное обеспечение нормативного эксплуатационного запаса топлива, Р° также стабильного прохождения отопительного периода РЅР° 2019-2020 Рі.Рі.
Согласно объяснениям Фофанова Р .Рђ. РѕС‚ 26 августа 2019 РіРѕРґР° обеспечение эксплуатируемых РћРћРћ «АльянсТеплоРнерго» котельных топливом РЅРµ изменилось РѕС‚ ранее данных РёРј сведений (объяснения РѕС‚ 23 августа 2019 РіРѕРґР°).
Таким образом, РЅР° момент предъявления РёСЃРєР° РЅР° всех котельных, эксплуатируемых РћРћРћ «АльянсТеплоРнерго» (Р·Р° исключением котельной, расположенной РїРѕ адресу: РїРѕСЃ. Мамониха, <адрес>), отсутствует нормативный эксплуатационный запас топлива (РќРР—Рў).
Кроме того, на всех котельных (за исключением котельных, расположенных по адресам: с. Карпогоры, ул. <адрес> (котельная № 8); с. Карпогоры, ул. <адрес> (котельная № 10); пос. Междуреченский, ул. <адрес> (котельная № 2); пос. Мамониха, ул. <адрес>) отсутствует нормативный неснижаемый запас топлива (ННЗТ).
Таким образом, возникшая на территории МО «Пинежский муниципальный район» ситуация и наличие незначительного промежутка времени до начала отопительного периода, с учетом природно-климатических особенностей района, являющегося районом Крайнего Севера, создает угрозу срыва отопительного сезона и ущемлению прав граждан неопределенного круга лиц на обеспечение теплом и охрану здоровья.
РџСЂРѕСЃРёС‚ обязать РћРћРћ «АльянсТеплоРнерго» обеспечить эксплуатируемые котельные Пинежского района неснижаемым нормативным запасом топлива Рё нормативным эксплуатационным запасом топлива.
Также требует обязать администрацию муниципального образования «Пинежский муниципальный район» организовать создание Рё поддержание нормативного неснижаемого Рё нормативного эксплуатационного запаса топлива РЅР° котельных РІ течение всего отопительного периода 2019-2020 РіРѕРґРѕРІ. РќРќР—Рў РїРѕ твердому топливу: каменному углю РЅР° 14 суток, Р° местному РІРёРґСѓ топлива (РґСЂРѕРІР° Рё щепа) РЅР° 7 суток. РќРР—Рў РїРѕ твердому топливу: каменному углю РЅР° 45 суток, Р° местному РІРёРґСѓ топлива (РґСЂРѕРІР° Рё щепа) РЅР° 10 суток, организовать Рё обеспечить надежное бесперебойное теплоснабжение для потребителей, находящихся РЅР° территории муниципальных образований «Карпогорское», «Междуреченское», «Шилегское», «Сосновское», «Лавельское» Рё «Кушкопальское», РІ течение всего отопительного периода 2019-2020 РіРѕРґРѕРІ.
Во избежание срыва отопительного периода 2019-2010 годов, в целях охраны здоровья граждан и их права на благоприятный микроклимат в жилых помещениях требует обратить решение суда к немедленному исполнению.
В ходе судебного заседания помощник прокурора Пинежского района Архангельской области Дурнопьян К.Р. поддержал заявленные исковые требования по приведенным в нем основаниям, уточнив, что все обязанности, указанные в иске, требует возложить на весь отопительный период 2019-2020 годов.
Представитель ответчика - администрации муниципального образования «Пинежский муниципальный район» Р—СѓР±РѕРІР° Рќ.Р’. РІ С…РѕРґРµ судебного заседания СЃ РёСЃРєРѕРј РЅРµ согласилась, просила РІ удовлетворении РёСЃРєР° отказать, указав, что администрация РњРћ «Пинежский район» РЅРµ занимается хозяйственной деятельностью, РЅРµ может закупать топливо для теплоснабжающих организаций. Р’ целях организации теплоснабжения органы местного самоуправления создают учреждения Рё предприятия, РїСЂРѕРІРѕРґСЏС‚ работу РїРѕ заключению концессионных соглашений Рё.С‚.Рґ. Задача органов местного самоуправления РІ области теплоснабжения состоит РІ оказании регулирующего, распорядительного, контрольного Рё РёРЅРѕРіРѕ организационно-властного воздействия, направленного РЅР° создание необходимых условий. Указала, что ответчиком РїРѕ данному делу должен выступать РћРћРћ «АльянсТеплоРнерго» РІ полном объеме. Р’ целях защиты прав граждан РЅР° благоприятные Рё безопасные условия проживания, исключения СѓРіСЂРѕР·С‹ срыва отопительного периода, исполняющий обязанности РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Пинежского района обращался РІ защиту неограниченного РєСЂСѓРіР° лиц РѕР± обязании администрации РњРћ «Пинежский район» провести РєРѕРЅРєСѓСЂСЃ РїРѕ заключению концессионных соглашений РЅР° объекты теплоснабжения, водоотведения, водоснабжения. Решением Пинежского районного СЃСѓРґР° РѕС‚ 29 апреля 2019 РіРѕРґР° данные требования были удовлетворены. Концессионные соглашения РІ отношении объектов теплоснабжения РЅР° территориях Шилегского Рё Междуреченского поселений заключены, согласно которых, концессионер обязан осуществлять деятельность РїРѕ использованию объектов Соглашения РІ соответствии СЃ требованиями, установленными законодательством Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации. Органы местного самоуправления РЅРµ имеют реальных рычагов влияния РЅР° коммерческие теплоснабжающие организации РїРѕ созданию Рё поддержанию нормативного неснижаемого Рё нормативного эксплуатационного запаса топлива РЅР° котельных. Также пояснила, что подобная ситуация складывается практически каждый РіРѕРґ РЅР° начало отопительного сезона Рё выравнивается после октября. Р’ этом РіРѕРґСѓ ситуация осложнилась, поскольку РІСЃРµ поставщики отказались работать РїРѕ предоплате.
Представитель ответчика – РћРћРћ «АльянсТеплоРнерго» генеральный директор Фофанов Р .Рђ. РІ С…РѕРґРµ судебного заседания СЃ РёСЃРєРѕРј согласился, Р·Р° исключением требований, касающихся котельных, расположенных РІ СЃ. Карпогоры, РїРѕСЃ. Привокзальном Рё РїРѕСЃ. Междуреченском, которые РЅР° момент рассмотрения дела обеспечены запасом топлива. РџРѕСЏСЃРЅРёР», что ситуация СЃ отсутствием запаса топлива возникла РёР·-Р·Р° сложного финансового положения предприятия. Даже после поступления РёР· областного бюджета Архангельской области СЃСѓР±СЃРёРґРёРё РЅР° возмещение недополученных РґРѕС…РѕРґРѕРІ, возникающих РІ результате государственного регулирования тарифов РЅР° тепловую энергию – «дельта РўВ», Р° также денежных средств РѕС‚ потребителей Р·Р° поставленную тепловую энергию, этих средств РґРѕ декабря 2019 РіРѕРґР° будет недостаточно для обеспечения требуемого запаса топлива СЃ учетом расходов предприятия РЅР° обязательные платежи.
Представитель третьего лица – председатель КУМРи ЖКХ администрации МО «Пинежский муниципальный район» Петухов С.С., в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился по основаниям, указанным представителем ответчика – администрации МО «Пинежский муниципальный район», пояснив также, что работа в данном направлении ведется постоянно.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд пришел к следующему.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, пунктом 3 ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно положениям ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Одним из условий обеспечения достойной жизни населения является теплоснабжение, энергоснабжение, водоснабжение и газоснабжение жилых домов, социальных объектов.
Вопросы местного значения в силу прямого предписания ч. 1 ст. 130 Конституции Российской Федерации могут и должны решать органы местного самоуправления.
В соответствии с ч. 4 ст. 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В силу ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно относятся к вопросам местного значения.
В соответствии с п. 4 ч. 1 и ч.ч. 3,4 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ и п. 1 ч. 1.1 ст. 7 Устава муниципального образования «Пинежский муниципальный район», принятого решением Собрания депутатов МО «Пинежский муниципальный район» от 04.12.2015 № 455, к вопросам местного значения муниципального образования «Пинежский муниципальный район» относятся, в частности, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 4.2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении».
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» надежность теплоснабжения - характеристика состояния системы теплоснабжения, при котором обеспечиваются качество и безопасность теплоснабжения. В свою очередь, безопасность теплоснабжения обеспечивается соблюдением определенных норм и требований, установленных принимаемыми во исполнение Федерального закона и в соответствии с ним нормативными актами.
В силу п. 4 ч. 2 ст. 4 Федерального закона № 190 к полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, относятся, в частности, установление порядка определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя, нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии, нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), в том числе в целях государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
Согласно п. 2 ч. 1 и ч.ч. 2,5 ст. 20 Федерального закона № 190-ФЗ теплоснабжающие организации и теплосетевые организации подлежат проверке готовности к отопительному периоду.
Проверка готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляются органами местного самоуправления, а в ценовых зонах теплоснабжения органами местного самоуправления совместно с единой теплоснабжающей организацией.
Проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива.
Сроки начала и окончания подготовки к зиме жилого дома, котельной, теплового пункта и теплового (элеваторного) узла утверждаются органом местного самоуправления, контроль за ходом работ по подготовке к зиме осуществляют органы местного самоуправления и иные лица, пределы указанных сроков установлены Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» (далее – Правила эксплуатации жилищного фонда).
В соответствии с п. 2.6.3 Правил эксплуатации жилищного фонда сроки начала и окончания подготовки к зиме каждого жилого дома, котельной, теплового пункта и теплового (элеваторного) узла утверждаются органом местного самоуправления (по предложению организации, обслуживающей указанный жилищный фонд) с учетом завершения всех работ в северных и восточных районах - до 1 сентября, в центральных - к 15 сентября, в южных - до 1 октября, включая проведение пробных топок центрального отопления и печей. Контроль за ходом работ по подготовке к зиме осуществляют органы местного самоуправления, собственники жилищного фонда и их уполномоченные и главные государственные жилищные инспекции.
Согласно Рї. 2.6.10 Правил эксплуатации жилищного фонда готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства Рє эксплуатации РІ Р·РёРјРЅРёС… условиях подтверждается наличием: паспорта готовности РґРѕРјР° Рє эксплуатации РІ Р·РёРјРЅРёС… условиях, актов РЅР° исправность автоматики безопасности Рё контрольно-измерительных РїСЂРёР±РѕСЂРѕРІ (РљРРџ) котельных Рё инженерного оборудования зданий, актов технического состояния Рё исправности работы противопожарного оборудования; обеспеченности топливом котельных Рё населения РґРѕ начала отопительного сезона: твердого - РЅРµ РЅРёР¶Рµ 70 % потребности отопительного сезона.
В силу п.п. 4.1.1 и 11.9 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 № 115, эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами. Данная обязанность возложена на теплоснабжающие организации.
Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 10.08.2012 № 377 утвержден Порядок определения нормативов запаса топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), в том числе в целях государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Порядок).
Р’ соответствии СЃ Рї. 2 РџРѕСЂСЏРґРєР° норматив запасов топлива РЅР° котельных рассчитывается как запас РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРіРѕ Рё резервного РІРёРґРѕРІ топлива (далее - РћРќР—Рў) Рё определяется РїРѕ СЃСѓРјРјРµ объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее - РќРќР—Рў) Рё нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее - РќРР—Рў).
РР· пункта 11 РџРѕСЂСЏРґРєР° следует, что РќРР—Рў необходим для надежной Рё стабильной работы котельных Рё обеспечивает плановую выработку тепловой энергии РІ случае введения ограничений поставок РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРіРѕ РІРёРґР° топлива.
В п. 20 Порядка предусмотрено, что количество суток, на которые рассчитывается неснижаемый нормативный запас топлива, определяется в зависимости от вида топлива и способа его доставки в соответствии с таблицей 1, где установлено, при автотранспортном способе доставки твердого топлива необходим 7-ми суточный запас топлива, а при доставке железнодорожным транспортом твердого топлива необходим 14-ти суточный запас топлива.
В соответствии с п. 21 Порядка для расчета размера и нормативного эксплуатационного запаса топлива принимается плановый среднесуточный расход топлива трех наиболее холодных месяцев отопительного периода и количество суток по твердом топливу – 45 суток.
Согласно ст. 5 Федерального закона № 190-ФЗ к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения относится, в частности, утверждение нормативов запасов топлива на источниках энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более.В силу подп. 9 п. 9 Положения о Министерстве топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 03.04.2012 № 128-пп, к полномочиям Министерства относится, в том числе, утверждение нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более.
Постановлением Минэнергосвязи Архангельской области РѕС‚ 31.10.2012 в„– 92-РїРЅ «О нормативах запасов топлива» регламентируется РїРѕСЂСЏРґРѕРє РёС… создания, которым необходимо руководствоваться РґРѕ момента установления федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным РЅР° реализацию государственной политики РІ сфере теплоснабжения, РїРѕСЂСЏРґРєР° определения нормативов запасов топлива РЅР° источниках тепловой энергии теплоснабжающим организациям РїСЂРё определении нормативных запасов топлива. Р’ соответствии СЃ которым объем РќРќР—Рў (твердое) равен 14 суткам РїСЂРё доставке железнодорожным транспортом Рё 7 суткам РїСЂРё доставке автотранспортом, Р° РќРР—Рў равен 45 суткам для твердых РІРёРґРѕРІ топлива.
Постановлением Министерства РўРРљ Рё Р–РљРҐ Архангельской области РѕС‚ 11.10.2016 в„– 91-РїРЅ внесены изменения РІ постановление Рё регламентировано, что для котельных, работающих РЅР° местных видах топлива, нормативный эксплуатационный запас топлива (РќРР—Рў) рассчитывается РЅР° 10 суток.
Как следует РёР· материалов дела Рё установлено СЃСѓРґРѕРј, 08 апреля 2015 РіРѕРґР° между администрацией муниципального образования «Шилегское» Рё РћРћРћ «АльянсТеплоРнерго» заключено концессионное соглашение РІ отношении объектов теплоснабжения, находящихся РІ муниципальной собственности РњРћ «Шилегское».
На основании дополнительного соглашения от 27.12.2016 № 2 произошла замена стороны в концессионном соглашении с администрации МО «Шилегское» на администрацию МО «Пинежский муниципальный район».
Р’ соответствии СЃ условиями концессионного соглашения, заключенного РЅР° 20 лет, ресурсоснабжающая организация РћРћРћ «АльянсТеплоРнерго» обязана оказывать услуги РїРѕ теплоснабжению РЅР° территории РњРћ «Шилегское» РІ соответствии СЃ нормами Рё правилами, установленными для этого РІРёРґР° деятельности, Р° также производить работы РїРѕ реконструкции Рё (или) модернизации муниципального имущества.
05 августа 2015 РіРѕРґР° между администрацией муниципального образования «Междуреченское» Рё РћРћРћ «АльянсТеплоРнерго» заключено концессионное соглашение РІ отношении объектов теплоснабжения, находящихся РІ муниципальной собственности РњРћ «Междуреченское».
Р’ соответствии СЃ условиями концессионного соглашения, заключенного РЅР° 20 лет, ресурсоснабжающая организация РћРћРћ «АльянсТеплоРнерго» обязана оказывать услуги РїРѕ теплоснабжению РЅР° территории РњРћ «Междуреченское» РІ соответствии СЃ нормами Рё правилами, установленными для этого РІРёРґР° деятельности, Р° также производить работы РїРѕ реконструкции Рё (или) модернизации муниципального имущества.
РќР° основании соглашения Рѕ передаче имущества, принадлежащего РЅР° праве собственности РњРћ «Пинежский район», РІ эксплуатацию для оказания коммунальных услуг РЅР° территории муниципального образования «Карпогорское» РѕС‚ 26 октября 2018 РіРѕРґР° администрацией муниципального образования «Пинежский муниципальный район» объекты теплоснабжения, находящиеся РЅР° территории муниципального образования «Карпогорское», переданы РІРѕ временное владение Рё пользование РћРћРћ «АльянсТеплоРнерго».
РќР° основании соглашения Рѕ передаче имущества, принадлежащего РЅР° праве собственности РњРћ «Пинежский муниципальный район», РІ эксплуатацию для оказания коммунальных услуг РЅР° территории муниципальных образований «Сосновское», «Лавельское», «Кушкопальское» РѕС‚ 06 сентября 2016 РіРѕРґР° администрацией муниципального образования «Пинежский муниципальный район» объекты теплоснабжения, находящиеся РЅР° территории указанных муниципальных образований, переданы РІРѕ временное владение Рё пользование РћРћРћ «АльянсТеплоРнерго».
РЎСѓРґРѕРј установлено, что РћРћРћ «АльянсТеплоРнерго» РЅР° основании заключенных СЃ администрацией муниципального образования «Пинежский муниципальный район» концессионных Рё иных соглашений является поставщиком тепловой энергии РЅР° территории муниципальных образований «Карпогорское», «Междуреченское», «Шилегское», «Сосновское», «Лавельское» Рё «Кушкопальское» Рё обязано обеспечивать население данных муниципальных образований коммунальными услугами РїРѕ теплоснабжению.
РџСЂРё таких обстоятельствах, поскольку РћРћРћ «АльянсТеплоРнерго» является теплоснабжающей организацией, для бесперебойной работы котельных РІ отопительный период РѕРЅРѕ обязано обеспечить нормативный неснижаемый запас топлива РїРѕ твердому топливу: каменному углю РЅР° 14 суток, Р° местному РІРёРґСѓ топлива (РґСЂРѕРІР° Рё щепа) РЅР° 7 суток, Р° также должна обеспечить нормативный эксплуатационный запас топлива Рѕ твердому топливу: каменному углю РЅР° 45 суток, Р° местному РІРёРґСѓ топлива (РґСЂРѕРІР° Рё щепа) РЅР° 10 суток.
Согласно представленной информации, выявленной РїСЂРё проведении проверки прокуратурой, установлено, что всего для оказания услуг РїРѕ теплоснабжению РћРћРћ «АльянсТеплоРнерго» использует 13 котельных. РџРѕ состоянию РЅР° 26 августа 2019 РіРѕРґР° общество имеет запас топлива РІ следующих объемах:
МО «Карпогорское»:
1) с. Карпогоры, ул. <адрес> (котельная № 6) – основной вид топлива при эксплуатации – уголь. Запас топлива 1 тонна при суточном расходе при средней температуре 7,5 градусов по Цельсию 0,7 тонн в сутки;
2) с. Карпогоры, ул. <адрес> (котельная № 8) – основной вид топлива при эксплуатации – уголь. Запас топлива 58 тонн при суточном расходе при средней температуре 7,5 градусов по Цельсию 0,7 тонн в сутки;
3) с. Карпогоры, ул. <адрес> (котельная № 10) – основной вид топлива при эксплуатации – уголь. Запас топлива 88 тонн при суточном расходе при средней температуре 7,5 градусов по Цельсию 0,5 тонн в сутки;
4) с. Карпогоры, ул. <адрес> – основанной вид топлива при эксплуатации – дрова. Запас топлива 30 куб. метров при суточном расходе топлива при средней температуре 7,5 градусов по Цельсию 20 куб. метров;
МО «Междуреченское»:
5) пос. Междуреченский, ул. <адрес> (котельная № 1) – основной вид топлива при эксплуатации – уголь. Запас топлива 8 тонн при суточном расходе при средней температуре 7,5 градусов по Цельсию 1,4 тонн в сутки;
6) пос. Междуреченский, ул. <адрес> (котельная № 2) – основной вид топлива при эксплуатации – уголь. Запас топлива 70 тонн при суточном расходе при средней температуре 7,5 градусов по Цельсию 1 тонна в сутки;
7) пос. Привокзальный, д. №*** (котельная № 3) – основной вид топлива при эксплуатации – уголь. Запас топлива 0 тонн при суточном расходе при средней температуре 7,5 градусов по Цельсию 0,4 тонн в сутки.
МО «Шилегское»:
8) пос. Ясный, ул. <адрес> – основной вид топлива при эксплуатации – щепа. Запас топлива 0 куб. метров при суточном расходе при средней температуре 7,5 градусов по Цельсию 40 куб. метров в сутки;
9) пос. Русковера, ул. <адрес> – основной вид топлива при эксплуатации – дрова. Запас топлива 0 куб. метров при суточном расходе при средней температуре 7,5 градусов по Цельсию 1,5 куб. метров в сутки;
МО «Сосновское»:
10) пос. Сосновка, ул. <адрес> – основной вид топлива при эксплуатации – дрова. Запас топлива 206 куб. метров (принадлежащих ООО «Арсенал») при суточном расходе при средней температуре 7,5 градусов по Цельсию 4,5 куб. метров в сутки;
11) пос. Мамониха, ул. <адрес> - основной вид топлива при эксплуатации – дрова. Запас топлива 65 куб. метров при суточном расходе при средней температуре 7,5 градусов по Цельсию 0,5 куб. метров в сутки;
МО «Лавельское»:
12) пос. Новолавела, ул. <адрес> - основной вид топлива при эксплуатации – дрова. Запас топлива 495 куб. метров (принадлежащих ООО «Арсенал») при суточном расходе при средней температуре 7,5 градусов по Цельсию 5 куб. метров в сутки;
МО «Кушкопальское»:
13) д. Кушкопала, ул. <адрес> - основной вид топлива при эксплуатации – дрова. Запас топлива 1738 куб. метров (принадлежащих ООО «Арсенал») при суточном расходе при средней температуре 7,5 градусов по Цельсию 5 куб. метров в сутки.
Запас угля – 225 тонн при среднем расходе 4,7 = 47 суток (при температуре 7,5 градусов Цельсия), однако по их практике предыдущих отопительных периодов (с 2014 года) средняя суточная температура в сентябре 5-6 градусов Цельсия, а в октябре -2 или 0 градусов Цельсия.
Котельные, эксплуатируемые на древесных видах топлива (дрова и щепа) в муниципальных образованиях «Карпогорское» и «Шилегское», полностью не обеспечены топливом.
РћРћРћ «Арсенал» обеспечило наличие необходимого количества топлива РЅР° котельных РІ муниципальных образованиях «Сосновское», «Лавельское» Рё «Кушкопальское», однако, РћРћРћ «АльянсТеплоРнерго» РЅРµ произвело каких-либо оплат, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем, запас топлива РЅРµ создан.
Как показала РІ судебном заседании свидетель – генеральный директор РћРћРћ «Арсенал» Р¤РРћ1., Сѓ возглавляемого ею предприятия также имеется СЂСЏРґ неисполненных обязательств, РІ ближайшее время РѕРЅР° обязана выплатить работникам заработную плату, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем предоставить топливо РІ долг невозможно, РІ случае неоплаты, РѕРЅР° будет вынуждена реализовать его РґСЂСѓРіРёРј потребителям.
Таким образом, РЅР° момент рассмотрения дела РЅР° всех котельных, эксплуатируемых РћРћРћ «АльянсТеплоРнерго» (Р·Р° исключением котельной, расположенной РїРѕ адресу: РїРѕСЃ. Мамониха, СѓР». <адрес>, Р° также котельных, расположенных РІ СЃ. Карпогоры, РїРѕСЃ. Междуреченском Рё РїРѕСЃ. Привокзальном – эксплуатируемых РЅР° угле), отсутствует нормативный эксплуатационный запас топлива (РќРР—Рў).
Кроме того, на всех котельных (за исключением котельных, расположенных по адресам: с. Карпогоры, ул. <адрес>; с. Карпогоры, ул. <адрес> (котельная № 6); с. Карпогоры, ул. <адрес> (котельная № 8); с. Карпогоры, ул. <адрес> (котельная № 10); пос. Междуреченский, ул. <адрес> (котельная № 1); пос. Междуреченский, ул. <адрес> (котельная № 2); пос. Привокзальный, д. №***; пос. Мамониха, ул. <адрес>) отсутствует нормативный неснижаемый запас топлива (ННЗТ).
Таким образом, возникшая на территории МО «Пинежский муниципальный район» ситуация, с учетом природно-климатических особенностей района, являющегося районом Крайнего Севера, создает угрозу срыва отопительного сезона и ущемлению прав граждан неопределенного круга лиц на обеспечение теплом и охрану здоровья.
Обязанность РћРћРћ «АльянсТеплоРнерго» РїРѕ обеспечению создания нормативных запасов топлива вытекает РёР· пункта 11.9 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго Р Р¤ РѕС‚ 24.03.2003 N 115. Указанные Правила распространяются РЅР° организации, независимо РѕС‚ форм собственности Рё организационно-правовых форм, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих действующие тепловые энергоустановки.
Ответчиком РћРћРћ «АльянсТеплоРнерго» РЅРµ оспаривается факт отсутствия РЅР° предприятии РЅР° начало отопительного сезона необходимого запаса топлива РїРѕ котельным, находящимся РІ РёС… пользовании.
РР· объяснений генерального директора РћРћРћ «АльянсТеплоРнерго» установлено, что РЅР° момент рассмотрения дела СЃ учетом размера дебиторской задолженности общества, предприятие РЅРµ может гарантировать своевременное обеспечение нормативного эксплуатационного запаса топлива, Р° также стабильного прохождения отопительного периода РЅР° 2019-2020 Рі.Рі.
Доводы представителя ответчика РћРћРћ «АльянсТеплоРнерго» РѕР± отсутствии достаточных денежных средств Сѓ Общества для создания РЅР° начало отопительного сезона необходимого запаса топлива РЅРµ РјРѕРіСѓС‚ являться основанием для отказа РІ удовлетворении РёСЃРєР°, поскольку нехватка денежных средств основанием, освобождающим РѕС‚ исполнения взятых РЅР° себя обязательств РїРѕ организации теплоснабжения РІ установленные законом СЃСЂРѕРєРё, РЅРµ является.
РџСЂРё этом создание нормативного неснижаемого Рё нормативного эксплуатационного запасов топлива РЅР° котельных СЃ. Карпогоры, РїРѕСЃ. Междуреченский, РїРѕСЃ. Привокзальный Рё РїРѕСЃ. Мамониха РЅР° момент рассмотрения дела РЅРµ может служить основанием для отказа РІ удовлетворении РёСЃРєР° РІ этой части, учитывая сложное финансовое положение РћРћРћ «АльянсТеплоРнерго» Рё отсутствие каких-либо гарантий РѕР± обеспечении такого запаса РІ течение всего отопительного периода 2019-2020 РіРѕРґРѕРІ.
Также обоснованными являются и требования и.о. прокурора к администрации МО «Пинежский муниципальный район».
Так, в силу ст. 6 Федерального закона № 190-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях сельских поселений, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; рассмотрение обращений потребителей по вопросам надежности теплоснабжения в порядке, установленном правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации; выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду и др.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 20.12.2010 № 22-П, основная цель местного самоуправления – решение вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью и тем самым удовлетворение основных жизненных потребностей населения муниципальных образований.
Таким образом, задача органов местного самоуправления в данной области состоит в оказании регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организационно – властного воздействия, направленного в конечном итоге на создание необходимых условий для подачи населению тепловой энергии надлежащего качества.
Отсутствие РІ настоящее время необходимых нормативных неснижаемых Рё нормативных эксплуатационных запасов топлива РЅР° указанных котельных, Р° также сложившаяся ситуация СЃ поставщиком тепловой энергии РЅР° территориях муниципальных образований Карпогорское», «Междуреченское», «Шилегское», «Сосновское», «Лавельское» Рё «Кушкопальское» РћРћРћ «АльянсТеплоРнерго», связанное СЃ отсутствием гарантий стабильного обеспечения потребителей указанных муниципальных образований коммунальной услугой РІ сфере теплоснабжения, может привести Рє срыву отопительного периода 2019-2020 Рі.Рі. Рё нарушить права граждан РЅР° обеспечение жилищно-коммунальных услуг надлежащего качества, охрану Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЏ Рё права РЅР° благоприятный микроклимат РІ жилых помещениях, предусмотренных С‡. 1 СЃС‚. 41 Конституции Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, С‡. 1 СЃС‚. 67 Жилищного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, СЃС‚. 17 «Основ законодательства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± охране Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЏ граждан», СЃС‚. 23 Федерального закона РѕС‚ 30.03.1999 в„– 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», что недопустимо.
Следовательно, администрация муниципального образования «Пинежский муниципальный район» обязана организовать создание Рё поддержание нормативного неснижаемого Рё нормативного эксплуатационного запаса топлива РІ течение всего отопительного периода 2019-2020 РіРѕРґРѕРІ. РќРќР—Рў РїРѕ твердому топливу: каменному углю РЅР° 14 суток, Р° местному РІРёРґСѓ топлива (РґСЂРѕРІР° Рё щепа) РЅР° 7 суток. РќРР—Рў РїРѕ твердому топливу: каменному углю РЅР° 45 суток, Р° местному РІРёРґСѓ топлива (РґСЂРѕРІР° Рё щепа) РЅР° 10 суток, Р° также организовать Рё обеспечить надежное бесперебойное теплоснабжение для потребителей, находящихся РЅР° территории муниципальных образований «Карпогорское», «Междуреченское», «Шилегское», «Сосновское», «Лавельское» Рё «Кушкопальское», РІ течение всего отопительного периода 2019-2020 РіРѕРґРѕРІ.
Доводы представителя ответчика Зубовой Н.В. о том, что администрация муниципального образования «Пинежский муниципальный район» не является надлежащим ответчиком по делу, суд отклоняет, поскольку прокурор требует возложить на орган местного самоуправления обязанность не по созданию соответствующего запаса топлива, а по организации обеспечения таких запасов, что соответствует закону.
Кроме того, в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования относятся к вопросам местного значения и не могут быть делегированы хозяйствующим субъектам.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора в полном объеме.
На основании ст. 212 ГПК РФ, принимая во внимание обстоятельства дела, климатический пояс, сведения о температурном режиме, учитывая, что отсутствие необходимого запаса топлива может привести к срыву отопительного периода, в целях защиты прав потребителей, охраны здоровья граждан и их права на благоприятный микроклимат в жилых помещениях, суд считает необходимым обратить решение к немедленному исполнению.
В силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Р’ соответствии СЃРѕ СЃС‚. 103 ГПК Р Р¤, СЃС‚. 333.17, РїРї. 3 С‡. 1 СЃС‚. 333.19 РќРљ Р Р¤ РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ удовлетворением требования неимущественного характера СЃ ответчика РћРћРћ «АльянсТеплоРнерго» подлежит взысканию государственная пошлина РІ размере 300 рублей РІ РґРѕС…РѕРґ бюджета муниципального образования «Пинежский муниципальный район».
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
СЂ Рµ С€ Рё Р» :
исковые требования Рё.Рѕ. РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Пинежского района Климова Р•.Р’. РІ интересах неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц Рє обществу СЃ ограниченной ответственностью «АльянсТеплоРнерго» Рё администрации муниципального образования «Пинежский муниципальный район» удовлетворить.
Обязать общество СЃ ограниченной ответственностью «АльянсТеплоРнерго»:
- обеспечить неснижаемым нормативным запасом топлива котельные, расположенные РїРѕ адресам: СЃ. Карпогоры, СѓР». <адрес> (котельн░°░Џ ░„– 6); ░Ѓ. ░љ░°░Ђ░ї░ѕ░і░ѕ░Ђ░‹, ░ѓ░». <░°░ґ░Ђ░µ░Ѓ>; ░ї░ѕ░Ѓ. ░њ░µ░¶░ґ░ѓ░Ђ░µ░‡░µ░Ѕ░Ѓ░є░░░№, ░ѓ░». <░°░ґ░Ђ░µ░Ѓ> (░є░ѕ░‚░µ░»░Њ░Ѕ░°░Џ ░„– 1); ░ї░ѕ░Ѓ. ░џ░Ђ░░░І░ѕ░є░·░°░»░Њ░Ѕ░‹░№, ░ґ. ░„–*** (░є░ѕ░‚░µ░»░Њ░Ѕ░°░Џ ░„– 3); ░ї░ѕ░Ѓ. ░Ї░Ѓ░Ѕ░‹░№, ░ѓ░». <░°░ґ░Ђ░µ░Ѓ>; ░ї░ѕ░Ѓ. ░ ░ѓ░Ѓ░є░ѕ░І░µ░Ђ░°, ░ѓ░». <░°░ґ░Ђ░µ░Ѓ>; ░ї░ѕ░Ѓ. ░Ў░ѕ░Ѓ░Ѕ░ѕ░І░є░°, ░ѓ░». <░°░ґ░Ђ░µ░Ѓ>; ░ї░ѕ░Ѓ. ░ќ░ѕ░І░ѕ░»░°░І░µ░»░°, ░ѓ░». <░°░ґ░Ђ░µ░Ѓ>; ░ґ. ░љ░ѓ░€░є░ѕ░ї░°░»░°, ░ѓ░». <░°░ґ░Ђ░µ░Ѓ> ░ї░ѕ ░‚░І░µ░Ђ░ґ░ѕ░ј░ѓ ░‚░ѕ░ї░»░░░І░ѓ: ░є░°░ј░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░ј░ѓ ░ѓ░і░»░Ћ ░Ѕ░° 14 ░Ѓ░ѓ░‚░ѕ░є, ░° ░ј░µ░Ѓ░‚░Ѕ░ѕ░ј░ѓ ░І░░░ґ░ѓ ░‚░ѕ░ї░»░░░І░° (░ґ░Ђ░ѕ░І░° ░░ ░‰░µ░ї░°) ░Ѕ░° 7 ░Ѓ░ѓ░‚░ѕ░є ░І ░‚░µ░‡░µ░Ѕ░░░µ ░І░Ѓ░µ░і░ѕ ░ѕ░‚░ѕ░ї░░░‚░µ░»░Њ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░ї░µ░Ђ░░░ѕ░ґ░° 2019-2020 ░і░ѕ░ґ░ѕ░І;
- ░ѕ░±░µ░Ѓ░ї░µ░‡░░░‚░Њ ░І ░‚░µ░‡░µ░Ѕ░░░µ ░І░Ѓ░µ░і░ѕ ░ѕ░‚░ѕ░ї░░░‚░µ░»░Њ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░ї░µ░Ђ░░░ѕ░ґ░° 2019-2020 ░і░ѕ░ґ░ѕ░І ░Ѕ░ѕ░Ђ░ј░°░‚░░░І░Ѕ░‹░ј ░Ќ░є░Ѓ░ї░»░ѓ░°░‚░°░†░░░ѕ░Ѕ░Ѕ░‹░ј ░·░°░ї░°░Ѓ░ѕ░ј ░‚░ѕ░ї░»░░░І░° ░є░ѕ░‚░µ░»░Њ░Ѕ░‹░µ, ░Ђ░°░Ѓ░ї░ѕ░»░ѕ░¶░µ░Ѕ░Ѕ░‹░µ ░ї░ѕ ░°░ґ░Ђ░µ░Ѓ░°░ј: ░Ѓ. ░љ░°░Ђ░ї░ѕ░і░ѕ░Ђ░‹, ░ѓ░». <░°░ґ░Ђ░µ░Ѓ> (░є░ѕ░‚░µ░»░Њ░Ѕ░°░Џ ░„– 6); ░Ѓ. ░љ░°░Ђ░ї░ѕ░і░ѕ░Ђ░‹, ░ѓ░». <░°░ґ░Ђ░µ░Ѓ> (░є░ѕ░‚░µ░»░Њ░Ѕ░°░Џ ░„– 8); ░Ѓ. ░љ░°░Ђ░ї░ѕ░і░ѕ░Ђ░‹, ░ѓ░». <░°░ґ░Ђ░µ░Ѓ> (░є░ѕ░‚░µ░»░Њ░Ѕ░°░Џ ░„– 10); ░Ѓ. ░љ░°░Ђ░ї░ѕ░і░ѕ░Ђ░‹, ░ѓ░». <░°░ґ░Ђ░µ░Ѓ>; ░ї░ѕ░Ѓ. ░њ░µ░¶░ґ░ѓ░Ђ░µ░‡░µ░Ѕ░Ѓ░є░░░№, ░ѓ░». <░°░ґ░Ђ░µ░Ѓ> (░є░ѕ░‚░µ░»░Њ░Ѕ░°░Џ ░„– 1); ░ї░ѕ░Ѓ. ░њ░µ░¶░ґ░ѓ░Ђ░µ░‡░µ░Ѕ░Ѓ░є░░░№, ░ѓ░». <░°░ґ░Ђ░µ░Ѓ> (░є░ѕ░‚░µ░»░Њ░Ѕ░°░Џ ░„– 2); ░ї░ѕ░Ѓ. ░џ░Ђ░░░І░ѕ░є░·░°░»░Њ░Ѕ░‹░№, ░ґ. ░„–*** (░є░ѕ░‚░µ░»░Њ░Ѕ░°░Џ ░„– 3); ░ї░ѕ░Ѓ. ░Ї░Ѓ░Ѕ░‹░№, ░ѓ░». <░°░ґ░Ђ░µ░Ѓ>; ░ї░ѕ░Ѓ. ░ ░ѓ░Ѓ░є░ѕ░І░µ░Ђ░°, ░ѓ░». <░°░ґ░Ђ░µ░Ѓ>; ░ї░ѕ░Ѓ. ░Ў░ѕ░Ѓ░Ѕ░ѕ░І░є░°, ░ѓ░». <░°░ґ░Ђ░µ░Ѓ>; ░ї░ѕ░Ѓ. ░ќ░ѕ░І░ѕ░»░°░І░µ░»░°, ░ѓ░». <░°░ґ░Ђ░µ░Ѓ>; ░ґ. ░љ░ѓ░€░є░ѕ░ї░°░»░°, ░ѓ░». <░°░ґ░Ђ░µ░Ѓ> - ░ї░ѕ ░‚░І░µ░Ђ░ґ░ѕ░ј░ѓ ░‚░ѕ░ї░»░░░І░ѓ: ░є░°░ј░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░ј░ѓ ░ѓ░і░»░Ћ ░Ѕ░° 45 ░Ѓ░ѓ░‚░ѕ░є, ░° ░ј░µ░Ѓ░‚░Ѕ░ѕ░ј░ѓ ░І░░░ґ░ѓ ░‚░ѕ░ї░»░░░І░° (░ґ░Ђ░ѕ░І░° ░░ ░‰░µ░ї░°) ░Ѕ░° 10 ░Ѓ░ѓ░‚░ѕ░є.
░ћ░±░Џ░·░°░‚░Њ ░°░ґ░ј░░░Ѕ░░░Ѓ░‚░Ђ░°░†░░░Ћ ░ј░ѓ░Ѕ░░░†░░░ї░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░ѕ░±░Ђ░°░·░ѕ░І░°░Ѕ░░░Џ ░«░џ░░░Ѕ░µ░¶░Ѓ░є░░░№ ░ј░ѓ░Ѕ░░░†░░░ї░°░»░Њ░Ѕ░‹░№ ░Ђ░°░№░ѕ░Ѕ░»:
- ░ѕ░Ђ░і░°░Ѕ░░░·░ѕ░І░°░‚░Њ ░І ░‚░µ░‡░µ░Ѕ░░░µ ░І░Ѓ░µ░і░ѕ ░ѕ░‚░ѕ░ї░░░‚░µ░»░Њ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░ї░µ░Ђ░░░ѕ░ґ░° 2019-2020 ░і░ѕ░ґ░ѕ░І ░Ѓ░ѕ░·░ґ░°░Ѕ░░░µ ░░ ░ї░ѕ░ґ░ґ░µ░Ђ░¶░°░Ѕ░░░µ ░Ѕ░ѕ░Ђ░ј░°░‚░░░І░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░Ѕ░µ░Ѓ░Ѕ░░░¶░°░µ░ј░ѕ░і░ѕ ░░ ░Ѕ░ѕ░Ђ░ј░°░‚░░░І░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░Ќ░є░Ѓ░ї░»░ѓ░°░‚░°░†░░░ѕ░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░·░°░ї░°░Ѓ░° ░‚░ѕ░ї░»░░░І░° ░Ѕ░° ░є░ѕ░‚░µ░»░Њ░Ѕ░‹░…, ░Ђ░°░Ѓ░ї░ѕ░»░ѕ░¶░µ░Ѕ░Ѕ░‹░… ░ї░ѕ ░°░ґ░Ђ░µ░Ѓ░°░ј: ░Ѓ. ░љ░°░Ђ░ї░ѕ░і░ѕ░Ђ░‹, ░ѓ░». <░°░ґ░Ђ░µ░Ѓ> (░є░ѕ░‚░µ░»░Њ░Ѕ░°░Џ ░„– 6); ░Ѓ. ░љ░°░Ђ░ї░ѕ░і░ѕ░Ђ░‹, ░ѓ░». <░°░ґ░Ђ░µ░Ѓ> (░є░ѕ░‚░µ░»░Њ░Ѕ░°░Џ ░„– 8); ░Ѓ. ░љ░°░Ђ░ї░ѕ░і░ѕ░Ђ░‹, ░ѓ░». <░°░ґ░Ђ░µ░Ѓ> (░є░ѕ░‚░µ░»░Њ░Ѕ░°░Џ ░„– 10); ░Ѓ. ░љ░°░Ђ░ї░ѕ░і░ѕ░Ђ░‹, ░ѓ░». <░°░ґ░Ђ░µ░Ѓ>; ░ї░ѕ░Ѓ. ░њ░µ░¶░ґ░ѓ░Ђ░µ░‡░µ░Ѕ░Ѓ░є░░░№, ░ѓ░». <░°░ґ░Ђ░µ░Ѓ> (░є░ѕ░‚░µ░»░Њ░Ѕ░°░Џ ░„– 1); ░ї░ѕ░Ѓ. ░њ░µ░¶░ґ░ѓ░Ђ░µ░‡░µ░Ѕ░Ѓ░є░░░№, ░ѓ░». <░°░ґ░Ђ░µ░Ѓ> (░є░ѕ░‚░µ░»░Њ░Ѕ░°░Џ ░„– 2); ░ї░ѕ░Ѓ. ░џ░Ђ░░░І░ѕ░є░·░°░»░Њ░Ѕ░‹░№, ░ґ. ░„–*** (░є░ѕ░‚░µ░»░Њ░Ѕ░°░Џ ░„– 3); ░ї░ѕ░Ѓ. ░Ї░Ѓ░Ѕ░‹░№, ░ѓ░». <░°░ґ░Ђ░µ░Ѓ>; ░ї░ѕ░Ѓ. ░ ░ѓ░Ѓ░є░ѕ░І░µ░Ђ░°, ░ѓ░». <░°░ґ░Ђ░µ░Ѓ>; ░ї░ѕ░Ѓ. ░Ў░ѕ░Ѓ░Ѕ░ѕ░І░є░°, ░ѓ░». <░°░ґ░Ђ░µ░Ѓ>; ░ї░ѕ░Ѓ. ░њ░°░ј░ѕ░Ѕ░░░…░°, ░ѓ░». <░°░ґ░Ђ░µ░Ѓ>, ░ї░ѕ░Ѓ. ░ќ░ѕ░І░ѕ░»░°░І░µ░»░°, ░ѓ░». <░°░ґ░Ђ░µ░Ѓ>; ░ґ. ░љ░ѓ░€░є░ѕ░ї░°░»░°, ░ѓ░». <░°░ґ░Ђ░µ░Ѓ>: ░Ѕ░µ░Ѓ░Ѕ░░░¶░°░µ░ј░‹░№ ░Ѕ░ѕ░Ђ░ј░°░‚░░░І░Ѕ░‹░№ ░·░°░ї░°░Ѓ ░ї░ѕ ░‚░І░µ░Ђ░ґ░ѕ░ј░ѓ ░‚░ѕ░ї░»░░░І░ѓ (░є░°░ј░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░ј░ѓ ░ѓ░і░»░Ћ) ░Ѕ░° 14 ░Ѓ░ѓ░‚░ѕ░є, ░° ░ї░ѕ ░ј░µ░Ѓ░‚░Ѕ░ѕ░ј░ѓ ░І░░░ґ░ѓ ░‚░ѕ░ї░»░░░І░° (░ґ░Ђ░ѕ░І░° ░░ ░‰░µ░ї░°) ░Ѕ░° 7 ░Ѓ░ѓ░‚░ѕ░є; ░Ѕ░µ░Ѓ░Ѕ░░░¶░°░µ░ј░‹░№ ░Ќ░є░Ѓ░ї░»░ѓ░°░‚░°░†░░░ѕ░Ѕ░Ѕ░‹░№ ░·░°░ї░°░Ѓ ░ї░ѕ ░‚░І░µ░Ђ░ґ░ѕ░ј░ѓ ░‚░ѕ░ї░»░░░І░ѓ (░є░°░ј░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░ј░ѓ ░ѓ░і░»░Ћ) ░Ѕ░° 45 ░Ѓ░ѓ░‚░ѕ░є, ░° ░ј░µ░Ѓ░‚░Ѕ░ѕ░ј░ѓ ░І░░░ґ░ѓ ░‚░ѕ░ї░»░░░І░° (░ґ░Ђ░ѕ░І░° ░░ ░‰░µ░ї░°) - ░Ѕ░° 10 ░Ѓ░ѓ░‚░ѕ░є.
- ░ѕ░Ђ░і░°░Ѕ░░░·░ѕ░І░°░‚░Њ ░░ ░ѕ░±░µ░Ѓ░ї░µ░‡░░░‚░Њ ░Ѕ░°░ґ░µ░¶░Ѕ░ѕ░µ ░±░µ░Ѓ░ї░µ░Ђ░µ░±░ѕ░№░Ѕ░ѕ░µ ░‚░µ░ї░»░ѕ░Ѓ░Ѕ░°░±░¶░µ░Ѕ░░░µ ░ґ░»░Џ ░ї░ѕ░‚░Ђ░µ░±░░░‚░µ░»░µ░№, ░Ѕ░°░…░ѕ░ґ░Џ░‰░░░…░Ѓ░Џ ░Ѕ░° ░‚░µ░Ђ░Ђ░░░‚░ѕ░Ђ░░░░ ░ј░ѓ░Ѕ░░░†░░░ї░°░»░Њ░Ѕ░‹░… ░ѕ░±░Ђ░°░·░ѕ░І░°░Ѕ░░░№ ░«░љ░°░Ђ░ї░ѕ░і░ѕ░Ђ░Ѓ░є░ѕ░µ░», ░«░њ░µ░¶░ґ░ѓ░Ђ░µ░‡░µ░Ѕ░Ѓ░є░ѕ░µ░», ░«░░░░░»░µ░і░Ѓ░є░ѕ░µ░», ░«░Ў░ѕ░Ѓ░Ѕ░ѕ░І░Ѓ░є░ѕ░µ░», ░«░›░°░І░µ░»░Њ░Ѓ░є░ѕ░µ░» ░░ ░«░љ░ѓ░€░є░ѕ░ї░°░»░Њ░Ѓ░є░ѕ░µ░», ░І ░‚░µ░‡░µ░Ѕ░░░µ ░І░Ѓ░µ░і░ѕ ░ѕ░‚░ѕ░ї░░░‚░µ░»░Њ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░ї░µ░Ђ░░░ѕ░ґ░° 2019-2020 ░і░ѕ░ґ░ѕ░І.
░ ░µ░€░µ░Ѕ░░░µ ░Ѓ░ѓ░ґ░° ░ѕ░±░Ђ░°░‚░░░‚░Њ ░є ░Ѕ░µ░ј░µ░ґ░»░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░ј░ѓ ░░░Ѓ░ї░ѕ░»░Ѕ░µ░Ѕ░░░Ћ.
░’░·░‹░Ѓ░є░°░‚░Њ ░Ѓ ░ѕ░±░‰░µ░Ѓ░‚░І░° ░Ѓ ░ѕ░і░Ђ░°░Ѕ░░░‡░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░№ ░ѕ░‚░І░µ░‚░Ѓ░‚░І░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░Ѓ░‚░Њ░Ћ ░«░ђ░»░Њ░Џ░Ѕ░Ѓ░ў░µ░ї░»░ѕ░░Ѕ░µ░Ђ░і░ѕ░» ░і░ѕ░Ѓ░ѓ░ґ░°░Ђ░Ѓ░‚░І░µ░Ѕ░Ѕ░ѓ░Ћ ░ї░ѕ░€░»░░░Ѕ░ѓ ░І ░ґ░ѕ░…░ѕ░ґ ░±░Ћ░ґ░¶░µ░‚░° ░ј░ѓ░Ѕ░░░†░░░ї░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░ѕ░±░Ђ░°░·░ѕ░І░°░Ѕ░░░Џ ░«░џ░░░Ѕ░µ░¶░Ѓ░є░░░№ ░ј░ѓ░Ѕ░░░†░░░ї░°░»░Њ░Ѕ░‹░№ ░Ђ░°░№░ѕ░Ѕ░» ░І ░Ђ░°░·░ј░µ░Ђ░µ 300 (░ў░Ђ░░░Ѓ░‚░°) ░Ђ░ѓ░±░»░µ░№.
░ ░µ░€░µ░Ѕ░░░µ ░ј░ѕ░¶░µ░‚ ░±░‹░‚░Њ ░ѕ░±░¶░°░»░ѕ░І░°░Ѕ░ѕ ░І ░°░ї░µ░»░»░Џ░†░░░ѕ░Ѕ░Ѕ░ѕ░ј ░ї░ѕ░Ђ░Џ░ґ░є░µ ░І ░Ѓ░ѓ░ґ░µ░±░Ѕ░ѕ░№ ░є░ѕ░»░»░µ░і░░░░ ░ї░ѕ ░і░Ђ░°░¶░ґ░°░Ѕ░Ѓ░є░░░ј ░ґ░µ░»░°░ј ░ђ░Ђ░…░°░Ѕ░і░µ░»░Њ░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░ѕ░±░»░°░Ѓ░‚░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░Ѓ░ѓ░ґ░° ░ї░ѓ░‚░µ░ј ░ї░ѕ░ґ░°░‡░░ ░¶░°░»░ѕ░±░‹ ░»░░░±░ѕ ░ї░Ђ░µ░ґ░Ѓ░‚░°░І░»░µ░Ѕ░░░Џ ░‡░µ░Ђ░µ░· ░џ░░░Ѕ░µ░¶░Ѓ░є░░░№ ░Ђ░°░№░ѕ░Ѕ░Ѕ░‹░№ ░Ѓ░ѓ░ґ ░ђ░Ђ░…░°░Ѕ░і░µ░»░Њ░Ѓ░є░ѕ░№ ░ѕ░±░»░°░Ѓ░‚░░ ░І ░‚░µ░‡░µ░Ѕ░░░µ ░ј░µ░Ѓ░Џ░†░° ░Ѓ░ѕ ░ґ░Ѕ░Џ ░µ░і░ѕ ░ї░Ђ░░░Ѕ░Џ░‚░░░Џ ░І ░ѕ░є░ѕ░Ѕ░‡░°░‚░µ░»░Њ░Ѕ░ѕ░№ ░„░ѕ░Ђ░ј░µ 5 ░Ѓ░µ░Ѕ░‚░Џ░±░Ђ░Џ 2019 ░і░ѕ░ґ░°.
░Ў░ѓ░ґ░Њ░Џ ░•. ░ђ. ░џ░µ░Ђ░€░░░Ѕ░°