Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-781/2024 (2а-5798/2023;) ~ М-4085/2023 от 07.11.2023

Дело № 2а-781/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Нижний Новгород 24 мая 2024 года

Советский районный суд города Нижнего Новгорода в составе:

председательствующего судьи Ежова Д.С., с участием представителя административного истца ФИО4, представителя административных ответчиков администрации ФИО1 и администрации (адрес) ФИО1 ФИО5, при секретаре судебного заседания ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора (адрес) ФИО1 ФИО3 в защиту прав неопределенного круга лиц к администрации ФИО1 и администрации (адрес) ФИО1 о понуждении принятии мер и мероприятий к ликвидации несанкционированной свалки и установлении сроков исполнения,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец прокурор (адрес) г.Н.Новгорода обратился в Советский районный суд г.Н.Новгорода в защиту прав неопределенного круга лиц к администрации ФИО1 и администрации (адрес) ФИО1 о понуждении принятии мер и мероприятий к ликвидации несанкционированной свалки. В обосновании заявленных требований указал следующее.

В ходе проведенных прокуратурой (адрес) г.Н. Новгорода мероприятий в сфере надзора за исполнением законодательства об отходах производства и потребления выявлены нарушения в деятельности администрации (адрес) г. Н.Новгорода, послужившие основанием для обращения в суд с настоящим исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц.

Проверка, проведенная прокуратурой района показала, что администрацией района не приняты меры к ликвидации несанкционированный свалки, расположенной в овраге от (адрес) по пер. Светлогорский вдоль домов №..., 8, 10 по (адрес) г. Н. Новгорода. Согласно публичной кадастровой карте государственная собственность на указанный земельный участок не разграничена..

Так, по результатам прокурорской проверки (дата) главе администрации (адрес) г. Н.Новгорода внесено представление об устранении нарушений закона, с целью принятия мер к ликвидации несанкционированных свалок на территории (адрес) г. Н.Новгорода. Вместе с тем до настоящего момента несанкционированная свалка по вышеуказанному адресу администрацией района не ликвидирована, что подтверждается проверкой, проведенной прокуратурой района (дата), а также информацией из администрации (адрес) г. Н. Новгорода от (дата).

(дата) между администрацией (адрес) г. Н. Новгорода и (марка обезличена) заключен муниципальный контракт на ликвидацию несанкционированных свалок на территории (адрес) г. Н.Новгорода, однако свалка, расположенная по адресу в овраге от (адрес) по пер. Светлогорский вдоль домов №..., 8, 10 по (адрес) г. Н. Новгорода, в адресный перечень указанного контракта не вошла.

Денежные средства с целью финансирования мероприятий по ликвидации несанкционированный свалки администрацией г. Н. Новгорода не выделены.

Их невыполнение нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и может повлечь негативные последствия для граждан в виде заражения окружающей местности вредными веществами.

В соответствии с частью 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ст. 39 КАС РФ, ст. 22 Федерального закона от (дата) №... «О прокуратуре Российской Федерации» административный истец, с учетом уточнения административных исковых требований, просит:

1. Обязать администрацию (адрес) г. Н.Новгорода принять меры к ликвидации несанкционированной свалки, расположенной в овраге от (адрес) по пер. Светлогорский вдоль домов №..., 8, 10 по (адрес) ФИО1 в течение четырех месяцев с момента поступления финансирования на данные цели.

2. Обязать администрацию г. Н.Новгорода обеспечить организацию мероприятий по ликвидации несанкционированной свалки в овраге от (адрес) по пер. Светлогорский вдоль домов №..., 8, 10 по (адрес) г. Н.Новгорода в течение 4 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

Представитель административного истца – старший помощник прокурора прокуратуры (адрес) г.Н.Новгорода ФИО4 в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержала по основаниям изложенном в административном иске, просила суд удовлетворить их в полном объеме.

Представитель административного ответчика администрации ФИО1 и администрации (адрес) ФИО1 ФИО5, в судебном заседании административные исковые требования не признала, просила в удовлетворении административного иска отказать, пояснила, что включить расходы на ликвидацию несанкционированной свалки возможно лишь в бюджет на 2025 год, поскольку проект решений о местном бюджете вносят на рассмотрение не позднее 15 ноября текущего года.

Иные стороны в судебное заседание свою явку не обеспечили, извещены надлежащим образом.

Суд, учитывая положения статьи 150, ч.6 ст. 226 КАС РФ, полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся сторон.

В соответствии с положениями части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон №7-ФЗ).

В силу ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ) граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Главой 7 Федерального закона №7-ФЗ установлены требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.

Согласно п. 2 ст. 21 Федерального закона № 52-ФЗ содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

Требованиями ст. 51 Федерального закона № 7-ФЗ с учетом положений ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 52-ФЗ установлено, что отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона № 7-ФЗ управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

На основании ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Подпунктом 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органам местного самоуправления городского округа предписано участвовать в организации деятельности по накоплению твердых коммунальных отходов - (далее - ТКО) на территории муниципального образования.

Согласно п. 18 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641» (вместе с «Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами») собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.

Согласно ст. 7 Федерального закона № 7-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.

Как установлено судом и следует из материалов дела, прокуратурой (адрес) г.Н.Новгорода проведена проверка, в ходе которой установлено, что администрацией (адрес) г.Н.Новгорода не приняты меры к ликвидации несанкционированный свалки, расположенной в овраге от (адрес) по пер. Светлогорский вдоль домов №..., 8, 10 по (адрес) г. Н. Новгорода. Согласно публичной кадастровой карте государственная собственность на указанный земельный участок не разграничена.

Так, по результатам прокурорской проверки (дата) главе администрации (адрес) г. Н.Новгорода внесено представление об устранении нарушений закона, с целью принятия мер к ликвидации несанкционированных свалок на территории (адрес) г. Н.Новгорода. Вместе с тем до настоящего момента несанкционированная свалка по вышеуказанному адресу администрацией района не ликвидирована, что подтверждается проверкой, проведенной прокуратурой района (дата), а также информацией из администрации (адрес) г. Н. Новгорода от (дата).

(дата) между администрацией (адрес) г. Н. Новгорода и (марка обезличена) заключен муниципальный контракт на ликвидацию несанкционированных свалок на территории (адрес) г. Н.Новгорода, однако свалка, расположенная по адресу в овраге от (адрес) по пер. Светлогорский вдоль домов №..., 8, 10 по (адрес) г. Н. Новгорода, в адресный перечень указанного контракта не вошла.

Денежные средства с целью финансирования мероприятий по ликвидации несанкционированный свалки администрацией г. Н. Новгорода не выделены.

Таким образом, несанкционированная свалка нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и может повлечь негативные последствия для граждан в виде заражения окружающей местности вредными веществами.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона № 7-ФЗ управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Подпунктом 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органам местного самоуправления городского округа предписано участвовать в организации деятельности по накоплению твердых коммунальных отходов - (далее - ТКО) на территории муниципального образования.

В соответствии с п. 24 ч. 1 ст. 8, ст. 43 Устава г. Нижнего Новгорода к полномочиям администрации города относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Согласно п. 1.1 Положения об администрации Советского района г.Н.Новгорода, утвержденного постановлением городской Думы г.Н.Новгорода 25.01.2006 № 2 (далее - Положение), Администрация района города Нижнего Новгорода (далее - администрация района) является территориальным органом администрации города Нижнего Новгорода, организующим реализацию предусмотренных Уставом города Нижнего Новгорода, настоящим Положением задач и полномочий органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления на территории района.

ПП. 4.1.5 Положения установлено, что администрация Советского района г. Н. Новгорода осуществляет функции главного администратора (администратора) доходов бюджета города Нижнего Новгорода, получателя бюджетных средств в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Пунктами 4.3.2, 4.6.4, 4.6.9 указанного Положения установлено, администрация района также участвует в организации и проведении на территории района санитарно-эпидемиологических мероприятий, обеспечивает соблюдение на территории района санитарных норм и правил, организует благоустройство территории района в соответствии с правилами благоустройства территории муниципального образования город Нижний Новгород, принимает участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории района.

Участвует в организации и проведении на территории района санитарно-эпидемиологических мероприятий, обеспечивает соблюдение на территории района санитарных норм и правил.

В соответствии с пп. 8.1.,8.2. Положения Администрация района финансируется в соответствии со сметой доходов и расходов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете города. Финансовую и экономическую основу деятельности администрации района составляют находящиеся в оперативном управлении администрации района муниципальное имущество и средства местного бюджета.

Согласно ст. 69 Устава города Нижний Новгород финансовое обеспечение расходных обязательств муниципального образования город Нижний Новгород, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления, осуществляется за счет средств федерального бюджета путем предоставления субвенций бюджету города Нижнего Новгорода из бюджета Нижегородской области в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Финансовое обеспечение расходных обязательств муниципального образования город Нижний Новгород, возникающих при выполнении государственных полномочий Нижегородской области, переданных для осуществления органам местного самоуправления законами Нижегородской области, осуществляется за счет средств бюджета Нижегородской области путем предоставления субвенций бюджету города Нижнего Новгорода из бюджета Нижегородской области в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним законами Нижегородской области.

Пунктом 2 ст. 3.3. Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

При этом, суд полагает необходимым установить администрации (адрес) г.Н.Новгорода срок для принятия соответствующих мероприятий по ликвидации несанкционированной свалки в овраге от (адрес) по пер. Светлогорский вдоль домов №..., 8, 10 по (адрес) г. Н.Новгорода срок 1 (один) год с момента получения целевых средств, а также установить администрации города Н.Новгород срок для принятия соответствующих мероприятий по ликвидации несанкционированной свалки в овраге от (адрес) по пер. Светлогорский вдоль домов №..., 8, 10 по (адрес) г. Н.Новгорода срок 1 (один) год с момента вступления решения в законную силу.

Указанные сроки, по мнению суда, являются достаточными для осуществления указанных мероприятий, в связи с чем, требования истца об установлении иных, более кратких сроков, удовлетворению в указанной части не подлежат.

При изложенных обстоятельствах, административные исковые требования прокурора (адрес) ФИО1 ФИО3 в защиту прав неопределенного круга лиц к администрации ФИО1 и администрации (адрес) ФИО1 о понуждении принятии мер и мероприятий к ликвидации несанкционированной свалки и установлении сроков исполнения, подлежат удовлетворению частично.

С учетом изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░) ░░░1 ░░░3 ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░) ░░░1 ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

1. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░) ░. ░.░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ (░░░░░) ░░ ░░░.░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ №..., 8, 10 ░░ (░░░░░) ░░░1 ░ ░░░░░░░ 1 (░░░░░░) ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░.

2. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░.░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ (░░░░░) ░░ ░░░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ №..., 8, 10 ░░ (░░░░░) ░.░.░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 (░░░░░░) ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.

░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░) ░░░1 ░░░3 ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░) ░░░1 ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░.░░░░░░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-781/2024 (2а-5798/2023;) ~ М-4085/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокуратура Советского района города Нижний Новгород
Ответчики
Администрация Советского района города Нижний Новгород
Администрация города Нижний Новгород
Другие
Правительство Нижегородской области
Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области
Глава администрации Советского района города Нижний Новгород
Прокуратура Нижегородской области
Территориальное управление Росимущества
Глава администрации города Нижний Новгород
Суд
Советский районный суд г. Нижний Новгород
Судья
Ежов Дмитрий Сергеевич
Дело на сайте суда
sovetsky--nnov.sudrf.ru
07.11.2023Регистрация административного искового заявления
08.11.2023Передача материалов судье
08.11.2023Решение вопроса о принятии к производству
08.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.11.2023Подготовка дела (собеседование)
23.11.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.12.2023Судебное заседание
17.01.2024Судебное заседание
13.02.2024Судебное заседание
05.03.2024Судебное заседание
28.03.2024Судебное заседание
03.04.2024Судебное заседание
26.04.2024Судебное заседание
21.05.2024Судебное заседание
24.05.2024Судебное заседание
07.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее