Мотивированное решение изготовлено 03 сентября 2019 года
Дело № 2а-1287/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 сентября 2019 года ЗАТО г. Североморск
Североморский районный суд Мурманской области в составе
председательствующего судьи Петровой О.С.
при секретаре Бурлачко Ю.И.,
с участием старшего помощника прокурора Малышевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по ЗАТО г. Североморск и г. Островной Мурманской области к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Мурманской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора, снижении исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по ЗАТО г. Североморск и г. Островной Мурманской области обратился в суд с административным исковым заявлением об освобождении от взыскания исполнительского сбора, снижении исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного специализированного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Мурманской области (далее – МСОСП по особым исполнительным производствам УФССП по Мурманской области) от 25 июля 2019 года.
В обоснование административного иска, а также в судебном заседании представитель административного истца Гордеев С.В. указал, что решением Североморского городского суда Мурманской области от 17 мая 2011 года на ОВД в ЗАТО г. Североморск возложена обязанность произвести капитальный ремонт и создать условия содержания в изоляторе временного содержания ОВД в ЗАТО г Североморск, расположенном по адресу: г. Североморск, ул. Сафонова, 24, в соответствии с требованиями законодательства, а именно: обеспечить условия для реализации лицами, содержащимися в ИВС в ЗАТО г. Североморск права на ежедневную прогулку (п. 11 ст. 17 Федерального Закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»), обеспечить в камерах ИВС площадь на одного человека в размере четырех квадратных метров (ст. 22 Федерального Закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»), обеспечить наличие комнаты свиданий, дезкамеры (п. 16.1 СП 12-95), установить в камерах ИВС окна, створные оконные переплеты, оборудованные форточками (и.п. 17.11. 17,12, 17.15 СП 12-95) – в срок 01 декабря 2011 года.
Указанное решение оставлено без изменения вышестоящей инстанцией.
МО МВД России по ЗАТО г.Североморск г.Островной неоднократно предоставлялась отсрочка исполнения решения суда, последняя – до 01 января 2019 года.
Исполнительный документ в срок, установленный для добровольного исполнения, с учетом предоставляемых отсрочек, в полном объеме исполнен не был.
25 июля 2019 года судебным приставом-исполнителем МСООСП по особым исполнительным производствам УФССП по МО вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора и установлении нового срока исполнения.
При этом судебным приставом-исполнителем не было принято во внимание, что МО МВД России по ЗАТО г.Североморск и г.Островной решение суда от 17 мая 2011 года исполнено в части производства работ по капитальному ремонту помещений ИВС и оборудованию помещений ИВС вентиляционной системой; обеспечена площадь на одного человека в размере четырех квадратных метров, изолятор оборудован комнатой свиданий, в камерах ИВС установлены окна, створные оконные переплеты, оборудованные форточками.
Обеспечить условия для реализации лицами, содержащимися в ИВС, права на ежедневную прогулку в занимаемом ИВС МО МВД России по ЗАТО г.Североморск и г.Островной помещении не представляется возможным по объективным причинам.
Так, МО МВД России по ЗАТО г.Североморск и г.Островной (в том числе, ИВС) занимает помещение первого этажа жилого дома, что делает невозможным организацию прогулочного дворика, который бы позволил обеспечить лицам, содержащимся в ИВС, ежедневную прогулку без ущемления прав жильцов вышеуказанного дома. Та же причина (размещение на первом этаже жилого дома) не позволяет установить в ИВС дезкамеру в силу размерных характеристик последней.
Привели довод о том, что МО МВД России по ЗАТО г.Североморск и г.Островной использует альтернативные способы дезинфекции путем заключения договора с ООО «ДЕРА» и с ФБУЗ Центр гигиены и эпидеомологии в Мурманской области в Мурманской области.
При этом, несмотря на наличие объективных причин, МО МВД осуществлен ряд организационных мероприятий, позволяющих минимизировать последствия имеемых в ИВС конструктивных недостатков (отсутствие прогулочного дворика). Так, осужденные и лица, в отношении которых на период расследования уголовного дела избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, доставляются в ИВС МО МВД России по ЗАТО г.Североморск и г.Островной в течение одного рабочего дня, без оставления на ночь.
МО МВД России по ЗАТО г.Североморск и г.Островной принял все зависящие от него меры для исполнения решения суда. В связи с невозможностью по объективным причинам оборудования ИВС прогулочным двориком принято решение о строительстве на предоставленном администрацией ЗАТО г.Североморск земельном участке здания нового ИВС, удовлетворяющего всем требованиям законодательства.
Указал, что МО МВД России по ЗАТО г.Североморск и г.Островной является территориальным подразделением федерального органа исполнительной власти, финансируемым из федерального бюджета по смете МВД РФ. Все мероприятия, связанные со строительством здания нового ИВС, осуществляются в плановом порядке ООКС ЦАХиТО УМВД России по Мурманской области.
Департамент по материально-техническому и медицинскому обеспечению указал, что в соответствии с государственным оборонным заказом на 2018 год и плановый период 2019-2020г.г. строительство ИВС МО МВД России по ЗАТО г.Североморск и г.Островной предусмотрено с 2020 года.
Ссылаясь на приведенные обстоятельства, просил освободить МО МВД России по ЗАТО г.Североморск и г.Островной от взыскания исполнительского сбора по постановлению от 25 июля 2019 года в рамках исполнительного производства № 12514/14/51021-ИП, а в случае невозможности освобождения - уменьшить размер исполнительского сбора с 50 000 руб. до 37 500 руб.
Представитель МСОСП по особым исполнительным производствам УФССП по Мурманской области, УФССП по Мурманской области судебный пристав-исполнитель Остромецкая А.А., поддержав доводы, изложенные в письменных возражениях на административный иск, в судебном заседании указала, что в МСОП по особым исполнительным производствам УФССП по Мурманской области на исполнении в Отделе находится исполнительное производство от 20 февраля 2012 № 12514/14/51021-ИП в отношении Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по ЗАТО г. Североморска предмет исполнения: обязать ОВД г. Североморск произвести капитальный ремонт и создать условия содержания в изоляторе временного содержания ОВД в изоляторе временного содержания временного содержания ОВД Североморск, расположенному по адресу: г. Североморск, ул. Сафонова, д. 24, в соответствии с требованиями законодательства, а именно: обеспечить условия для реализации лицами, содержащимися в ИВС в ЗАТО г. Североморск, права на ежедневную прогулку, обеспечить в камерах ИВС площадь на одного человека в размере четырех квадратных метров, обеспечить наличие комнаты свиданий, дезкамеры, установить в камерах ИВС окна, створные оконные переплеты, оборудованные форточками в срок 01 декабря 2011 года.
Исполнительное производство возбуждено 20 февраля 2012 года, копия постановления направлена должнику по адресу ул. Сафонова, д. 24 г. Североморск.
В постановлении о возбуждении исполнительного производства должнику установлен срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе в течение пяти дней с даты получения данного постановления. Должник предупрежден, что в случае неисполнения требований исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб., а виновные лица могут быть привлечены к административной ответственности.
Также в постановлении о возбуждении исполнительного производства должнику разъяснено, что при наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельствах и других непреодолимых препятствиях, находящихся вне контроля должника, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, должнику необходимо в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить судебного пристава-исполнителя об этих обстоятельствах.
Указанное решение должником исполнено частично.
Согласно определению Североморского районного суда Мурманской области от 21 января 2019 года изменен способ и порядок исполнения решения Североморского городского суда Мурманской области от 17 мая 2011 года в части обеспечения в изоляторе временного содержания МО МВД России ЗАТО г.Североморск и г. Островной наличия дезкамеры. Согласно апелляционному определению Мурманского областного суда от 23 апреля 2019 года в удовлетворении заявления о прекращении исполнительного производства должнику отказано.
27 мая 2019 года копия указанного определения поступила в МСОСП по ОП.
В соответствии с частью 1 указанной нормы в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
В соответствии со ст. 105 ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения,
С учетом изложенного и в соответствии со ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» в отношении должника 25 июля 2019 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000,00 руб и установлен новый срок - до 18 сентября 2019 года.
В соответствии со ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств ТОГО, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и не предотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Кроме того, при вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель не наделен полномочиями устанавливать обстоятельства, связанные с наличием (отсутствием) определенных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательств должника.
Вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательств подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
Следовательно, обязанность доказывания в рамках исполнительного уважительности причин неисполнения в добровольном порядке исполнительного установленный срок возложена на должника, а не на судебного пристава-исполнителя. Каких-либо документов, подтверждающих невозможность исполнения требований исполнительного документа, на момент вынесения настоящего постановления должником не представлено.
Кроме того, доказывание наличия обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих исполнению исполнительного документа в срок для добровольного исполнения, должно производиться должником перед судебным приставом-исполнителем до установления исполнительского сбора в силу части 2 статьи 112 Закона об исполнительном производстве.
Таким образом, постановление судебного пристава-исполнителя МСОСП по ОИП УФССП России по Мурманской области от 25 июля 2019 года о взыскании исполнительского сбора не противоречит требованиям ч. 2, 3 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве», поскольку оно принято по окончания срока, установленного для добровольного исполнения исполнительного документа, и при отсутствии оснований, свидетельствующих о перерыве в совершении исполнительных действий.
В соответствии с положениями ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор приобретает характер обязательного платежа, поскольку он взыскивается всегда с любого должника, не исполнившего требования исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения срок, и только наличие у должника чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств (непреодолимой силы), которые он сам и должен доказать судебному приставу-исполнителю, освобождает должника от взыскания исполнительского сбора.
Статьей 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» установлен исчерпывающий перечень оснований, при которых исполнительский сбор не взыскивается. Данный перечень является исчерпывающим, в спорной ситуации приведенные в вышеуказанной статье основания отсутствовали.
Привела довод о том, что отсутствие денежных средств и трудное финансовое положение не являются уважительными причинами неисполнения исполнительного документа.
Представленные заявителем документы не отражают в полном объеме его имущественное положение и не доказывают, что предпринятые им меры принимались в целях своевременного исполнения требований исполнительного документа и что данные меры носят исчерпывающий характер для достижения указанных целей, в связи с чем, по мнению представителя, у суда не имеется оснований для уменьшения размера исполнительского сбора.
С учетом изложенного просила в удовлетворении административного иска отказать.
Представитель привлеченного судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица УМВД России по Мурманской области Миронова С.Л., поддержав доводы, изложенные в письменном отзыве на административный иск, полагала заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Так, пояснила, что в соответствии с Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2016 № 699, МВД России осуществляет полномочия главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, а также бюджетные полномочия главного администратора (администратора) доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета.
УМВД России по Мурманской области только распределяет выделенные денежные средства из федерального бюджета по установленным статьям расхода и осуществляет материально-техническое обеспечение подчиненных органов внутренних дел, подразделений и организаций; обеспечивает рациональное и эффективное использование денежных средств и материальных ресурсов, находящихся в оперативном управлении, т.е. является распорядителем бюджетных средств.
УМВД России по Мурманской области направлялись в МВД России материалы для снятия установленных ограничений в 2017-2018 годах, однако они возвращались на доработку, последний раз материалы были направлены 19 февраля 2019 года. Информации о рассмотрении либо возврате на доработку направленных материалов из МВД России не поступало.
Таким образом, УМВД России по Мурманской области выполнило обязанности в пределах своих полномочий.
МО МВД России по ЗАТО г. Североморск и г. Островной является территориальным органом МВД России на районном уровне, юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, за ним в целях обеспечения его деятельности закрепляются на праве оперативного управления здания. Финансирование МО МВД России по ЗАТО г. Североморск и г. Островной осуществляется из федерального бюджета по смете Министерства внутренних дел Российской Федерации, т.е. является получателем бюджетных средств.
Денежные средства для реализации мероприятий по исполнению решению Североморского городского суда от 17 мая 2011 года в МО МВД России по ЗАТО г. Североморск и г. Островной могут быть выделены только МВД России.
В настоящее время объект капитального строительства ИВС МО МВД России по ЗАТО г. Североморск и г. Островной включен в федеральную адресную инвестиционную программу (ФАИП) для осуществления строительства на 2021-2022г.г.
Таким образом, неисполнение решения суда вызвано объективными причинами, следовательно, имеются все основания для освобождения должника от взыскания исполнительского сбора, а при невозможности освобождения - для уменьшения его размера на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
Заинтересованное лицо Квитко А.А. в судебное заседание не явилась.
Заслушав лиц, участвующих в деле, с учетом мнения прокурора, полагавшегося при принятии решения на усмотрение суда, исследовав материалы дела, обозрев материалы гражданского дела № 2-752/2011, материалы исполнительного производства № 12514/14/51021-ИП, суд полагает административный иск подлежащим удовлетворению.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства является правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаев исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 6 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Согласно части 11 статьи 30 Федерального закона от 02 октября 2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12 статьи 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
Положениями части 1 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
В соответствии с частью 3 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Согласно пункту 13 части 1 статьи 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор.
В соответствии со статьей 105 вышеуказанного Закона в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Из содержания вышеуказанных норм следует, что исполнительский сбор, по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.
Судом установлено, что решением Североморского городского суда от 17 мая 2011 года на ОВД в ЗАТО г. Североморск возложена обязанность произвести капитальный ремонт и создать условия содержания в изоляторе временного содержания ОВД в ЗАТО г Североморск, расположенном по адресу: г. Североморск, ул. Сафонова, 24, в соответствии с требованиями законодательства, а именно: обеспечить условия для реализации лицами, содержащимися в ИВС в ЗАТО г. Североморск права на ежедневную прогулку (п. 11 ст. 17 Федерального Закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»), обеспечить в камерах ИВС площадь на одного человека в размере четырех квадратных метров (ст. 22 Федерального Закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»), обеспечить наличие комнаты свиданий, дезкамеры (п. 16.1 СП 12-95), установить в камерах ИВС окна, створные оконные переплеты, оборудованные форточками (и.п. 17.11. 17,12, 17.15 СП 12-95) – в срок 01 декабря 2011 года.
Апелляционным определением судебной коллегии Мурманского областного суда от 29 июня 2011 года указанное решение оставлено без изменения.
Как следует из материалов дела, на основании исполнительного документа 20 февраля 2012 года МСОСП по особым исполнительным производствам УФССП по Мурманской области возбуждено исполнительное производство, копия постановления направлена должнику-организации.
Определениями Североморского суда от 05 декабря 2011 года, 07 сентября 2012 года, 02 сентября 2013 года, 01 сентября 2014 года, 30 марта 2015 года, 28 декабря 2016 года, 20 октября 2017 года ОВД в ЗАТО г.Североморск предоставлялись отсрочки исполнения решения суда от 17 мая 2011 года. Последним определением от 20 октября 2017 года предоставлена отсрочка исполнения до 01 января 2019 года.
Кроме того, определением суда от 21 января 2019 года изменен способ и порядок исполнения решения Североморского городского суда от 17 мая 2011 года в части обеспечения в изоляторе временного содержания МО МВД России по ЗАТО г.Североморск и г.Островной наличия дезкамеры. Указанным определением Межмуниципальный отдел МВД России по ЗАТО г.Североморск и г.Островной обязан обеспечить санитарно-эпидемиологическое благополучие лиц, содержащихся в ИВС МО МВД России по ЗАТО г.Североморск и г.Островной, путём заключения со сторонними организациями договоров на оказание услуг по дезинфекции.
Определением Североморского районного суда от 30 января 2019 года отказано в удовлетворении заявления Межмуниципального отдела МВД России по ЗАТО г.Североморск и г.Островной о прекращении исполнительного производства по данному делу.
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда апелляционным определением от 23 апреля 2019 года оставила определение Североморского районного суда от 30 января 2019 года без изменений.
27 мая 2019 года копия указанного апелляционного определения поступила в МСОСП по ОП.
25 июля 2019 года судебным приставом-исполнителем МСОСП по особым исполнительным производствам УФССП по Мурманской области вынесено постановление о взыскании с Межмуниципального отдела МВД России по ЗАТО г.Североморск и г.Островной исполнительского сбора в размере 50 000 руб.
Оценивая доводы истца, суд учитывает, что с момента вступления в силу решения суда до вынесения судебным приставом-исполнителем МСОСП по особым исполнительным производствам УФССП по Мурманской области постановления о взыскании исполнительского сбора, Межмуниципальным отделом МВД России по ЗАТО г.Североморск и г.Островной проведен ряд мероприятий для исполнения решения суда.
Суд также принимает во внимание, что в соответствии с Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 года № 699, МВД России осуществляет полномочия главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, а также бюджетные полномочия главного администратора (администратора) доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета.
УМВД России по Мурманской области распределяет выделенные денежные средства из федерального бюджета по установленным статьям расхода и осуществляет материально-техническое обеспечение подчиненных органов внутренних дел, подразделений и организаций; обеспечивает рациональное и эффективное использование денежных средств и материальных ресурсов, находящихся в оперативном управлении, т.е. является распорядителем бюджетных средств.
Статьей 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и 10 000 рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере 5000 рублей, с должника-организации - 50 000 рублей (часть 3).
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7).
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
В силу положений статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 75 постановления от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснил, что при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы. Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Должник по исполнительному производству должен представить доказательства принятия всех мер для исполнения решения суда.
Так, установлено, что финансирование МО МВД России по ЗАТО г. Североморск и г. Островной осуществляется из федерального бюджета по смете Министерства внутренних дел Российской Федерации. Таким образом, административный истец является получателем бюджетных средств.
Согласно ч. 1 ст. 162 БК РФ получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями:
составляет и исполняет бюджетную смету;
принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства;
3) обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований;
4) вносит соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств предложения по изменению бюджетной росписи;
ведет бюджетный учет (обеспечивает ведение бюджетного учета);
формирует бюджетную отчетность (обеспечивает формирование бюджетной отчетности) и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств;
7) осуществляет иные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
В судебном заседании установлено, что обеспечить условия для реализации лицами, содержащимися в ИВС, права на ежедневную прогулку в занимаемом ИВС МО МВД России по ЗАТО г.Североморск и г.Островной помещении не представляется возможным по объективным причинам.
Так, МО МВД России по ЗАТО г.Североморск и г.Островной (в том числе, ИВС) занимает помещение первого этажа жилого дома, что делает невозможным организацию прогулочного дворика, который бы позволил обеспечить лицам, содержащимся в ИВС, ежедневную прогулку с соблюдением обязательных норм, предъявляемым к организации прогулочного дворика, и без ущемления прав жильцов вышеуказанного дома. Та же причина (размещение на первом этаже жилого дома) не позволяет установить в ИВС дезкамеру в силу размерных характеристик последней.
Денежные средства для реализации мероприятий по исполнению решения Североморского городского суда от 17 мая 2011 года в МО МВД России по ЗАТО г. Североморск и Г. Островной могут быть выделены исключительно Министерством внутренних дел Российской Федерации.
В настоящее время объект капитального строительства ИВС МО МВД России по ЗАТО г. Североморск и г. Островной включен в федеральную адресную инвестиционную программу (ФАИП) для осуществления строительства на 2021-2022г.г.
Кроме того, МО МВД России по ЗАТО г.Североморск и г.Островной использует альтернативные способы дезинфекции путем заключения договоров с ООО «ДЕРА» и с ФБУЗ Центр гигиены и эпидеомологии в Мурманской области в Мурманской области, которые в открытом доступе размещены на сайте административного истца.
В силу изложенного, с учетом установленных по делу обстоятельств суд приходит к выводу о наличии объективных причин и отсутствии виновного противоправного бездействия должника – МО МВД России по ЗАТО г.Североморск и г.Островной, заключающегося в неисполнении решения суда в установленный судебным приставом-исполнителем срок.
При этом, суд также учитывает, что МО МВД России по ЗАТО г.Североморск и г.Островной предприняло все зависящие от него меры для исполнения указанного выше решения суда.
Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6,7,9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).
При таких обстоятельствах, учитывая приведенные выше нормы права, принимая во внимание отсутствие вины должника, суд приходит к выводу о возможности освобождения от уплаты исполнительского сбора в рамках исполнительного производства по постановлению от 25 июля 2019 года № 12514/14/51021-ИП.
Руководствуясь статьями 175, 177 КАС Российской Федерации, ч.8 ст.112 статьи 112 Закона «Об исполнительном производстве», суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ 25 ░░░░ 2019 ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ № 12514/14/51021-░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░