Дело № 2а-3200/2023
УИД 39RS0002-01-2023-002126-27
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 июля 2023 года г. Калининград
Центральный районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Герасимовой Е.В.,
при секретаре Вагине А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ИП Козлова Олега Игоревича к ОСП Центрального района г. Калининграда УФССП России по Калининградской области, начальнику ОСП Центрального района г. Калининграда УФССП России по Калининградской области, судебному приставу-исполнителю ОСП Центрального района г. Калининграда УФССП России по Калининградской области Чепинога К.Ю., УФССП России по Калининградской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
У С Т А Н О В И Л:
ИП Козлов О.И. обратился в суд с административным иском, указав, что в производстве ОСП Центрального района г. Калининграда УФССП по Калининградской области находится исполнительное производство № 94356/22/39002-ИП, в отношении должникаОлюшкиной М.А. Согласно информации с официального сайта ФССП, исполнительное производство 94256/22/39002-ИП было окончено 09 декабря 2022 года.Вместе с тем до настоящего времени он не получил оригинал исполнительного документа и постановление об окончании исполнительного производства. 13 января 2023 года посредством личной учетной записи портала «Госуслуги» была направлена жалоба на имя начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП Центрального района г. Калининграда. 24 января 2023 годаВрио заместителя начальника отдела Отделения судебных приставов Центрального района г. Калининграда ВенцкевичО.А. было вынесено постановление об отказе в удовлетворении заявления (ходатайства), в связи с тем, что в результате проверки материалов исполнительного производства установлено, что оригинал исполнительного документа ФС 035341855 передан для отправки в канцелярию Отделения и направлен 09 декабря 2022 года почтовым отправлением. Однако, на момент подачи настоящего административного искового заявления постановление об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа взыскателю, а также оригинал исполнительного документа ФС № 035341855 по делу №2-3481/2021 в адрес административного истца не поступали.Учитывая изложенное, просит признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя ОСП Центрального района г. Калининграда ЧепиногаК.Ю. в части несвоевременного направления постановления об окончании исполнительного производства № 94256/22/39002-ИП и исполнительного листа ФС № 035341855 по делу №2-3481/2021,признать незаконным бездействие начальника отдела - старшего судебного пристава ОСП Центрального района г. Калининграда, выразившееся в не осуществлении контроля за действиями судебного пристава-исполнителя посвоевременному направлению в адрес административного истца постановления об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа взыскателю, а также оригинала исполнительного документа ФС № 035341855 по делу №2-3481/2021, возложить насудебного пристава-исполнителя ОСП ЧепиногаК.Ю. обязанность направить в адрес взыскателя постановление об окончании и возвращении исполнительного документа взыскателю вместе с оригиналом исполнительного листа по исполнительному производству 94256/22/39002-ИП и предоставить ШПИ для отслеживания почтового отправления, в случае утери исполнительного документа направить в адрес ИП Козлова О.И. надлежащим образом заверенную справку для получения дубликата исполнительного документа в суде.
Определениями суда к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены ОСП Центрального района г. Калининграда УФССП России по Калининградской области, судебные приставы-исполнители ОСП Центрального района г. Калининграда УФССП России по Калининградской области Львов М.О., Комарова М.А., Черчесова З.В., УФССП России по Калининградской области.
В судебное заседание административный истец ИП КозловО.И. не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административные ответчики судебные приставы-исполнители ОСП Центрального района г. Калининграда УФССП России по Калининградской области Чепинога К.Ю., Львов М.О., Комарова М.А., Черчесова З.В., начальник ОСП Центрального района г. Калининграда УФССП России по Калининградской области, представители ОСП Центрального района г. Калининграда и УФССП России по Калининградской области, заинтересованное лицо Олюшкина М.А., извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Исследовав совокупность письменных доказательств по делу и дав им оценку, в соответствии со ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как определено в ч. 1 ст. 121 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации (ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ).
Согласно абз. 3 ст. 1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» закреплено, что на судебных приставов возлагаются задачи по осуществлению принудительного исполнения судебных актов, а также предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве» актов других органов и должностных лиц.
Частью 2 статьи 5 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ, содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи.
При рассмотрении данного административного делаустановлено, что на основании исполнительного листа ФС № 035341855 от 26 апреля 2022 года, выданного Центральным районным судом г. Калининграда, в ОСП Центрального района г. Калининграда было возбуждено исполнительное производство № 94256/22/39002-ИП от 13 июля 2022 года, предмет взыскания – проценты по ставке 29% годовых на сумму основного долга 185178,03 руб. за период с 31 марта 2021 года по дату фактического погашения задолженности, неустойка по ставке 0,5% в день на сумму основного долга 185178,03 руб. за период с 31 марта 2021 года по дату фактического погашения задолженности в размере 506812,82 руб., должник – Олюшкина М.А., взыскатель – Козлов О.И.
Указанное исполнительное производство в разные периоды времени находилось на исполнении у судебных приставов-исполнителей Львова М.О., Комаровой М.А. и Чепинога К.Ю.
09 декабря 2022 года судебным приставом-исполнителем Чепинога К.Ю. был составлен акт о наличии обстоятельств, в соответствии с которыми взыскание по исполнительному документу невозможно.
09 декабря 2022 года исполнительное производство № 94256/22/39002-ИП от 13 июля 2022 года было окончено на основании п. 4 ч. 1 ст. 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве», когда у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве» взыскатель извещается о невозможности взыскания по исполнительному документу, по которому взыскание не производилось или произведено частично, путем направления постановления об окончании исполнительного производства или постановления об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа (далее - извещение взыскателя о невозможности взыскания по исполнительному документу) в случае, если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.
В данном случае судебный пристав-исполнитель также составляет акт о наличии обстоятельств, в соответствии с которыми взыскание по исполнительному документу невозможно.
В силу ч. 4 ст. 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве» извещение взыскателя о невозможности взыскания по исполнительному документу не является препятствием для повторного предъявления исполнительного документа к исполнению в пределах срока, установленного статьей 21 настоящего Федерального закона.
Согласно требованиям п. 1 ч. 6 ст. 47 Федерального закона «Об исполнительном производстве» копия постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства направляется должнику не позднее дня, следующего за днем его вынесения.
Однако в нарушение названных положений Федерального закона «Об исполнительном производстве» копия постановления от 09 декабря 2022 года об окончании исполнительного производства с оригиналом исполнительного документа в адрес взыскателя не направлялась, поскольку каких-либо допустимых доказательств тому в суд не представлено.
Данное обстоятельство свидетельствует о нарушении прав административного истца в указанной части и незаконном бездействии судебного пристава-исполнителя Чепинога К.Ю.
В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 10 Федерального закона «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» старший судебный пристав организует и контролирует работу возглавляемого им подразделения и несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность за выполнение задач, возложенных на судебных приставов.
В то же время закон не возлагает на старшего судебного пристава обязанность по проверке по собственной инициативе деятельности судебного пристава-исполнителя в рамках каждого исполнительного производства.
Исходя из положений пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» формой контроля за решением, действием (бездействием) судебного пристава-исполнителя со стороны вышестоящего должностного лица является проверка таких решений, действий (бездействия) в порядке подчиненности на основании заявлений сторон исполнительного производства, иных заинтересованных лиц.
Судом установлено, что 13 января 2023 года ИП Козловым О.И. на имя начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП Центрального района г. Калининграда была направлена жалоба, в которойон указывал, что до настоящего времени не получил оригинал исполнительного документа ФС № 035341855 и постановление об окончании исполнительного производства от 09 декабря 2022 года.
24 января 2023 года по результатам рассмотрения жалобыВрио заместителя начальника отдела Отделения судебных приставов Центрального района г. Калининграда Венцкевич О.А. было вынесено постановление, которым было отказано в удовлетворении заявления (ходатайства), в связи с тем, что в результате проверки материалов исполнительного производства установлено, что оригинал исполнительного документа ФС 035341855 передан для отправки в канцелярию Отделения и направлен взыскателю 09 декабря 2023 года почтовым отправлением.
Вместе с тем, материалы исполнительного производства № 94256/22/39002-ИП от 13 июля 2022 года не содержат бесспорных доказательств, подтверждающих факт направления в адрес ИП Козлова О.И. постановления об окончании исполнительного производства от 09 декабря 2022 года и оригинала исполнительного листа ФС № 035341855.
Из приведенных выше норм следует, что действия начальника отдела должны обеспечивать не только поручение конкретному судебному приставу-исполнителю производства по исполнительному листу, но и контроль за производимыми им действиями.
Таким образом, при поступлении жалобы от 13 января 2023 года старшему судебному приставу или лицу, его замещающему, надлежало принять меры по контролю за своевременностью направления в адрес взыскателя постановления об окончании исполнительного производства и оригинала исполнительного документа, чего сделано не было. В постановлении об отказе в удовлетворении жалобы от 24 января 2023 года содержится формальное указание на отправление в адрес заявителя данных документов, доказательства, в подтверждение сведений об их отправке, суду не представлены.
Учитывая изложенное, исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
Согласно ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет требования о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если признает оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Таким образом, для признания действия (бездействия), решений должностного лица службы судебных приставов незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действий (бездействия), решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым действием (бездействием), решением прав и законных интересов административного истца.
В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", с учетом положений части 1 статьи 64 Закона об исполнительном производстве в период приостановления исполнительного производства (приостановления исполнения судебного акта) в целях обеспечения исполнения исполнительного документа судебным приставом-исполнителем могут быть осуществлены отдельные исполнительные действия, например, наложение ареста, установление запрета на распоряжение имуществом.
По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если они соответствуют нормативным правовым актам и не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 2 части 2 статьи 227 КАС РФ).
При этом правовые основания для удовлетворения требований о направлении в адрес ИП Козлова О.И. надлежащим образом заверенной справки для получения дубликата исполнительного документа отсутствуют, поскольку истец с заявлением о выдаче справки об утрате исполнительного документа в ОСП не обращался.
Руководствуясь ст. ст. 175-178 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ № 94256/22/39002-░░ ░░ 09 ░░░░░░░ 2022 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ № 035341855 ░░ 26 ░░░░░░ 2022 ░░░░ ░░ ░░░░ №2-3481/2021.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ 09 ░░░░░░░ 2022 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ № 94256/22/39002-░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ № 035341855░░ 26 ░░░░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ 09 ░░░░░░░ 2022 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ № 94256/22/39002-░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ № 035341855 ░░ 26 ░░░░░░ 2022 ░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 17 ░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░░