Дело № 2-73\2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 августа 2019 года Яровкой районный суд Алтайского края в составе:
Председательствующего судьи Кромма В.А.
При секретаре Сулима В.О.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Славгородского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть №128 Федерального медико-биологического агентства России» о возложении обязанности организовать предоставление гражданам услуги через портал государственных и муниципальных услуг,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с названным иском. В обоснование иска указано, что Славгородской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения Федеральным государственным бюджетным учреждением здравоохранения «Медико-санитарная часть №128 Федерального медико-биологического агентства России» (далее ФГБУ МСЧ-128 ФМБА России) в ходе которой выявлено нарушение прав граждан на предоставление медицинских услуг в электронной форме, через портал государственных и муниципальных услуг. В частности указано, что ответчиком до настоящего времени не обеспечена возможность гражданам на предоставление такой услуги, как запись на прием к врачу посредством портала государственных и муниципальных услуг с использованием сети «Интернет», а также получение гражданами в таком порядке сведений из медицинских карт в электронном виде. Указанное обстоятельство, по мнению истца, нарушает гарантированное право граждан на доступность медицинской помощи, предусмотренное ст.4 ФЗ от 21.11.2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее ФЗ №323-ФЗ).
Кроме того истец считает, что ответчик нарушает ч.1 ст.21 ФЗ от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее ФЗ №210-ФЗ) в части обеспечения доступа граждан в получении сведений в электронной форме о государственных и муниципальных услугах с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и размещенных в государственных и муниципальных информационных системах, которые включены в перечень установленный Правительством Российской Федерации.
Распоряжением Правительства РФ от 25.04.2011 №729-р утвержден перечень услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается задание(заказ) или муниципальное задание (заказ) подлежащих включению в реестры государственных и муниципальных услуг и предоставляемых в электронной форме, п.11 которого предусмотрена, в том числе, запись на прием к врачу в медицинскую организацию, подведомственную федеральному органу исполнительной власти.
В силу ст.32, пп. «г,к» ст.40, п «а» ст.41 постановления Правительства РФ от 05.05.2018 года №555 «О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения» размещение информации, определенной в части 3 ст.91.1 ФЗ№323-ФЗ, в единой системе осуществляется в составе и сроки, которые приведены в приложении №1, к настоящему Положению.
В соответствии с паспортом приоритетного проекта «Совершенствование процессов организации медицинской помощи на основе внедрения информационных технологий», утвержденных протоколом президиума Совета при президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 25.10.2016 №9 с учетом запроса на изменение паспорта приоритетного проекта «Электронное здравоохранение» №1, утвержденного протоколом от 20.10.2017№11 сервис получения услуги предоставления сведений об оказании медицинской помощи из электронной медицинской карты на портале госуслуг был реализован Министерством здравоохранения Российской Федерации в марте 2018 года.
Реализация и внедрение сервисов электронной медицинской карты в Алтайском крае осуществляется Министерством здравоохранения Алтайского края на базе мероприятий государственной программы «Развитие здравоохранения в Алтайском крае до 2020 года утв. Постановлением администрации Алтайского края 26.06.2013 №331. При этом согласно представленному Министерством здравоохранения Алтайского края ответу, в настоящее время населению региона в электронном виде доступны услуги по получению сведений об оказании медицинской помощи из электронной медицинской карты, записи на прием к врачам лечебных учреждений, подведомственных министерству.
Истец, с учетом уточнений, просит суд обязать ФГБУЗ МСЧ№128 ФМБА России организовать предоставление гражданам услуг по записи на прием к врачу, а также получение сведений из медицинских карт в электронном виде посредством единого портала государственных и муниципальных услуг.
В судебном заседании представитель процессуального истца Олейников Д.А. исковые требования поддержал и просит удовлетворить.
Представитель ответчика начальник ФГБУЗ МСЧ№128 ФМБА России Сигарев В.А. исковые требования не признал полностью и пояснил. Согласно требованиям к государственным информационным системам в сфере здравоохранения субъектов РФ для реализации возможностей использования гражданами сервиса «Запись на прием к врачу» и других услуг личного кабинета пациента «Мое здоровье» на ЕПГУ, целевой моделью является интеграция между компонентом «Региональная электронная регистратура» (РМИС) субъекта РФ, к которому должны быть подключены все медицинские организации субъекта РФ, и Концентратором услуг ключевой подсистемы «Федеральная электронная регистратура» федерального сегмента ЕГИСЗ.
Для реализации этого сервиса, в соответствии с Постановлением Правительства РФ №555 от 05.05.2018 «О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения, создан «Реестр электронных медицинских документов». Механизм работы данного сервиса предполагает, что в регионе должны накапливаться подписанные УКЭП врачей медицинские документы, далее сведения о документах передаются в ЕГИСЗ. Таким образом для обеспечения возможности интеграции в портал Госуслуг для записи на прием к врачу и для обеспечения возможности использования гражданами сервиса «Предоставления доступа к электронным медицинским документам» личного кабинета пациента «Мое здоровье», необходимо выполнить интеграцию ПО КМИС с РМИС используемой в регионе. ФГБУЗ МСЧ№128 ФМБА России финансируется из федерального бюджета через центральные органы ФМБА и не входит в систему здравоохранения Алтайского края, как в финансировании, так и в плане подчинения. Также не имеет никакого отношения к финансированию или подчинению органов муниципальной власти, на территории которого находится (гор.Яровое). Какого либо специального финансирования на указанные цели из федерального бюджета не поступает в связи с чем единственным источником финансирования указанной программы может быть только средства ОМС, из которых в данной ситуации необходимо изымать денежные средства не на лечение людей, а на соблюдение требований связанных с обеспечением записи на прием к врачу через портал Госуслуг. Такого сервиса госуслуг, указанного в иске, как обеспечение доступа граждан через портал госуслуг к медицинским документам пациента в электронном виде, в настоящее время не существует на региональном и федеральном уровне, реализация указанного сервиса согласно программе возможна по срокам до 2024 года, если срок не будет продлен. Соответственно в данной части исковые требования не исполнимы. В МСЧ-128 в настоящее время действует электронная регистратура, на которую возможен свободный выход через систему Интернет для записи к врачам, на тех же условиях, и с теми же возможностями, что и через портал госуслуг. Вопрос только стоит в том, что нехватка врачей не может обеспечить скорый прием, что не относится к указанной теме. В настоящее время решается вопрос присоединения к региональному РМИС, что возможно только через соответствующие организации, способные это технически выполнить, что связно с тендером и влечет значительные затраты на эти цели. В настоящее время вопрос о заключение такого контракта решается.
Представитель третьего лица ФМБА России, а также министерства здравоохранения Алтайского края, привлеченная в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований по ходатайству прокурора Сажнева Н.В., надлежаще уведомленные в судебное заседание не явились, а потому согласно ст. 167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствии третьих лиц.
На запрос суда ФМБА России представлен письменный ответ, где указано, что с сентября 2017 года ЕПГУ работает по новой версии, изменены правила подключения медицинских организаций т.е. если ранее федеральные учреждения могли подключиться к нему напрямую, то теперь все взаимодействия с Порталом идут через региональные информационные системы, в то время как медицинские организации Агенства имеют федеральное подчинение. В итоге, отсутствие, к настоящему времени, утвержденного порядка подключения медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, к единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения, приводит к невозможности оказания такой услуги как запись на прием к врачу посредством ЕПГУ. Финансирование ФГБУЗ МСЧ №128 ФМБА России, как и других организаций ФМБА России, в части реализации федерального проекта «Создание единого цифрового контура здравоохранения на основе ЕГИСЗ через единый портал госуслуг, за счет средств федерального бюджета не осуществлялось. Между тем права граждан в данной части не ущемляются, так как ФГБУЗ МСЧ №128 ФМБА России организована запись на прием к врачам в электронной форме через электронную регистратуру, путем использования сети интернет процедура записи которой, как минимум не сложнее записи через ЕПГУ.
Согласно письменному отзыву министерства здравоохранения Алтайского края сообщено, что на территории Алтайского края обеспечен доступ граждан к единой государственной информационной системе здравоохранения для записи к врачу. Услуга получения через единый портал госуслуг сведений из медицинских карт в электронной форме недоступна для Алтайского края. ФГБУЗ МСЧ №128 ФМБА России не подведомственно Министерству здравоохранения Алтайского края, а потому не располагают сведениями по указанному лечебному учреждению.
Заслушав процессуального истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Исковые требования истца рассмотрены в рамках заявленных требований к ответчику.
Федеральное медико-биологическое агентство находится в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации и осуществляет свою деятельность непосредственно или через свои территориальные органы, а также через подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями ( Постановление Правительства РФ от 11.04.2005 №206 «О Федеральном медико-биологическим агентстве» (ред. от 24.03.2011).
Согласно своему юридическому статусу ФГБУЗ МСЧ-128 ФМБА России является учреждением здравоохранения, которое находится в ведении ФМБА России, является юридическим лицом целью и предмет деятельности которого оказывать квалифицированную медицинскую помощь населению отдельных территорий, в данном случае муниципального образования город Яровое Алтайского края (л.д.22-33).
Как следует из содержания ч. 1 ст.21 ФЗ от 27.07.2010 №210_ФЗ « Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» единый портал государственных и муниципальных услуг (далее ФЗ №210-ФЗ), является государственной информационной системой, обеспечивающей предоставление государственных и муниципальных услуг, указанных в части 3 статьи 1 настоящего федерального закона, в электронной форме и доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, а также услугах, указанных в части 3 статьи 1 настоящего федерального закона, предназначенных для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и размещенными в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение соответственно реестров государственных системах, обеспечивающих соответственно реестров государственных и муниципальных услуг.
Согласно ч.3 ст.1 названного закона, услуги, предоставляемые государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание или муниципальное задание, подлежат включению в реестр государственных и муниципальных услуг и предоставляется в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом в том случае, если указанные услуги включены в перечень, установленный правительством РФ.
Как следует из содержания ч.1,5,6 ст. 91.1. Федерального закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее ФЗ№323) в целях обеспечения доступа граждан к услугам в сфере здравоохранения в электронной форме, а также взаимодействия информационных систем в сфере здравоохранения уполномоченным федеральным органом исполнительной власти создается, развивается и эксплуатируется единая государственная информационная система в сфере здравоохранения (далее - ЕГИСЗ).
Положение о единой системе, в том числе порядок доступа к информации, содержащейся в ней, порядок и сроки представления информации в единую систему, порядок обмена информацией с использованием единой системы, утверждается Правительством Российской Федерации.
Единая система, в том числе обеспечивает возможность предоставления гражданам услуг в сфере здравоохранения в электронной форме посредством единого портала государственных и муниципальных услуг, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
Распоряжением Правительства РФ от 15.11.2017 №2521-р «О перечне услуг в сфере здравоохранения, возможность предоставления которых гражданам в электронной форме посредством единого портала государственных и муниципальных услуг обеспечивает единая государственная информационная система в сфере здравоохранения» (далее распоряжение Правительства №2521), предусматривает следующие виды услуг: 1. «Услуга по записи на прием к врачу»; 2.услуга по приему заявок(запись) на вызов врача на дом; 3. Услуга по предоставлению сведений о прикреплении к медицинской организации; 4.Услуга по записи для прохождения профилактических медицинских осмотров, диспансеризации; 5. Услуга по предоставлению сведений об оказанной медицинской помощи, содержащихся в электронной медицинской карте; 6. Услуга по предоставлению сведений о полисе обязательного медицинского страхования и страховой медицинской организации; 7. Услуга по предоставлению доступа к электронным медицинским документам.
В ЕПГУ в личном кабинете гражданина «Мое здоровье» должны содержаться сервисные услуги, перечисленные в распоряжении Правительства РФ №2521.
Согласно вышеперечисленным нормам закона, поставщиком такой информации является единая государственная система в сфере здравоохранения.
Распоряжением Правительства РФ от 25.04.2011 №729-р, утвержден перечень услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), подлежащих включению в реестры государственных или муниципальных услуг и предоставляемых в электронной форме. В соответствии с п.11 ч.1 названного закона, федеральными государственными учреждениями здравоохранения оказывается услуга по записи на прием к врачу в медицинскую организацию, подведомственной органу федеральному органу исполнительной власти
Согласно Постановления Правительства РФ от 05.05.2018 №555 «О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения утверждено Положение в котором одной из задач, предусмотренных в ст.2 п. «к» предусмотрено, предоставление гражданам услуг в сфере здравоохранения в электронной форме посредством использования федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - ЕПГУ) по перечню, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2017 г. N 2521-р, иных информационных систем, предназначенных для сбора, хранения, обработки и предоставления информации, касающейся деятельности медицинских организаций и предоставляемых ими услуг.
Как следует из «Паспорта национального проекта «Здравоохранение» (утвержденного президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 №16), утверждена стратегия развития здравоохранения до 2024 года.
Срок начала и окончания национального проекта: с 1 января 2019 года по 31 декабря 2024 года.
Национальный проект включает в себя ряд федеральных проектов, в числе которых - «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе ЕГИСЗ, где кроме общих задач к 2022 году 85 субъектов Российской Федерации предполагается реализация подключение к ЕГИСЗ медицинских информационных систем медицинских организаций и государственных информационных систем в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации обеспечит к концу 2024 года в личном кабинете пациента "Мое здоровье" на ЕПГУ гражданам будут доступны услуги и сервисы, в том числе: запись на прием к врачу, диспансеризацию (профилактические осмотры), получение сведений об оказанных медицинских услугах и доступ к своим электронным медицинским документам.
Таким образом, реализация федерального проекта носит системный характер, оказывая влияние на достижение всех основных целей других федеральных проектов национального проекта "Здравоохранение" и предусматривает из числа заявленных требований сервисы «Запись на прием к врачу», а также сервис доступ к электронным медицинским документам, т.е не любых, а именно касаемо только личной медицинской электронной карты, без допуска к иным медицинским документам.
Из изложенного следует, что региональные информационные системы в сфере здравоохранения (далее РГИСЗ) интегрируются в ЕГИСЗ, предусмотрены этапы такой работы, что в свою очередь связано с финансированием медицинских учреждений и открытие новых сервисов в личном кабинете пациента "Мое здоровье" на ЕПГУ.
Как установлено из числа заявленных в иске сервисов в настоящее время в РГИСЗ действует из числа заявленных в иске только сервис «Запись к врачу» к которому граждане могут записаться посредством использования ЕПГУ через систему Интернет.
Сервис доступа к личным электронным медицинским документам гражданина не работает как в Алтайском крае, так и в целом по России.
Доводы прокурора, что сервис доступа граждан к личным медицинским документам в электронном виде был реализован Минздравом РФ на территории Российской Федерации и соответственно в Алтайском крае с марта 2018 года является несостоятельным. Данное обстоятельство не следует ни из одного нормативного акта, в том числе, на которые ссылается прокурор в своем иске. Согласно изложенной выше государственной программе, такой сервис может быть реализован поэтапно до 2024 года.
Принимая во внимание, что сервис по оказанию услуг населению в личном кабинете пациента "Мое здоровье" на ЕПГУ гражданам в региональном ЕГИСЗ в части предоставления гражданам информации в электронном виде о личных медицинских документах гражданина не функционирует, то указанное обстоятельство исключает техническую возможность самого факта присоединения к указанной услуге ответчика, что в свою очередь исключает и реализацию решения суда в данной части, в случае такого вынесения.
При таких обстоятельствах, исковые требования Славгородского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению, только в части заявленных требований, а именно возложении обязанности на ФГБУЗ МСЧ№128 ФМБА России по организации предоставление гражданам услуг в электронном виде в виде записи на прием к врачу посредством ЕПГС. В остальной части надлежит отказать, так как такие требования заявлены преждевременно и не могут быть возложены на ответчика в силу их технической и правовой неисполнимости.
Принимая во внимание, что представителем ответчика представлены документы, из которых следует, что ответчиком заключен контракт на выполнение работ по интеграции с ЕПГУ для записи на прием к врачу, суд в соответствии с частью 2 ст.206 ГПК РФ, устанавливает разумный срок для реализации исполнения решения суда.
При установлении срока, суд учитывает, что в настоящее время через систему Интернет ФГБУ МСЧ-128 ФМБА России действует электронная регистратура лечебного учреждения, где гражданин может на тех же условиях, не отличающихся от ЕПГС записаться на прием к врачу и получить иную необходимую действующую информацию, аналогичную предусмотренную ЕПГС
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
1. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
2. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░ №128 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░░», ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 26 ░░░░░░░ 2019 ░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░