Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-226/2024 ~ М-126/2024 от 29.03.2024

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    25 апреля 2024 года                                                                                       с. Ермаковское

Ермаковский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Степановой С.Б.,

    при секретаре судебного заседания Фралковой Ю.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации Ермаковского района Красноярского края к заместителю начальника отдела – заместителю старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Ермаковскому району ГУФССП России по Красноярскому краю Вдовенко Елене Игоревне, отделу судебных приставов по Ермаковскому району ГУФССП России по Красноярскому краю и ГУФССП России по Красноярскому краю об освобождении от уплаты исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Ермаковского района Красноярского края обратилась в суд с административным иском к ОСП по Ермаковскому району ГУФССП России по Красноярскому краю, в котором просит освободить администрацию Ермаковского района от уплаты исполнительского сбора по исполнительному производству № 28971/22/24062-ИП от 09.08.2022 года в размере 50 000 рублей.

Определением судьи от 01.04.2024 года к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены заместитель начальника отдела – заместитель старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Ермаковскому району ГУФССП России по Красноярскому краю Вдовенко Е.И., ГУФССП России по Красноярскому краю, в качестве заинтересованных лиц привлечены прокуратура Ермаковского района Красноярского края и МБДОУ «Нижнесуэтукский детский сад».

Представитель административного истца в зал суда не явился, о времени и месте извещен надлежащим образом, ранее просил рассмотреть дело без его участия, свои требования в административном исковом заявлении мотивировал следующим. На основании исполнительного листа ФС № 032490815 от 05.04.2022 года, выданного Ермаковским районным судом Красноярского края, возбуждено исполнительное производство № 28971/22/24062-ИП от 09.08.2022 года об обязании Администрации Ермаковского района выделить финансирование для оборудования здания МБДОУ «Нижнесуэтукский детский сад» пандусом в соответствии со сводом правил и установления информационной вывески с названием организации, графиком работы, планом здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне. Поскольку исполнительный документ в срок для добровольного исполнения исполнительного документа (5 дней) администрацией Ермаковского района не исполнен, судебный пристав-исполнитель ОСП по Ермаковскому району ГУФССП России по Красноярскому краю вынес постановление от 11.01.2023 года о взыскании исполнительского сбора в рамках вышеуказанного исполнительного производства, в котором постановил взыскать с должника - администрации Ермаковского района Красноярского края - исполнительский сбор в размере 50 000 рублей. В срок, предоставленный для добровольного исполнения, административный истец исполнить решение суда не имел реальной возможности по имеющимся объективным причинам, поскольку бюджет муниципального образования Ермаковский район является дотационным. Вместе с тем, 17.04.2023 года заключен муниципальный контракт № 24-63П на поставку товара для оборудования пандусом здания МБДОУ «Нижнесуэтукский детский сад». На сегодняшний день условия муниципального контракта выполнены, соответствующий товар поставлен и оплачен, что является подтверждением исполнения решения суда. С учетом изложенного, а также приведенных в административном иске норм права, административный истец просит освободить администрацию Ермаковского района от уплаты исполнительского сбора по исполнительному производству № 28971/22/24062-ИП от 09.08.2022 года в размере 50 000 рублей.

Заместитель начальника отдела – заместитель старшего судебного пристава отдела судебных приставов ОСП по Ермаковскому району ГУФССП России по Красноярскому краю Вдовенко Е.И., представители административных ответчиков ОСП по Ермаковскому району ГУФССП России по Красноярскому краю и ГУФССП России по Красноярскому краю, а также заинтересованных лиц - прокуратуры Ермаковского района, МБДОУ «Нижнесуэтукский детский сад», в зал суда не явились, о рассмотрении дела были извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили.

Суд полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о дате и времени судебного заседания.

Исследовав материалы дела, принимая во внимание доводы административного истца, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.

По общему правилу части 1 статьи 30 Федерального закона № 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя.

Согласно части 11 статьи 30 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12 статьи 30 Закона об исполнительном производстве).

К числу совершаемых судебным приставом-исполнителем исполнительных действий, направленных на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, относится взыскание исполнительского сбора (пункт 13 части 1 статьи 64 Федерального закона № 229-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 105 ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

В соответствии с частью 1 статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа (часть 1); исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 данной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).

Частью 6 названной статьи предусмотрено право должника обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, его имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе (ч. 7 ст. 112 Закона об исполнительном производстве).

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 74 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств не только уменьшить размер исполнительского сбора, но и освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора при установлении обстоятельств, свидетельствующих о необходимости освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались.

Вместе с тем, согласно разъяснениям, данным в п. 78 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» по смыслу части 1 статьи 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Иные лица, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Согласно положениям статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности, признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом нарушившим обязательство.

Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», часть 3 статьи 62 КАС РФ).

Такой подход обусловлен правовой природой исполнительского сбора как санкции штрафного характера, представляющей собой возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Следовательно, исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 года № 13-П, от 19.01.2017 года № 1-П, определение от 02.04.2015 года № 654-О и др.).

По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Таким образом, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом–исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора.

Судом установлено, что заочным решением Ермаковского районного суда Красноярского края от 09.02.2022 года, вступившим в законную силу 05.04.2022 года, на администрацию Ермаковского района Красноярского края возложена обязанность в срок до 01.05.2022 года выделить финансирование МБДОУ «Нижнесуэтукский детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей» на обеспечение мероприятий по оборудованию здания МБДОУ «Нижнесуэтукский детский сад» пандусом в соответствии со сводом правил СП 59.13330.2020 и установлению информационной вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненные рельефно-точным шрифтом Брайля и на контрастном фоне. (л.д. 15-20).

На основании исполнительного листа ФС № 032490815 от 05.04.2022, выданного Ермаковским районным судом Красноярского края по гражданскому делу № 2-110/2022, судебным приставом-исполнителем ОСП по Ермаковскому району ГУФССП России по Красноярскому краю 09.08.2022 года возбуждено исполнительное производство №28971/22/24062-ИП в отношении должника Администрации Ермаковского района Красноярского края в пользу взыскателя прокуратуры Ермаковского района Красноярского края, предмет исполнения: обязать в срок до 01.05.2022 года выделить финансирование МБДОУ «Нижнесуэтукский детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей» на осуществление следующих мероприятий: оборудовать здание пандусом в соответствии со сводом правил СП 59.13330.2020; установить информационную вывеску с названием организации, графиком работы организации, планом здания, выполненные рельефно-точным шрифтом Брайля и на контрастном фоне. Должнику был установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. В связи с тем, что исполнительный документ должником администрацией Ермаковского района в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнен, постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Ермаковскому району ГУФССП России по Красноярскому краю от 11.01.2023 года с администрации Ермаковского района Красноярского края взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.

Размер исполнительного сбора, определен судебным приставом исполнителем в соответствии с ч. 3 ст. 112 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Согласно представленным административным истцом в материалы дела доказательствам принятия мер к исполнению решения суда 22.03.2022 года Администрация Ермаковского района направила письмо на имя министра финансов Красноярского края с просьбой о выделении финансирования на исполнение решения суда от 09.02.2022 года по гражданскому делу №2-110/2022 года, поскольку в бюджете Ермаковского района отсутствуют необходимые денежные средства на указанные мероприятия (л.д. 11-14).

Также в материалы дела представлен муниципальный контракт №24-63П от 17.04.2023 года, заключенный между ООО «КОНСТАНТА» и МБДОУ «Нижнесуэтукский детский сад» на поставку товара для выполнения работ по устройству пандусом здания МБДОУ «Нижнесуэтукский детский сад» и установлению информационной вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненные рельефно-точным шрифтом Брайля и на контрастном фоне. Согласно приложению 1 к муниципальному контракту ООО «КОНСТАНТА» обязуется поставить следующий товар: рампы телескопические трехсекционные, переносные, с противоскользящим покрытием, нескользящее покрытие к пандусу по крыльцу и табличка Брайля с названием организации (л.д. 21-25). Согласно подписанному сторонами муниципального контракта соглашению о приёмке груза указанный товар поставлен и оплачен заказчиком МБДОУ «Нижнесуэтукский детский сад» (л.д. 26).

Согласно письменным пояснениям представителя заинтересованного лица МБДОУ «Нижнесуэтукский детский сад» Администрацией Ермаковского района выделены целевые денежные средства в размере 65 484 рубля и заключен муниципальный контракт на поставку пандуса и информационной вывески с названием организации, выполненной рельефно-точным шрифтом Брайля и на контрастном фоне. В июне 2023 года пандус и табличка Брайля были установлены собственными силами МБДОУ «Нижнесуэтукский детский сад», решение суда от 09.02.2022 исполнено (л.д. 55-56).

Судом также установлено, что постановлением судебного пристава-исполнителя от 20.06.2023 года исполнительное производство было окончено в связи с фактическим исполнением требований исполнительного документа (л.д. 50).

Таким образом, представленные административным истцом доказательства являются подтверждением принятия мер по исполнению решения суда.

Поскольку Администрация Ермаковского района является муниципальным образованием, исполнение подобной категории решений суда связано с необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат, а также с учетом того, что муниципальное образование в своей деятельности ограничено как бюджетным финансированием, так и установленной процедурой, исполнить решение суда в установленный исполнительным документом срок в силу объективных причин для административного истца являлось затруднительным. Кроме того, с учетом незначительного временного промежутка между вынесением судебного пристава-исполнителя постановления о взыскании исполнительского сбора (11.01.2023 года) и фактическим исполнением решения суда в июне 2023 года (л.д. 56, 50) и окончанием исполнительного производства, сама по себе природа исполнительского сбора, представляющего из себя штрафную санкцию, в рассматриваем случае утрачивает свою актуальность.

Судом установлено, что администрация Ермаковского района Красноярского края не уклонялась от исполнения решения суда, в предоставленный срок реально исполнить решение суда не могла вследствие объективных причин, вызванных отсутствием финансирования в необходимом объеме и обусловленных особенностью предмета исполнения – процедурой выделения денежных средств, которая поставлена в зависимость от объемов бюджетных ассигнований на обеспечение расходных обязательств администрации Ермаковского района. При этом, должником предпринимались все зависящие от него меры, направленные на своевременное исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, что свидетельствует об отсутствии его вины в неисполнении решения суда в установленный для добровольного исполнения срок, в связи с чем, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований административного истца об освобождения от уплаты исполнительского сбора.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-179, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░– ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 11.01.2023 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ № 28971/22/24062-░░ ░░ 09.08.2022 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░ ░░ 01.05.2022 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░» ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 59.13330.2020 ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:                                                                ░.░. ░░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-226/2024 ~ М-126/2024

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация Ермаковского района
Ответчики
Зам. начальника отделения – зам. старшего судебного пристава ОСП по Ермаковскому району ГУФССП России по Красноярскому краю Вдовенко Е.И.
ОСП по Ермаковскому району ГУФССП по Красноярскому краю
ГУФССП по Красноярскому краю
Другие
МБОУ "Нижнесуэтукский детский сад"
Прокуратура Ермаковского района Красноярского края
Суд
Ермаковский районный суд Красноярского края
Судья
Степанова Светлана Борисовна
Дело на сайте суда
ermak--krk.sudrf.ru
29.03.2024Регистрация административного искового заявления
29.03.2024Передача материалов судье
01.04.2024Решение вопроса о принятии к производству
01.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.04.2024Рассмотрение дела начато с начала
16.04.2024Подготовка дела (собеседование)
16.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.04.2024Судебное заседание
25.04.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее