РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 марта 2022 года <адрес>
Левашинский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Магомедова А.А., при секретаре ФИО2, при участии прокурора ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №а-166/2022 по административному исковому заявлению прокурора <адрес> РД к Администрации МР «<адрес>» и МКОУ «Уллуаинская СОШ» <адрес> РД о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о противодействии коррупции,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец прокурор <адрес> РД обратился в суд в порядке ст.39 КАС РФ в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к Администрации МР «<адрес>» и МКОУ Уллуаинская СОШ» <адрес> РД о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о противодействии коррупции.
В обоснование административного иска указано, что прокуратурой района в соответствии с ведомственными организационнораспорядительными документами надзорной деятельности и мониторинга сети «Интернет» проведена проверка исполнения МКОУ Уллуаинская СОШ» законодательства в сфере противодействия коррупции.
В ходе проверки установлено, что предусмотренная Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее по тексту - Закон №273-ФЗ) обязанность о принятии мер по предупреждению коррупции, не исполнена, что является грубым нарушением действующего законодательства.
Так, согласно статье 13.3 Закона №273-ФЗ, организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.
Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать: определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; сотрудничество организации с правоохранительными органами; разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; предотвращение и урегулирование конфликта интересов; недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
Кроме того, в разработанных и утвержденных Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» методических рекомендациях (п. «б» ст. 25), предназначенных для использования всеми организациями, содержится примерный перечень антикоррупционных мероприятий, предусматривающий:
разработку и принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;
разработку и внедрение положения о конфликте интересов, декларации о конфликте интересов;
разработку и принятие правил, регламентирующих вопросы обмена деловыми подарками и знаками делового гостеприимства;
введение в договоры, связанные с хозяйственной деятельностью организации, стандартной антикоррупционной оговорки;
введение процедуры информирования работниками работодателя в случаях склонения их к совершению коррупционных нарушений и порядка рассмотрения таких сообщений, включая создание доступных каналов передачи обозначенной информации (механизмов "обратной связи", телефона доверия и т.п.);
введение процедуры информирования работодателя о ставшей изьестной работнику информации о случаях совершения коррупционных правонарушений другими работниками, контрагентами организации или иными лицами;
введение процедуры информирования работниками работодателя о возникновении конфликта интересов и порядка урегулирования выявленного конфликта интересов;
введение процедуры защиты работников, сообщивших о коррупционных правонарушениях в деятельности организации, от формальных и неформальных санкций;
проведение периодической оценки коррупционных рисков в целях выявления сфер деятельности организации, наиболее подверженных таким рискам;
проведение периодической оценки коррупционных рисков в целях выявления сфер деятельности организации, наиболее подверженных таким рискам, разработки соответствующих антикоррупционных мер;
ротацию работников, занимающих должности, связанные с высоким коррупционным риском;
проведение обучающих мероприятий по вопросам профилактики и противодействия коррупции;
ежегодное ознакомление работников под роспись с нормативными документами, регламентирующими вопросы предупреждения и противодействия коррупции;
проведение обучающих мероприятий по вопросам профилактики и противодействия коррупции;
организацию индивидуального консультирования работников по вопросам применения (соблюдения) антикоррупционных стандартов и процедур;
осуществление регулярного контроля соблюдения внутренних процедур;
осуществление регулярного контроля данных бухгалтерского учета, наличия и достоверности первичных документов бухгалтерского учет;
осуществление регулярного контроля экономической обоснованности расходов в сферах с высоким коррупционным риском: обмен деловыми подарками, представительские расходы, благотворительные пожертвования, вознаграждения внешним консультантам;
периодическое проведение внешнего аудита;
привлечение внешних независимых экспертов при осуществлении хозяйственной деятельности организации и организации антикоррупционных мер;
проведение регулярной оценки результатов работы по противодействию коррупции;
подготовку и распространение отчетных материалов о проводимой работе и достигнутых результатах в сфере противодействия коррупции.
Также, в трудовых договорах работников должны быть указаны как общие, так специальные обязанности работника в сфере предупреждения и противодействия коррупции.
В соответствии с ч. 2 ст. 45 и ч. 2 ст. 48 Федерального закона № 273-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании в Российской Федерации» педагогический работник организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в качестве индивидуального предпринимателя, не вправе оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника.
Между тем, вопреки содержащимся в ст.13.3 Закона №-Ф3 требованиям в МКОУ «Куппинский СОШ» не определены должностные лица, ответственные за профилактику коррупционных и иных правонарушений; не разработаны и не внедрены в практику стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы организации; не принят кодекс этики и служебного поведения работников организации; не принято положение о конфликте интересов, декларации о конфликте интересов; не введена процедура информирования работниками работодателя о возникновении конфликта интересов и порядка урегулирования выявленного конфликта интересов.
При таких обстоятельствах, неисполнение органами местного самоуправления и МКОУ Уллуаинская СОШ» <адрес> РД возложенных на них полномочий по осуществлению мероприятий по предупреждению коррупции является прямым нарушением требований закона.
Администрация МР «<адрес>» не приняла меры в порядке контроля за исполнением подведомственным учреждением законодательства о противодействии коррупции.
Прокурор просит признать незаконным бездействие Администрации МР «<адрес>» и МКОУ Уллуаинская СОШ» <адрес> РД в части не проведения мероприятий по предупреждению коррупции. обязать Администрацию МР «<адрес>» и МКОУ Уллуаинская СОШ» <адрес> РД устранить нарушения требований вышеназванного законодательства, путем определения в названном образовательном учреждении должностного лица, ответственного за профилактику коррупционных и иных правонарушений, принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации, положение о конфликте интересов, декларации о конфликте интересов и введения процедура информирования работниками работодателя о возникновении конфликта интересов и порядка урегулирования выявленного конфликта интересов, установив срок для устранения нарушений - 1 месяц со дня вступления решения суда в законную силу.
Административный истец – помощник прокурора <адрес> РД ФИО3 в судебном заседании административные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить по изложенным в административном исковом заявлении основаниям.
Административный ответчик МКОУ Уллуаинская СОШ» <адрес> РД, извещенный надлежащим образом о времени и месту судебного заседания, в суд явку своего представителя не обеспечил, в своем письменном заявлении, просит рассмотреть дело в их отсутствие, также в заявлении указывает, что недостатки, выявленные прокуратурой, находятся на стадии завершения, то есть почти устранены.
Административный ответчик Администрация МР «<адрес>», извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд явку своего представителя не обеспечили, о причинах неявки суд не известил, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие.
В связи с изложенными обстоятельствами дело рассмотрено в отсутствие вышеуказанных лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Выслушав прокурора, изучив материалы дела, суд полагает, что административный иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
<адрес> в соответствии с ведомственными организационно-распорядительными документами надзорной деятельности и мониторинга сети «Интернет» проведена проверка исполнения МКОУ «Куппинский СОШ» законодательства в сфере противодействия коррупции (справка от ДД.ММ.ГГГГ).
В ходе проверки установлено, что предусмотренная Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее по тексту - Закон №273-ФЗ) обязанность о принятии мер по предупреждению коррупции, не исполнена, что является грубым нарушением действующего законодательства. Выявленные нарушения могут повлечь за собой в дальнейшем совершение коррупционных правонарушений.
Согласно статье 13.3 вышеуказанного Закона №273-ФЗ, организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.
Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать: определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; сотрудничество организации с правоохранительными органами; разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; предотвращение и урегулирование конфликта интересов; недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
Кроме того, в разработанных и утвержденных Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» методических рекомендациях (п. «б» ст. 25), предназначенных для использования всеми организациями, содержится примерный перечень антикоррупционных мероприятий, предусматривающий:
разработку и принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;
разработку и внедрение положения о конфликте интересов, декларации о конфликте интересов;
разработку и принятие правил, регламентирующих вопросы обмена деловыми подарками и знаками делового гостеприимства;
введение в договоры, связанные с хозяйственной деятельностью организации, стандартной антикоррупционной оговорки;
введение процедуры информирования работниками работодателя в случаях склонения их к совершению коррупционных нарушений и порядка рассмотрения таких сообщений, включая создание доступных каналов передачи обозначенной информации (механизмов "обратной связи", телефона доверия и т.п.);
введение процедуры информирования работодателя о ставшей изьестной работнику информации о случаях совершения коррупционных правонарушений другими работниками, контрагентами организации или иными лицами;
введение процедуры информирования работниками работодателя о возникновении конфликта интересов и порядка урегулирования выявленного конфликта интересов;
введение процедуры защиты работников, сообщивших о коррупционных правонарушениях в деятельности организации, от формальных и неформальных санкций;
проведение периодической оценки коррупционных рисков в целях выявления сфер деятельности организации, наиболее подверженных таким рискам;
проведение периодической оценки коррупционных рисков в целях выявления сфер деятельности организации, наиболее подверженных таким рискам, разработки соответствующих антикоррупционных мер;
ротацию работников, занимающих должности, связанные с высоким коррупционным риском;
проведение обучающих мероприятий по вопросам профилактики и противодействия коррупции;
ежегодное ознакомление работников под роспись с нормативными документами, регламентирующими вопросы предупреждения и противодействия коррупции;
проведение обучающих мероприятий по вопросам профилактики и противодействия коррупции;
организацию индивидуального консультирования работников по вопросам применения (соблюдения) антикоррупционных стандартов и процедур;
осуществление регулярного контроля соблюдения внутренних процедур;
осуществление регулярного контроля данных бухгалтерского учета, наличия и достоверности первичных документов бухгалтерского учет;
осуществление регулярного контроля экономической обоснованности расходов в сферах с высоким коррупционным риском: обмен деловыми подарками, представительские расходы, благотворительные пожертвования, вознаграждения внешним консультантам;
периодическое проведение внешнего аудита;
привлечение внешних независимых экспертов при осуществлении хозяйственной деятельности организации и организации антикоррупционных мер;
проведение регулярной оценки результатов работы по противодействию коррупции;
подготовку и распространение отчетных материалов о проводимой работе и достигнутых результатах в сфере противодействия коррупции.
Также, в трудовых договорах работников должны быть указаны как общие, так специальные обязанности работника в сфере предупреждения и противодействия коррупции.
В соответствии с ч. 2 ст. 45 и ч. 2 ст. 48 Федерального закона № 273-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании в Российской Федерации» педагогический работник организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в качестве индивидуального предпринимателя, не вправе оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника.
Между тем, вопреки содержащимся в ст. 13.3 Закона №-Ф3 требованиям в МКОУ Уллуаинская СОШ» не определены должностные лица, ответственные за профилактику коррупционных и иных правонарушений; не разработаны и не внедрены в практику стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы организации; не принят кодекс этики и служебного поведения работников организации; не принято положение о конфликте интересов, декларации о конфликте интересов; не введена процедура информирования работниками работодателя о возникновении конфликта интересов и порядка урегулирования выявленного конфликта интересов.
Указанный факт административными ответчиками не опровергнут.
Согласно ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Закон № 273-ФЗ) одними из основных принципов противодействия коррупции являются признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, законность, публичность, открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, приоритетное применение мер по предупреждению коррупции.
При таких обстоятельствах, неисполнение органами местного самоуправления и МКОУ Уллуаинская СОШ» <адрес> РД возложенных на них полномочий по осуществлению мероприятий по предупреждению коррупции является прямым нарушением требований закона.
Администрация МР «<адрес>» не приняла меры в порядке контроля за исполнением подведомственным учреждением законодательства о противодействии коррупции.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий (бездействия), нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
При изложенных обстоятельствах, административный иск прокурора подлежит удовлетворению полностью.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.291-294 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «<░░░░░>» ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░» <░░░░░> ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «<░░░░░>» ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░» <░░░░░> ░░ ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «<░░░░░>» ░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░» <░░░░░> ░░ ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «<░░░░░>» ░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░» <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - 1 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░