Дело №2а-346/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
село Глядянское 21 сентября 2023г.
Притобольный районный суд Курганской области в составе:
председательствующего судьи Ануфриева Е.Н.
при секретаре Корюковой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации Притобольного района Курганской области к заместителю старшего судебного пристава Притобольного РО УФССП России по Курганской области Кезаревой М.Г. об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация Притобольного района Курганской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к заместителю старшего судебного пристава Притобольного РО УФССП России по Курганской области Кезаревой М.Г. об освобождении от взыскания исполнительского сбора в сумме 50 000 руб., установленного постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ в отношении должника - Администрации Притобольного района Курганской области в пользу взыскателя - Пичуговой К.В. В обоснование иска указано, что Администрация Притобольного района Курганской области является должником по исполнительному производству №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, возбужденному на основании исполнительного листа серии ФС № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Притобольным районным судом <адрес> по делу №, предмет исполнения: предоставление жилья детям-сиротам, в пользу взыскателя Пичуговой К.В. Исполнение административным истцом исполнительного документа было невозможно вследствие того, что на момент его предъявления в муниципальной собственности <адрес> свободных к предоставлению детям-сиротам жилых помещений не было. На основании распоряжения Администрации Притобольного района от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О предоставлении Пичуговой К.В. специализированного жилого помещения», по договору найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей №, взыскателю передано жилое помещение, площадью 36,1 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, что свидетельствует об исполнении исполнительного документа. Таким образом, после предоставления в <адрес> жилого помещения для передачи детям-сиротам, оно было незамедлительно передано Пичуговой К.В. Вышеуказанное свидетельствует о принятии всех зависящих от административного истца мер, направленных на исполнение исполнительного документа. Административный ответчик от исполнительского сбора административного истца не освободил, так как признает причину неисполнения административным истцом исполнительного документа неуважительной, и постановлением от ДД.ММ.ГГГГ установил исполнительский сбор в размере 50 000 руб. В соответствии со статьей 112 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», пункта 3 приложения 2 к Постановлению Правительства Курганской области от 24.12.2012 №659 «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», просит суд освободить <адрес> от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ.
Определением Притобольного районного суда Курганской области от 12.04.2023 по делу в качестве соответчика привлечены: Притобольный РО УФССП по Курганской области, УФССП по Курганской области.
Определением Притобольного районного суда Курганской области от 05.09.2023 по делу в качестве административного ответчика привлечен судебный пристав – исполнитель Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Курганской области Ломова Е.В.
12.04.2023 определением Притобольного районного суда Курганской области по делу в качестве заинтересованных лиц привлечены: Пичугова К.В., Департамент образования и науки Курганской области, Финансовое управление Курганской области, Управление социальной защиты населения Курганской области, отдел опеки и попечительства Администрации Притобольного района Курганской области.
Представитель административного истца - Администрации Притобольного района Курганской области (Администрации Притобольного муниципального округа) в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела своевременно и надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не представил.
Административный ответчик Кезарева М.Г. в судебное заседание не явилась, согласно приказу от 25.03.2021 с ней прекращен срочный контракт, и она уволена со службы из органов принудительного исполнения.
Представитель административного ответчика - Притобольного РО УФССП по Курганской области Спорышева Н.Н., иск не признала, показала, что Кезарева М.Г., чьи действия обжалуются, не является субъектом, так как в 2021 году уволилась со службы, исполнительное производство передано ДД.ММ.ГГГГ для исполнения в МО СП по ИОИП в <адрес>. Постановление о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ было вынесено ввиду неисполнения в установленный срок решения суда, оно не обжаловалось Администрацией Притобольного района Курганской области. Взыскиваемый исполнительский сбор поступает в бюджет и распределяется в соответствии с Бюджетным законодательством.
Административный ответчик судебный пристав – исполнитель Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Курганской области Ломова Е.В. в судебное заседание не явилась, представила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель административного ответчика - Управления ФССП России по Курганской области, заинтересованные лица: Пичугова К.В., представители Департамента образования и науки Курганской области, Финансового управления Курганской области, Управления социальной защиты населения Курганской области, Органа опеки и попечительства Администрации Притобольного района, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела своевременно и надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не представили.
Помощник прокурора Притобольного района Курганской области Дорохова Н.Г., участвующая в деле, считала требования административного истца необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагал возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, не заявлявших ходатайств об отложении рассмотрения дела.
Выслушав участников процесса, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определяются положениями Федерального закона от 2 октября 2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве).
Частью 11 статьи 30 Закона об исполнительном производстве предусмотрено, что если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшему исполнительный документ.
Согласно пункту 13 части 1 статьи 64 Закона об исполнительном производстве в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор.
В соответствии с требованиями статьи 105 Закона об исполнительном производстве, вынесение судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании исполнительского сбора обусловлено неисполнением должником требований, содержащихся в исполнительном документе.
В судебном заседании установлено, что вступившим в законную силу решением Притобольного районного суда Курганской области от 10.04.2018 на Администрацию Притобольного района возложена обязанность предоставить Пичуговой К.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в виде благоустроенной квартиры, расположенной на территории муниципального образования Притобольный район Курганской области, общей площадью не менее 15 кв.м., отвечающее социальным и санитарно – техническим требованиям, приобретенное за счет бюджета Курганской области и переданное в муниципальную собственность.
05.06.2018 судебным приставом-исполнителем Притобольного РО СП УФССП по Курганской области возбуждено исполнительное производство №-ИП, установлен срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа 5 дней.
Копия постановления о возбуждении исполнительного производства и предоставления 5 дневного срока для добровольного исполнения направлена должнику ДД.ММ.ГГГГ нарочной почтой и получено его представителем лично.
В связи с неисполнением требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, постановлением судебного пристава-исполнителя Притобольного РО СП УФССП по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ с должника - <адрес> постановлено взыскать исполнительский сбор в размере 50 000 руб.
Не оспаривая постановление о взыскании исполнительского сбора, административным истцом поставлен вопрос об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Согласно частей 1 и 2 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
Согласно частям 6 и 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 г. № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Освобождение от исполнительского сбора возможно при наличии уважительных причин, при соблюдении должником той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности по исполнению по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
В соответствии с частью 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства, либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Согласно пункту 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора, судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.
Администрация Притобольного района Курганской области согласно положениям Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устава, относится к органам местного самоуправления.
На основании статьи 2 Закона Курганской области от 05.10.2007 № 288 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству, а также по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» (далее – Закон Курганской области) полномочия по опеке и попечительству, полномочия по обеспечению жилыми помещениями передаются органам местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных и городских округов Курганской области (далее - органы местного самоуправления).
Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 4 указанного Закона Курганской области органы местного самоуправления при осуществлении полномочий по обеспечению жилыми помещениями имеют право на финансовое обеспечение этих полномочий, а также обеспечение материальными ресурсами при реализации полномочий по обеспечению жилыми помещениями.
В пунктах 1, 2 части 2 статьи 6 Закона Курганской области предусмотрено, что органы государственной власти Курганской области, обеспечивающие осуществление органами местного самоуправления полномочий по обеспечению жилыми помещениями, обязаны обеспечивать передачу органам местного самоуправления финансовых средств, необходимых для осуществления полномочий по опеке и попечительству, полномочий по обеспечению жилыми помещениями, а также обеспечивать передачу органам местного самоуправления материальных ресурсов, необходимых для осуществления полномочий по обеспечению жилыми помещениями.
Распоряжением Администрации Притобольного района №345-р от 29.10.2021, на основании договора найма жилого помещения от 29.10.2021 Пичуговой К.В. была предоставлена квартира по договору найма специализированного жилого помещения, то есть решение суда исполнено по истечении 3-х лет со дня принятия решения.
Согласно статьи 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Основанием к вынесению постановления о взыскании исполнительского сбора послужило неисполнение Администрацией Притобольного района Курганской области в установленный судебным приставом-исполнителем срок исполнительного документа, и не предоставление доказательств невозможности исполнения решения суда в указанный срок.
Административным истцом суду не представлено доказательств невозможности в установленный судебным приставом-исполнителем срок исполнить решение суда, доказательств об отсутствии в муниципальной собственности жилого помещения, отвечающего социальным и санитарно- техническим требованиям, для благоприятных и безопасных условий проживания детей-сирот.
Не представлено доказательств принятия Администрацией Притобольного района действенных мер к приобретению в муниципальную собственность жилья для дальнейшего предоставления его детям-сиротам, и детям, оставшимся без попечения родителей.
Согласно действующего законодательства, освобождение от взыскания исполнительского сбора возможно при наличии уважительных причин, при соблюдении должником той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности по исполнению решения суда.
Из пояснения представителя административного ответчика следует, что в течение установленного 5-дневного срока для добровольного исполнения решения суда, административный истец не предпринял никаких мер к исполнению требований исполнительного документа.
В установленный законом срок для добровольного исполнения, Администрация Притобольного района не уведомила судебного пристава-исполнителя о наличии каких-либо чрезвычайных, объективных, непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, могущих сделать невозможным добровольное исполнение документа, что подтверждается пояснениями ответчика и представленными письменными материалами.
В течение срока, установленного для добровольного исполнения требований исполнительного документа, Администрация Притобольного района не предприняла никаких мер для надлежащего исполнения обязательств, в связи с чем, суд не находит оснований для освобождения административного истца от взыскания исполнительского сбора.
Суд приходит к выводу, что административным истцом не представлено доказательств принятия всех мер для надлежащего исполнения обязательства, в связи с чем, полагает отказать в удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 21.09.2023.