Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-276/2023 ~ М-255/2023 от 18.07.2023

УИД: 22RS0031-01-2023-000331-32

Дело №2а-276/2023

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

07 ноября 2023 года

                                                   с. Кытманово

    Кытмановский районный суд Алтайского края в составе председательствующего судьи Е.Б.Дыренковой, при секретаре Юрчиковой А.С., с участием помощника прокурора Кытмановского района Швебель Ю.Н., представителя административного ответчика Администрации Тягунского сельсовета Кытмановского района Алтайского края в лице главы администрации Родионова К.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административный иск прокурора Кытмановского района Алтайского края к Администрации Кытмановского района Алтайского края, Администрации Тягунского сельсовета Кытмановского района Алтайского края о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер: по капитальному ремонту водопровода, расположенного в с.Тягун Кытмановского района Алтайского края протяженностью 12 км.; водозаборной скважины, водонапорной башни, расположенных в с.Новоозерное Кытмановского района Алтайского края, водопровода, расположенного в с.Новоозерное Кытмановского района Алтайского края, протяженностью 4 км.; водозаборной скважины, расположенной в с.Заречное Кытмановского района Алтайского края; водопровода, расположенного в с.Заречное Кытмановского района Алтайского края, протяженностью 5 км.; водозаборной скважины, водонапорной башни, расположенных в п.Кытманушка Кытмановского района Алтайского края; водопровода, расположенного в п.Кытманушка Кытмановского района Алтайского края, протяженностью 3 км.; по определению для централизованной системы холодного водоснабжения в с.Заречное и с.Новоозерное Кытмановского района Алтайского края гарантирующей организации, о возложении обязанности принять указанные меры в течение 1 года со дня вступления в законную силу решения суда по делу,

УСТАНОВИЛ:

    Прокурор Кытмановского района Алтайского края, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеуказанным административным иском к административным ответчикам - Администрации Тягунского сельсовета Кытмановского района Алтайского края, Администрации Кытмановского района Алтайского края.

    В ходе рассмотрения административного дела уточнил предмет административного иска и просил признать незаконным бездействие Администрации Тягунского сельсовета Кытмановского района Алтайского края по не принятию мер по капитальному ремонту централизованной системы холодного водоснабжения муниципального образования Тянунский сельсовет Кытмановского района Алтайского, а именно не проведению мероприятий по замене водонапорной башни, расположенной по ул.Центральная, 16 в с.Новоозерное Кытмановского района Алтайского края и бурению новой водопроводной скважины в п.Кытманушка Кытмановского района Алтайского края.

    Просил признать незаконным бездействие Администрации Тягунского сельсовета Кытмановского района Алтайского края, Администрации Кытмановского района Алтайского края:

- по не определению для централизованной системы холодного водоснабжения муниципального образования Тягунский сельсовет Кытмановского района Алтайского края гарантирующей организации, из числа организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Кытмановского района Алтайского края.

    Просил обязать Администрацию Тягунского сельсовета Кытмановского района Алтайского края принять меры по капитальному ремонту централизованной системы холодного водоснабжения муниципального образования Тягунский сельсовет Кытмановского района Алтайского края, а именно: выполнить мероприятия по замене водонапорной башни, расположенной по ул.Центральная, 16 в с.Новоозерное Кытмановского района Алтайского края и бурению новой водопроводной скважины в п.Кытманушка Кытмановского района Алтайского края.

Просил обязать Администрацию Тягунского сельсовета Кытмановского района Алтайского края, Администрацию Кытмановского района Алтайского края принять меры по определению для централизованной системы холодного водоснабжения муниципального образования Тягунский сельсовет Кытмановского района Алтайского гарантирующей организации из числа организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Кытмановского района Алтайского края.

    Просил обязать Администрацию Кытмановского района Алтайского края выделить денежные средства для выполнить мероприятия по замене водонапорной башни, расположенной по ул.Центральная, 16 в с.Новоозерное Кытмановского района Алтайского края и бурению новой водопроводной скважины в п.Кытманушка Кытмановского района Алтайского края.

    Установить ответчикам срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено - 2 года с момента вступления решения суда в законную силу.

    В обоснование уточненного административного иска, ссылаясь на положения п.4 ч. 1, ч.3, ч.4 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту ФЗ №131-ФЗ), Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее по тексту - ФЗ №416-ФЗ), Федерального закона №68-ФЗ от 21.12.1994 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее по тексту - ФЗ №68-ФЗ), иных подзаконных актов указал, что в рамках заключенного между ответчиками Соглашения о передаче части полномочий по решению вопросов местного значения от 29.10.2021 вопросы организации в границах поселения Тягунский сельсовет Кытмановского района Алтайского края электро-, тепло-, газо-, водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, переданы с уровня муниципального образования Кытмановский район Алтайского края на уровень муниципального образования Тягунский сельсовет Кытмановского района.

    Согласно ч.ч. 1, 1.1 ст. 6 ФЗ № 416-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района на территории сельского поселения относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, муниципального округа, городского округа гарантирующей организации.

    Таким образом, Администрация Тягунского сельсовета Кытмановского района Алтайского края не наделена полномочиями по определению гарантирующей организации, поскольку это осуществляется органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение.

    В соответствии с положениями ч.ч.1, 2 ст.41.1 ФЗ №416-ФЗ передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.

    Осуществление полномочий по организации в границах поселения, муниципального округа, городского округа водоснабжения населения и водоотведения посредством передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением случаев передачи прав владения, пользования, распоряжения такими системами и (или) объектами в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.

    В соответствии с ч.1 ст.10 ФЗ № 416-ФЗ собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.

    Согласно п. «г» ч.2 ст.11 ФЗ №68-ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

    В соответствии со ст.7 ФЗ № 68-ФЗ мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.

    В настоящий момент на территории Тягунского сельсовета имеются и используются для предоставления населению услуги по холодному водоснабжению следующие объекты водоснабжения:

- водозаборная скважина, водонапорная башня, расположенные в с. Тягун Кытмановского района Алтайского края;

- водопровод, расположенный в с. Тягун Кытмановского района Алтайского края, протяженностью 12 км.;

- водозаборная скважина, водонапорная башня, расположенные в с. Новоозерное Кытмановского района Алтайского края, 1980 года введения в эксплуатацию;

- водопровод, расположенный в с. Новоозерное Кытмановского района Алтайского края, протяженностью 4 км.;

- водозаборная скважина, расположенная в с. Заречное Кытмановского района Алтайского края;

- водопровод, расположенный в с. Заречное Кытмановского района Алтайского края, протяженностью 5 км.;

- водозаборная скважина, водонапорная башня, расположенные в п. Кытманушка Кытмановского района Алтайского края, 1976 года введения в эксплуатацию;

- водопровод, расположенный в п. Кытманушка Кытмановского района Алтайского края, протяженностью 3 км.

    Установлено, что на территории с. Заречное и с. Новоозерное Кытмановского района Алтайского края организация, осуществляющая холодное водоснабжение в соответствии с Законом о водоснабжении не определена, объекты централизованного холодного водоснабжения, используемые для предоставления соответствующих услуг населению, кому-либо в аренду не переданы, фактически централизованную систему холодного водоснабжение эксплуатирует Администрация Тягунского сельсовета Кытмановского района Алтайского края.

    Кроме того, в силу положений ст.31 ФЗ №416-ФЗ к регулируемым видам деятельности относится холодное водоснабжение.

    В соответствии с п.1 ч.1 ст.5 ФЗ №416-ФЗ к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относятся установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.

    Из изложенного следует, что оказание услуги по водоснабжению населения возможно только с применением утвержденного в установленном порядке для конкретной организации тарифа.

    Поскольку в настоящее время фактически предоставление данной услуги осуществляется Администрацией поселения, указанное влечет незаконность взимания платы с жителей, т.к. тариф для органа местного самоуправления не утвержден и утвержден быть не может.

    В этой связи, выявленные нарушения законодательства, по мнению административного истца, являются недопустимыми, нарушают права граждан, с которых взимается необоснованная в установленном порядке плата, и которые получают услугу ненадлежащего качества.

    Кроме того, пунктом 2.10.1 Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, утвержденных Приказом Госстроя РФ от 30.12.1999 № 168 (далее по тексту - Правила) предусмотрено, что водоводы и водопроводная сеть должны обеспечить бесперебойное и надежное снабжение потребителей водой.

    Согласно п. 2.10.18. Правил, данные осмотров и профилактического обслуживания с проверкой состояния сооружений, действия оборудования и устройств на сети используют при составлении дефектных ведомостей, разработке проектно-сметной документации и для производства планово-предупредительных и капитального ремонтов.

    В силу п. 2.10.20 Правил к капитальному ремонту на сети относятся работы по:

а) сооружению новых либо полной или частичной реконструкции колодцев (камер);

б) прокладке отдельных участков линий с полной или частичной заменой труб;

в) замене гидрантов, водоразборных колонок, задвижек, поворотных затворов, вантузов, другого оборудования или их изношенных частей;

г) ремонту отдельных сооружений на сети, устройств и оборудования по очистке и защите трубопроводов от обрастания внутренней поверхности труб;

д) защите сети от коррозии и электрокоррозии блуждающими токами;

е) ликвидации повреждений дюкеров и переходов под путями и др.

    Согласно п.1.1. письма Минрегиона России от 26.04.2012 №9905-АП/14 «О направлении Методических рекомендаций по определению технического состояния систем теплоснабжения, горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения», утвержденных 25.04.2012 (далее по тексту - Методические рекомендации) настоящие методические рекомендации по определению технического состояния систем теплоснабжения, горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем проведения освидетельствования (далее - Рекомендации) устанавливают порядок и методы технического освидетельствования трубопроводных сетей и оборудования.

    В соответствии с п. 13.16 Методических рекомендаций к капитальному ремонту оборудования относятся работы, в процессе которых производится замена или восстановление изношенных частей (узлов, деталей).

    В силу п. 13.18 Методических рекомендаций периодичность проведения работ по капитальному ремонту указана в Приложении №12 к Рекомендациям и предполагает замену водонапорных башен через 25 лет, текущий ремонт 1 раз в год, капитальный ремонт 1 раз в 5 лет; текущий ремонт водопроводных скважин 1 раз в 6 месяцев, капитальный ремонт 1 раз в 2 года (в случае, если скважины находятся в резерве, интервал ремонтов увеличивается в 1,5 раза).

    Согласно п.1 Приказа Минстроя России от 05.08.2014 № 437/пр «Об утверждении Требований к проведению технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе определение показателей технико-экономического состояния систем водоснабжения и водоотведения, включая показатели физического износа и энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, объектов нецентрализованных систем холодного и горячего водоснабжения, и порядка осуществления мониторинга таких показателей» (далее по тексту - Требования) настоящие Требования к проведению технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее - Требования) определяют цели, задачи и порядок проведения технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения.

    В соответствии с п.4 Требований обязательное техническое обследование проводится один раз в течение долгосрочного периода регулирования, но не реже одного раза в пять лет.

    В силу п.6 Требований техническое обследование объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения проводится организациями, осуществляющими водоснабжение и (или) водоотведение, самостоятельно либо с привлечением специализированных организаций.

    Согласно п.10 Требований состав работ по техническому обследованию включает в себя:

а) камеральное обследование;

б) техническую инвентаризацию имущества, включая натурное, визуальное-измерительное обследование и инструментальное обследование объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;

в) определение технико-экономической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения.

    Согласно п.15 Требований техническая инвентаризация централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется на основании плана технического обследования с определением параметров технической инвентаризации по каждому инвентаризационному объекту, сформированному организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, на основании камерального обследования.

Техническая инвентаризация объектов централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения включает в себя:

а) натурное обследование месторасположения объекта и определение основных технических параметров (диаметр, материал, типоразмеры);

б) визуально-измерительное обследование, в том числе включая:

- наружный и внутренний осмотр насосных станций и сооружений, трубопроводов;

- оценку технического состояния объекта обследования по совокупности и характеру визуально наблюдаемых дефектов, повреждений, утечек;

-сравнение данных об объектах централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, полученных в ходе камерального обследования, с фактическими характеристиками систем, установленными при визуально-измерительном обследовании;

в) выборочное инструментальное обследование, проводимое в случае, если камеральное и визуально-измерительное обследование не позволяют достичь целей технического обследования, включающее в том числе:

-проведение теледиагностики трубопроводов;

-поиск утечек и дефектоскопии инструментальными методами;

-диагностику оборудования, установленного на водозаборных сооружениях, сооружениях водоподготовки, сооружениях очистки сточных вод и обработки осадка сточных вод, водопроводных и канализационных насосных станциях, диагностику зданий и сооружений;

-замер фактических характеристик оборудования, инструментальное обследование оборудования, включая при необходимости частичную или полную разборку оборудования.

    В соответствии с п.18 Требований по итогам технической инвентаризации определяются:

а) процент износа объектов централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;

б) актуальное техническое состояние объекта на дату обследования;

в) предельные сроки проведения ремонта или реконструкции объектов.

    В силу п.19 Требований износ трубопроводов и других недоступных для осмотра сооружений определяется по срокам службы как соотношение фактически прослуженного времени к средненормативному сроку службы.

    В тех случаях, когда фактически прослуженное время приближается к нормативному или превышает его, а предположительный (остаточный) срок службы сооружения, определяемый экспертным путем, превышает нормативный срок, то процент износа определяется отношением фактически прослуженного времени к сумме прослуженного и предположительного (остаточного) срока службы.

    В случаях, когда фактически прослуженное время приближается к нормативному или превышает его, а трубопроводы и другие объекты и сооружения доступны для осмотра и инструментального обследования, физический износ трубопровода и других объектов определяется организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, самостоятельно либо с привлечением специализированной организации в соответствии с частью 3 статьи 37 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении".

    Ответчиками обязательное техническое обследование объектов водоснабжения, расположенных на территории Тягунского сельсовета Кытмановского района Алтайского края, не проводилось.

    Согласно п.1.1. Приказа Госкомархитектуры от 23.11.1988 № 312 «Об утверждении ведомственных строительных норм Госкомархитектуры «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения» (вместе с «ВСН 58-88 (р). Ведомственные строительные нормы. Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения») (далее по тексту - Положение) настоящее Положение устанавливает состав и порядок функционирования системы технического обслуживания, ремонта и реконструкции жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения (далее - здания и объекты) по перечню согласно СНиП 2.08.02-85 независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.

    Пунктом 1.2. Положения установлено, что оно является обязательным для всех организаций, учреждений и предприятий, осуществляющих реконструкцию, капитальный и текущий ремонт, техническое обслуживание зданий.

    В силу п.1.3. Положения правила и нормы технического обслуживания, ремонта и реконструкции зданий и объектов, отражающие их специфику, природно-климатические условия и особенности эксплуатации, должны разрабатываться соответствующими органами отраслевого управления и исполкомами местных Советов в развитие настоящего Положения.

    Приложением №3 к Положению установлена продолжительность эффективной эксплуатации элементов зданий и объектов:

Элементы жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения

Продолжительность эксплуатации до капитального ремонта (замены), лет

жилые здания

здания и объекты коммунального и социально-культурного назначения при нормальных и благоприятных условиях эксплуатации

Наружные инженерные сети

Водопроводный ввод из труб:

чугунных

стальных

40

15

40

15

    В 2022 и 2023 годах на объектах водоснабжения в с. Заречное Кытмановского района Алтайского края произошло 3 аварии, в п.Кытманушка Кытмановского района Алтайского края произошло 3 аварии.

    Причинами возникновения аварий является износ водопровода на 100%.

    Водопроводная скважина, расположенная на территории п. Кытманушка Кытмановского района Алтайского края, введена в эксплуатацию в 1976 году.

    Водонапорная башня, расположенная по ул. Центральная 16 в с.Новоозерное Кытмановского района, введена в эксплуатацию в 1980 году.

    В соответствии с письмом Минрегиона России от 26.04.2012 № 9905-АП/14 «О направлении Методических рекомендаций по определению технического состояния систем теплоснабжения, горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения» утвержденных 25.04.2012, срок службы водонапорной башни, расположенной на территории в с.Новоозерное Кытмановского района Алтайского края, определенный как 25 лет, в настоящее время истек. Кроме того, капитальный ремонт водопроводной скважины, расположенной в п. Кытманушка Кытмановского района Алтайского края, необходимо проводить 1 раз в 2 года.

    Согласно информации Администрации Тягунского сельсовета Кытмановского района Алтайского края от 13.10.2023, на территории Тягунского сельсовета Кытмановского района Алтайского края имеются следующие участки, подлежащие капитальному ремонту, а именно:

- замена водонапорной башни, расположенной по ул. Центральная 16 в с.Новоозерное Кытмановского района Алтайского края;

- бурение новой водопроводной скважины в п. Кытманушка Кытмановского района Алтайского края.

    При этом, в нарушение вышеуказанных положений законодательства Администрацией Тягунского сельсовета Кытмановского района Алтайского края меры по капитальному ремонту объектов водоснабжения не принимается.

    Вышеуказанные обстоятельства влекут нарушение прав граждан на получение коммунальной услуги водоснабжения, а также к чрезвычайным ситуациям.

    При указанных обстоятельствах административный истец обратился в суд с данным административным иском, уточненным в порядке ст. 39 КАС РФ.

    В судебном заседании помощник прокурора Кытмановского района Алтайского края Швебель Ю.Н. на удовлетворении административного иска настаивала по основаниям, изложенным в уточненном административном исковом заявлении, просила удовлетворить требования в полном объеме.

    Представитель административного ответчика Администрации Тягунского сельсовета Кытмановского района Алтайского края глава администрации Родионов К.И. возражал против удовлетворения заявленных требований, пояснил, что система водоснабжения в пос.Кытманушка, в с.Новоозерное действительно изношена, однако Администрация не бездействует, периодически проводятся текущие ремонты, выделяемых в качестве межбюджетных трансфертов денежных средств в рамках заключенного соглашения хватает только на осуществление текущих ремонтов, последствия аварий устраняются немедленно; в 2023 году им было выделено 700 000 рублей в соответствии с заключенным Соглашением, однако по факту перечислено около 400 000 рублей; для осуществления капитального ремонта требуется дополнительное финансирование; работы по определению для централизованной системы холодного водоснабжения в с.Заречное и в с.Новоозерное Кытмановского района Алтайского края не проводились, так как объекты водоснабжения в муниципальную собственность не оформлены. Услуги по водоснабжению оказываются населению непосредственного Администрацией Тягунского сельсовета, так как соответствующей организации в этих селах нет. В настоящее время требуется замена водонапорной башни, расположенной по ул.Центральная, 16 в с.Новоозерное Кытмановского района Алтайского края и бурение новой водопроводной скважины в п.Кытманушка Кытмановского района Алтайского края, так как эти объекты водоснабжения полностью изношены.

    Представитель административного ответчика Администрации Кытмановского района Алтайского края Котов К.М., заинтересованного лица Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Кытмановского района Алтайского края в судебное заседание не явились, надлежаще извещены, о наличии уважительных причин неявки суду не сообщили, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали.

    Суд с учетом мнения лиц, участвующих в судебном заседании, руководствуясь ст.150 КАС РФ пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие представителей административных ответчиков.

     Ранее участвуя в судебных заседаниях, представитель административного ответчика Администрации Кытмановского района Алтайского края Котов К.М., возражая против удовлетворения заявленных исковых требований, ссылаясь на заключенное с Администрацией Тягунского сельсовета Соглашение о передаче части полномочий по решению вопросов местного значения, указал на отсутствие правовых оснований для признания незаконным бездействия Администрации Кытмановского района Алтайского края; финансирование мероприятий по организации тепло-, водо-, газоснабжения на территории поселения Тягунский сельсовет Кытмановского района Алтайского края на 2023 год производится в порядке предоставления межбюджетных трансфертов в пределах запланированных мероприятий, указанные дополнительные мероприятия по капитальному ремонту могут быть произведены при выделении дополнительных средств из краевого бюджета.

    Заслушав доводы административного истца, возражения представителей административных ответчиков, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

     В силу положений ч.ч.1, 2 ст.39, ч.4 ст.218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

    Согласно ч. 2 ст.1 Федерального закона РФ от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решение вопросов местного значения органами местного самоуправления должно осуществляться исходя из интересов населения.

    По смыслу пункта 4 части 1, части 3 и части 4 ст.14 Федерального закона РФ от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.

    В силу п. 4.3 ч.1 ст.17 Федерального закона РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».

    Согласно ч.ч.1, 1.1 ст.6Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» от 07.12.2011 №416-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях (помимо прочего) относятся:

    1) организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств;

    Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

    В силу ч.4 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

    Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в настоящей части межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений. Порядок заключения соглашений определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

    Для осуществления переданных в соответствии с указанными соглашениями полномочий органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования.

     Из представленных в материалы административного дела Соглашения о передаче части полномочий по решению вопросов местного значения от 29.10.2021, утвержденного решением Кытмановского районного Совета народных депутатов от 29.10.2021 №203; Порядка предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района бюджетам поселений следует, что муниципальному образованию Тягунский сельсовет муниципальным образованием Кытмановский район Алтайского края были переданы полномочия по организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом. Указанное Соглашение является действующим.

Согласно письменной информации главы Администрации Тягунского сельсовета №31 от 11.07.2023 по запросу прокурора Кытмановского района Алтайского края, выпискам из ЕГРН на территории Порошинского сельсовета имеются и используются для предоставления населению услуги по холодному водоснабжению следующие объекты водоснабжения:

- водозаборная скважина, водонапорная башня, расположенные в с. Тягун Кытмановского района Алтайского края;

- водопровод, расположенный в с. Тягун Кытмановского района Алтайского края, протяженностью 12 км.;

- водозаборная скважина, водонапорная башня, расположенные в с. Новоозерное Кытмановского района Алтайского края, 1980 года введения в эксплуатацию;

- водопровод, расположенный в с. Новоозерное Кытмановского района Алтайского края, протяженностью 4 км.;

- водозаборная скважина, расположенная в с. Заречное Кытмановского района Алтайского края;

- водопровод, расположенный в с. Заречное Кытмановского района Алтайского края, протяженностью 5 км.;

- водозаборная скважина, водонапорная башня, расположенные в п. Кытманушка Кытмановского района Алтайского края, 1976 года введения в эксплуатацию;

- водопровод, расположенный в п. Кытманушка Кытмановского района Алтайского края, протяженностью 3 км.

    Пунктом 2.10.1 Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, утвержденных Приказом Госстроя РФ от 30.12.1999 № 168 предусмотрено, что водоводы и водопроводная сеть должны обеспечить бесперебойное и надежное снабжение потребителей водой.

    Согласно п. 2.10.18. Правил данные осмотров и профилактического обслуживания с проверкой состояния сооружений, действия оборудования и устройств на сети используют при составлении дефектных ведомостей, разработке проектно-сметной документации и для производства планово-предупредительных и капитального ремонтов.

    В силу п. 2.10.20 Правил к капитальному ремонту на сети относятся работы по:

а) сооружению новых либо полной или частичной реконструкции колодцев (камер);

б) прокладке отдельных участков линий с полной или частичной заменой труб;

в) замене гидрантов, водоразборных колонок, задвижек, поворотных затворов, вантузов, другого оборудования или их изношенных частей;

г) ремонту отдельных сооружений на сети, устройств и оборудования по очистке и защите трубопроводов от обрастания внутренней поверхности труб;

д) защите сети от коррозии и электрокоррозии блуждающими токами;

е) ликвидации повреждений дюкеров и переходов под путями и др.

    В соответствии с п. 13.16 Методических рекомендаций по определению технического состояния систем теплоснабжения, горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения», утвержденных 25.04.2012, к капитальному ремонту оборудования относятся работы, в процессе которых производится замена или восстановление изношенных частей (узлов, деталей).

    В силу п. 13.18 Методических рекомендаций периодичность проведения работ по капитальному ремонту указана в Приложении №12 к Рекомендациям и предполагает замену водонапорных башен через 25 лет, текущий ремонт 1 раз в год, капитальный ремонт 1 раз в 5 лет; текущий ремонт водопроводных скважин 1 раз в 6 месяцев, капитальный ремонт 1 раз в 2 года (в случае, если скважины находятся в резерве, интервал ремонтов увеличивается в 1,5 раза).

    В соответствии с п.4 Требований к проведению технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе определение показателей технико-экономического состояния систем водоснабжения и водоотведения, включая показатели физического износа и энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, объектов нецентрализованных систем холодного и горячего водоснабжения, и порядка осуществления мониторинга таких показателей», утвержденных приказом Минстроя России от 05.08.2014 № 437/пр (далее - Требования), обязательное техническое обследование проводится один раз в течение долгосрочного периода регулирования, но не реже одного раза в пять лет.

    В силу п.6 Требований техническое обследование объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения проводится организациями, осуществляющими водоснабжение и (или) водоотведение, самостоятельно либо с привлечением специализированных организаций.

    Согласно п.10 Требований состав работ по техническому обследованию включает в себя:

а) камеральное обследование;

б) техническую инвентаризацию имущества, включая натурное, визуальное-измерительное обследование и инструментальное обследование объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;

в) определение технико-экономической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения.

    Согласно п.15 Требований техническая инвентаризация централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется на основании плана технического обследования с определением параметров технической инвентаризации по каждому инвентаризационному объекту, сформированному организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, на основании камерального обследования.

    Техническая инвентаризация объектов централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения включает в себя:

а) натурное обследование месторасположения объекта и определение основных технических параметров (диаметр, материал, типоразмеры);

б) визуально-измерительное обследование, в том числе включая:

-наружный и внутренний осмотр насосных станций и сооружений, трубопроводов;

-оценку технического состояния объекта обследования по совокупности и характеру визуально наблюдаемых дефектов, повреждений, утечек;

-сравнение данных об объектах централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, полученных в ходе камерального обследования, с фактическими характеристиками систем, установленными при визуально-измерительном обследовании;

в) выборочное инструментальное обследование, проводимое в случае, если камеральное и визуально-измерительное обследование не позволяют достичь целей технического обследования, включающее в том числе:

-проведение теледиагностики трубопроводов;

-поиск утечек и дефектоскопии инструментальными методами;

-диагностику оборудования, установленного на водозаборных сооружениях, сооружениях водоподготовки, сооружениях очистки сточных вод и обработки осадка сточных вод, водопроводных и канализационных насосных станциях, диагностику зданий и сооружений;

-замер фактических характеристик оборудования, инструментальное обследование оборудования, включая при необходимости частичную или полную разборку оборудования.

    В соответствии с п.18 Требований по итогам технической инвентаризации определяются:

а) процент износа объектов централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;

б) актуальное техническое состояние объекта на дату обследования;

в) предельные сроки проведения ремонта или реконструкции объектов.

    В силу п.19 Требований износ трубопроводов и других недоступных для осмотра сооружений определяется по срокам службы как соотношение фактически прослуженного времени к средненормативному сроку службы.

     В тех случаях, когда фактически прослуженное время приближается к нормативному или превышает его, а предположительный (остаточный) срок службы сооружения, определяемый экспертным путем, превышает нормативный срок, то процент износа определяется отношением фактически прослуженного времени к сумме прослуженного и предположительного (остаточного) срока службы.

     В случаях, когда фактически прослуженное время приближается к нормативному или превышает его, а трубопроводы и другие объекты и сооружения доступны для осмотра и инструментального обследования, физический износ трубопровода и других объектов определяется организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, самостоятельно либо с привлечением специализированной организации в соответствии с частью 3 статьи 37 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении».

    Судом установлено, что для централизованной системы холодного водоснабжения, расположенной в с.Заречное и в с.Новоозерное Кытмановского района Алтайского края гарантирующая организация, осуществляющая холодное водоснабжение в соответствии с Законом о водоснабжении не определена, объекты централизованного холодного водоснабжения, используемые для предоставления соответствующих услуг населению, кому-либо в аренду не переданы, фактически централизованную систему холодного водоснабжение эксплуатирует Администрация Тягунского сельсовета Кытмановского района Алтайского края.

    Основной причиной аварий на объектах водоснабжения является высокий износ водопроводных сетей, оборудования и водонапорных башен, что в судебном заседании административными ответчиками не оспаривалось.

    Согласно информации Администрации Кытмановского района №973 от 11.07.2023; размер межбюджетных трансфертов, предусмотренных на осуществление полномочий по организации тепло-, водо-, электроснабжения на 2023 год Администрации Тягунского сельсовета Кытмановского района Алтайского края составляет 700000 рублей, профинансировано 381505 рублей.

    Размер денежных средств, предусмотренных на 2023 год и израсходованных в 2023 году на реализацию программных мероприятий в сфере предоставления качественной услуги населению по водоснабжению Администрации Тягунского сельсовета составил 5 403 333 рубля, израсходовано 0 рублей.

    С учетом того, что незаконного бездействия, выразившегося в не определении для централизованной системы холодного водоснабжения, расположенной в с.Заречное и в с.Новоозерное Кытмановского района Алтайского края гарантирующей организации из числа организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Кытмановского района Алтайского края в действиях Администрации Тягунского сельсовета не усматривается, так как это не относится к её полномочиям, то в этой части административный иск прокурора к Администрации Тягунского сельсовета удовлетворению не подлежит.

     К Администрации Кытмановского района Алтайского края административный иск в этой части подлежит удовлетворению.

    С учетом того, что меры, направленные на осуществление полномочий в области организации водоснабжения населения на территории поселения Администрацией Тягунского сельсовета принимались: разработана схема водоснабжения, в рамках которой произведена частичная замена водопроводных сетей, производились текущие ремонты объектов водоснабжения, однако Администрацией Кытмановского района ей не выделялись денежные средства на проведение капитального ремонта объектов водоснабжения, то бездействие Администрации Тягунского сельсовета в этой части нельзя признать незаконным.

    Вместе с тем, в настоящее время на территории Тягунского сельсовета имеются ветхие объекты водоснабжения, которые требуют капитального ремонта, а именно: водонапорная башня, расположенная по ул.Центральная, 16 в с.Новоозерное Кытмановского района Алтайского края и водопроводная скважина в п.Кытманушка Кытмановского района Алтайского края. Собственных средств на их замену у Администрации Тягунского сельсовета не имеется.

    При таких обстоятельствах в целях устранения нарушения прав неопределенного круга лиц необходимо обязать Администрацию Тягунского сельсовета Кытмановского района Алтайского края принять меры по капитальному ремонту централизованной системы холодного водоснабжения муниципального образования Тягунский сельсовет Кытмановского района Алтайского края, а именно: выполнить мероприятия по замене водонапорной башни, расположенной по ул.Центральная, 16 в с.Новоозерное Кытмановского района Алтайского края и бурению новой водопроводной скважины в п.Кытманушка Кытмановского района Алтайского края.

В силу ч.2 ст.178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) при принятии решения суд при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.

    Решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований (ст.187 КАС РФ).

    Административный истец просил установить срок для исполнения решения суда в течение 2 лет со дня вступления в законную силу решения суда.

    Суд, с учетом положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, касающихся порядка формирования бюджета, считает необходимым установить срок для устранения выявленных нарушений в части определения для централизованной системы холодного водоснабжения, расположенной в с.Заречное и в с.Новоозерное Кытмановского района Алтайского края гарантирующей организации - 2 года со дня вступления в законную силу настоящего решения, в части выполнения мероприятий по замене водонапорной башни, расположенной по ул.Центральная, 16 в с.Новоозерное Кытмановского района Алтайского края и бурению новой водопроводной скважины в п.Кытманушка Кытмановского района Алтайского края - 3 года.

    Суд находит указанные сроки достаточными для устранения выявленных нарушений, с учетом особенностей формирования бюджета, необходимости проведения закупок и заключения контрактов, а так же времени, необходимого на проведение работ.

    На основании изложенного, руководствуясь статьями 226- 228КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

    ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ (░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░) ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

    ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░.░░░░░░░░ ░ ░ ░.░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.

    ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░.░░░░░░░░ ░ ░ ░.░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░.

    ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 2 ░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

    ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░░░░░░░░░░, 16 ░ ░.░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░.░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░.

    ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░░░░░░░░░░, 16 ░ ░.░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░.░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░

    ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 3 ░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

    ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

    ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 1 (░░░░░░) ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░                                                                                                                       ░.░.░░░░░░░░░

░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 14.11.2023 ░░░░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-276/2023 ~ М-255/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор Кытмановского района
Ответчики
Администрация Кытмановского района
Администрация Тягунского сельсовета
Другие
Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Кытмановского района
Суд
Кытмановский районный суд Алтайского края
Судья
Дыренкова Е.Б.
Дело на сайте суда
kytmanovsky--alt.sudrf.ru
18.07.2023Регистрация административного искового заявления
18.07.2023Передача материалов судье
21.07.2023Решение вопроса о принятии к производству
21.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.07.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
24.08.2023Предварительное судебное заседание
07.09.2023Судебное заседание
26.09.2023Судебное заседание
18.10.2023Судебное заседание
07.11.2023Судебное заседание
14.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.01.2024Дело оформлено
30.01.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее