Дело № 2а-795/2023
УИД 48RS0021-01-2023-000750-13
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 мая 2023 года город Елец Липецкой области
Елецкий городской суд Липецкой области в составе:
председательствующего судьи Чумичевой Ю.В.,
при секретаре Радышевском П.А.,
с участием представителя административного истца Климановой А.Г.,
представителя административного ответчика Калий Д.М.,
представителя заинтересованного лица ООО «Гарант-Сервис» Дрякина С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-795/2023 по административному исковому заявлению прокурора города Ельца в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации городского округа город Елец Липецкой области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности принять меры к постановке на учет бесхозяйного объекта,
у с т а н о в и л:
Прокурор города Ельца обратился в суд с административным иском к администрации городского округа город Елец о признании бездействия незаконным и возложении обязанности принять меры к постановке на учет бесхозяйного объекта, ссылаясь на то, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения требований законодательства о безопасности объектов газоснабжения, их антитеррористической защищенности, об учете бесхозяйного имущества. Проверка показала, что на территории городского округа город Елец находится бесхозяйный объект газоснабжения – подземный газопровод низкого давления к дому № 23 по ул. Королева, протяженностью 0,2281 км. При этом в реестрах государственного имущества в собственности АО «Газпром газораспределение Липецк» данный газопровод не значится, правоустанавливающие документы на них никому не выдавались, их собственник не определен. Результаты проведенной прокуратурой города проверки свидетельствуют, что администрацией городского округа не приняты меры к постановке на учет указанного выше бесхозяйного объекта газоснабжения, несмотря на внесенное 11.10.2021 в адрес администрации городского округа город Елец представление об устранении нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, о муниципальной собственности. Бездействие администрации городского округа город Елец нарушает принципы противодействия терроризму, поскольку непринятие мер по проведению всех необходимых мероприятий по обслуживанию газопроводов и обеспечению их соответствия предъявляемым законодательством требованиям может способствовать совершению террористических актов. Отсутствие у газопровода собственника негативно влияет на надежность и качество оказываемых населению коммунальных услуг, создают угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, представляют потенциальную опасность для жизни, здоровья и имущества неопределенного круга лиц. Просил признать бездействие администрации городского округа город Елец по постановке на учет в качестве бесхозяйного подземного газопровода низкого давления к дому № 23 по ул. Королева в г. Ельце, протяженностью 0,2281 км, незаконным; обязать администрацию городского округа город Елец в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться с заявлением в государственный регистрирующий орган о принятии на учет в качестве бесхозяйного подземного газопровода низкого давления к дому № 23 по ул. Королева в г. Ельце, протяженностью 0,2281 км.
Определением суда от 04.05.2023 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено общество с ограниченной ответственностью «Гарант-Сервис».
Представитель заинтересованного лица АО «Газпром газораспределение Липецк» в судебное заседание не явился, своевременно и надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, о причинах неявки суду не сообщил. В поступившем отзыве на административное исковое заявление содержится просьба о рассмотрении дела в отсутствие представителя заинтересованного лица, против удовлетворения административных исковых требований заинтересованное лицо не возражает.
Суд, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица, своевременно и надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
Представитель административного истца – помощник прокурора г. Ельца Климанова А.Г. в судебном заседании уточнила заявленные административные исковые требования по изложенным в иске основаниям, просила признать бездействие администрации городского округа город Елец по постановке на учет в качестве бесхозяйного подземного и надземного газопровода низкого давления к дому № 23 по ул. Королева в г. Ельце протяженностью 197,13 м, незаконным; обязать администрацию городского округа город Елец в обратиться с заявлением в государственный регистрирующий орган о принятии на учет в качестве бесхозяйного подземного и надземного газопровода низкого давления к дому № 23 по ул. Королева в г. Ельце протяженностью 197,13 м.
Представитель административного ответчика администрация городского округа город Елец Калий Д.М., действующий на основании доверенности, в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований, просил установить срок для исполнения решения суда 10 месяцев.
Представитель заинтересованного лица ООО «Гарант-Сервис» Дякин С.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании не возражал против удовлетворения заявленных требований. При этом объяснил, что газопровод, указанный в административном иске, не является общим имуществом собственников помещений многоквартирного дома № 23 по ул. Королева, собственники помещений данного дома на него не претендуют, своим не считают.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, специалиста, исследовав и оценив письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, в совокупности и каждое в отдельности, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При этом суд исходит из следующего.
В силу статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Пункт 3 статьи 35 того же Федерального закона предусматривает, что прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Согласно части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
В соответствии с частью 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела следует, что прокуратурой города Ельца в порядке контроля проведена проверка исполнения администрацией городского округа город Елец законодательства о безопасности объектов газоснабжения и их антитеррористической защищенности, об учете бесхозяйного имущества.
Учитывая, что заявленные требования направлены на защиту интересов неопределенного круга лиц, прокурор города Ельца вправе обратиться в суд с настоящим иском.
Статье 225 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
В силу пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В соответствии с пунктами 10, 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие); линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Единый для Российской Федерации порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей устанавливает Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 г. № 931 (далее Порядок).
Согласно пунктам 3, 5 Порядка на учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
На основании статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе: организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального, городского округа.
Статья 7 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» также предусматривает, что организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления городских поселений, городских округов и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.
Организация - собственник системы газоснабжения кроме мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности, обязана обеспечить на стадиях проектирования, строительства и эксплуатации объектов системы газоснабжения осуществление комплекса специальных мер по безопасному функционированию таких объектов, локализации и уменьшению последствий аварий, катастроф (статья 32 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации»).
Согласно пункту 5 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 № 878 в соответствии с законодательством Российской Федерации газораспределительные сети относятся к категории опасных производственных объектов, что обусловлено взрыво- и пожароопасными свойствами транспортируемого по ним газа. Основы безопасной эксплуатации газораспределительных сетей определены Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Таким образом, действующее законодательство возлагает на администрацию городского округа город Елец обязанность по организации постановки на учет бесхозяйных объектов недвижимости, расположенных на территории городского округа город Елец.
Судом установлено, что прокуратурой города Ельца Липецкой области была проведена проверка соблюдения требований законодательства о безопасности объектов газоснабжения и их антитеррористической защищенности, об учете бесхозяйного имущества. Проверка показала, что на территории городского округа город Елец находится объект газоснабжения – газопровод низкого давления к дому № 23 по ул. Королева протяженностью 197,13 м.
Согласно акту о приеме в эксплуатацию законченного строительства объекта подземного газопровода к 236 квартирам жилого дома в микрорайоне завода «Эльта» от 30.09.1999, сварочной схеме, схеме расположения газопровода и пояснениям специалиста Косарева В.С. газопровод низкого давления к дому № 23 по ул. Королева в г. Ельце построен филиалом «Елецспецстрой» ОАО «Спецстрой» в 1999 году общей протяженностью 197,13 п. м. Протяженность данного участка газопровода складывается из всех участков газопровода: как подземных, так и наземных. Подземные участки состоят из нескольких диаметров. Данный газопровод смонтирован от существующего распределительного газопровода для газификации только дома № 23, который состоит из 6 подъездов. Перед каждым подъездом от подземного газопровода выходит газовый стояк (надземный газопровод), на газовых стояках имеются отключающие устройства, входящие в общую протяженность данного газопровода. Общая протяженность заканчивается после первых запорных устройств перед подъездами.
Из отзыва на административное исковое заявление АО «Газпром газораспределение Липецк» следует, что подземный газопровод низкого давления к дому № 23 по ул. Королева в г. Ельце на балансе Общества не значится.
В материалах дела имеется сообщение МТУ Росимущества в Тамбовской и Липецкой областях от 26.03.2023, в силу которого в реестре федерального имущества отсутствуют сведения о подземном газопроводе к 236 квартирам жилого дома № 23 по ул. Королева в г. Ельце.
Кроме того, указанный в административном иске газопровод низкого давления не значится в Реестре объектов муниципальной собственности городского округа город Елец, так как не является объектом муниципальной собственности, что подтверждается сообщением администрации городского округа город Елец от 22.03.2023 и объяснениями представителя административного ответчика Калий Д.М..
Управление многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: Липецкая область, г. Елец, ул. Королева, д. 23, осуществляет управляющая компания ООО «Гарант-Сервис», что следует из договора управления многоквартирным домом от 01.10.2013.
Согласно объяснениям представителя заинтересованного лица ООО «Гарант-Сервис» Дрякина С.А. газопровод низкого давления к дому № 23 по ул. Королева в г. Ельце не является общим имуществом многоквартирного дома № 23, собственники помещений данного дома на него не претендуют, своим не считают.
Доказательств, свидетельствующих о том, что указанный в административном иске газопровод принадлежит на каком-либо вещном праве или ином законном основании другим лицам, материалы дела не содержат.
Таким образом, судом достоверно установлено, что газопровод низкого давления к дому № 23 по ул. Королева в г. Ельце протяженностью 197,13 м не имеет собственника, ни за кем не закреплен, является бесхозяйным сооружением. При этом данный газопровод является самостоятельным объектом газоснабжения от места присоединения к распределительному газопроводу до запорных устройств на сетях газопровода на вводах в многоквартирный дом, обладает определенными техническими характеристиками и сдан в эксплуатацию; является линейным объектом и относится к объектам недвижимого имущества.
Отсутствие собственника указанного объекта и организации, которая следит за его техническим состоянием, влечет непринятие мер к своевременному техническому обслуживанию и ремонту газопровода, создает угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций.
То обстоятельство, что спорный участок газопровода является бесхозяйным, ответчику было известно, однако, мер к постановке его на учет в качестве бесхозяйного административный ответчик не предпринимал, что представителем административного ответчика не оспаривалось.
В ходе рассмотрения дела представитель административного ответчика доказательств в опровержение заявленных требований не представил, против их удовлетворения не возражал.
Поскольку указанный объект газоснабжения расположен в границах муниципального образования городской округ город Елец, на администрации городского округа город Елец лежит обязанность по обращению с заявлением о постановке его на учет как бесхозяйного. Непринятие административным ответчиком соответствующих мер свидетельствует о невыполнении им обязанности, установленной законом, и указывает на его бездействие.
При таких обстоятельствах суд находит административное исковое заявление прокурора города Ельца Липецкой области законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Согласно части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости совершения административным ответчиком каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца суд указывает на необходимость совершения определенного действия и на срок устранения таких нарушений.
При установлении конкретного срока для устранения вышеуказанного нарушения, суд учитывает позицию сторон, исходит из объема работ, временных затрат, необходимых для финансового обеспечения выполнения работ, а потому считает, что административный ответчик должен выполнить возложенную на него обязанность в течение 10 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Оснований для взыскания государственной пошлины не имеется, поскольку стороны в силу Налогового кодекса Российской Федерации освобождены от ее уплаты.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ № 23 ░░ ░░. ░░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ 197,13 ░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ № 23 ░░ ░░. ░░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ 197,13 ░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ 15 ░░░ 2023 ░░░░.