Дело № 2а-28/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Онега 02 февраля 2023 года
Онежский городской суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Кузнецова А.А.,
при секретаре судебного заседания Уткиной П.С.,
с участием административного ответчика Ершова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу к Ершову ... о взыскании задолженности по налогам и пени,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 6 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу обратилась в суд с административным иском к Ершову А.В. о взыскании задолженности по налогам и пени в общем размере 1306 рублей 36 копеек, из них по:
- транспортному налогу за 2017 г. – 117,68 руб.;
- пени по транспортному налогу за 2017 г. – 14,84 руб.;
- пени по транспортному налогу за 2016, 2017 г.г. – 139,57 руб.;
- пени по земельному налогу за 2015 г. – 4,16 руб.;
- по транспортному налогу за 2018 г. – 1015 руб.;
- пени по транспортному налогу за 2018 г. – 15,11 руб.
В обоснование административного иска указано, что на налоговом учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу состоит в качестве налогоплательщика по налогу на имущество физических лиц Ершов А.В., который обязан уплачивать законно установленные налоги, но обязанность по уплате налога не исполнил.
В судебном заседании представитель административного истца не участвовал, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Административный ответчик Ершов А.В. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении требований по тем основаниям, что он своевременно и в полном объеме оплачивал все налоги, согласно поступившим ему налоговым уведомлениям, что подтверждается подлинниками платежных квитанций.
На основании ст. 150, ч. 2 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) по определению суда дело рассмотрено в отсутствие административного истца.
Выслушав объяснения административного ответчика, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются физические лица, на имя которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины, и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные буксируемые суда и другие водные и воздушные суда транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу с п. 2 ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.
Налоговым периодом признается календарный год (п. 1 ст. 360 НК РФ).
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 359 НК РФ налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется, как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
В соответствии со ст. 361, 363 НК РФ, конкретные ставки транспортного налога, а также порядок и сроки уплаты налога определяются законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.1 Закона Архангельской области от 01.10.2002 № 112-16-ОЗ «О транспортном налоге» установлены ставки транспортного налога в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на 1 лошадиную силу далее - л.с.) мощности двигателя транспортного средства, 1 регистровую тонну или единицу транспортного средства.
Сумма налога исчисляется налоговыми органами на основании сведений, представляемых органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации (ст. 362 НК РФ).
Порядок и сроки уплаты транспортного налога установлены ст. 363 НК РФ, в соответствии с которой налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, осуществляют уплату транспортного налога в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
В судебном заседании установлено, что за налогоплательщиком Ершовым А.В. с 2015 г. по 2018 г. числился объект налогообложения: легковой автомобиль ВА3-2107, государственный регистрационный номер С051ТК29, мощностью – 72,5 л.с., дата регистрации владения – 23.05.2015.
В соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (п. 1 ст. 389 НК РФ).
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка, признаваемого объектом налогообложения, как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки, на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество (сведения представляются в электронной форме, п. 1 ст. 390, п. 1, п. 2 и п. 4 ст. 391 НКРФ).
Расчет земельного налога производится по истечении налогового периода по следующей схеме: налоговая ставка делится на размер доли, умножается на налоговую базу (ст.ст. 396, 391, 392 НК РФ).
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, в т.ч. приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйств, и не могут превышать 1,5 процента в отношении прочих земельных участков (пп. 1,2 п. 1 ст. 394 НК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
Из материалов дела следует, что за налогоплательщиком Ершовым А.В. с 2015-2018 г.г. числились следующие объекты налогообложения – земельные участки:
- кадастровый ..., размер доли – 1, расположенный по адресу: ..., дата регистрации владения 27.12.1994;
- кадастровый ..., размер доли – 1, расположенный по адресу: ..., дата регистрации владения 05.05.1995;
- кадастровый ..., размер доли – 0,00885, расположенный по адресу: <Адрес>, дата регистрации владения 04.02.1994;
- кадастровый ..., размер доли – 1, расположенный по адресу: ..., дата регистрации владения 05.05.1995.
Согласно ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п. 4 ст. 57 НК РФ).
В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 52 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п. 4 ст. 57 НК РФ).
Согласно п. 4 ст. 52 НК РФ в случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В силу ст. 69 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки и неисполнении обязанности уплатить налоги в адрес должника направляется требование об уплате налога.
В обоснование исковых требований административный истец ссылается на необходимость взыскания с административного ответчика обязательных платежей и санкций в общей сумме 1 306,36 руб., в том числе:
- по транспортному налогу с физических лиц: налог за 2017-2018 г.г. в размере
1132,68 руб., пени в размере 169,52 руб.;
- по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, - пени в размере 4,16 руб.
Налоговым органом административному ответчику были начислены налоги за 2015-2018 г.г., пени и заказными письмами Ершову А.В. направлены:
- налоговое уведомление № 77244071 от 08.10.2016, согласно которому налогоплательщику произведено начисление земельного налога за 2015 год в сумме 1 135 руб. с установленным сроком уплаты 01.12.2016 (налог уплачен по сведениям налоговой инспекции 10.01.2017);
- налоговое уведомление № 61423478 от 20.09.2017, согласно которому налогоплательщику произведено начисление транспортного налога за 2016 год в сумме 1 015 руб. с установленным сроком уплаты 01.12.2017 (налог уплачен по сведениям налоговой инспекции 25.10.2018 в размере 880 руб., 17.10.2019 в размере 135 руб.);
- налоговое уведомление № 40982905 от 05.09.2018, согласно которому налогоплательщику произведено начисление транспортного налога за 2017 год в сумме 1 015 руб. с установленным сроком уплаты 03.12.2018 (налог уплачен по сведениям налоговой инспекции частично 17.10.2019 в размере 880 руб., 13.02.2020 в размере 17,32 руб.);
- налоговое уведомление № 60153089 от 01.08.2019, согласно которому налогоплательщику произведено начисление транспортного налога за 2018 год в сумме 1 015 руб. с установленным сроком уплаты 02.12.2019 (налог по сведениям налоговой инспекции не уплачен).
В связи с тем, что, по мнению административного истца, в установленные сроки налогоплательщиком не исполнена обязанность по уплате законно установленных налогов, на сумму недоимки по имущественным налогам начислены пени:
1) по требованию № 916 в сумме 14,84 руб. (за период с 04.12.2018 по 29.01.2019) на недоимку по транспортному налогу за 2017 год;
2) по требованию № 18342:
- в сумме 62,82 руб. (за период с 04.12.2018 по 02.10.2019) на недоимку по транспортному налогу за 2017 год (с учетом ранее выставленного требования № 916),
- в сумме 76,75 руб. (за период с 02.12.2017 по 02.10.2019) на недоимку по транспортному налогу за 2016 год),
- в сумме 4,16 руб. (за период с 02.12.2016 по 12.12.2016) на недоимку по земельному налогу за 2015 год;
3) по требованию № 1739 в сумме 15,11 руб. (за период с 03.12.2019 по 11.02.2020) на недоимку по транспортному налогу за 2018 год.
Налогоплательщик в соответствии с частью 1 статьи 45 НК РФ обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Согласно части 4 статьи 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Обращаясь в суд с настоящим административным исковым заявлением, административный истец ссылается на неисполнение ответчиком уплаты транспортного налога с физических лиц: налог за 2017-2018 г.г. в размере 1132,68 руб., пени в размере 169,52 руб.; по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, - пени в размере 4,16 руб.
В силу ч. 2 ст. 176 КАС РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Суд оценивает доказательства, согласно ст. 84 КАС РФ по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
В ходе судебного разбирательства, административный ответчик, возражая против удовлетворения иска, представил квитанции, подтверждающие оплату им земельного и транспортного налогов для физических лиц в полном объеме и до истечения установленного срока и, тем самым подтвердил выполнение обязанности по уплате обязательных платежей в полном объеме (квитанции вложены в конверты, которые находятся при административном деле).
Согласно пункту 1 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных данным Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора в случаях, предусмотренных данным Кодексом (подпункт 1 пункта 3 статьи 44 НК РФ).
В статье 45 НК РФ, регулирующей вопросы исполнения обязанности по уплате налога, установлено, что обязанность по уплате налога не признается исполненной в случае, в частности, неправильного указания налогоплательщиком или иным лицом, предъявившим в банк поручение на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации денежных средств в счет уплаты налога за налогоплательщика, в поручении на перечисление суммы налога номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства (подпункт 4 пункта 4).
Поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации заполняется в соответствии с правилами, установленными Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации (пункт 7).
Приказом Минфина России от 12 ноября 2013 года N 107н утверждены Правила указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами.
Проанализировав содержание представленных Ершовым А.В. квитанций, оценив их в соответствии со ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующим выводам.
1) Согласно квитанции от 15 ноября 2016 года, Ершовым А.В. оплачена задолженность по земельному налогу за 2015 год в сумме 1135 руб.
Установленный налоговым уведомлением № 77244071 от 08.10.2016 срок по оплате земельного налога за 2017 год на дату уплаты ответчиком платежа по земельному налогу за 2015 год в сумме 1135 руб. – 15 ноября 2016 года, еще не наступил (01 декабря 2016 года).
Таким образом, у налоговой инспекции не имелось правовых оснований для начисления ответчику пени за несвоевременную уплату земельного налога за 2015 год.
2) Согласно квитанции от 21 ноября 2017 года, Ершовым А.В. оплачена задолженность по транспортному налогу за 2016 год в сумме 1015 руб.
Установленный налоговым уведомлением № 61423478 от 20.09.2017 срок по оплате транспортного налога за 2016 год на дату уплаты ответчиком платежа по транспортному налогу за 2016 год в сумме 1 015 руб. – 21 ноября 2017 года, еще не наступил (01 декабря 2017 года).
Поэтому у налоговой инспекции не имелось правовых оснований для начисления ответчику пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2016 год.
3) Согласно квитанции от 24 октября 2018 года, Ершовым А.В. оплачена задолженность по транспортному налогу за 2017 год в сумме 1015 руб.
Установленный налоговым уведомлением № 40982905 от 05.09.2018 срок по оплате транспортного налога за 2017 год на дату уплаты ответчиком платежа по транспортному налогу за 2017 год в сумме 1 015 руб. – 24 октября 2018 года, еще не наступил (03 декабря 2018 года).
В связи с этим у налоговой инспекции не имелось правовых оснований для начисления ответчику пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2017 год.
4) Согласно квитанции от 16 октября 2019 года, Ершовым А.В. оплачена задолженность по транспортному налогу за 2018 год в сумме 1015 руб.
Установленный налоговым уведомлением № 60153089 от 01.08.2019 срок по оплате транспортного налога за 2018 год на дату уплаты ответчиком платежа по транспортному налогу за 2018 год в сумме 1 015 руб. – 16 октября 2019 года, еще не наступил (02 декабря 2019 года).
При изложенных обстоятельствах, у налоговой инспекции не имеется правовых оснований для повторного взыскания с Ершова А.В. транспортного налога за 2018 год и пеней.
Административный истец возражений на представленные Ершовым А.В. платежные квитанции не представил. Реквизиты, указанные в квитанциях для перечисления денежных средств, совпадают с реквизитами, указанными в налоговых уведомлениях.
Представленные Ершовым А.В. платежные документы соответствуют бланкам платежных документов. При проведении оплаты по платежным документам установленной формы сумма оплаты автоматически зачисляется в счет уплаты налога, указанного в соответствующем налоговом уведомлении или требовании. Представленные квитанции, содержащие УИН, позволяют идентифицировать период, за который произведена оплата, как сумма, так и иные реквизиты указанные в квитанции для оплаты совпадают с суммами и реквизитами, указанными в налоговых уведомлениях. Сведения, изложенные в платежных квитанциях, соответствуют положениям Приказа Минфина России от 12 ноября 2013 года N 107н.
Возможное несовершенство в спорный период программного обеспечения налогового органа для правильного приема и учета платежей на лицевом счете должника, не может вменяться в вину налогоплательщику.
Согласно части 7 статьи 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента).
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 22 июня 2009 года N 10-П разъяснил, что налогообложение, выступая ограничением права собственности, должно быть основано на конституционном принципе равенства, который в налогообложении понимается прежде всего как его равномерность, нейтральность и справедливость, в связи с чем недопустимо двойное обложение одним и тем же налогом одних и тех же объектов, а также взимание налога при отсутствии экономического обоснования, определенного законом.
При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что транспортный налог с физических лиц за 2017-2018 г.г. в общем размере 1132,68 руб. взысканию не подлежит, учитывая, что данная сумма административным ответчиком была оплачена в полном объеме и в установленные налоговым законодательством сроки, о чем имеются квитанции.
Согласно статье 75 НК РФ, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего НК РФ, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.
В соответствии с пунктом 4 статьи 75 НК РФ, пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В силу пункта 5 статьи 75 НК РФ, пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Возложение на налогоплательщика обязанности по уплате пени является способом обеспечения исполнения налоговых обязательств, в связи с чем пени подлежат принудительному взысканию в том же порядке и в сроки, что и задолженность по налогам, на которую они начислены.
Учитывая, что Ершовым А.В. обязанность по оплате земельного и транспортного налога за спорный период была исполнена в полном объеме и в сроки, указанные в налоговых уведомлениях, то начисление сумм пеней: по транспортному налогу с физических лиц в размере 169,52 руб. и по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, в размере 4,16 руб., является неправомерным, в данной части в удовлетворении исковых требований суд также отказывает.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 6 ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ... ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ 1306 ░░░░░░ 36 ░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
...
...