Административное дело № 2а-2788/2024 (публиковать)
УИД18RS0002-01-2024-001545-80
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
21 мая 2024 года г.Ижевск
Первомайский районный суд г. Ижевска, Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Дергачевой Н.В.,
при секретаре Санниковой Н.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Новичкова Валерия Юрьевича к Управлению Судебного департамента в Удмуртской Республике о признании незаконным информационного письма, возложении обязанности,
у с т а н о в и л:
В суд обратился административный истец с административным иском к ответчику о признании незаконным информационного письма, возложении обязанности. В обоснование требований указал, что 19.01.2024 в суды Удмуртской Республики из Управления Судебного департамента в УР было разослано информационное письмо, запрещающее участие Новичкова В.Ю. в рассмотрении дел в качестве представителя сторон. На основании этого письма суды УР перестали допускать его к участию в делах в качестве не только адвоката, но и представителя сторон, в связи с чем, грубо нарушены его гражданские и гражданско-процессуальные права, а также права его доверителей.
Просит признать незаконным информационное письмо Управления Судебного департамента в УР от 19.01.2024 и обязать ответчика отозвать его с адресатов с указанием на его незаконность.
Определением суда (протокольным) от 22.04.2024 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике.
В судебном заседании судом поставлен вопрос о прекращении производства по рассматриваемому делу, поскольку оспариваемое информационное письмо не может быть предметом оспаривания по правилам Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ) в судебном порядке.
Дело рассмотрено в отсутствии административного истца, административного ответчика, заинтересованного лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. Представитель ответчика Управления Судебного департамента в УР и представитель заинтересованного лица Управления Минюста России по УР просили дело рассмотреть в их отсутствие.
Настоящее административное дело подлежит рассмотрению в порядке главы 22 КАС РФ - производства по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, поскольку заявителем оспаривается решение представителя органа государственной власти – должностного лица.
В соответствии с п.3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", к решениям, которые могут быть оспорены в суде, относятся индивидуальные акты применения права наделенных публичными полномочиями органов и лиц, принятые единолично либо коллегиально, содержащие волеизъявление, порождающее правовые последствия для граждан и (или) организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
При рассмотрении вопроса о том, может ли документ быть оспорен в судебном порядке, судам следует анализировать его содержание. О принятии решения, порождающего правовые последствия для граждан и (или) организаций, могут свидетельствовать, в частности, установление запрета определенного поведения или установление определенного порядка действий, предоставление (отказ в предоставлении) права, возможность привлечения к юридической ответственности в случае неисполнения содержащихся в документе требований. (п.6 вышеуказанного Постановления Пленума ВС РФ).
Из содержания оспариваемого административным истцом информационного письма от 19.01.2024 №УСД-02/34, подготовленного заместителем начальника Управления – начальником отдела ОПО Матвеевой О.В. следует, что оно носит информационный характер и информирует районные суды о прекращении статуса адвоката Новичкова В.Ю. Письмо подготовлено на основе поступившей в Управление Судебного департамента в УР информации из Управления Минюста России по УР (информационные письма от 29.12.2023 №18/04-6523 и от 09.01.2024 №18/04-42). Информационным письмом Управления Минюста по УР от 29.12.2023 №18/04-6523 Управление Судебного департамента в УР уведомлено о том, что статус адвоката Новичкова В.Ю. прекращен на основании решения Совета адвокатской палаты УР от 20.12.2023 на основании подпунктов 1,2,2.1,3 пункта 2 статьи 17 Федерального закона от 31.05.2002 №63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее – Закон об адвокатуре).
В соответствии с абз.3 п.3 ст.17 Закона об адвокатуре, лицо, статус адвоката которого прекращен по основаниям, предусмотренным пунктами 1,2 и 2.1 Закона об адвокатуре, не вправе быть представителем в суде (за исключением случаев участия его в процессе в качестве законного представителя) в течение указанного в решении о прекращении статуса адвоката срока. Советом Адвокатской палаты УР при принятии решения о прекращении статуса адвоката Новичкова В.Ю. установлен срок 2 года, по истечении которого он может быть допущен к сдаче квалификационного экзамена на присвоение статуса адвоката.
Таким образом, ограничение права на участие административного истца Новичкова В.Ю. в качестве представителя в суде связано не с направлением оспариваемого информационного письма Управления Судебного департамента в УР от 19.01.2024 №УСД-02/34 в суды, а с решением Совета адвокатской палаты УР от 20.12.2023 о прекращении статуса адвоката Новичкова В.Ю.
Оспариваемое административным истцом информационное письмо адресовано судам, каким-либо образом на права и обязанности административного истца не влияет, каких-либо правовых последствий для него не создает, в связи с чем, не может являться предметом самостоятельного оспаривания в суде в порядке КАС РФ.
В соответствии с ч.1 ст.225, ч.1 ст.194, ст.128 КАС РФ, суд прекращает производство по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если из административного искового заявления не следует, что этим решением или действием (бездействием) нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца.
При таких обстоятельствах производство по рассматриваемому делу подлежит прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 128, 194,225 КАС РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░) ░ ░░░░░░░ 15 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░