Дело № 2а-261/2023
74RS0019-01-2023-000532-26
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
17 мая 2023 года г. Касли
Каслинский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Янковской С.Р.,
при секретаре Глазыриной В.С., помощнике судьи Кузьмичевой Ж.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению исполняющего обязанности Каслинского городского прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц к Управлению строительства и инфраструктуры администрации Каслинского муниципального района Челябинской области, администрации Каслинского муниципального района о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Каслинский городской прокурор, действующий в защиту неопределенного круга лиц и обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению строительства и инфраструктуры администрации Каслинского муниципального района Челябинской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать холодное водоснабжение жителей с. Юшково Каслинского района Челябинской области с использованием централизованной либо нецентрализованной системы холодного водоснабжения или путем подвоза питьевой воды согласно минимальным нормам, предусмотренным Приложением № 1 к Правилам холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года № 644.
В обоснование административного искового заявления указано, что городской прокуратурой проведена проверка исполнения Управлением строительства и инфраструктуры администрации Каслинского муниципального района Челябинской области полномочий в сфере организации водоснабжения населения с. Юшково Огневского сельского поселения Каслинского муниципального района. В ходе проверки установлено, что административным ответчиком не организовано водоснабжение жителей с. Юшково в соответствии с нормативами, установленными действующим законодательством. Территория с. Юшково Огневского сельского поселения Каслинского муниципального района централизованными либо нецентрализованными системами водоснабжения не обеспечена, разведка и разработка подземных источников водоснабжения не организована, оценка наличия возможности и целесообразности организации водоснабжения с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения не дана. Распоряжением администрации Каслинского муниципального района Челябинской области № от ДД.ММ.ГГГГ Муниципальное унитарное предприятие «Береговская жилищно- эксплуатационная компания» определена исполнителем услуг по подвозу воды населению, проживающему в сельских населенных пунктах Каслинского муниципального района. Муниципальное предприятие в Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области по вопросу установления тарифов на питьевую воду и подвоз воды для потребителей с. Юшково Огневского сельского поселения не обращалось.
Определением Каслинского городского суда Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена администрация Каслинского муниципального района.
В судебном заседании представитель административного истца помощник Каслинского городского прокурора Тонкова Д.Д. исковые требования поддержала, просила удовлетворить их в полном объеме.
В судебное заседание представитель административного ответчика администрации Каслинского муниципального района не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, просил дело рассмотреть в его отсутствие, представил по делу письменный отзыв.
В судебное заседание представитель административного ответчика Управления строительства и инфраструктуры администрации Каслинского муниципального района не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица администрации Огневского сельского поселения не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, просил дело рассмотреть в его отсутствие, представил по делу письменный отзыв.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица Муниципальное унитарное предприятие «Береговская жилищно- эксплуатационная компания» не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен.
В соответствии с положениями ст.150 Кодекса административного судопроизводства РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав представителя административного истца, исследовав все материалы дела, оценив доказательства по делу в их совокупности, суд находит административное исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Статьями 41 и 42 Конституции РФ закреплено право граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В силу ст. 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (далее - Закон) вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.
Согласно статье 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон N 52-ФЗ) юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Согласно статье 19 указанного закона питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
Пунктом 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» предусмотрено, что государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение следующих целей: охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1999 года № 167 «Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации» под «водоснабжением» понимается технологический процесс, обеспечивающий забор, подготовку, транспортировку и передачу абонентам питьевой воды. Под «питьевой водой» понимается вода после подготовки или в естественном состоянии, отвечающая установленным санитарным нормам и требованиям и предназначенная для питьевых и бытовых нужд населения и (или) производства пищевой продукции.
Гигиенические требования и нормативы качества питьевой воды установлены в Санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».
Так, в соответствии с пунктом 3.1 СанПиН 2.1.4.1074-01 питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства.
Согласно пункту 3.2 СанПиН 2.1.4.1074-01, качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети. Пункт 3.4 СанПиН 2.1.4.1074-01 предусмотрена безвредность питьевой воды по химическому составу и определяется ее соответствием нормативам по обобщенным показателям и содержанию вредных химических веществ, наиболее часто встречающихся в природных водах на территории Российской Федерации, а также веществ антропогенного происхождения, получивших глобальное распространение.
В силу части 9 статьи 7 Федерального закона № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Аналогичные, указанным выше, положения, содержатся также в пункте 71 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года № 644 (далее также Правила № 644).
Согласно пункту 72 указанных выше Правил, органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием подземных источников водоснабжения, в том числе организуют проведение разведки и разработки таких источников. При определении источников водоснабжения преимущество должно быть отдано подземным источникам водоснабжения, содержащим природные примеси, удаляемые с помощью существующих технологий и методов обезжелезивания, обесфторивания, умягчения, удаления сероводорода, метана и микрофлоры.
Поверхностные воды для нецентрализованного холодного водоснабжения (в части снабжения питьевой водой) могут быть использованы только в случаях, если исчерпан весь ресурс подземных источников, транспортировка воды из отдаленных подземных источников экономически нецелесообразна либо имеющегося ресурса подземных вод недостаточно для организации водоснабжения населения соответствующих территорий.
В соответствии с пунктом 74 Правил № 644 при отсутствии возможности либо при подтвержденной нецелесообразности организовать водоснабжение с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют подвоз воды населению соответствующей территории по минимальным нормам согласно Приложению №3 «Минимальные нормы водообеспечения при водоснабжении населения путем подвоза воды» к Правилам.
Как установлено судом, Каслинской городской прокуратурой проведена проверка, при проведении которой установлено, что не организовано водоснабжение жителей с. Юшково Каслинского района Челябинской области. Территория с. Юшково Огневского сельского поселения Каслинского муниципального района централизованными либо нецентрализованными системами водоснабжения не обеспечена, разведка и разработка подземных источников водоснабжения не организована, оценка наличия возможности и целесообразности организации водоснабжения с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения не дана.
Данные обстоятельства подтверждены материалами дела, и административным ответчиком не оспорены.
В связи с указанными обстоятельствами ДД.ММ.ГГГГ заместителю главы Каслинского муниципального района внесено представление об устранении выявленных нарушений, меры по организации водоснабжения до настоящего времени административным ответчиком не приняты.
Орган местного самоуправления, исходя из содержания приведенных выше норм, вправе организовать по своему выбору водоснабжение по одному из вариантов, предусмотренных Федеральным законом № 416-ФЗ, а именно: организовать холодное водоснабжение с использованием централизованной либо нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) путем подвоза питьевой воды, данные обязанности администрацией Каслинского муниципального района в отношении с. Юшково не выполнены. При этом именно на администрации Каслинского муниципального района лежит обязанность обеспечить жителей поселения надлежащего качества питьевой водой.
Так, в силу пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Статьей 23 вышеуказанного Федерального закона предусматривается, что органы местного самоуправления поселений, городских округов, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям. Питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, считается соответствующей установленным требованиям в случае, если уровни показателей качества воды не превышают нормативов качества питьевой воды более чем на величину допустимой ошибки метода определения.
Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенных к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
Суд исходит из того, что именно администрация Каслинского муниципального района, являясь органом местного самоуправления соответствующих муниципального района, а не её отраслевой (функциональный отдел) Управление строительства и инфраструктуры администрации Каслинского муниципального района Челябинской области не исполнила свои обязанностей по организации надлежащего водоснабжения, вместе с тем, Управление строительства и инфраструктуры, обладающее статусом юридического лица, имея самостоятельный баланс, заключая муниципальные контракты за счет средств бюджета Каслинского муниципального района реализует полномочия, в частности, в организации водоснабжения.
Неисполнение администрацией Каслинского муниципального района Челябинской области своих обязанностей по организации надлежащего водоснабжения с. Юшково Каслинского муниципального района питьевой водой является ничем иным, как бездействием, которое влечет нарушение прав и интересов жителей на обеспечение их холодной водой надлежащего качества, подрывает авторитет муниципального образования «Каслинский муниципальный район Челябинской области», препятствует устойчивому развитию территории муниципального образования.
Принимая во внимание, что администрацией Каслинского муниципального района Челябинской области не организовано водоснабжение населения территории сельского поселения в соответствии с нормативами, установленными действующим законодательством РФ, не обеспечено право граждан на удовлетворение их жизненных потребностей и сохранение здоровья, суд считает заявленные требования административного истца подлежащими удовлетворению.
Доводы представителя административного ответчика о выделении денежных средств на строительство пожарного гидранта с водоразборной колонкой, подлежат отклонению судом, поскольку не опровергают доводов прокурора, а равно не умаляют прав граждан на получение чистой питьевой воды. Доводов, влекущих невозможность удовлетворения требований, административным ответчиком не приведено.
Суд считает правильным признать незаконным бездействие и возложить обязанность организовать холодное водоснабжение жителей с. Юшково Каслинского муниципального района Челябинской области на администрацию Каслинского муниципального района Челябинской области, как на орган местного самоуправления и главного распорядителя денежных средств, а на Управление строительства и инфраструктуры, которому делегированы полномочия в сфере организации водоснабжения, самостоятельную обязанность не возлагать, в противном случае, решение суда может породить неясности в ходе его исполнения.
В соответствии со ст. 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при принятии решения суд определяет нормы права, подлежащие применению в данном административном деле, устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле, решает, подлежит ли административный иск удовлетворению; при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.
Принимая во внимание существо заявленных требований, позицию по делу административного ответчика, иные обстоятельства, заслуживающие внимания, суд считает необходимым установить срок исполнения ответчиком указанных требований в течение одного года с момента вступления настоящего решения в законную силу, считая данный период достаточным для исполнения возложенной законом обязанности.
Руководствуясь ст.ст.175-178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ (░░░) ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ №3 «░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░» ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 29 ░░░░ 2013 ░░░░ № 644 ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░/░: ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 31 ░░░ 2023 ░░░░.
░/░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.