Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-2280/2022 ~ М-1719/2022 от 17.05.2022

Дело № 2а-2280/2022

УИД 25RS0002-01-2022-004431-42

Мотивированное решение

изготовлено 05.07.2022г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 июня 2022 года                                                   город Владивосток,

ул. Адмирала Фокина, д.23А

    Фрунзенский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе председательствующего судьи Булановой Н.А., при секретаре Бакшиной Н.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Управлению муниципальной собственности г. Владивостока о признании распоряжения незаконным, и возложение обязанности,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным распоряжение УМС г. Владивостока от дата № «Об отмене распоряжения начальника Управления муниципальной собственности <адрес> от дата № «О постановке ФИО2 на учёт граждан в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность бесплатно»; возложение обязанности принять решение об отмене указанного распоряжения.

В обоснование заявленных требований истец указывает, на ФИО2 распространяются социальные гарантии и льготы участников Великой Отечественной войны. Распоряжением управления муниципальной собственности от дата № ФИО2 поставлена на учёт, как лицо, имеющее право на получение земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности в собственность бесплатно. Распоряжением управления муниципальной собственности от дата № отменено распоряжение управления муниципальной собственности от дата №. Основанием для отмены ранее принятого постановления, по мнению УМС <адрес>, явилось то обстоятельство, что ФИО2 ранее предоставлялся земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, урочище «<...>», участок № (свидетельство о праве собственности землёй от дата № выданное <адрес> комитетом по земельной реформе). С указанным решением УМС города Владивостока ФИО2 не согласна, поскольку статья 39(5) Земельного кодекса Российской Федерации, Закон №-КЗ, Закон Приморского края от дата N 837-КЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в Приморском крае", Закон Приморского края от дата N 250-КЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Приморского края" вступили в силу гораздо позже приобретения ФИО2 прав на земельный участок с кадастровым номером № Ни в одном из перечисленных законов не указано, что их действие распространяется на правоотношения, возникшие до их принятия. Таким образом, до вступления в силу положений ст. 10 Закона №-КЗ и ст.39.5 Земельного Кодекса РФ ФИО2 не реализовывала право на предоставление в собственность бесплатно земельных участков, предусмотренное указанными нормативными правовым актами. Распоряжение является незаконным и нарушает права ФИО2 на постановку на указанный учёт для последующей возможности приобретения в собственность бесплатно земельного участка.

Административный истец ФИО2 в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще.

Представитель административного истца ФИО2 по доверенности ФИО3 требования административного искового заявления поддержал в полном объеме.

В судебном заседании административный ответчик – представитель Управления муниципальной собственности г Владивостока по доверенности ФИО5 против требований административного искового заявления возражал по доводам, изложенным в письменном отзыве на административное исковое заявление, пояснив, что на основании свидетельства на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей №, выданного дата <адрес> комитетом по земельной реформе ФИО2 в собственность бесплатно предоставлен земельный участок с кадастровым номером № площадью 1 000 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, р-н Надеждинский, урочище «<...> участок №. Поскольку ФИО2 реализовано право на однократное бесплатное предоставление в собственность земельного участка из земель, находящихся в муниципальной собственности, то правовых оснований для приобретения земельного участка в порядке, предусмотренном Законом Приморского края № 90-КЗ, у административного истца не имеется. УМС г.Владивостока издано распоряжение от дата № «Об отмене распоряжения начальника Управления муниципальной собственности <адрес> от дата № «О постановке ФИО2 на учет граждан в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность бесплатно». Просил в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, отзыв административного ответчика, представленные сторонами документы, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Из материалов дела судом установлено, что УМС г. Владивостока издано распоряжение от дата №, согласно которому ФИО2, как гражданин, на которого действующим законодательством распространены социальные гарантии и льготы участника Великой Отечественной войны, поставлена на учет в качестве лица, имеющего права на предоставление земельного участка, находящегося в государственной и муниципальной собственности в собственность бесплатно.

Распоряжением Управления муниципальной собственности от дата № отменено распоряжение Управления муниципальной собственности г. Владивостока от дата № о постановке ФИО2 на учёт, как лицо, имеющее право на получение земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности в собственность бесплатно.

Оценив обстоятельства дела, представленные доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого решения не соответствующим требованиям действующего законодательства в силу следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:

1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;

2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;

3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;

4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

Статьей 39.5 Земельного кодекса РФ предусмотрены случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно.

Согласно п. 7 ст. 39.5 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется, в том числе, в случае предоставления земельного участка отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляется однократно. Если гражданин имеет право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно по нескольким основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, этот гражданин вправе получить бесплатно в собственность земельный участок по одному из указанных оснований.

Если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учёт в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, порядок снятия граждан с данного учёта, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации).

Земельные отношения на территории Приморского края в пределах полномочий, предоставленных субъектам Российской Федерации федеральным законодательством, регулируются Законом Приморского края от дата №-КЗ «О регулировании земельных отношений в Приморском крае» (далее – Закон Приморского края от дата №-КЗ), пунктом 2 части 1 статьи 10 которого определён перечень категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территории Приморского края и имеющих право на однократное бесплатное предоставление в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для ведения садоводства, огородничества, животноводства, личного подсобного хозяйства (по выбору граждан), к числу которых отнесены ветераны труда.

Частью 2 статьи 10 Закона Приморского края от дата №-КЗ также предусмотрено, что в случае, если гражданин относится к нескольким категориям, указанным в части 1 настоящей статьи, земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется гражданину однократно бесплатно по одной выбранной им категории.

Граждане, относящиеся к одной из категорий, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 статьи 10 Закона Приморского края от дата №-КЗ, в целях предоставления в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, подают заявление о постановке на учёт в орган местного самоуправления, осуществляющий учёт граждан, по месту постоянного проживания непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг; решение о постановке гражданина на учёт или об отказе в постановке на учёт принимается органом местного самоуправления, осуществляющим учёт граждан, в течение 30 дней со дня подачи заявления и не позднее пяти рабочих дней со дня его принятия направляется заявителю (части 2 и 5 статьи 11 Закона Приморского края от дата №-КЗ).

Как установлено судом из материалов дела, согласно удостоверению серии У-1 № от дата на ФИО2 распространяются социальные гарантии и льготы участников Великой Отечественной войны.

Распоряжением Управления муниципальной собственности от дата № ФИО2 поставлена на учёт, как лицо, имеющее право на получение земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности в собственность бесплатно.

Распоряжением Управления муниципальной собственности от дата № отменено распоряжение управления муниципальной собственности от дата № «О постановке ФИО2 на учет граждан в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность бесплатно».

Основанием для отмены явилось то обстоятельство, что согласно свидетельства на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей №, выданного дата <адрес> комитетом по земельной реформе, ФИО2 в собственность бесплатно предоставлен земельный участок с кадастровым номером № площадью 1 000 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>», участок №.

Суд полагает, что оспариваемое распоряжение является законным и обоснованным, соответствующим требованиям действующего законодательства в силу следующего.

Земельные отношения на территории Приморского края в пределах полномочий, предоставленных субъектам Российской Федерации федеральными законами, регулируются Законом Приморского края от 29.12.2003 № 90-КЗ «О регулировании земельных отношений в Приморском крае».

Согласно части 1 статьи 10 Закона Приморского края № 90-КЗ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, однократно бесплатно предоставляются в соответствии с настоящим Законом в собственность граждан Российской Федерации, проживающих на территории Приморского края.

Пунктом 3 части 1 статьи 10 вышеуказанного закона определен перечень категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территории Приморского края и имеющих право в соответствии с настоящим Законом на однократное бесплатное предоставление в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования по месту постоянного проживания (не менее двух лет), в том числе и участникам Великой Отечественной войны, а также гражданам, на которых действующим законодательством распространены социальные гарантии и льготы участников Великой Отечественной войны.

Согласно части 4 статьи 10 Закона Приморского края № 90-КЗ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам, указанным в части 1 настоящей статьи, осуществляется при соблюдении следующих условий:

1) гражданин состоит на учете в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, бесплатно;

2) гражданину ранее земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не предоставлялся в собственность бесплатно в соответствии с подпунктом 7 статьи 39.5 Земельного кодекса РФ, настоящим Законом, Законом Приморского края от 08.11.2011 № 837-КЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в Приморском крае», Законом Приморского края от 27.09.2013 № 250-КЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Приморского края».

Таким образом, приведенные нормы федерального и регионального законодательства в их системном единстве свидетельствуют о том, что принцип однократности предоставления земельного участка предполагает, что граждане имеют право на бесплатное приобретение земельного участка с собственность один раз независимо от основания и времени предоставления земельного участка.

Статья 1 Закона Российской Федерации от 23.12.1992 № 4196-1 «О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства», действовавшего до введения в действие Земельного кодекса РФ, предусматривала передачу земельных участков для индивидуального жилищного строительства в частную собственность граждан в городах, поселках и сельской местности.

Статья 11 Закона Приморского края № 90-КЗ регламентирует порядок постановки и снятия с учета граждан, имеющих право на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность бесплатно.

Так согласно пункту 5 части 8 вышеуказанной статьи гражданин, состоящий на учете, подлежит снятию с учета решением органа местного самоуправления, осуществляющего учет граждан, в том числе и в связи с несоблюдение гражданином условия, предусмотренного пунктом 2 части 4 статьи 10 настоящего Закона (гражданину ранее земельный участок, находящийся в муниципальной собственности не предоставлялся в собственность бесплатно).

Учитывая, что Жердиной В.Н. реализовано право на однократное бесплатное предоставление в собственность земельного участка из земель, находящихся в муниципальной собственности, правовых оснований, предусмотренных Законом Приморского края от 29 декабря 2003 года № 90-КЗ, для повторного предоставления административному истцу в собственность бесплатно земельного участка, у административного истца не имеется, УМС г.Владивостока обоснованно издано распоряжение от 08.04.2022 № 895/28 «Об отмене распоряжения начальника Управления муниципальной собственности г. Владивостока от 06.09.2021 № 3108/28 «О постановке ФИО2 на учет граждан в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность бесплатно».

Вопреки доводам административного истца, сама по себе постановка гражданина на учёт в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно, не свидетельствует о том, что такому гражданину в любом случае должен быть предоставлен земельный участок. В силу положений пункта 5 части 7 статьи 11.1, пункта 3 статьи 13 Закона Приморского края от 29 декабря 2003 года № 90-КЗ несоблюдение гражданином условия, предусмотренного пунктом 2 части 4 статьи 10 Закона Приморского края от 29 декабря 2003 года № 90-КЗ, является основанием как для снятия его с учёта в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, бесплатно, так и для отказа в предоставлении земельного участка.

В силу толкования во взаимосвязи положений главы 22 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации основанием для удовлетворения административного иска об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти является издание этим органом такого решения, совершения действия (бездействия), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Из анализа указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.

В ходе судебного разбирательства не установлено не соответствие оспариваемого распоряжения требованиям закона, а также не выявлено обстоятельств, свидетельствующих о наличии нарушений прав и законных интересов заявителя.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░2 ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░. № 895/28 «░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ № «░ ░░░░░░░░░░ ░░░2 ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░», ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░                                    ░.░.░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-2280/2022 ~ М-1719/2022

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Жердина Вера Николаевна
Ответчики
Управление муниципальной собственности
Другие
Терехов Илья Александрович
Суд
Фрунзенский районный суд г. Владивостока Приморского края
Судья
Буланова Нина Александровна
Дело на сайте суда
frunzensky--prm.sudrf.ru
17.05.2022Регистрация административного искового заявления
17.05.2022Передача материалов судье
18.05.2022Решение вопроса о принятии к производству
18.05.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.06.2022Подготовка дела (собеседование)
09.06.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.06.2022Судебное заседание
23.06.2022Судебное заседание
05.07.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.09.2022Дело оформлено
07.09.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее