УИД 10RS0013-01-2023-000810-43
№ 2а782/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 октября 2023 года город Петрозаводск
Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:
Председательствующего судьи И.С. Леккеревой,
при секретаре Т.В. Брагиновой,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Макаревича Андрея Владимировичу к администрации Прионежского муниципального района о признании постановления незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия,
установил:
административный истец обратился в суд с указанными исковыми требованиями по тем основаниям, что хх.хх.хх г. он обращался в администрацию Прионежского муниципального района с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером №, площадью 357 кв.м., расположенный по адресу: ..., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - земельные участки (территории) общего пользования, включая улично-дорожную сеть (улицы, переулки, проезды, проходы), территориальная зона Ж-1, зона застройки индивидуальными жилыми домами, для установления вида разрешенного использования - ведение огородничества. Письмом от хх.хх.хх г. № административным ответчиком было направлено в адрес заявителя постановление администрации Прионежского муниципального района от хх.хх.хх г. № «Об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка». Постановление от хх.хх.хх г. не содержит причин отказа в предоставлении соответствующего разрешения, кроме как указания на результаты публичных слушаний от хх.хх.хх г. и решения комиссии от хх.хх.хх г. Выписка от хх.хх.хх г. содержит единственное основание для отказа Макаревичу А.В., связанное с невозможностью использования земельного участка с видом разрешенного использования для ведения огородничества в связи с ограничениями, установленными ст. 65 Водного кодекса РФ. Истец не согласен с выводами комиссии, считает их не соответствующими нормам законодательства, а само постановление от хх.хх.хх г. необоснованным, принятым с нарушением норм закона и Правил землепользования и застройки ... сельского поселения. Фактически административный ответчик указывает, что существующий земельный участок не может быть использован при установлении вида разрешенного использования – ведение огородничества, поскольку такое использование приведет к нарушению режима водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы. В связи с чем, истец просил признать постановление администрации Прионежского муниципального района от хх.хх.хх г. № «Об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка» незаконным и обязать администрацию Прионежского муниципального района в трехдневный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером №, площадью 357" кв.м., расположенного по адресу: ..., ведение огородничества (код. 13.1).
Административный истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, его представитель, действующий на основании доверенности, Тинькин К.Ю. требования подержал по изложенным в иске основаниям.
Представитель административного ответчика, действующий на основании доверенности. Томилов В.И. с требованиями не согласился, считал, что оснований для удовлетворения иска не имеется.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, своих представителей не направили, уведомлялись о слушании дела надлежащим образом.
Суд, заслушав участников судебного разбирательства, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что Министерство имущественных и земельных отношений РК хх.хх.хх г. на основании разрешения № предоставило в пользование Макаревичу А.В. земельный участок с кадастровым номером № площадью 357 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, местоположение: ..., в целях размещения элементов благоустройства территории, в том числе малых архитектурных форм, за исключением некапитальных нестационарных строений и сооружений, рекламных конструкций, применяемых как составные части благоустройства территории.
Согласно выписке из ЕГРН участок имеет вид разрешенного использования: земельные участки (территории) общего пользования, включая улично-дорожную сеть. Территориальная зона - Ж-1. Зона застройки индивидуальными жилыми домами.
хх.хх.хх г. истец обратился в администрацию с заявлением о предоставлении разрешения на вид использования указанного земельного участка на условно разрешенный вид использования ведение огородничества.
хх.хх.хх г. было назначено проведение публичных слушаний по указанному вопросу, которые не состоялись в связи с неявкой заинтересованных лиц. Заключение о несостоявшихся публичных слушаниях опубликовано в газете «Прионежье» № от хх.хх.хх г.
хх.хх.хх г. заявление было рассмотрено на заседании комиссии по предоставлению разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства и по предоставлению разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
По результатам рассмотрения заявлений главе администрации Прионежского муниципального района было рекомендовано отказать в предоставлении разрешения на условно-разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером № – ведение огородничества, поскольку ведение огородничества сопряжено с регулярной обработкой верхнего дернового слоя земли (распашка), что повлечет нарушения специального режима использования земель, определенные ст.65 Водного кодекса РФ.
хх.хх.хх г. администрацией Прионежского муниципального района было вынесено соответствующее постановление №.
Правовой режим земель и земельных участков определяется в соответствии с федеральными законами исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и разрешенного использования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Во исполнение требований статьи 7 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10 ноября 2020 г. №П/0412 утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков.
Согласно классификатору под кодом 13.1 предусмотрен вид разрешенного использования земельного участка ведение огородничества и согласно приведенному в нем описанию на земельном участке с этим видом предусмотрено: осуществление отдыха и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур; размещение хозяйственных построек, не являющихся объектами недвижимости, предназначенных для хранения инвентаря и урожая сельскохозяйственных культур.
Предполагается, что земельный участок с установленным видом разрешенного использования (ведение огородничества) может и должен использоваться заявителем по его прямому назначению в соответствии с целью его предоставления, указанному в описании к виду разрешенного использования.
К зонам с особыми условиями территорий относятся и водоохранные зоны (пункт 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира (часть 1 статьи 65 Водного Кодекса РФ).
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности (часть 2 статьи 65 Водного Кодекса РФ), в том числе запрещаются: распашка земель; выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 104 ЗК РФ, зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются также в целях охраны окружающей среды, в том числе защиты и сохранения природных лечебных ресурсов, предотвращения загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
С этой целью в границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий (пункт 2 статьи 104 ЗК РФ).
В соответствии со статьей 105 ЗК РФ прибрежная защитная полоса отнесена к зонам с особыми условиями использования территории.
Также согласно пункту 2 статьи 22 ЗК РФ земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 названного Кодекса, могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и данным Кодексом.
Статьей 27 ЗК РФ закреплено, что оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и названным Кодексом; земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством (пункты 1 и 2).
Названная статья определяет закрытый перечень земельных участков, изъятых из оборота и (или) ограниченных в обороте. Земельные участки, находящиеся в границах зон с особыми условиями использования территории, в указанный перечень не включены.
Таким образом, действующее законодательство не содержит прямого запрета на предоставление гражданам земельных участков, расположенных в границах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы. Такие земельные участки не изъяты из оборота и не ограничены в обороте. При этом использование земельного участка, находящегося в зоне с особыми условиями использования территории, допускается с соблюдением определенных ограничении, направленных на предотвращение негативного воздействия на природные комплексы.
Административным ответчиком не представлено доказательств невозможности использования земельного участка с кадастровым номером № в соответствии с испрашиваемым видом разрешенного использования - ведение огородничества при установленных статьей 65 Водным Кодексом РФ ограничениях, и доказательств того, что ведение огородничества может быть осуществлено истцом исключительно с применением такого запрещенного в прибрежной защитной полосе вида деятельности как распашка земель.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что у административного ответчика отсутствовали достаточные основания для отказа заявителю в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером № - ведение огородничества.
Из п.1 ч.2 ст.227 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации (далее - КАС РФ) следует, что если суд признает решение не соответствующим нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, то по результатам рассмотрения административного дела принимает решение об удовлетворении полностью или в. части заявленных требований и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.
В данном случае способом устранения нарушения прав административного истца суд считает необходимым признать незаконным и отменить постановление администрации Прионежского муниципального района от хх.хх.хх г. № «Об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка»; возложить на администрацию Прионежского муниципального района обязанность повторно в течение 10 дней со дня вступления в законную силу настоящего решения суда рассмотреть заявление административного истца о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, сообщить административному истцу и в суд о принятом решении.
В соответствии с положениями 111 КАС РФ с администрации Прионежского муниципального района в пользу истца подлежит взысканию госпошлина, уплаченная истцом при подаче иска в размере 300 руб.
Руководствуясь статьями 175-178 КАС РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░ ░. № «░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░».
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░