РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 октября 2022 года город Шелехов
Шелеховский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Плындиной О.И., при секретаре Галихановой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1458/2022 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 22 по Иркутской области к Алексееву Е.С. о взыскании обязательных платежей и санкций,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 22 по Иркутской области обратилась в суд с административным иском к Алексееву Е.С., просит восстановить срок для подачи административного искового заявления и взыскать с Алексеева Е.С. задолженность по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений за 2017 год, в размере 95255 руб., пеня в размере 1367, 7 руб., на общую сумму 96622,7 руб.
Административный истец Межрайонная ИФНС России № 22 по Иркутской области в суд своего представителя не направил, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Административный ответчик Алексеев Е.С в суд не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, ранее направил в суд отзыв на административное исковое заявление, согласно которого, просил в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд с административным исковым заявлением и удовлетворении административного искового заявления отказать.
Исследовав и оценив письменные материалы дела, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Исследовав и оценив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущенный указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательный платежей и санкций может быть восстановлен судом.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Алексеев Е.С. состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России № 22 по Иркутской области.
Обязанность платить законно установленные налоги и сборы закреплена в Конституции РФ (ст. 57) и в Налоговом кодексе РФ (п. 1 ст. 23).
Налогоплательщик обязан в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (п. 1 ст. 45 НК РФ).
Исходя из того, что налогоплательщик в 2017 г. не исполнил обязанность по уплате земельного налога, инспекцией было выставлено требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов *номер скрыт* от 29.01.2019, которым срок исполнения установлен до 12.03.2019 года. Указанное требование налогоплательщик не исполнил.
В связи с тем, что в установленный законом срок уплата налога не была произведена, налогоплательщик, в соответствии со ст. 75 НК РФ обязан уплатить пени за каждый день просрочки в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние, по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах, сроки.
Согласно представленному расчету сумма пени за период с 04.12.2018 по 28.01.2019 составила 836,66 рублей.
В соответствии со ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, пеней, налоговый орган, направивший требование об уплате налога, пеней, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней, за счет имущества.
Статьей 286 КАС РФ и ст. 48 НК РФ предусмотрен порядок обращения в суд только после истечения сроков исполнения всех требований об уплате налога, пеней, в отношении которых подано заявление о взыскании недоимки.
В целях взыскания числящейся задолженности инспекция обратилась в судебный участок № 116 города Шелехова и Шелеховского района Иркутской области с заявлением о вынесении судебного приказа.
Определением от 27.12.2019 мировым судьей судебного участка № 116 города Шелехова и Шелеховского района Иркутской области отказано в принятии заявления инспекции о взыскании с Алексеева Е.С. задолженности по налогам. Суд счел, что заявленные требования не являются бесспорными, поскольку инспекцией заявление о вынесении судебного приказа направлено в судебный участок с пропуском установленного п. 2 ст. 48 НК РФ срока.
С настоящим административным иском Межрайонная ИФНС России № 22 по Иркутской области обратилась в суд 09.09.2022 года.
С учетом вышеуказанных положений Налогового кодекса РФ, срок на обращение в суд с настоящим иском истек.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абз. 3 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ).
Разрешая ходатайство о восстановлении срока подачи заявления о взыскании обязательных платежей, суд приходит к выводу, что оно не подлежит удовлетворению, поскольку доказательств наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд с настоящим заявлением, налоговым органом представлено не было, и как следствие, срок подачи административного искового заявления, предусмотренный ч. 1 ст. 286 КАС РФ, пропущен налоговым органом без уважительных причин.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 г. № 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.
Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
При таких обстоятельствах, установив, что на дату обращения 09.09.2022 в суд с заявлением о взыскании задолженности по налогам с Алексеева Е.С, налоговый орган утратил право на принудительное взыскание суммы налога в связи с пропуском установленного шестимесячного срока и доказательств уважительности пропуска срока административным истцом не представлено, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска, а не от длительности периода просрочки. Однако никаких обстоятельств уважительности причин пропуска срока налоговым органом не приведено.
Следует учитывать, что своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.
Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права, налоговым органом не представлено, в связи с чем не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине.
В соответствии с ч. 8 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 174-178, ст. 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ № 22 ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ 16 ░░░░░ 25 ░░░░░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░