2а – 301/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
село Майя 03 августа 2022 года
Мегино-Кангаласский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Билюкиной И.Г., при секретаре судебного заседания Пинигиной А.С.,
с участием представителя административного истца – старшего помощника прокурора Мегино-Кангаласского района Республики Саха (Якутия) Шадрина В.Н.,
представителя административного ответчика – администрации СП «Харанский наслег» по доверенности Дьячковского Н.В.,
представителя административного ответчика – администрации МР «Мегино-Кангаласский район» Дмитриева Я.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению
прокурора Мегино-Кангаласского района Республики Саха (Якутия) в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Харанский наслег» МР «Мегино-Кангаласский улус», районной администрации МР «Мегино-Кангаласский улус», Акционерному обществу «Сахатранснефтегаз» о возложении обязанности обратиться в территориальный орган Росреестра с заявлением о принятии на учет бесхозяйных объектов газоснабжения, расположенных в <адрес> по адресу: подводящий газопровод <адрес> (протяженностью ..), подводящий газопровод <адрес> (протяженностью .),
установил:
Прокурор Мегино-Кангаласского района Республики Саха (Якутия) в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к администрации сельского поселения «Харанский наслег» МР «Мегино-Кангаласский улус» о возложении обязанности в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда обратиться в территориальный орган Росреестра с заявлением о принятии на учет бесхозяйных объектов газоснабжения, расположенных в <адрес> по адресу: подводящий газопровод <адрес> (протяженностью ..), подводящий газопровод <адрес> (протяженностью .).
В обоснование требований указывает, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения администрацией СП «Харанский наслег» требований закона по постановке на учет бесхозяйный объектов газоснабжения. По результатам проверки установлено, что на территории СП «Харанский наслег» имеется 2 бесхозяйных объекта газоснабжения: подводящие газопроводы, расположенные в <адрес> по адресу: подводящий газопровод <адрес> (протяженностью ..), подводящий газопровод <адрес> (протяженностью .). На указанные объекты газоснабжения право собственности не зарегистрировано. Согласно п. 4 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № №-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закона РС (Я) от ДД.ММ.ГГГГ 1367-З №№- V«О закреплении за сельскими поселениями Республики Саха (Якутия) вопросов местного значения», к вопросам местного значения сельского поселения относится организация в границах поселения и городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 225 Гражданского кодекса РФ, Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ. №№, обязанность выявления бесхозяйного недвижимого имущества и постановки таких объектов на учет возложена на органы местного самоуправления, правом подачи заявления о постановке на учет недвижимого имущества, обнаруженного на территории муниципального образования в качестве бесхозяйного, обладает также орган местного самоуправления.
В нарушение вышеуказанных норм законодательства, органом местного самоуправления меры, направленные на установление собственника объекта, а в случае отсутствия такового – меры, направленные на постановку такого объекта на учет регистрирующим органов, не принимались. Отсутствие собственника объектов затрудняет нормальную эксплуатацию указанных объектов, что может привести к ухудшению технического состояние объектов. Представление прокурора от ДД.ММ.ГГГГ ответчиком не удовлетворено, бесхозяйные объекты на учет не поставлены. Непринятие мер администрацией СП «Харанский наслег» по надлежащему оформлению права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты может привести к неблагоприятным последствия и опасности для неопределенного круга лиц.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу в качестве соответчиков привлечены районная администрация МР «Мегино-Кангаласский улус» и АО «Сахатранснефтегаз».
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ на основании ч.3 ст. 33.1 ГПК РФ произведен переход к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.
В суде прокурор Шадрин В.Н. исковые требования поддержал полностью и добавил, что можно продлить срок исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ, в связи с тем, что генеральный план сельского поселения «Харанский наслег» еще не утвержден, от которого зависит постановка на кадастровый учет эти объекты газопровода.
Представитель административного ответчика – администрации СП «Харанский наслег» в суде Дьячковский Н.В. в суде иск не признал, считает, что должен по иску отвечать районная администрация «Мегино-Кангаласский район». Генеральный план сельского поселения «Харанский наслег» еще не утвержден, работа ведется.
Представитель административного ответчика – районной администрации МР «Мегино-Кангаласский улус» Дмитриев Я.Д. в суде иск прокурора признал и пояснил, что согласно отзыва АО «Сахатранснефтегаз» администрация МР «Мегино-Кангаласский улус» назначена ответственным исполнителем мероприятий по постановке на кадастровый учет в Росреестре бесхозяйных объектов газоснабжения. Указанные в исковом заявлении прокурора подводящие газопроводы, расположенные в <адрес> Мегино-Кангаласского района должны быть приняты на учет в территориальный орган Росреестра как бесхозяйные объекты газоснабжения. Эти объекты являются недвижимыми имуществами, поэтому эти объекты сначала должны поставить на кадастровый учет. По указанным в исковом заявлении прокурора объектам газопровода работа приостановилась из-за не утверждения генерального плана наслега. Если они все сделают оперативно, то и исполнение решения суда будет исполнено в срок. С продлением срока исполнения решения суда он согласен.
Представитель административного ответчика – АО Сахатранснефтегаз» Н.Н. Пудов в суд не явился, просит рассмотреть дело без его участия и направил отзыв по иску, указав, что АО «Сахатранснефтегаз» совместно с администрацией МР «Мегино-Кангаласский улус» были проведены работы по выявлению бесхозяйных объектов газового хозяйства на территории района. В ходе совместных работ были выявлены газопроводы, на которые отсутствуют собственники при этом, соответствующая работа по оформлению данных газопроводов в собственность не была своевременно проведена. Таким образом, для обеспечения надежного и бесперебойного газоснабжения потребителей РС (Я) АО «Сахатранснефтегаз» совместно с Министерством промышленности и геологии РС (Я) и муниципальными образованиями, на территории которых расположены бесхозяйные объекты газоснабжения были начаты работы по приведению в соответствие правоустанавливающих документов на бесхозяйные объекты газоснабжения. ДД.ММ.ГГГГ была согласована и утверждена Министерством промышленности и геологии РС (Я) Дорожная карта по оформлению бесхозяйных объектов газоснабжения Мегино-Кангаласского района РС (Я), где ответственным исполнителем мероприятий по постановке на кадастровый учет в Росреестре бесхозяйных объектов газоснабжения указана администрация МР «Мегино-Кангаласский район» и МКУ «КУМИиЗО». На основании изложенного, просит исключить АО «Сахатранснефтегаз» из числа соответчиков по делу.
На основании ч.6 ст. 226 КАС РФ, суд рассматривает дело в отсутствие представителя ответчика АО «Сахатранснефтегаз».
Заслушав доводы сторон, изучив представленные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно положениям ч.ч.1 и 2 ст. 39, ч.4 ст. 218 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствует нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу п.3 ст. 218 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ), в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
В соответствии со ст. 225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
В соответствии с п. 4 ч.1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N №-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон N 131-ФЗ), вопросам местного значения муниципального района относятся в том числе организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 4 ч.1 ст. 16 Федерального закона N 131-ФЗ, к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно п.4 ч.1 ст. 50 Федерального закона N 131-ФЗ, в собственность муниципальных образований может находиться в том числе имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения.
В соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", объекты государственной собственности, в частности, объекты инженерной инфраструктуры городов, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Газоснабжение в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ. N №-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", который определяет правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения.
Пунктом 4 ст. 7 данного Закона определено, что организация газоснабжения поселений в границах муниципального района, а также организация газоснабжения населения сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и межселенной территории является полномочием органов местного самоуправления муниципального района и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.
Как установлено судом, объекты газоснабжения, расположенные в <адрес> по адресу: подводящий газопровод <адрес> (протяженностью ..), подводящий газопровод <адрес> (протяженностью .), являются бесхозными, на содержание специализированных организаций газоснабжения не передавались, установленном порядке право собственности на них не зарегистрировано.
Данный факт также подтверждается информацией УГРС АО «Сахатранснефтегаз» (л.д. 10-11).
При установленных обстоятельствах, принимая во внимание, что объекты газоснабжения, с момента приемки, без необходимого обслуживания до настоящего времени используются для газоснабжения населения СП «Харанский наслег», учитывая, что к вопросам местного значения муниципального района отнесена организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для возложения на районную администрацию МР «Мегино-Кангаласский улус» обязанности обратиться в территориальный орган Росреестра с заявлением о принятии на учет бесхозяйных объектов газоснабжения, расположенных в <адрес> по адресу: подводящий газопровод <адрес> (протяженностью ..), подводящий газопровод <адрес> (протяженностью .).
В силу ч.2 ст.178 КАС РФ при принятии решения суд при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.
Административный истец просит возложить на административного ответчика обязанность обратиться в территориальный орган Росреестра с заявлением о принятии на учет бесхозяйных объектов газоснабжения в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Принимая во внимание фактические обстоятельства дела, с учетом срока, необходимого для исполнения решения суда, суд полагает возможным установить срок исполнения решения до ДД.ММ.ГГГГ.
На основании п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ прокурор освобождается от уплаты государственной пошлины по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), освобождаются от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-177 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░░ «░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░», ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░> (░░░░░░░░░░░░░░ ..), ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░> (░░░░░░░░░░░░░░ .), - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░» ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░> (░░░░░░░░░░░░░░ ..), ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░> (░░░░░░░░░░░░░░ .).
░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░.1 ░.3 ░░.227 ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░» ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░ (░), ░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ (░) ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░░ «░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░», ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░).
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░