Решение по делу № 2а-148/2023 ~ М-145/2023 от 01.06.2023

Дело №2а-148/2023

УИД 28RS0013-01-2023-000245-27

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 июня 2023 года                                                                                     с. Поярково

Михайловский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Ершовой К.В.,

при секретаре Паньковой А.С.,

с участием: представителя административного истца старшего помощника прокурора Михайловского района Мартынюка А.С.,

представителя административного ответчика главы Поярковского сельсовета Михайловского района Хабибулиной Т.В.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Михайловского района Амурской области, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации Поярковского сельсовета Михайловского района Амурской области об оспаривании бездействия по созданию маневренного фонда, возложении обязанностей,

УСТАНОВИЛ:

    Прокурор Михайловского района, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Поярковского сельсовета Михайловского района, в обоснование которого указал, что прокуратурой Михайловского района проведен мониторинг соблюдения данным органом местного самоуправления жилищного законодательства, по результатам которого установлено отсутствие маневренного жилищного фонда на территории Поярковского сельского поселения. При этом, по состоянию на 24.05.2023 на территории <адрес> признаны аварийными 2 многоквартирных дома, расположенные по <адрес> и <адрес>, состоящие в общей сложности из 14 квартир. В связи с чем, у администрации Поярковского сельсовета возникает необходимость предоставления проживающим в данных аварийных многоквартирных домах лицам иных жилых помещений из маневренного фонда. Выполнение административным ответчиком обязанности по созданию маневренного жилищного фонда прямо предусмотрено законом, а отсутствие маневренного жилищного фонда на территории сельского поселения создает угрозу нарушения прав проживающих в нем граждан в случае возникновения нуждаемости во внеочередном предоставлении жилого помещения по правилам, предусмотренным статьей 95 Жилищного кодекса РФ. При этом бездействие административного ответчика не позволяет реализовать обязанность по обеспечению условий для осуществления конкретными гражданами права на жилище. В связи с чем, прокурор просил признать незаконным бездействие администрации Поярковского сельсовета, выразившееся в непринятии мер по созданию маневренного жилищного фонда, обязав данный орган местного самоуправления в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу принять меры по формированию на территории Поярковского сельсовета специализированного маневренного жилищного фонда в объеме жилой площади, достаточной для расселения граждан, чьи жилые помещения признаны непригодными для проживания.

                    В судебном заседании представитель административного истца старший помощник прокурора Михайловского района Мартынюк А.С. на удовлетворении требований административного иска настаивал в полном объеме, по доводам в нём изложенным. В дополнение пояснил, что обстоятельством, побудившим прокурора обратиться в суд с настоящим иском, послужило поступившее в адрес прокуратуры обращение одной из жительниц многоквартирного жилого дома по <адрес>, признанного авариным и подлежащим сносу, по вопросу её переселения из аварийной квартиры, и установленные при проведении проверки по данному обращению обстоятельства отсутствия на территории сельского поселения маневренного фонда, куда заявителя можно было бы временно в настоящее время переселить.

                       Представитель административного ответчика глава Поярковского сельсовета Михайловского района Хабибулина Т.В. в судебном заседании возражала относительно требований прокурора в части определенного административным истцом количества жилых помещений, подлежащих включению в состав маневренного фонда, в обоснование имеющихся возражений указав, что не все лица, проживающие в настоящее время в аварийном жилье, подлежат обеспечению жильем из маневренного фонда ввиду наличия у некоторых семей в собственности (пользовании) иных жилых помещений. Более того, до настоящего времени никто из проживающих в аварийном фонде граждан в администрацию Поярковского сельсовета по вопросу предоставления жилых помещений из маневренного фонда не обращался. При этом, не оспаривая существующую у администрации Поярковского сельсовета обязанность по созданию маневренного фонда при отсутствии такового, полагала возможным вопрос количества подлежащих включению в маневренных фонд жилых помещений оставить на собственное усмотрение органа местного самоуправления, не возражая против удовлетворения требований прокурора в остальной части.

                    Заслушав доводы представителя прокуратуры Михайловского района, главы Поярковского сельсовета Михайловского района, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

    В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

    В силу ч. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решения, действия (бездействие) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решение, действие (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

    Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

    Согласно ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты.

    В соответствии с ч. 2 ст. 19 Жилищного кодекса РФ муниципальный жилищный фонд представляет собой совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

    Согласно содержанию частей 1, 9 статьи 14 Жилищного кодекса РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учет муниципального жилищного фонда и осуществление контроля за его использованием и сохранностью. Кроме того, к компетенции органов местного самоуправления относится определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.

    Как следует из содержания п. 3 ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса РФ, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся также жилые помещения маневренного фонда.

    В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

    Статьей 95 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания:

    1) граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма;

    2) граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными;

    3) граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств;

    3.1) граждан, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания - в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;

    4) иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством.

    Исходя из положений пунктов 3, 6 части 1, части 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ), ст. 1 Закона Амурской области от 03.10.2014 №413-ОЗ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями области» к вопросам местного значения сельского поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения (пункт 3); обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством (пункт 6).

    При таких обстоятельствах в соответствии с положениями статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ полномочия по созданию и управлению маневренным жилым фондом, являющимся одним из видов специализированного жилищного фонда (ст. 92 Жилищного кодекса РФ), на территории Поярковского сельсовета Михайловского района относятся к компетенции администрации Поярковского сельсовета, и из приведенного правового регулирования следует обязанность органов местного самоуправления, в том числе и административного ответчика, создать маневренный жилищный фонд муниципального образования с целью соблюдения жилищных прав граждан.

    Как следует из материалов дела, в ходе проведения прокуратурой района мониторинга исполнения администрацией Поярковского сельсовета жилищного законодательства установлено отсутствие маневренного жилищного фонда на территории с. Поярково Михайловского района. При этом, необходимость создания маневренного жилищного фонда обусловлена наличием на территории поселения граждан, проживающих в жилых помещениях, непригодных для этих целей. В частности, в связи с признанием постановлением администрации Поярковского сельсовета от 08.09.2022 №46 и распоряжением главы Поярковского сельсовета Михайловского района от 25.06.2018 №100/1 аварийными и подлежащими сносу двух многоквартирных дома, расположенных по <адрес>, с расселением проживающих в них граждан в сроки до 31.12.2030 и 31.12.2023, соответственно.

    В судебном заседании глава администрации Поярковского сельсовета Хабибулина Т.В. обстоятельства отсутствия на территории возглавляемого сельского поселения маневренного фонда не оспаривала. Вместе с тем, полагала, что действующее законодательство не обязывает органы местного самоуправления создавать маневренный жилищный фонд в определенном количестве, в связи с чем полагала требование прокурора о возложении обязанности создать маневренный фонд в объеме жилой площади, достаточной для расселения граждан, чьи жилые помещения признаны непригодными для проживания, не соответствует общеправовому принципу исполнимости судебных актов.

    Оценив доводы сторон и представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что отсутствие маневренного жилищного фонда на территории Поярковского сельского поселения создает угрозу нарушения прав граждан, проживающих на территории муниципального образования, при возникновении обстоятельств, указанных в статье 95 Жилищного кодекса РФ.

    Поскольку администрация Поярковского сельсовета не принимает мер к формированию маневренного жилищного фонда, следовательно, указанные обстоятельства свидетельствует о проявленном данным органом местного самоуправления бездействии, противоречащем закону, учитывая, что действующим законодательством Российской Федерации на органы местного самоуправления возложена обязанность по созданию маневренного жилищного фонда муниципального образования с целью соблюдения жилищных прав граждан

     Таким образом, принимая во внимание конкретные обстоятельства административного дела, свидетельствующие о том, что при признании многоквартирных домов, расположенных на территории Поярковского сельсовета, аварийными и подлежащими сносу, отдельные граждане вправе рассчитывать на обеспечение их временным жильем (до переселения) из маневренного фонда, в связи с чем отсутствием такового создается угроза нарушения прав граждан, проживающих на территории поселения, при возникновении определенных обстоятельств, перечисленных в статье 95 Жилищного кодекса РФ. При этом, самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения не может умалять закрепленное статьей 40 Конституции РФ право граждан на жилище, и не освобождает ответчика от выполнения обязанности по созданию маневренного фонда.

    Решение вопросов, связанных с обеспечением жильем при переселении граждан из ветхого и аварийного жилья требует значительных временных затрат, поэтому наличие маневренного жилищного фонда, предназначенного для временного проживания граждан на случай наступления непредвиденных, внезапно наступивших обстоятельств, является необходимой гарантией конституционного права на жилье (статья 40 Конституции РФ).

    Учитывая, что многоквартирные дома по <адрес> и <адрес> в установленном законом порядке признаны аварийными, срок расселения по одному из МКД приходится на декабрь 2030 года, поэтому в целях предупреждения чрезвычайной ситуации, вызванной возможным обрушением дома, мероприятия по отселению из многоквартирного дома, в том числе, создание необходимо количества жилых помещений маневренного фонда, должны быть проведены заблаговременно. Отсутствие же в поселении маневренного фонда создает угрозу жизни и здоровью как жильцов указанных домов, так и иных домов, которые могут быть признаны непригодными для проживания в будущем.

    С учетом изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований прокурора в части признания бездействия администрации Поярковского сельсовета по исполнению данных полномочий незаконным.

    Вместе с тем учитывая, что решение должно отвечать принципам исполнимости, а в заявленной прокурором формулировке исполнение администрацией Поярковского сельсовета Михайловского района обязанности по формированию на территории сельского поселения специализированного маневренного жилищного фонда в объеме жилой площади, достаточной для расселения граждан, чьи жилые помещения признаны непригодными для проживания, фактически таким критериям не отвечает, поскольку состав жилого фонда, подлежащего признанного аварийным и подлежащим сносу, не является неизменным, что потребует также от административного ответчика увеличения жилых площадей маневренного жилого фонда при отсутствии к этому действенной нуждаемости (например, при нежелании жильцов аварийного и подлежащего сносу жилья быть обеспеченными временным жильем), и принимая во внимание, что на дату обращения с настоящим административным иском стороны подтвердили наличие лишь одного письменного обращения в прокуратуру по вопросу оказания содействия в переселении из аварийного жилого помещения, расположенного по <адрес>, поэтому при разрешении в указанной части требований прокурора, суд полагает возможным ограничиться возложением на администрацию Поярковского сельсовета Михайловского района обязанности по принятию мер по формированию на территории Поярковского сельсовета Михайловского района маневренного фонда в составе специализированного жилищного фонда, вопрос относительно достаточности количества такой жилой площади оставив на усмотрение административного ответчика.

    В то же время суд обращает внимание, что назначение маневренного жилого фонда состоит в том, чтобы при возникновении определенных обстоятельств, в том числе непредвиденного, чрезвычайного характера оперативно предоставить для временного проживания пригодное жилое помещение, гражданам, оставшимся без жилья, например вследствие аварийности и сноса дома (его капитального ремонта), чрезвычайных и иных подобных обстоятельств. Создание такого фонда прямо предусмотрено законом и не ставится в зависимость от каких-либо условий, в том числе текущей нуждаемости, необходимости, целесообразности, количества лиц, состоящих на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма. Поэтому маневренный фонд должен быть сформирован в количестве, необходимом для обеспечения жилыми помещениями граждан, нуждающихся в предоставлении временного жилья из данного специализированного жилищного фонда.

    Согласно п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.

    При определении срока, в течение которого обязанность должна быть выполнена, судом учитываются, разумность, характер и объем действия, необходимых для выполнения органом местного самоуправления обязанностей, возложенных на него решением суда, в том числе учитывается также существо мер, направленных на выполнение требований, предъявляемых к безопасности зданий и сооружений.

С учётом изложенного, принимая во внимание характер и объем требуемых для исполнения обязанности мероприятий, необходимость их финансового обеспечения, суд считает возможным установить администрации Поярковского сельсовета Михайловского района срок исполнения возложенных на него судом обязанностей – в течение шести месяцев с даты вступления решения суда в законную силу, приходя к выводу, что данный срок является разумным и достаточным для исполнения судебного решения, и не повлечет нарушения прав неопределенного круга лиц, в интересах которых выступил прокурор, на исполнение решения суда в разумные сроки.

Таким образом, административные исковые требования прокурора Михайловского района подлежат частичному удовлетворению.

    Руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

    ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

    ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░.

    ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░.

    ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░.

    ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

    ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░. ░░░░░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░░░░░, 54) ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░.

    ░░░░░                             ░.░. ░░░░░░

        ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 20 ░░░░ 2023 ░░░░.

1░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ № 2░-148/2023 ~ ░-145/2023 (░░░░░░░)
Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-148/2023 ~ М-145/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокуратура Михайловского района Амурской области
Ответчики
Администрация Поярковского сельсовета
Суд
Михайловский районный суд Амурской области
Судья
Ершова Ксения Всеволодовна
Дело на сайте суда
mihailovskiy--amr.sudrf.ru
01.06.2023Регистрация административного искового заявления
01.06.2023Передача материалов судье
05.06.2023Решение вопроса о принятии к производству
05.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.06.2023Судебное заседание
20.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее