РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
ст-ца Кущевская 13сентября 2023 года
Судья Кущевского районного суда, Краснодарского края Вертиева И.С., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № по Краснодарскому краю к Белому С.Н. о взыскании обязательных платежей и санкций,
установил:
Межрайонная ИФНС России № по Краснодарскому краю обратилась в суд с административным иском к Белому С.В. о взыскании обязательных платежей и санкций.
В заявлении, с учетом уточненных требований, указывает, что согласно сведениям, полученным налоговым органом от регистрирующих органов в порядке п. 4 ст. 85 НК РФ, Белый С.В. (ИНН №) является собственником следующих объектов налогообложения: жилого дома, адрес: <адрес>, кадастровый №, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ.;
земельного участка, адрес: <адрес>, кадастровый №, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ.;
автомобиля легкового ВАЗ-21103, 2002 года выпуска, дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ;
автомобиля легкового ВАЗ-2107, 1984 года выпуска, дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ.
Административному ответчику направлялось единое налоговое уведомление на уплату налогов физических лиц от ДД.ММ.ГГГГ №, однако, в установленный законом срок, начисленные в соответствии с расчетом, приведенном в вышеуказанных налоговых уведомлениях, налоги уплачены не были.
Определением мирового судьи судебного участка № 170 Кущевского района, Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ о взыскании задолженности по налогам и пени отменен, на основании поступивших возражений ответчика о его исполнении, в связи с чем, налоговый орган обращается с настоящим административным исковым заявлением.
Налоговым органом в отношении Белого С.В., в соответствии со ст. ст.69,70 НК РФ выставлено и направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ №, об уплате налога, в котором сообщалось о наличии у него задолженности и о сумме, начисленной на сумму недоимки, пени.
Налогоплательщик в установленный срок не исполнил вышеуказанное требование налогового органа, в настоящее время, после подачи иска в суд, уплатил в бюджет сумму задолженности <данные изъяты> рублей, указанная сумма была распределена: <данные изъяты> рублей земельный налог с ФЛ за ДД.ММ.ГГГГ по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ.
По состоянию на текущую дату за налогоплательщиком числятся пени по земельному налогу за ДД.ММ.ГГГГ. на сумму <данные изъяты> рублей, которые просит взыскать с Белого С.В. и восстановить пропущенный срок, установленный п. 2 ст.48 НК РФ.
Административное дело рассматривается судом в порядке упрощенного (письменного) производства, поскольку указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей.
Изучив материалы дела, прихожу к следующему.
В силу ч.1 ст.286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций, суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Как следует из материалов дела, согласно сведениям, полученными административным истцом от регистрирующих органов в порядке п. 4 ст. 85 НК РФ, Белый С.В. (ИНН №) является собственником следующих объектов налогообложения: жилого дома, адрес: <адрес>, кадастровый №, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ.;
земельного участка, адрес: <адрес>, кадастровый №, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ.;
автомобиля легкового ВАЗ-21103, 2002 года выпуска, дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ;
автомобиля легкового ВАЗ-2107, 1984 года выпуска, дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ.
На основании положений ст. ст. 397,409 НК РФ уплата налогов производится не позднее I декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии со ст. ст. 393,405 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
Административному ответчику направлялось единое налоговое уведомление на уплату налогов физических лиц от ДД.ММ.ГГГГ №. Факт направления уведомления в адрес налогоплательщика подтверждается копией журнала исходящей корреспонденции.
В установленный законом срок начисленные в соответствии с расчетом, приведенном в вышеуказанных налоговых уведомлениях, налоги административным ответчиком уплачены не были.
В случае неуплаты налогов в установленный срок в соответствии со ст.75 НК РФ исчисляются пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Налоговым органом в отношении Белого С.В., в соответствии со ст. ст.69,70 НК РФ выставлено и направленно требование от ДД.ММ.ГГГГ № об уплате налога, в котором сообщалось о наличии у него задолженности и о сумме, начисленной на сумму недоимки, пени. Факт направления требования в адрес налогоплательщика подтверждается реестром на отправку заказных писем.
Налогоплательщик в установленный срок не исполнил вышеуказанное требование налогового органа, однако, после обращения истца в суд с иском, уплатил в бюджет сумму задолженности в размере <данные изъяты> рублей (л. д. 42).
В настоящее время за Белым С.В. числятся пени по земельному налогу за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей.
Определением мирового судьи судебного участка № 170 Кущевского района, Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ о взыскании задолженности по налогам и пени отменен, на основании поступивших возражений ответчика о его исполнении, в связи с чем, налоговый орган обращается с настоящим административным исковым заявлением.
В силу ст.48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (пункт 1).
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 2), если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (пункт 3).
По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (п.1 ст.45 НК РФ) в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Однако в ряде случаев, (в частности, при уплате налога на имущество физических лиц) обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (ст.52 НК РФ).
Из материалов дела следует, что на момент обращения Межрайонной ИФНС России № по Краснодарскому краю в суд с административным иском к Белому С.В. о взыскании обязательных платежей и санкций, исходя из установленного требования ДД.ММ.ГГГГ № (срок уплаты ДД.ММ.ГГГГ), налоговой инспекцией пропущен срок подачи заявления в суд.
Как обращено внимание Конституционным Судом Российской Федерации в Определениях от 30 января 2020 года № 12-О и № 20-О, установленные шестимесячные сроки и моменты начала их исчисления относятся к дискреционным полномочиям федерального законодателя и обусловлены необходимостью обеспечить стабильность и определенность публичных правоотношений.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, соблюдения срока обращения в суд, уважительных причин пропуска установленного законом срока, возлагается на административного истца (ч.4 ст.289 КАС РФ).
Принимая во внимание вышеизложенное, полагаю, что в силу закона, налоговый орган не освобожден от обязанности обращаться за судебным взысканием налоговой недоимки в установленные законом сроки, а в случае их несоблюдения, действовать разумно и добросовестно, в том числе, приводить доводы и представлять отвечающие требованиям относимости, допустимости, достоверности доказательства уважительности их пропуска.
При этом, причин и обстоятельств, объективно препятствовавших налоговому органу обратиться в суд с соблюдением всех последовательных сроков, установленных ст.48 НК РФ, административным истцом не приведено.
Доводы административного истца, как основание уважительности пропуска срока, о том, что пропущенный срок является незначительным, а размер недоимки значительной, при этом, не приводя никаких иных причин пропуска срока, суд полагает необоснованными, поскольку налоговый орган является профессиональным участником налоговых правоотношений и обязан следить за сроками обращения в суд. Таким образом, полагаю, что у истца отсутствуют основания для восстановления пропущенного срока.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что оснований удовлетворения исковых требований не имеется.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 290, 293 КАС РФ
решил:
░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ № ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░.░., ░░░ № ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░, - ░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.