Дело № 2а-357/2018 копия
Мотивированное решение составлено 21 января 2018 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 января 2019 года Санкт-Петербург
224 гарнизонный военный суд в составе председательствующего – судьи Шляхова А.В., при секретаре Зацепиной Ю.Н., с участием административного истца, представителя административных ответчиков - начальника Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования «Военный учебно-научный центр Военно-Морского Флота «Военно-морская академия имени адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова» ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» (ВУНЦ ВМФ «ВМА») ФИО 9 рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению военнослужащего ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» подполковника Куприкова Алексея Валерьевича на приказ начальника ВУНЦ ВМФ «ВМА» от ДД.ММ.ГГГГ №... в редакции приказа от ДД.ММ.ГГГГ №... о прекращении выплаты административному истцу денежной компенсации за поднаем жилого помещения с 25 мая 2018 года,
УСТАНОВИЛ:
Слушатель ВУНЦ ВМФ «ВМА» подполковник Куприков А.В. в своем административном исковом заявлении ссылается на нарушение своих прав со стороны начальника ВУНЦ ВМФ «ВМА», который своим приказом от ДД.ММ.ГГГГ №... приостановил выплату денежной компенсации за поднаем жилья с 25 мая 2018 года, а затем внес в данный приказ уточнения и приказом от ДД.ММ.ГГГГ №... «О внесении изменений в приказ начальника ВУНЦ ВМФ ВМА от ДД.ММ.ГГГГ №... », выплата денежной компенсации была прекращена.
Куприков А.В. в административном исковом заявлении, и уточняя свои требования в судебном заседании, просит суд признать такой приказ должностного лица незаконным, нарушающим его права, обязать начальника ВМА его отменить в части, касающейся его, издать приказ и выплатить ему денежную компенсацию за поднаем жилья за период с 25 мая 2018 года по декабрь 2018 года включительно.
В обосновании своих требований административный истец ссылается на то, что выплата денежной компенсации за поднаем жилого помещения, арендуемого по месту службы из-за отсутствия служебного жилого помещения, была выплачена по 24 мая 2018 года, в дальнейшем была приостановлена на основании приказа начальника ВМА от ДД.ММ.ГГГГ №... в связи с тем, что ему 24 мая 2018 года были предложены 2 комнаты в общежитии общей площадью 46, 7 кв. метров по адресу: <адрес> и он от них отказался. Однако, данные комнаты не были предложены ему официально, а учитывая, что комнаты предоставлены на состав семьи 4 человека, имеющих разнополых детей, не оборудованы мебелью, а также то, что предложенная в последующем ему служебная квартира по адресу: <адрес> не соответствовала санитарно-эпидемиологическим требованиям, основания, способствующие приостановлению, а затем прекращению выплаты денежной компенсации за поднаем, отсутствовали. 10 декабря 2018 года он получил письменное сообщение из «ЗРУЖО МО РФ» о распределении ему служебного жилого помещения по адресу: <адрес> , с получением которой он согласился. Однако до настоящего времени в связи с занятостью по службе своего письменного согласия в ФГКУ «ЗРУЖО МО РФ» не направил.
Представитель административных ответчиков ФИО 8 заявленные требования не признал и пояснил, что Куприкову А.В. 23 апреля 2018 года уведомлением ФГКУ «ЗРУЖО МО РФ» 78/80479-18 были распределены комнаты в общежитии на него и на членов семьи, признанных нуждающимися в предоставлении служебного жилого помещения, по адресу: <адрес> , общей площадью 46, 7 кв. метров, однако Куприков А.В. отказался получать вышеназванное уведомление, что подтверждается письменным актом от 24 мая 2018 года.
В связи с чем начальник ВМА приказом №... ДД.ММ.ГГГГ приостановил выплату денежной компенсации за поднаем жилья с 25 мая 2018 года, а затем внес в данный приказ уточнения и приказом от ДД.ММ.ГГГГ №... «О внесении изменений в приказ начальника ВУНЦ ВМФ ВМА от ДД.ММ.ГГГГ №... », выплата денежной компенсации Куприкову А.В. была прекращена. Куприков А.В. пропустил процессуальный срок на оспаривание действий начальника ВМА, связанные с выплатой денежной компенсации, поскольку знал, что денежная компенсация за поднаем жилья ему не выплачивается с 25 мая 2018 года, а с требованиями о выплате денежной компенсации обратился лишь 18 декабря 2018 года.
Выслушав административного истца и представителя административных ответчиков и исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропуск данного срока без уважительных причин является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
В судебном заседании административный истец пояснил, что процессуальный срок, предусмотренный ст. 219 КАС РФ, им не пропущен, поскольку решение о приостановлении ему выплаты денежной компенсации за поднаем жилья было принято начальником ВМА лишь 15 октября 2018 года, а о прекращении выплаты 14 января 2019 года.
Согласно требований приказа Министра обороны РФ от 27 мая 2016 г. N 303 "Об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений" выплата денежной компенсации военнослужащим и членам их семей, а также членам семей погибших (умерших) военнослужащих осуществляется ежемесячно по их желанию в случае отсутствия жилых помещений, которые могут быть им предоставлены в соответствии с законодательством Российской Федерации, через финансово-экономические органы, обслуживающие воинские части (организации), на основании приказа командира воинской части (начальника организации). В приказе указывается сумма ежемесячной денежной компенсации и период, на который устанавливается денежная компенсация. Период выплаты устанавливается на календарный год, но не более срока найма (поднайма) жилого помещения, указанного в договоре найма (поднайма) жилого помещения.
Согласно справки финансово-экономической службы ВМА от 27 декабря 2018 года Куприкову А.В. денежная компенсация за поднаем жилья в 2018 году выплачивалась в следующих периодах: апрель 2018 года в сумме 33000 рублей за период с 5 сентября 2017 года по 10 ноября 2017 года, октябрь 2018 года- 75000 рублей за период с 11 ноября 2017 года по 10 апреля 2018 года на одного военнослужащего, 34 тыс. 575 рублей 11 копеек за период с 11 апреля 2018 года по 24 мая 2018 года на военнослужащего и членов семьи.
Как следует из приказа начальника ВУНЦ ВМФ «ВМА» от ДД.ММ.ГГГГ №... и приложения к приказу, Куприкову А.В. выплата денежной компенсации приостановлена с 25 мая 2018 года в связи с отказом 24 мая 2018 года получить уведомление о предоставлении ему служебного жилого помещения.
Согласно объяснений Куприкова А.В. об оспариваемом приказе начальника «ВМА», который затрагивает его право на получение денежной компенсации за поднаем жилья, ему стало известно в октябре 2018 года, после получения письменного ответа от начальника «ВМА» от 14 октября 2018 года на его рапорт от 4 октября 2018 года.
Из копии письменного ответа начальника ВМА от 14 октября 2018 года на рапорт Куприкова А.В. от 4 октября 2018 года усматривается, что Куприкову А.В. фактически отказано в выплате денежной компенсации за поднаем жилья с 24 мая 2018 года.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, а также то, что Куприкову А.В. достоверно стало известно о причинах не выплаты денежной компенсации за поднаем жилья с 25 мая 2018 года не ранее даты получения ответа на свое письменное обращение к начальнику ВМА от 4 октября 2018 года, а также принимая во внимание, что в оспариваемый приказ начальником «ВМА» были внесены изменения 14 января 2019 года приказом №19, о чем Куприкову А.В. стало известно в ходе судебного заседания, суд приходит к выводу, что трехмесячный процессуальный срок на обжалование приказа должностного лица им не пропущен.
В соответствии со ст.ст. 92, 93, 94 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного фонда относятся общежития, служебные квартиры, которые предназначены для временного проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы и в других случаях. Под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов. Жилые помещения в общежитиях укомплектовываются мебелью и другими необходимыми для проживания граждан предметами.
В соответствии со ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Согласно ст. 105 ЖК РФ жилые помещения в общежитиях предоставляются из расчета не менее 6 кв. м жилой площади на одного человека.
Как установлено по делу, Куприков А.В. с 28 августа 2017 года проходит военную службу в должности слушателя ВМА, то есть относится к переменному составу высшего военного образовательного учреждения.
Уведомлениями ФГКУ «ЗРУЖО МО РФ» он признан нуждающимся в предоставлении служебного жилого помещения с 5 сентября 2017 года, а члены его семьи с 11 апреля 2018 года. В связи с необеспечением его служебным жилым помещением Куприков А.В. осуществлял поднаем жилого помещения и получал денежную компенсацию с 5 сентября 2017 года сначала на себя, а в последующем и на всех членов своей семьи.
Исходя из общего предназначения служебного жилого помещения (ст.93 ЖК РФ), оснований и порядка заселения жилых помещений и выселений из них (ст.ст.99-104 ЖК РФ, ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих») вселение в такого рода помещения, находящиеся в оперативном управлении Министерства обороны РФ, возможно исключительно в отношении военнослужащих и членов их семей, по решению собственника или уполномоченного им органа на период прохождения военнослужащим военной службы.
Обеспечение военнослужащих данной категории служебными жилыми помещениями осуществляется в соответствии с пунктами 1, 3 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", статьей 99 Жилищного кодекса Российской Федерации и изданными в их развитие нормативными правовыми актами.
Согласно пунктам 2, 5 Инструкции, утвержденной приказом МО РФ от 30 сентября 2010 года N 1280, для получения служебного жилого помещения военнослужащие подают заявления по рекомендуемому образцу в структурное подразделение уполномоченного органа, к которому прилагают необходимые документы, после чего включаются в список на предоставление служебных жилых помещений и обеспечиваются ими в порядке очередности. При этом в случае несогласия военнослужащего с предоставляемым жилым помещением он в пятидневный срок с даты получения сообщения о предлагаемом жилом помещении направляет в структурное подразделение уполномоченного органа отказ от предоставления служебного жилого помещения, оформленный в корешке N 2 к сообщению о предлагаемом жилом помещении, по рекомендуемому образцу согласно приложению N 4 к настоящей Инструкции.
Представителем административных ответчиков Бычко П.Л. представлено письменное сообщение от 23 апреля 2018 года «ЗРУЖО МО РФ»- 78/80479-18 о предлагаемом к заселению жилое помещение по адресу: <адрес> <адрес> также акт от 24 мая 2018 года комиссии в составе полковника ФИО 5, ФИО 6, ФИО 7 о том, что подполковник Куприков А.В. в помещении 169 отдела МТО отказался получать сообщение о предлагаемом жилом помещении по адресу: <адрес> общей площадью 46, 7 кв. метров.
Согласно требованиям п. 8 приказа Министра обороны РФ от 27 мая 2016 г. N 303 "Об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений" выплата денежной компенсации прекращается на основании приказа командира воинской части (начальника организации) с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором военнослужащие или члены семей погибших (умерших) военнослужащих утратили основания для получения денежной компенсации, в том числе по причине:
предоставления военнослужащим жилого помещения специализированного жилищного фонда по месту прохождения военной службы или в близлежащем населенном пункте.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 ст. 226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Оценивая представленные доказательства представителем административных ответчиков согласно требований ст. 84 КАС РФ суд приходит к выводу, что представленный акт об отказе военнослужащего получать сообщение о предлагаемом жилом помещении от 24 мая 2018 года не обладает признаками допустимости доказательств, поскольку в акте не указаны дата и время вручения Куприкову А.В. письменного сообщения ФГКУ «ЗРУЖО МО РФ» от 23 апреля 2018 года №78/80479-18, не подтверждены указанные обстоятельства свидетельскими показаниями, не установлено при каких обстоятельствах происходили вышеназванные события, также не представлены административным ответчиком доказательства, подтверждающие полномочия указанной комиссии, кем и когда, для каких целей она была создана, факт ознакомления с данным актом Куприкова А.В.
Таким образом, бесспорных доказательств вручения сообщения ФГКУ «ЗРУЖО МО РФ» от 23 апреля 2018 года Куприкову А.В., ознакомления его с этим сообщением, материалы дела не содержат, и не представлено суду в судебном заседании.
В связи с этим отсутствовали и правовые основания для приостановления или прекращения выплаты Куприкову А.В. денежной компенсации за поднаем жилья с 25 мая 2018 года, поскольку по смыслу пункта 8 «Инструкции об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений»- приложение к приказу МО РФ от 27 мая 2016 года №303 таким основанием прекращения выплаты является предоставление военнослужащему жилого помещения специализированного жилищного фонда, пригодного для проживания.
Следовательно, суд приходит к выводу, что оспариваемые приказы в части, касающиеся Куприкова А.В. о приостановлении и в последующем прекращении выплаты являются незаконными, нарушающими его права, а требования административного истца подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании Куприков А.В. 3 августа 2017 года заключил договор найма жилого помещения по адресу: <адрес> <адрес> , 28 июня 2017 года дополнительное соглашение к договору продлив срок договора найма до 23 мая 2019 года.
Вместе с тем, Куприкову А.В. сообщением ФГКУ «ЗРУЖО МО РФ» 78/85323-18 от 19 ноября 2018 предоставлена трехкомнатная служебная квартира, общей площадью 79,6 кв. метров, расположенной по адресу: <адрес> .
Как пояснил в судебном заседании Куприков А.В. данное сообщение ему было вручено 10 декабря 2018 года и после осмотра квартиры с ее предоставлением он согласился, однако до настоящего времени свое письменное согласие на предоставление ему жилого помещения не направил в ФГКУ «ЗРУЖО МО РФ» в связи с занятостью по службе.
Таким образом, по смыслу п. 3 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», пункта 2 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года №909, пункта 2 приказа МО РФ от 27 мая 2016 года №303 денежная компенсация за поднаем жилья может быть выплачена административному истцу за период с 25 мая 2018 года по 15 декабря 2018 года, поскольку начиная с 16 декабря 2018 года бездействие административного истца, выраженное в не извещении ФГКУ «ЗРУЖО МО РФ» о своем согласии на предоставленную служебную квартиру, свидетельствует о нарушениях им требований п. 2 Инструкции, введенной в действие приказом МО РФ от 30 сентября 2010 года №1280, и как следствие суд считает, что Куприков А.В. злоупотребляет своим правами.
В соответствии со ст. 111 КАС РФ взыскать с ВУНЦ ВМФ «ВМА» в пользу Куприкова А.В. судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 219 и 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, военный суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ №... ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ №... ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ 25 ░░░ 2018 ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░ ░░░ ░░░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ 25 ░░░ 2018 ░░░░ ░░ 15 ░░░░░░░ 2018 ░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ «░░░░ ░░░ ░░░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ 224 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░:
░░░░░ ░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.