Дело № 2а-129/2023
25RS0036-01-2023-000247-41
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 июня 2023 года с. Яковлевка
Яковлевский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Акимчук В.А.,
при секретаре судебного заседания ФИО2,
с участием помощника прокурора Яковлевского района Приморского края ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Яковлевского района Приморского края в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Яковлевского сельского поселения Яковлевского муниципального района о возложении обязанности,
установил:
Прокурор Яковлевского района обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, указав в обоснование требований, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере охраны лесов и населенных пунктов от природных пожаров, в ходе которой в деятельности администрации Яковлевского сельского поселения выявлены нарушения. В силу положений пункта 9 части 1, части 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2013 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельских поселений относится, в том числе, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. Охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства. Согласно статье 19 указанного закона к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся, в том числе создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем. Согласно статье 68 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения. К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; противопожарные резервуары. В соответствии с пунктом 48 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении правил противопожарного режима в РФ» направление движения к источникам наружного противопожарного водоснабжения обозначается указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения. Приказом МЧС России от 30 марта 2020 года № 225 утвержден свод правил СП 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности», в силу пункта 3.10 которого под пожарным водоемом понимается водный объект, имеющий необходимый запас воды для тушения пожаров и оборудованный для ее забора пожарными автомобилями (мотопомпами). В силу положений ГОСТа 12.4.026-2015 «Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний» в местах нахождения пожарного водоема или пирса для пожарных машин устанавливается знак «пожарный водоисточник», а также для указания направления движения к месту нахождения (размещения) средства противопожарной защиты используется знак «направляющая стрелки». В силу пункта 1.6 «НПБ 160-97. Нормы пожарной безопасности. Цвета сигнальные. Знаки пожарной безопасности. Виды, размеры, общие технические требования» при выборе места установки знака необходимо соблюдение следующих требований: знак должен быть хорошо виден, его восприятию не должны мешать цвет окружающего фона, посторонние предметы или яркостный контраст при искусственном или естественном освещении; знак должен находиться в пределах поля зрения при условиях наиболее естественного (привычного) зрительного восприятия окружающей среды; расстояние между одноименными знаками, указывающими местонахождение эвакуационного выхода или пожарно-технической продукции, не должно превышать 60 м; знак должен располагаться в непосредственной близости от объекта, к которому он относится. По результатам проведенной проверки установлено, что в районе пожарного водоема, расположенного на пер. Пекарском с. Яковлевка и по ул. Центральная с. Андреевка отсутствуют знаки указания направления движения к месту нахождения (размещения) пожарного водоема. 28 марта 2023 года по факту выявленных нарушений прокуратурой района в адрес главы администрации Яковлевского сельского поселения внесено представление об устранении нарушений. Вместе с тем, до настоящего времени указанные нарушения не устранены. На основании изложенного, прокурор Яковлевского района просил суд признать незаконным бездействие администрации Яковлевского сельского поселения Яковлевского муниципального района в части непринятия мер по установке знаков указания направления движения к местам нахождения (размещения) пожарных водоемов на пер. Пекарском в с. Яковлевка Яковлевского района Приморского края и по ул. Центральная с. Андреевка Яковлевского района Приморского края, возложить обязанность на администрацию Яковлевского сельского поселения Яковлевского муниципального района в срок не позднее 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу установить знаки указания направления движения к местам нахождения (размещения) пожарных водоемов на пер. Пекарском в с. Яковлевка Яковлевского района Приморского края и по ул. Центральная с. Андреевка Яковлевского района Приморского края.
В судебном заседании помощник прокурора Яковлевского района ФИО3 исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, указанным в нем.
Представитель административного ответчика – администрации Яковлевского сельского поселения Яковлевского муниципального района Приморского края в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания уведомлен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, возражений относительно заявленных требований не высказал.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу положений пункта 9 части 1, части 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится, в том числе обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Согласно части 1 статьи 19 Лесного кодекса РФ мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению, а также мероприятия по лесоустройству, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, и лицами, которые используют леса и (или) на которых настоящим Кодексом возложена обязанность по выполнению таких работ.
Из общих положений, закрепленных в статье 50.7 Лесного кодекса РФ, следует, что леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивного и нефтяного) и от иного негативного воздействия, защите от вредных организмов, а также подлежат воспроизводству. Охрана и защита лесов направлены на выявление негативно воздействующих на леса процессов, явлений, а также на их предупреждение и ликвидацию. Охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 – 84 Лесного кодекса РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», в соответствии со статьей 19 которого к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся, в том числе создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем.
При этом, в силу статьи 68 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения. К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; противопожарные резервуары.
В соответствии с пунктом 48 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении правил противопожарного режима в РФ» направление движения к источникам наружного противопожарного водоснабжения обозначается указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения.
Приказом МЧС России от 30 марта 2020 года № 225 утвержден свод правил СП 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности», в соответствии с пунктом 3.10 которого под пожарным водоемом понимается водный объект, имеющий необходимый запас воды для тушения пожаров и оборудованный для ее забора пожарными автомобилями (мотопомпами).
При этом, исходя из требований, установленных ГОСТом 12.4.026-2015 «Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний», в местах нахождения пожарного водоема или пирса для пожарных машин устанавливается знак «пожарный водоисточник», а также для указания направления движения к месту нахождения (размещения) средства противопожарной защиты используется знак «направляющая стрелки».
Из материалов дела следует, что прокуратурой Яковлевского района проведена проверка исполнения законодательства в сфере охраны лесов и населенных пунктов от природных пожаров.
В ходе проверки установлено, что администрацией Яковлевского сельского поселения Яковлевского муниципального района знаки указания направления движения к местам нахождения (размещения) пожарных водоемов на пер. Пекарском в с. Яковлевка и по ул. Центральная в с. Андреевка Яковлевского района Приморского края не установлены.
В связи с выявленными нарушениями, прокурором Яковлевского района Приморского края в адрес главы Яковлевского сельского поселения Яковлевского муниципального района 28 марта 2023 года за исх. № 7-2-2023 направлено представление об устранении выявленных нарушений.
Согласно ответу главы Яковлевского сельского поселения Яковлевского муниципального района ФИО4 от 24 апреля 2023 года № 61, администрация считает представление прокурора обоснованным с указанием, что знаки указания направления движения к месту нахождения (размещения) пожарного водоема, расположенного на пер. Пекарском с. Яковлевка и по ул. Центральная с. Андреевка, изготавливаются и будут установлены в ближайшее время.
Между тем, до настоящего времени представление не исполнено, достаточных и допустимых доказательств, подтверждающих установление знаков указания направления движения к местам нахождения (размещения) пожарных водоемов на пер. Пекарском в с. Яковлевка и по ул. Центральная в с. Андреевка Яковлевского района Приморского края, суду не представлено, что в совокупности свидетельствует о бездействии администрации Яковлевского сельского поселения Яковлевского муниципального района в части исполнения требований пожарной безопасности.
В данном случае суд исходит из того, что действующим законодательством Российской Федерации обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности, в том числе, в части установления знаков указания направления движения к местам нахождения (размещения) пожарных водоемов возложена на органы местного самоуправления, и несоблюдение органом местного самоуправления требований федерального законодательства нарушает права жителей населенных пунктов поселения по обеспечению первичных мер пожарной безопасности.
Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
С учетом изложенного, суд находит исковые требования прокурора Яковлевского района Приморского края в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Яковлевского сельского поселения Яковлевского муниципального района о возложении обязанности законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Оценивая требования прокурора об установлении срока исполнения администрацией Яковлевского сельского поселения Яковлевского муниципального района обязанности установить знаки указания направления движения к местам нахождения (размещения) пожарных водоемов, суд исходит из характера возложенной на ответчика обязанности и комплекса мероприятий, которые необходимо провести для ее исполнения, и полагает, что срок 2 месяц с даты вступления решения суда в законную силу является достаточным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 177-180, 227, 228 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░. ░░░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░ ░░. ░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░ 2 ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░. ░░░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░ ░░. ░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░