Дело №2а-359/2023
УИД 60RS0005-01-2023-000608-23
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 июля 2023 года гор. Великие Луки
Великолукский районный суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи Антоненковой И.В., при секретаре Даныш Н.Н., с участием административного истца – заместителя прокурора Великолукского района Андреева Е.В., административного ответчика главы Администрации сельского поселения «Шелковская волость» Богатыревой Л.П., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Великолукского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения «Шелковская волость» об обязании осуществить постановку земельных участков на кадастровый учет в Государственном кадастре недвижимости,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Великолукского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации сельского поселения «Шелковская волость» о признании незаконным бездействия, выразившегося в непостановке земельных участков, предназначенных для размещения мест захоронения, на кадастровый учет в Государственном кадастре недвижимости, об обязании устранить нарушения земельного законодательства, для чего в срок до 01.06.2024 принять предусмотренные законом меры по определению границ и постановке на кадастровый учет в Государственном кадастре недвижимости земельных участков на которых расположено действующее гражданское захоронение в д.Петрово сельского поселения «Шелковская волость» Великолукского района Псковской области. В обоснование требования указал, что прокуратурой Великолукского района проведена проверка соблюдения законодательства о муниципальном имуществе, погребении и похоронном деле, земельного законодательства, в рамках которой в деятельности Администрации сельского поселения «Шелковская волость» установлены нарушения действующего законодательства, а именно на территории сельского поселения «Шелковская волость» д.Петрово расположено общественное кладбище. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. При этом право собственности на земельные участки гражданских захоронений в установленном законом порядке не зарегистрировано. Границы земельных участков, на которых расположены вышеуказанные гражданские захоронения, не определены, межевание не проведено, на кадастровый учет данные участки не поставлены. Отсутствие необходимых землеустроительных и правоустанавливающих документов, в том числе определяющих границы земельных участков, занятых под кладбища, может привести к нарушению границ смежных с указанными участками земель и как следствие, захоронение тел на земельных участках с нарушением назначения земли, а также с нарушением требований земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологоического законодательства. Места захоронения относятся к опасным объектам и требуют соблюдения целого ряда норм, в том числе выдерживание необходимого расстояния от жилых секторов населенных пунктов, а также расчет оказываемых нагрузок на окружающую среду и иные требования. По указанным фактам 27.03.2023 года в адрес главы сельского поселения «Шелковская волость» прокуратурой района было внесено представление, которое рассмотрено. Нарушения закона в части не установления границ земельных участков, используемых под кладбища, их непостановки на кадастровый учет, не устранены.
В судебном заседании административный истец – заместитель прокурора Великолукского района Андреев Е.В. уточнил исковые требования, а именно отказался от требования о признании незаконного бездействия сельского поселения «Шелковская волость», поскольку были представлены документы подтверждающие, что администрацией приняты меры по устранению нарушений, в остальном поддержал заявленные требования и пояснил изложенное.
Представитель административного ответчика – глава Администрации сельского поселения «Шелковская волость» Богатырева Л.П. в судебном заседании не возражала против уточненных административных исковых требований. Представила договор подряда с кадастровым инженером ООО «Визир» от 02.06.2023 на проведение межевания земельного участка в д.Петрово для постановки на кадастровый учет.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы, приходит к следующему.
В силу ч. 4 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) прокурор в пределах своей компетенции может обратиться с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организации, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действий (без действий) органа, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решений, действий (без действий) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.
В соответствии со статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Земельным кодексом Российской Федерации. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Частью 4 статьи 27 ЗК РФ установлено, что из оборота изъяты земельные участки, занятые гражданскими захоронениями.
На основании ч. 1 ст. 19 ЗК РФ в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации, право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством, которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.
В соответствии с п. 22 ч. 1, ч.3 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения среди прочих относятся организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения на территории поселения.
Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных ч. 1 ст. 14 Федерального Закона №131-ФЗ вопросов местного значения городских поселений.
В соответствии с п. 3 ст. 1 Закона Псковской области от 10.12.2014 №1464-ОЗ «О закреплении за сельскими поселениями Псковской области вопросов местного значения городских поселений», за сельскими поселениями Псковской области среди прочих вопросов местного значения закреплена организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения на территории поселения.
Статьей 4 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение.
В соответствии со ст. 16, ч.1 ст. 18 Федерального закона № 8-ФЗ выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения.
Создание новых мест погребения, реконструкция действующих мест погребения возможны при наличии положительного заключения экологической и санитарно-гигиенической экспертизы.
Предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Размер земельного участка для кладбища определяется с учетом количества жителей конкретного города или иного поселения, но не может превышать сорока гектаров.
Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.
Согласно ст. ст. 25, 26, 42 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
Собственники земельных участков среди прочего обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарногигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Исходя из содержания ст. ст. 7, 8 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости.
В государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта, недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок; площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом, требований, если объектом, недвижимости является земельный участок, здание или помещение.
Таким образом, границы земельных участков, расположенных под кладбищами, их площадь не определены, кладбища в большинстве своем не являются закрытыми и на них производится захоронение умерших, что влечет увеличение площади земельного участка, занимаемого кладбищем. Новые захоронения производятся без предварительного изучения свойств земельных участков и без соблюдения требований, установленных ст. 16 Федерального закона № 8-ФЗ, что делает невозможным реализацию в полной мере обязанности ответчика по содержанию места захоронения.
Отсутствие необходимых землеустроительных и правоустанавливающих документов, в том числе определяющих границы земельных участков, занятых под кладбища, может привести к нарушению границ смежных с указанными участками земель и как следствие, захоронение тел на земельных участках с нарушением назначения земли, а также с нарушением требований земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства. Места захоронения относятся к опасным объектам и требуют соблюдения целого ряда обязательных норм, в том числе выдерживание необходимого расстояния от жилых секторов населенных пунктов, а также расчет оказываемых нагрузок на окружающую среду и иные требования.
В соответствии с пунктами 3, 5 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В силу статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в отношении земельных участков осуществляется кадастровый учет. В кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным и дополнительным сведениям, в частности, относятся кадастровый номер, описание местоположении границ земельного участка, его площадь, категория земель, к которой отнесен земельный участок и его разрешенное использование.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, на территории сельского поселения «Шелковская волость» Великолукского района расположено гражданское захоронение в д.Петрово. Границы земельного участка, на котором расположено гражданское захоронение в д. Петрово, не определены, межевание не проведено, на кадастровый учет данный участок не поставлен, в связи с чем прокурором Великолукского района 27.03.2023 внесено представление об устранении нарушений законодательства о погребении и похоронном деле (л.д.9-12). Указанные нарушения Администрацией сельского поселения «Шелковская волость» Великолукского района устранены не были (л.д.5).
Таким образом, из вышеназванных норм законов следует, что Администрация сельского поселения «Шелковская волость», обязана была в силу требований закона земельный участок, на котором расположено гражданское кладбище в д. Петрово, поставить на кадастровый учет. В судебном заседании административным ответчиком представлен договор подряда №81-1/23 от 02.06.2023, заключенный с ООО «ВИЗИР» на выполнение кадастровых работ на территории земельного участка, занятого под гражданское захоронение, расположенного по адресу: в д.Петрово сельского поселения «Шелковская волость» Великолукского района Псковской области. Однако подтверждающие документы о том, что данный земельный участок поставлен на кадастровый учет, суду не представлено.
Суд приходит к выводу, что отсутствие необходимых землеустроительных и правоустанавливающих документов, в том числе определяющих границы земельных участков, занятых под кладбища, может привести к нарушению границ смежных с указанными участками земель и как следствие, захоронение тел на земельных участках с нарушением назначения земли, а также с нарушением требований земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства, в результате чего возможно нарушение прав неограниченного круга лиц. Отсутствие определенных границ земельного участка препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля за местом погребения в целях безопасности жизни и здоровья населения.
При таких обстоятельствах уточненные требования прокурора Великолукского района подлежат удовлетворению.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
Из содержания приведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности, обеспечивая при этом соблюдение баланса сторон.
Срок, о котором просит прокурор, по мнению суда, является разумным, обоснованным и достаточным для исполнения действий, направленных, в конечном счете, на устранение нарушений земельного законодательства, на принятие мер по определению границ и постановке на кадастровый учет земельного участка, на котором расположено действующее гражданское захоронение в д. Петрово сельского поселения «Шелковской волости» Великолукского района Псковской области.
Представитель административного ответчика возражений относительно указанного в административном иске срока не представил.
В соответствии с положениями ст. 333.36 Налогового кодекса РФ по данному гражданскому делу обе стороны освобождены от уплаты государственной пошлины, поэтому в силу ч. 3 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, подлежат возмещению за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░ ░ ░░░░ ░░ 01.06.2024 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 25.07.2023.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░. ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░