Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 апреля 2022 года |
г. Ивдель |
Ивдельский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Смирнова А.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Милевской Е.М., с участием административного истца ЯковлеваА.В., административного ответчика Швецова В.С., представителей административных ответчиков ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Свердловской области – Винокурцевой В.Г., действующей на основании доверенности от дд.мм.гггг №, прокуратуры Свердловской области – Чернышева С.А., действующего на основании доверенности от дд.мм.гггг №,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи административное дело № 2а-212/2022 по административному исковому заявлению Яковлева А.В. к федеральному казённому учреждению Исправительная колония № 3 главного управления Федеральной службы исполнения наказания по Свердловской области (далее – ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Свердловской области), начальнику отряда ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Свердловской области Швецову В.С., прокуратуре Свердловской области, о признании незаконными действий (бездействий),У С Т А Н О В И Л:
Заявитель обратился в Ивдельский городской суд Свердловской области с указанным административным иском, просит признать незаконными действия (бездействия) ШвецоваВ.С. по не регистрации и не передаче обращений от дд.мм.гггг, дд.мм.гггг, дд.мм.гггг, дд.мм.гггг, дд.мм.гггг, дд.мм.гггг, дд.мм.гггг на рассмотрение начальнику исправительного учреждения; просит признать незаконными бездействия исправительного учреждения по не рассмотрению названных обращений; просит признать незаконными бездействия ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Свердловской области (далее – Исправительное учреждение, ИУ) по не направлению в срок установленный ч. 4 ст.15 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации обращений от дд.мм.гггг, дд.мм.гггг, дд.мм.гггг, дд.мм.гггг, дд.мм.гггг, дд.мм.гггг, дд.мм.гггг, дд.мм.гггг, дд.мм.гггг, дд.мм.гггг, дд.мм.гггг, дд.мм.гггг, дд.мм.гггг, дд.мм.гггг, дд.мм.гггг, дд.мм.гггг; признать незаконными действия (бездействия) и решение ИУ по не привлечению Швецова В.С. к дисциплинарной ответственности; признать незаконным бездействие Свердловской прокуратуре по надзору за соблюдением законов в ИУ по неосуществлению контроля за рассмотрением представлений в части привлечения к административной ответственности.
Протокольным определением от 12.04.2022 произведена замена ненадлежащего ответчика Свердловской прокуратуре по надзору за соблюдением законов в ИУ надлежащим - прокуратура Свердловской области.
В судебном заседании административный истец Яковлев А.В. поддержал административное исковое заявление по изложенным в нем основаниям, указав, что необходимость принятия судебного акта о незаконности действий Швецова В.С. обусловлена отсутствием ответственности за множество нарушений, отсутствием адекватных мер со стороны прокуратуры и руководства исправительного учреждения, по привлечению его в дисциплинарной ответственности.
Административный ответчик Швецов В.С. суду сообщил, что нарушения были обусловлены высокой загруженностью, те обращения которые небыли зарегистрированы утрачены.
Представитель административного ответчика ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Свердловской области – Винокурцева В.Г. поддержала письменные возражения просит отказать в удовлетворении требований так как дд.мм.гггг прокурором внесено представление, обращения от дд.мм.гггг, дд.мм.гггг, дд.мм.гггг, дд.мм.гггг, дд.мм.гггг, дд.мм.гггг, дд.мм.гггг, дд.мм.гггг, дд.мм.гггг, дд.мм.гггг, дд.мм.гггг, дд.мм.гггг, дд.мм.гггг, дд.мм.гггг, дд.мм.гггг, дд.мм.гггг направлены с нарушением срока (ч. 4 ст.15 УИК РФ), а также ряд обращений небыли зарегистрированы Швецовым В.С, который подвергнут общественному порицанию, просит отказать в удовлетворении требований (л.д. 40-41).
Представитель административного ответчика прокуратуры Свердловской области Чернышов С.А. исковые требования не признал, поддержал письменные возражения об отсутствии в компетенции Свердловской прокуратуре по надзору за соблюдением законов в ИУ полномочий по надзору за ФКУ ИК-3, Ивдельской прокуратурой за ИУ рассмотрены обращения Административного истца, выявлены нарушения внесено представление которое рассмотрено ИУ, бездействия, нарушений в ходе надзорной деятельности не допущено, просит отказать в удовлетворении иска.
Выслушав участвующих лиц, изучив представленные материалы, оценив каждое представленное доказательство в отдельности и все в совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Яковлев А.В. осужден дд.мм.гггг Североуральским городским судом Свердловской области с учётом Кассационного определения Свердловского областного суда от дд.мм.гггг и Постановления Президиума Свердловского областного суда от дд.мм.гггг по п. «г» ч. 3 ст. 228.1, п.п. «а, г» ч. 3 ст. 228.1 (3 эпизода), ч. 3 ст. 30 п. «а» ч. 3 ст. 228.1, ч. 3 ст. 30 п.п. «а, г» ч. 3 ст. 228.1, ч. 1 ст. 30 п.«а» ч. 3 ст. 228.1, ч. 1 ст. 30 п. «г» ч. 3 ст. 228.1 (4 эпизода) Уголовного кодекса Российской Федерации к 15 годам 11 месяцам лишения свободы, со штрафом 50000 рублей (л.д. 57). Характеризуется отрицательно, имеет 27 взысканий, 2 действующие, поощрений не имеет (л.д. 51, 58-59)
В ходе надзорной деятельности Ивдельским прокурором по надзору за соблюдением законов в ИУ в адрес начальника Исправительного учреждения внесено представление от дд.мм.гггг выявлен ряд нарушения в том числе ч. 4 ст.15 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и п. 66 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений утверждённых Приказом Минюста России от 16.12.2016 N 295 (далее - ПВР), Истцу дан соответствующий ответ (л.д. 22-25).
дд.мм.гггг Истцу дан ответ о внесении представления по факту нарушения ч. 4 ст.15 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации по обращению от дд.мм.гггг (л.д. 29).
дд.мм.гггг Истцу дан ответ о рассмотрении ИУ представления от дд.мм.гггг (л.д. 30).
дд.мм.гггг в адрес начальника Исправительного учреждения внесено представление о нарушении в ст.15 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при ошибочном направлении корреспонденции в 7 КСОЮ (л.д. 32). дд.мм.гггг Истцу дан ответ о рассмотрении ИУ представления от дд.мм.гггг (л.д. 31).
дд.мм.гггг Истцу дан ответ внесении в адрес начальника Исправительного учреждения внесено представления от дд.мм.гггг в связи с нарушением ч. 4 ст.15 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при направлении обращения от дд.мм.гггг, дд.мм.гггг, дд.мм.гггг, дд.мм.гггг, дд.мм.гггг, дд.мм.гггг, дд.мм.гггг, дд.мм.гггг, дд.мм.гггг, дд.мм.гггг, дд.мм.гггг, дд.мм.гггг, дд.мм.гггг, дд.мм.гггг, дд.мм.гггг, дд.мм.гггг, дд.мм.гггг, дд.мм.гггг, дд.мм.гггг, дд.мм.гггг, дд.мм.гггг, дд.мм.гггг, дд.мм.гггг, дд.мм.гггг, дд.мм.гггг, дд.мм.гггг, дд.мм.гггг, дд.мм.гггг, дд.мм.гггг (л.д. 33-34).
дд.мм.гггг в адрес начальника Исправительного учреждения внесено представление, установлено нарушение ч. 4 ст.15 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации по обращениям Административного истца переданным в августе - сентябре 2021 начальнику отряда Швецову В.С. (л.д. 28). дд.мм.гггг Истцу дан ответ о рассмотрении ИУ представления от дд.мм.гггг и объявлении должностному лицу общественного порицания (л.д. 27).
дд.мм.гггг Истцу дан ответ об отсутствии необходимости принятия мер реагирования, так как доводы уже являлись предметом проверки обращения от дд.мм.гггг (л.д. 26).
дд.мм.гггг в адрес начальника Исправительного учреждения внесено представления в связи с систематическим нарушением ч. 4 ст.15 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в том числе при направлении обращений от дд.мм.гггг, дд.мм.гггг, дд.мм.гггг, дд.мм.гггг, дд.мм.гггг, дд.мм.гггг, дд.мм.гггг, дд.мм.гггг, дд.мм.гггг, дд.мм.гггг, дд.мм.гггг, дд.мм.гггг, дд.мм.гггг, дд.мм.гггг, дд.мм.гггг, дд.мм.гггг. Обращения от дд.мм.гггг, дд.мм.гггг, дд.мм.гггг, дд.мм.гггг, дд.мм.гггг, дд.мм.гггг не зарегистрировано, ответы не даны, получены Швецовым В.С. (л.д. 46-47).
Те-же обстоятельства видны из справки по обращениям Яковлева, расписок и справки от дд.мм.гггг (л.д. 52-55).
дд.мм.гггг по представлению проведено совещание, оформлен протокол (л.д.49).
дд.мм.гггг проведено официальное собрание принято решение № об общественном порицании в том числе Швецова В.С. (л.д. 50).
дд.мм.гггг начальником ИУ подготовлен ответ на представление от дд.мм.гггг о подтверждении нарушений и принятых мерах (л.д. 48).
В силу ч. 2 ст. 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд также вправе прекратить производство по административному делу в случае, если оспариваемые нормативный правовой акт, решение отменены или пересмотрены и перестали затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.
Суд также вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если оспариваемое решение отменено или пересмотрено и перестало затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца (ч. 2 ст. 225 КАС РФ).
В данном случае вышеописанные требования о признании незаконными действий бездействий ШвецоваВ.С. по не регистрации и не передаче обращений от дд.мм.гггг, дд.мм.гггг, дд.мм.гггг, дд.мм.гггг, дд.мм.гггг, дд.мм.гггг на рассмотрение начальнику исправительного учреждения; ИУ по не рассмотрению названных обращений; ИУ по не направлению в срок установленный ч. 4 ст.15 УИК РФ обращений от дд.мм.гггг, дд.мм.гггг, дд.мм.гггг, дд.мм.гггг, дд.мм.гггг, дд.мм.гггг, дд.мм.гггг, дд.мм.гггг, дд.мм.гггг, дд.мм.гггг, дд.мм.гггг, дд.мм.гггг, дд.мм.гггг, дд.мм.гггг, дд.мм.гггг, дд.мм.гггг, уже признаны таковыми прокурором в ходе надзорной деятельности.
Суд полагает, что данные требования не являются самостоятельными, а фактически положены в основу требований о признании незаконности действий бездействий ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Свердловской области и прокуратуры Свердловской области.
В силу ч. 4 ст. 15 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предложения, заявления, ходатайства и жалобы осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни, адресованные Президенту Российской Федерации, в палаты Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, суд, органы прокуратуры, вышестоящие органы уголовно-исполнительной системы и их должностным лицам, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также адресованные в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, Европейский Суд по правам человека, и ответы на них цензуре не подлежат. Указанные предложения, заявления, ходатайства и жалобы не позднее одного рабочего дня передаются операторам связи для их доставки по принадлежности.
Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение.
Регистрация предложений, заявлений, ходатайств и жалоб, изложенных письменно и адресованных администрации ИУ, осуществляется службой делопроизводства ИУ в течение 3-х дней с момента их подачи (п. 66 ПВР).
Нарушении вышеописанных требований закона, установлена прокурором, подтверждается представленными материалами и не вызывает сомнений.
Оснований для переоценки выводов установленных прокурором судом не усматриваете.
Повторное установление таких нарушений судебным актом не требуется, суд полагает, что с момента признания названных нарушений незаконными прокурором они перестали затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.
Меры по возложению обязанности на ИУ по рассмотрению обращений от дд.мм.гггг, дд.мм.гггг, дд.мм.гггг, дд.мм.гггг, дд.мм.гггг, дд.мм.гггг не могут быть приняты судом так как в ходе рассмотрения дела установлено, что такие обращения в ИУ не поступали, фактически были утрачены административным ответчиком ШвецовымВ.С., что соответственно исключает возможность их рассмотрения.
Одновременно с изложенным, суд обращает внимание, что доказательств существования обращения от дд.мм.гггг судом не установлено, они не подтверждены ни распиской, ни справкой об обращениях, ни материалами надзорной деятельности.
Возвращаясь к вопросу действий, бездействий ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Свердловской области и прокуратуры Свердловской области, суд находит, что нарушений с их стороны не допущено.
Как верно неоднократно указано прокурором, вопрос привлечения должностных лиц к дисциплинарной ответственности в силу ст. 192 Трудового кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 19.07.2018 N 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» относится к исключительной компетенции работодателя, и защищён от вмешательства в трудовую (служебную) деятельность третьих лиц.
Аналогичным образом вмешательство в осуществление прокурорского надзора недопустимо, воздействие в какой-либо форме федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствование в какой-либо форме его деятельности влечет за собой установленную законом ответственность.
Прокурор не обязан давать каких-либо объяснений по существу находящихся в его производстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи (ч. 1, 2 ст. 5 Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»).
Таким образом к предмету затрагивающему права и законные интересы административного истца относится лишь вопрос рассмотрения его обращений, меры прокурорского реагирования к таковому не относятся, если они не приняты в отношении самого заявителя.
Соответственно, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Таким образом, из смысла указанных норм права следует, что для принятия судом решения незаконным необходимо наличие двух условий: это несоответствие решение закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Такой совокупности условий для признания незаконным действий бездействий ИУ и Прокуратуры судом не установлено.
Прокуратурой в пределах её компетенции рассмотрены жалобы Яковлева, по результатам надзорной деятельности выявлен ряд нарушений, о чём дан ответ заявителю, а в адрес начальника ИУ внесено представление, которое соответствующим образом рассмотрено, о чём уведомлен прокурор (л.д. 48), подтверждён факт нарушения сроков и не регистрации обращений начальником отряда Швецовым В.С., он подвергнут общественному порицанию.
Названные обстоятельства как было указано, не затрагивают прав и законных интересов Яковлева, привлечение либо не привлечение Швецова к дисциплинарной ответственности, не является надлежащим способом защиты его прав.
При таких обстоятельствах суд находит необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░.░., ░░░ ░░-3 ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ (░░░░░░░) |
░.░. ░░░░░░░ |
|
|
|
|
|