Дело № 2а-1590/2023
УИД 34RS0007-01-2023-001974-52
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 июня 2023 года г.Волгоград
Тракторозаводский районный суд г. Волгограда в составе:
председательствующего судьи Кучеровой Л.П.,
при секретаре судебного заседания Бочаровой Ю.В.,
с участием:
помощника прокурора Тракторозаводского района города Волгограда Галейченко Е.Н.,
административного ответчика Смачного А.С., посредством видеоконференц-связи,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 9 УФСИН России по Волгоградской области» к Смачному Александру Сергеевичу об установлении административного надзора,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 9 УФСИН России по Волгоградской области» (далее по тексту ФКУ ИК-9 УФСИН России по Волгоградской области) обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении осужденного Смачного А.С. сроком на 8 лет с установлением административных ограничений в виде:
- обязательной явки два раза раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
- запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 23.00 часов до 06.00 часов.
Административный истец мотивирует свои требования тем, что Смачный А.С. отбывает наказание по приговору Волжского городского суда Волгоградской области от 29 ноября 2021 года, которым он осужден по ч.1 ст.314.1 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы сроком 4 месяца.
На основании ч.4 ст.74 УК РФ отменено Смачному А.С. условное наказание по приговору Волжского городского суда Волгоградской области от 17 февраля 2021 года.
В соответствии со ст.70 УК РФ по совокупности приговоров, к вновь назначенному наказанию присоединено частично неотбытое наказание по приговору Волжского городского суда Волгоградской области от 17 февраля 2021 года, назначено окончательное наказание в виде лишения свободы сроком 1 год 11 месяцев, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Начало срока отбывания наказания осужденным – 10 декабря 2021 года, конец срока – 28 октября 2023 года. Смачный А.С. отбывает наказание в ФКУ ИК-9 УФСИН России по Волгоградской области, за время отбывания наказания в местах лишения свободы имеет 4 поощрения, взысканий не имеет.
Решением Тракторозаводского районного суда г.Волгограда от 03 марта 2020 года Смачному А.С. установлен административный надзор – до 06 декабря 2026 года по приговору Волжского городского суда Волгоградской области от 15 марта 2017 года, которым он осужден по п. «г» ч.2 ст.161 УК РФ, то есть за совершение тяжкого преступления, судимость по которому не погашена; указанным приговором в действия осужденного Смачного А.С. признан рецидив преступлений.
В связи с тем, что Смачный А.С. в период нахождения под административным надзором совершил преступление, за которое был осужден к лишению свободы и направлен в места лишения свободы для отбывания наказания, учитывая, что судимость по приговору Волжского городского суда Волгоградской области от 29 ноября 2021 года погашается по истечении 3 лет, просил установить Смачному А.С. административный надзор сроком на 8 лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания с установлением вышеуказанных административных ограничений.
Представитель административного истца - ФКУ ИК-9 УФСИН России по Волгоградской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежаще, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Административный ответчик Смачный А.С. в судебном заседании административные исковые требования признал частично, просил не устанавливать ему административное ограничение в виде запрета на пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 23.00 часов до 06.00 часов, поскольку после освобождения из мест лишения свободы он намерен работать в ночное время.
Выслушав административного ответчика Смачного А.С., заключение прокурора, полагавшего необходимым удовлетворить заявленные требования административного истца частично, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, предусмотрены главой 29 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и Федеральным законом от 06 апреля 2011 года №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
Федеральным законом от 06 апреля 2011 года №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» предусмотрено установление административного надзора для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
На основании статьи 6 Федерального закона от 06 апреля 2011 года №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается судом на основании заявления исправительного учреждения или органа внутренних дел.
В соответствии с пунктами 2, 4 части 2 статьи 3 Федерального закона от 06 апреля 2011 года №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, а также за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи) административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
Анализ указанного положения закона позволяет сделать вывод о том, что основанием для установления административного надзора является сам факт совершения лицом в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания.
На основании части 1 статьи 173.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого из мест лишения свободы, если это лицо отбывало наказание за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, либо за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, либо за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, предусмотренного пунктом "л" части второй статьи 105, пунктом "е" части второй статьи 111, пунктом "з" части второй статьи 117, частью четвертой статьи 150 (в случае совершения преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы), статьями 205 - 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277 - 279, 282 - 282.3, 295, 317, 357, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации, либо за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания, судом устанавливается административный надзор в соответствии с федеральным законом.
В судебном заседании установлено, что вступившим в законную силу решением Тракторозаводского районного суда г.Волгограда от 03 марта 2020 года в отношении Смачного А.С. установлен административный надзор - до 06 декабря 2026 года, с административными ограничениями в виде: обязательной явки в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения два раза в месяц для регистрации; запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут; запрета посещения мест проведения массовых и иных мероприятий, а также участвовать в указанных мероприятиях.
Основанием для установления административного надзора послужило наличие у Смачного А.С. непогашенной и неснятой судимости за совершение тяжкого преступления при рецидиве, за которое он был осужден приговором Волжского городского суда Волгоградской области от 15 марта 2017 года по п. «г» ч.2 ст.161 УК РФ к наказанию в виде 2 лет 5 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Совершенное преступление, предусмотренное п. «г» ч.2 ст.161 УК РФ относятся к категории тяжких.
Из материалов дела усматривается, что Смачный А.С. 24 апреля 2020 года освобожден из мест лишения свободы по отбытию срока наказания по приговору Волжского городского суда Волгоградской области от 26 июня 2018 года, которым он осужден за совершение преступления, предусмотренного ч.1 ст.161 УК РФ к наказанию в виде 10 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
В период нахождения под административным надзором, а именно 04 июля 2021 года Смачный А.С. совершил преступление небольшой тяжести, предусмотренное ч.1 ст.314.1 УК РФ, за которое осужден приговором Волжского городского суда Волгоградской области от 29 ноября 2021 года к наказанию в виде 4 месяцев лишения свободы.
На основании ч.4 ст.74 УК РФ отменено Смачному А.С. условное наказание по приговору Волжского городского суда Волгоградской области от 17 февраля 2021 года.
В соответствии со ст.70 УК РФ по совокупности приговоров, к вновь назначенному наказанию присоединено частично неотбытое наказание по приговору Волжского городского суда Волгоградской области от 17 февраля 2021 года, назначено окончательное наказание в виде лишения свободы сроком 1 год 11 месяцев, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Пунктом 3 части 1 статьи 9 Федерального закона от 06 апреля 2011 года №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» предусмотрено, что административный надзор прекращается в случае осуждения поднадзорного лица к лишению свободы и направлению его к месту отбывания наказания.
Поскольку после принятия 03 марта 2020 года Тракторозаводским районным судом г.Волгограда решения об установлении Смачному А.С. административного надзора последний был осужден к наказанию в виде лишения свободы и направлен к месту отбытия наказания в колонию строгого режима, то ранее установленный в отношении него административный надзор был прекращен в силу закона.
Наказание по приговору Волжского городского суда Волгоградской области от 29 ноября 2021 года Смачный А.С. отбывает в ФКУ ИК-9 УФСИН России по Волгоградской области с 31 декабря 2021 года; срок отбытия наказания истекает 28 октября 2023 года.
Из характеристики осужденного Смачного А.С. следует, что он ранее судим, отбывает наказание в ФКУ ИК-9 УФСИН России по Волгоградской области с 31 декабря 2021 года, ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ. В целом характеризуется положительно.
Представленная в материалах дела характеристика подписана должностными лицами исправительного учреждения и оснований не доверять сведениям, изложенным в характеристике, у суда не имеется.
Из справки о взысканиях и поощрениях усматривается, что осужденный Смачный А.С. за время отбывания наказания в местах лишения свободы не имеет 4 поощрения, взысканий не имеет.
Смачный А.С. подлежит освобождению 28 октября 2023 года.
Таким образом, судом установлено, что Смачный А.С. является совершеннолетним лицом, освобождаемым из мест лишения свободы, имеющим непогашенную и неснятую судимость, в том числе, за совершение тяжкого преступления при рецидиве, а также за совершение в период нахождения под административным надзором преступления небольшой тяжести, за которое осужден к лишению свободы и направлен к месту отбывания наказания.
Указанные обстоятельства в силу п.2 ч.2 ст.3 и п.4 ч.2 ст.3 Федерального закона от 06 апреля 2011 года №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» являются самостоятельными основаниями к установлению административного надзора.
Административный ответчик относится к числу лиц, указанных в части 2 статьи 3 Федерального закона от 06 апреля 2011 года №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», и в отношении него должен быть установлен административный надзор на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания (пункт 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 06 апреля 2011 года №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»).
С учетом этого, административный надзор устанавливается вновь, если после отбытия наказания, в связи с которым такой надзор был прекращен, у лица по первоначальному приговору суда сохраняется неснятая или непогашенная судимость за совершение преступления, указанного в части 2 статьи 3 Федерального закона от 06 апреля 2011 года №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы». Установление административного надзора при названных обстоятельствах в рамках срока непогашенной судимости по первоначальному приговору не является повторным.
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в пункте 26 Постановления Пленума от 16 мая 2017 года № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», в случае, когда лицо, освобождаемое или освобожденное из мест лишения свободы, имеет неснятую или непогашенную судимость за совершение преступлений различных категорий, срок административного надзора определяется исходя из срока для погашения судимости только за то преступление, в связи с совершением которого назначается административный надзор (часть 1 статьи 5 Федерального закона от 06 апреля 2011 года №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», статья 86 Уголовного кодекса Российской Федерации).
При одновременном наличии нескольких оснований для установления административного надзора он устанавливается исходя из основания, по которому законом предусмотрен более длительный срок административного надзора (статья 3, часть 1 статьи 5 Федерального закона от 06 апреля 2011 года №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»).
После отбытия Смачным А.С. наказания, в связи с которым был прекращен административный надзор, за ним по приговору Волжского городского суда Волгоградской области от 15 марта 2017 года, по которому он был осужден за совершение тяжкого преступления при рецидиве преступлений, указанного в части 2 статьи 3 Федерального закона от 06 апреля 2011 года №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
То есть, Смачный А.С. имеет неснятую, непогашенную судимость по приговору Волжского городского суда Волгоградской области от 15 марта 2017 года, за совершение им тяжкого преступления при рецидиве (п. «г» ч.2 ст.161 УК РФ), освободившегося 06 декабря 2018 года из мест лишения свободы.
В соответствии с ч.3 ст.86 Уголовного кодекса Российской Федерации судимость по этому приговору погашается по истечении 8 лет после отбытия наказания, то есть 06 декабря 2026 года.
Кроме того, в судебном заседании также установлено, что Смачный А.С. имеет неснятую и не погашенную судимость по приговору Волжского городского суда Волгоградской области от 29 ноября 2021 года за совершение преступления небольшой тяжести (ч.1 ст.314.1 УК РФ), с присоединением к указанному приговору на основании ст. 70 УК РФ по совокупности приговоров, к вновь назначенному наказанию частично неотбытое наказание по приговору Волжского городского суда Волгоградской области от 17 февраля 2021 года, по которому он отбывает наказание в настоящее время, рецидив преступлений не установлен.
В соответствии с ч.3 ст.86 Уголовного кодекса Российской Федерации судимость по названному приговору погашается по истечении 3 лет после отбытия наказания, то есть 28 октября 2026 года.
Таким образом, в силу вышеприведенных норм закона, в целях предупреждения совершения преступлений в дальнейшем, принятия индивидуальных мер профилактического воздействия к Смачному А.С., суд считает возможным установить ему административный надзор на 8 лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания по приговору Волжского городского суда Волгоградской области от 15 марта 2017 года, то есть на срок погашения судимости по данному приговору - до 06 декабря 2026 года.
При этом, суд учитывает, что в соответствии с требованиями Федерального закона от 06 апреля 2011 года №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» установление лицу, освобожденному из мест лишения свободы и имеющему непогашенную судимость за совершение преступлений при опасном рецидиве, иного срока административного надзора, кроме как установленного уголовным законом для погашения судимости, не предусмотрено.
Закон для указанной категории лиц устанавливает конкретный срок административного надзора, который не может быть снижен судом при рассмотрении дела об установлении административного надзора. Вместе с тем, закон предоставляет возможность его досрочного прекращения судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом, и положительно характеризуется по месту работы и (или) месту жительства, пребывания или фактического нахождения (часть 2 статьи 9 Федерального закона от 06 апреля 2011 года №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»).
В соответствии с частью 3 статьи 273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в решении суда об установлении или о продлении административного надзора должен быть указан срок административного надзора, конкретные административные ограничения, установленные судом.
Согласно статье 4 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в отношении поднадзорного могут устанавливаться следующие административные ограничения:
запрещение пребывания в определённых местах;
запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;
запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица в определённое время суток;
запрещение выезда за установленные судом пределы территории;
5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.
При этом, в соответствии с пунктом 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года №15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административное ограничение не является наказанием за совершение преступления и (или) правонарушения, а представляет собой меру, направленную на предотвращение повторного совершения преступлений и (или) иных правонарушений лицами, имеющими судимость за определенные виды преступлений, предусмотренные Законом, посредством осуществления административного надзора.
При определении количества явок в органы внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения Смачного А.С. принимая во внимание личность административного ответчика, его поведение в период отбывания наказания, которое являлось положительным, а также в целях предупреждения преступлений и правонарушений, суд приходит к выводу о том, что профилактическое воздействие на осужденного может быть обеспечено его обязательной явкой один раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, поскольку необходимость установления явки в орган внутренних два раза административным истцом не мотивирована.
Суд не находит оснований для удовлетворения требования об установлении ограничения в виде запрета пребывания осуждённого Смачного А.С. вне жилого помещения или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 23.00 часов до 06.00 часов, поскольку административным истцом не мотивировано установление данного административного ограничения, материалы дела также не содержат данных, свидетельствующих о необходимости установления такого ограничения.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» срок административного надзора подлежит исчислению со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
Таким образом, срок административного надзора надлежит исчислять со дня постановки Смачного А.С. на учет в органе внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Руководствуясь статьями 175-180, 273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 9 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 8 (░░░░░░) ░░░ - ░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 15 ░░░░░ 2017 ░░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░ 06 ░░░░░░░ 2026 ░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, 21 ░░░░░░░ 1987 ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ 1 (░░░░) ░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 29 ░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░