Дело № 2а-2546/2023
76RS0024-01-2023-002191-69
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 августа 2023 года г. Ярославль
Фрунзенский районный суд г. Ярославля в составе судьи Ронжиной Е.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Ярославской области к Игнатьевой Ю.В. о взыскании задолженности по уплате налоговых платежей,
у с т а н о в и л:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №10 по Ярославской области (далее – МИФНС России №10 по Ярославской области) обратилась в суд с иском к Игнатьевой Ю.В. о взыскании задолженности страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, налог за 2018 год в сумме 5853,59 руб., пени за 2018 год в сумме 1967 руб.; страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, налог за 2018 год в сумме 1613,96 руб., пени за 2018 год в сумме 505,80 руб.; а всего 9940,35 руб.
В обоснование заявленных требований указано, что Игнатьева Ю.В., ИНН НОМЕР, с 18.08.2017 осуществляла предпринимательскую деятельность и являлась плательщиком страховых взносов. В Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей 28.04.2018 внесена запись о государственной регистрации прекращения деятельности Игнатьевой Ю.В. в качестве индивидуального предпринимателя. Игнатьева Ю.В. после прекращения деятельности индивидуального предпринимателя обязана уплатить страховые взносы по ОПС и ОМС за 2018 год в сумме 9940,35 руб.
В установленный законом срок взносы административным ответчиком уплачены не были, в связи с чем административному ответчику начислены пени.
17.05.2023 мировым судьей судебного участка № 6 Фрунзенского судебного района г. Ярославля вынесено определение об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа.
По состоянию на текущую дату, за налогоплательщиком числится задолженность по уплате налоговых платежей.
Кроме того, Инспекция просит восстановить пропущенный срок для подачи административного искового заявления.
От административного ответчика Игнатьевой Ю.В. поступили возражения на административное исковое заявление, согласно которым в удовлетворении заявленных требований следует отказать в полном объеме в связи с пропуском срока взыскания задолженности.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного (письменного) производства.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии с п. 2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Судом установлено, что налоговым органом в адрес административного ответчика направлено требование № 29814 от 03.07.2018 об уплате страховых взносов по ОПС и ОМС и пени в срок до 23.07.2018 на общую сумму 9940,35 руб., в том числе по налогам (сборам, страховым взносам) 8953,47 руб.
Процедура и сроки взимания с налогоплательщика - физического лица задолженности по уплате налогов в судебном порядке регламентированы ст. 48 Налогового кодекса РФ, главой 32 КАС РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 48 НК РФ (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
С учетом вышеуказанных положений Налогового кодекса РФ, принимая во внимание, что общая сумма задолженности Игнатьевой Ю.В. не превышает 10 000 руб., срок для обращения в суд истекал 23.01.2022.
С 01.01.2023 действует новая редакция ст. 48 НК РФ, согласно которой налоговый орган вправе обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности не позднее 1 июля года, на 1 января которого истекло три года со срока исполнения требования об уплате, и сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, не превысила 10 тысяч рублей.
Таким образом, в соответствии с актуальной редакцией статьи срок для обращения в суд в данном случае истек 01.07.2022.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в мае 2023 года Инспекция обратилась к мировому судье судебного участка № 6 Фрунзенского судебного районаг. Ярославля за выдачей судебного приказа о взыскании с Игнатьевой Ю.В. недоимки по уплате налоговых платежей.
Определением мирового судьи судебного участка № 6 Фрунзенского судебного района г. Ярославля от 17.05.2023 Инспекции отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа из-за пропуска срока на обращение с указанным заявлением.
Исходя из разъяснений, содержащихся в абз. 2 п. 48 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», если в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано, взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 КАС РФ в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке, то есть отказ в принятии заявления о вынесении судебного приказа на порядок течения срока обращения в суд не влияет.
Административное исковое заявление подано Инспекцией во Фрунзенский районный суд г. Ярославля 21.06.2023, то есть с пропуском предусмотренного ст. 48 НК РФ срока.
Согласно ст. 48 НК РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Инспекцией заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока, в обосновании которого административным истцом в качестве уважительных причин его пропуска указано на выявление большого числа неплательщиков налогов.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 8 февраля 2007 года № 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
В связи с тем, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может и несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков и порядка взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления, установленный факт несоблюдения налоговым органом срока для обращения в суд с заявлением о взыскании недоимки по налогу и задолженности по пеням является основанием для вынесения на обсуждение обстоятельств, связанных с причинами пропуска этого срока и основаниями для его восстановления.
Суд не усматривает оснований для восстановления пропущенного процессуального срока.
Указанные административным истцом причины пропуска срока суд не может отнести к числу уважительных. Административный истец является профессиональным участником налоговых правоотношений, осуществляет возложенные на него обязанности по контролю и надзору в области налогов и сборов, в т.ч. по их взысканию в принудительном порядке, что предполагает осведомленность инспекции о правилах обращения в суд с заявлениями/исками о взыскании обязательных платежей и санкций.
Пропуск без уважительных причин процессуального срока служит самостоятельным основанием для принятия решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с ч. 5 ст. 180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░