Дело № 2а-8387/2023 УИД 50RS0021-01-2023-007344-66
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 сентября 2023 года г. Красногорск
Красногорский городской суд Московской области Российской Федерации в составе председательствующего судьи Харитоновой Р.Н.,
при секретаре судебного заседания ФИО8,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2 к ФИО3 <адрес>ному отделу судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по ФИО6 <адрес>, ГУФССП по ФИО6 <адрес> о признании незаконным бездействие, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд с административным исковым заявлением к ФИО3 <адрес>ному отделу судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по ФИО6 <адрес> о признании незаконным бездействие, возложении обязанности.
Определением суда к участию в деле привлечены в качестве административного ответчика ГУФССП по ФИО6 <адрес>, заинтересованного лица - ФИО5.
Административный иск мотивирован тем, что в Красногорский ФИО7 был направлен исполнительный документ - судебный приказ № от ДД.ММ.ГГГГ, выданный мировым судьей судебного участка № ФИО3 судебного района ФИО6 <адрес> о взыскании задолженности по договору займа № от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 45775 рублей с должника ФИО5 (ШПИ №), которое получено адресатом ДД.ММ.ГГГГ. Между тем в установленные законом сроки исполнительное производство возбуждено не было, чем нарушены права и законные интересы административного истца как взыскателя по исполнительному производству.
На основании изложенного, административный истец просит признать незаконным бездействие, выразившееся в пассивном уклонении от совершения фактических (реальных) действий, которые лицо могло и должно было совершить в силу должностных обязанностей, а именно действий для возбуждения исполнительного производства в установленный законом срок; обязать административного ответчика устранить допущенное нарушение прав и законных интересов административного истца путем возбуждения исполнительного производства в отношении ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ г.р. на основании судебного приказа по делу №.
Административный истец ФИО2 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещалась в соответствии с требованиями ст. 96 КАС РФ, письменным ходатайством, изложенным в исковом заявлении, просит о рассмотрении дела в отсутствии своего представителя.
Административные ответчики ФИО3 ГУФССП России по ФИО6 <адрес>, ГУФССП по ФИО6 <адрес>, заинтересованное лицо ФИО5 в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещался в соответствии с требованиями ст. 96 КАС РФ.
Судебное разбирательство в соответствии со ст. 150 КАС РФ проведено в отсутствие не явившихся лиц, своевременно извещавшихся о времени и месте судебного заседания и не представивших сведений о причинах неявки в суд.
Исследовав материалы дела в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующим выводам.
В силу ч. 3 ст. 62 КАС РФ обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле.
В силу части 1 статьи 178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.
В соответствии со ст. 121 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон № 229-ФЗ) постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействиями), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Как следует из ч. 2 ст. 62, ч. 1 ст. 218, ч.ч. 9, 11 ст. 226 КАС РФ по делам об оспаривании в суде решений, действий (бездействий) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, на истца возлагается бремя доказывания нарушения его прав и соблюдение сроков обращения в суд, на ответчика – законность принятого решения, действия (отсутствие бездействия).
Таким образом, для признания незаконными действий (бездействий) административного ответчика необходимо установить совокупность условий – как нарушение положений нормативных актов, так и нарушение обжалуемыми действиями (бездействием) прав и законных интересов административного истца.
Как усматривается из материалов дела, административный истец по существу обжалует бездействие административных ответчиков, выразившееся в не вынесении постановления о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства, которое носит длящийся характер, следовательно, срок, установленный ч. 3 ст. 219 КАС РФ, не пропущен.
Порядок регистрации исполнительных документов установлен разделами XII, IV и V Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов, утвержденной Приказом ФССП России от ДД.ММ.ГГГГ №. В силу п. 12.1.5 названной инструкции, том специального дела после его заведения делопроизводителем передается исполнителю в трехдневный срок со дня поступления (создания) основного документа в подразделение Службы, а по исполнительным документам, подлежащим немедленному исполнению, - после поступления в подразделение судебных приставов и регистрации немедленно.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» (далее – Закон №118-ФЗ) старший судебный пристав возглавляет подразделение судебных приставов федерального органа принудительного исполнения и организует работу подразделения судебных приставов, обеспечивает принятие мер по своевременному и полному исполнению судебными приставами-исполнителями судебных актов, актов других органов и должностных лиц, утверждает постановления судебных приставов-исполнителей в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве».
В свою очередь принятие мер по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов возлагается на судебного пристава-исполнителя. В компетенцию названного должностного лица входит совершение любых не противоречащих закону действий, необходимых для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов (ч. 1, ст. 12 Закона №118-ФЗ).
В частности, как следует из ч. 8, 17 ст. 30, ч. 2 ст. 31 Закона № 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства; копии данных постановлений не позднее дня, следующего за днем его вынесения направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
В силу п.п. 3.1-3.3 Положения о ФИО3, утвержденного приказом ГУФССП России по ФИО6 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, отделение возглавляет начальник – старший судебный пристав, который является непосредственным руководителем личного состава отделения, осуществляет организацию и руководство деятельностью отделения и в пределах своей компетенции контроль в сфере деятельности отделения. В частности, начальник отделения организует и контролирует работу по своевременному и полному исполнению судебными приставами-исполнителями судебных актов, актов других органов и должностных лиц, организует делопроизводство в отделении.
Судом установлено и подтверждается материалами административного дела, что административным истцом в Красногорский ФИО7 направлены заявление о возбуждении исполнительного производства, исполнительный документ – судебный приказ № от ДД.ММ.ГГГГ, выданный мировым судьей судебного участка № ФИО3 судебного района ФИО6 <адрес> о взыскании задолженности по договору займа с должника ФИО5. Согласно отчету об отслеживании почтового отправления № корреспонденция поступила адресату в центр сортировки в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.
Истец указывает, что не получил никаких документов, связанных с возбуждением и исполнением указанного выше исполнительного документа.
Сроки передачи исполнительного документа судебному приставу-исполнителю и срок возбуждения исполнительного производства (п. п. 7, 8 ст. 30 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", не являются пресекательными. Возбуждение исполнительного производства с нарушением срока не может расцениваться в качестве безусловного основания для признания незаконным бездействия руководителя службы судебных приставов.
Как следует из представленной копии материалов исполнительного производства ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ФИО3 Р.Г. на основании вышеуказанного исполнительного документа возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении должника ФИО5, в пользу взыскателя ФИО2, предмет исполнения: взыскание задолженности имущественного характера в сумме 45 775 рублей.
Проанализировав представленные материалы дела, суд приходит к выводу, что заявление ФИО2 о возбуждении исполнительного производства и исполнительный документ получены Красногорским ФИО7 ГУ ФССП по ФИО6 <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, при этом исполнительное производство возбуждено ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что должностные лица ФИО3 ГУ ФССП по ФИО6 <адрес> в нарушение установленных законом сроков не предпринимали мер по регистрации исполнительного документа и возбуждению исполнительного производства.
Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления в части признания незаконным бездействия ФИО3 ГУ ФССП по ФИО6 <адрес>, выразившееся в не совершении действий, предусмотренных ФЗ "Об исполнительном производстве", а именно в не возбуждении исполнительного производства в отношении ФИО5 в предусмотренные законом сроки.
Учитывая, что на момент рассмотрения настоящего административного дела, судебным приставом-исполнителем ФИО3 ГУ ФССП по ФИО6 <адрес> ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №-ИП в отношении должника ФИО5, требования административного истца о возложении обязанности возбудить исполнительное производство, удовлетворению не подлежат.
При таких обстоятельствах, административные исковые требования подлежат частичному удовлетворению
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░2 ░ ░░░3 <░░░░░>░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░6 <░░░░░>, ░░░░░░ ░░ ░░░6 <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░3 ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░6 <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░6 ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░6 <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
<░░░░░░ ░░░░░░> | <░░░░░░ ░░░░░░> | ||||
<░░░░░░ ░░░░░░> | <░░░░░░ ░░░░░░> | ||||
<░░░░░░ ░░░░░░> |