Дело № 2а-388/2023
УИД 33RS0019-01-2023-000130-26
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
30 мая 2023 года г. Суздаль
Суздальский районный суд Владимирской области в составе:
председательствующего Воронковой Ю.В.,
при секретаре Бутове В.В.,
с участием представителя административного истца – ФИО3,
представителя административного ответчика – администрации <...> – ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании в <...> административное дело по административному исковому заявлению Суздальского межрайонного прокурора к администрации <...>, МБОУ «Новоалександровская ООШ» о признании незаконным бездействия администрации <...> в части доведения лимитов на устранение нарушений санитарных правил, обязании администрации <...> в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование МБОУ «Новоалександровская ООШ» для организации горячего водоснабжения в кабинетах физики и химии, расположенных на 2 этаже, обязании МБОУ «Новоалександровская ООШ» до *** организовать горячее водоснабжение в кабинетах физики и химии, расположенных на 2 этаже,
У С Т А Н О В И Л :
Суздальский межрайонный прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением (с учетом принятых судом уточнений) к администрации <...>, МБОУ «Новоалександровская ООШ» о признании незаконным бездействия администрации <...> в части доведения лимитов на устранение нарушений санитарных правил, обязании администрации <...> в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование МБОУ «Новоалександровская ООШ» для организации горячего водоснабжения в кабинетах физики и химии, расположенных на 2 этаже, обязании МБОУ «Новоалександровская ООШ» до *** организовать горячее водоснабжение в кабинетах физики и химии, расположенных на 2 этаже.
В обоснование административного иска указано, что Суздальской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения образовательными учреждениями района требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. При проверке МБОУ «Новоалександровская ООШ», расположенного по адресу: <...>, установлено, что в нарушение п. 2.6.1. СП 2.***-20 на момент проверки в помещениях кабинетов 2 этажа и санитарных узлов отсутствовало горячее водоснабжение. Указано, что в связи с этим *** межрайонным прокурором директору МБОУ внесено представление об устранении нарушений требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии, согласно ответа на которое следует, что в кабинетах второго этажа наличие горячего водоснабжения не является обязательным, за исключением кабинетов начальных классов, физики и химии, в связи с чем *** МБОУ направлена заявка в адрес Управления образования и молодежной политики администрации <...> на выделение денежных средств на вышеуказанные нужды для устранения нарушений. Обращено внимание на то, что вышеперечисленные нарушения создают угрозу жизни и здоровья воспитанников и работников образовательного учреждения. Полагает, что администрацией <...>, как учредителем названной дошкольной образовательной организации, не организована деятельность, отвечающая требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, в части своевременного и полного доведения лимитов денежных средств на устранение нарушений санитарных правил. Указано, что административное исковое заявление подано в интересах неопределенного круга лиц, являющихся учениками указанного МБОУ, а также лиц, посещающих образовательное учреждение.
В судебном заседании представитель административного истца – помощник Суздальского межрайонного прокурора ФИО3, поддержала в полном объеме уточненное административное исковое заявление по изложенным в нем основаниям. Дополнительно пояснила, что доведение лимитов – это доведение финансирования до организации, которая будет ими пользоваться для использования каких-либо работ, при этом не смогла пояснить срок доведения, указав, что срок доведения лимитов и их объем законодательно не установлен, полагала, что лимиты должны были быть доведены в необходимом объеме. Считала, что данный срок привязан к вынесению соответствующего представления в адрес МБОУ «Новоалександровская ООШ», подтвердив, что в адрес администрации <...> данное представление не направлялось, полагала, что МБОУ должны были донести позицию до Управления образования. Пояснила, что требуемый месячный срок продиктован проведением проверок образовательных учреждений в части подготовки школы к новому учебному году.
Представитель административного ответчика – администрации <...> и заинтересованного лица – Управления образования администрации <...> – ФИО4 против требований к администрации возражала, считая их необоснованными. Указала, что действующим законодательством не предусмотрено доведение лимитов до бюджетных учреждений, пояснив, что финансовое обеспечение выделяется в форме субсидий по заявкам. Пояснила, что заявка была направлена в конце декабря 2022 года, на основании нее в бюджете <...> были предусмотрены данные денежные средства. Уточнила, что Совет народных депутатов проводится один раз в месяц в крайнюю среду каждого месяца, *** было издано постановление, в соответствии с которым школе выделена субсидия. Считала неисполнимым заявленный прокуратурой срок исполнения, ввиду того, что в данных кабинетах не закончен учебный процесс, в июне проходят экзамены, считала нецелесообразным устанавливать обогреватели во время проведения ремонта, просила продлить срок до ***.
Административный ответчик - МБОУ «Новоалександровская ООШ», надлежащим образом извещенное о дате и времени судебного разбирательства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявляло.
В представленном суду ответе на уточненный иск директор МБОУ «Новоалександровская ООШ» ФИО5 пояснила, что в срок до *** будет организовано горячее водоснабжение в кабинетах физики и химии, расположенных на втором этаже, при этом указано, что финансирование данного вопроса администрацией <...> выполнено, денежные средства внесены в бюджет МБОУ «Новоалександровская ООШ».
Заинтересованное лицо – Управление по экономике и финансам администрации <...>, надлежащим образом извещенное о дате и времени судебного разбирательства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявляло.
С учетом норм статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, мнения лиц, участвующих в деле, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей указанных неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о дате и времени судебного разбирательства, явка которых обязательной не признавалась.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1.3 Устава МБОУ «Новоалександровская ООШ» учреждение является образовательной организацией – общеобразовательной организацией; с организационно-правовой формой – бюджетное учреждение.
В силу пункта 2 части 6 статьи 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации;
По смыслу статьи 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, организацию питания обучающихся; обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе, обеспечивают, в частности, соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Статьей 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в том числе, профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В соответствии с пунктом 2.6.1. СП ***-20 «Санитарно-эпидемиологических требований к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации ### от ***, здания хозяйствующих субъектов оборудуются системами холодного и горячего водоснабжения, водоотведения в соответствии с требованиями к общественным зданиям и сооружениям в части хозяйственно-питьевого водоснабжения и водоотведения согласно законодательству о техническом регулировании в сфере безопасности зданий и сооружений. При отсутствии централизованной системы водоснабжения и водоотведения хозяйствующие субъекты оборудуются нецентрализованными (автономными) системами холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, со спуском сточных вод в локальные очистные сооружения. При отсутствии горячего централизованного водоснабжения в помещениях хозяйствующего субъекта устанавливаются водонагревающие устройства.
В силу п. 2.6.5. СП ***-20 холодной и горячей водой обеспечиваются производственные помещения пищеблока, помещения, в которых оказывается медицинская помощь, туалеты, душевые, умывальные, комнаты гигиены для девушек, умывальные перед обеденным залом, помещения для стирки белья, помещения для приготовления дезинфицирующих растворов.
Аналогичные требования содержатся в п. 2.2 «Санитарных правил СП ***-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от *** ###.
Судом установлено, что МБОУ «Новоалександровская ООШ», расположенное по адресу: <...>, принадлежит на праве собственности МО <...>, и находится в оперативном управлении МБОУ «Новоалександровская ООШ».
В ходе проверки, проведенной Суздальской межрайонной прокуратурой, было установлено, что в здании МБОУ, расположенном по адресу: <...>, отсутствует горячее водоснабжение в кабинетах физики и химии, расположенных на 2 этаже.
По результатам проверки *** в адрес МБОУ «Новоалександровская ООШ» направлено представление об устранении вышеназванных нарушений требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
До настоящего времени горячее водоснабжение в кабинетах физики и химии, расположенных на 2 этаже, не обеспечено, данные обстоятельства сторонами не оспаривались.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, имеющие юридическое значение, в совокупности с приведенными выше правовыми нормами, суд находит обоснованными требования административного истца об обязании МБОУ «Новоалександровская ООШ» горячее водоснабжение в кабинетах физики и химии, расположенных на 2 этаже. При этом суд исходит из необходимости соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства при реализации образовательных программ в отношении несовершеннолетних детей – учеников образовательного учреждения.
Рассматривая административные исковые требования в частипризнания незаконным бездействия администрации <...> в части доведения лимитов на устранение нарушений санитарных правил, обязания администрации <...> в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование МБОУ «Новоалександровская ООШ» для организации горячего водоснабжения в кабинетах физики и химии, расположенных на 2 этаже, суд исходит из следующего.
Согласно пункту 1.3 Устава МБОУ «Новоалександровская ООШ» учреждение является образовательной организацией – общеобразовательной организацией; с организационно-правовой формой – бюджетное учреждение.
В соответствии с пунктом 1.5 Устава учредителем данной образовательной организации является муниципальное образование <...>. Полномочия и функции учредителя осуществляет администрация <...>.
Подпунктом 14 пункта 1 статьи <...> предусмотрено, что к вопросам местного значения <...> относятся, в том числе, организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.
В соответствии с положениями статьи 9.2 Федерального закона от *** № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом, финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки (ч. 6). Бюджетное учреждение осуществляет операции с поступающими ему в соответствии с законодательством Российской Федерации средствами через лицевые счета, открываемые в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (за исключением случаев, установленных федеральным законом) (ч. 8).
*** МБОУ «Новоалександровская ООШ» в адрес Управления образования и молодежной политики администрации <...> направлена заявка расчетов средств, необходимых для устранения выявленных нарушений, в том числе, на закупку пяти водонагревателей на 15 литров.
Постановлением администрации <...> от *** ### утвержден порядок предоставления и расходования субсидии в 2023 году на оснащение оборудованием, средствами обучения и воспитания общеобразовательных организаций, в том числе, осуществляющих деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, в соответствии с которым распределены соответствующие субсидии, в том числе, МБОУ «Новоалександровская ООШ» – в размере 2217 375 руб. (приложение ###).
При этом, согласно порядка предоставления и расходования указанных субсидий, являющегося приложением ### постановления администрации <...> от *** ###, денежные средства имеют строго целевое назначение и расходуются общеобразовательными учреждениями района исключительно на оснащение (обновление материально-технической базы) оборудованием, средствами обучения и воспитания общеобразовательных организаций, в том числе, осуществляющих деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам (п.п. 1.1., 1.2). Субсидии предоставляются в соответствии с бюджетной росписью бюджета МО <...> в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на указанные цели управлению образования и молодежной политики администрации <...>, которое направляет полученные субсидии на лицевые счета соответствующих общеобразовательных организаций, в том числе, на лицевой счет МБОУ «Новоалександровская ООШ» ###Ш94340 (гл. 2). Перечисление денежных средств осуществляется в соответствии с утвержденными лимитами бюджетных обязательств и предельными объемами финансирования (п. 2.5).
Кроме того, постановлением администрации <...> от *** ### утвержден порядок предоставления и расходования субсидии на подготовку образовательных организаций к началу учебного года в 2023 году, в соответствии с которым распределены соответствующие субсидии, в том числе, МБОУ «Новоалександровская ООШ» в размере 1 500 000 руб. (приложение ###).
Согласно письму, представленному администрацией <...> от *** № ЮРО###/2, сообщается, что бюджет <...> был утвержден в декабре 2021 года. На основании утвержденного бюджета МБОУ «Новоалександровская ООШ» утверждено муниципальное задание на 2022 год план финансово-хозяйственной деятельности, денежные средства на организацию требуемого горячего водоснабжения в бюджете <...> на 2022 год предусмотрены не были.
При этом указано, что необходимые денежные средства предусмотрены в бюджете <...> на 2023 год, что подтверждается решением Совета народных депутатов <...> ### от *** «О внесении изменений и дополнений в решение Совета народных депутатов <...> ### от *** «О бюджете <...> на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 г.г.», согласно которого оснащение оборудованием, средствами обучения и воспитания общеобразовательных организаций, в том числе, осуществляющих деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам на 2023 год предусмотрено 8869,5 тыс.руб.
Согласно справки от ***, представленной МБОУ «Новоалександровская ООШ», в соответствии с постановлением администрации <...> ### от *** «Об утверждении Порядка предоставления и расходования субсидии в 2023 году на оснащение (обновление материально - технической базы) оборудованием, средствами обучения и воспитания общеобразовательных организаций, в том числе осуществление образовательной деятельности по адаптированным основным общеобразовательным программам» МБОУ «Ново - Александровская ООШ» выделены денежные средства в сумме 2 217 375 рублей. Согласно п. 1 настоящего постановления субсидия должна быть израсходована на оснащение (обновление) материально - техническое образовательной организации МБОУ «Ново - Александровская ООШ» (Приложение 1 к настоящему постановлению). По согласованию с управлением образования и молодежной политики администрации <...> выделенные денежные средства будут направлены на ремонтные работы в кабинетах физики и химии для функционирования нацпроекта «Точка роста». Все ремонтные работы будут проведены в срок до *** в соответствии с требованиями СаНПиН, следовательно кабинеты физики и химии будут обеспечены горячим водоснабжением. Считает нецелесообразным устанавливать в настоящий момент водонагреватели в кабинеты физики и химии, т.к. после проведения электронного аукциона в июне будет проводиться их капитальный ремонт. Установленные водонагреватели будут демонтированы, что может быть расценено как нецелевое расходование бюджетных средств. Заявка на выделение денежных средств для приобретения водонагревателей в кабинеты химии и физики подавалась в управление образования и молодежной политики в декабре 2022 года, профинансировать их покупку в 2022 году было невозможно в виду недопущения нарушения Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от *** № 44-ФЗ. Финансирование было обеспечено на данные нужды в феврале 2023 года, что подтверждается вышеуказанным постановлением.
При таких обстоятельствах, учитывая установленные законом особенности финансирования органами местного самоуправления муниципальных бюджетных образовательных учреждений, отсутствие у администрации <...> обязанности доведения лимитов, в том числе, на устранение нарушений санитарных правил, при отсутствие соответствующей заявки от образовательного учреждения, а также учитывая принятие в настоящее время административным ответчиком срочных мер, направленных на финансирование требуемых мероприятий после получения соответствующей заявки, суд не находит правовых оснований для удовлетворения требований Суздальского межрайонного прокурора о признании незаконным бездействия администрации <...> в части доведения лимитов на устранение нарушений санитарных правил, и возложения на администрацию <...> обязанности в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование МБОУ «Новоалександровская ООШ» для организации горячего водоснабжения в кабинетах физики и химии, расположенных на 2 этаже.
Определяя МБОУ «Новоалександровская ООШ» срок для организации горячего водоснабжения в кабинетах физики и химии, расположенных на 2 этаже, суд принимает во внимание пояснения сторон, необходимость соблюдения определенных законодательно установленных процедур, связанных с распоряжением бюджетными денежными средствами муниципальным бюджетным учреждением, невозможность проведения ремонта в присутствии обучающихся, и полагает необходимым установить срок исполнения требований Суздальского межрайонного прокурора до ***.
При таком положении, административное исковое заявление Суздальского межрайонного прокурора подлежит удовлетворению в части.
Руководствуясь статьями 175, 178 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ <...>, ░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░» ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <...>, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ *** ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ 2 ░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <...> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ***.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░