К делу №2а-2858/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Сочи
Краснодарский край 07 июня 2023 года
Текст мотивированного решения изготовлен 22 июня 2023 года
Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе председательствующего судьи Куц И.А., при секретаре судебного заседания Муратовой А.В., с участием административного истца – Панченко Т.В., ответчика - администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края в лице представителя по доверенности Кифниди Н.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Панченко Т. В. к Департаменту имущественных отношений администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края об оспаривании бездействия административного ответчика,
УСТАНОВИЛ:
административный истец – Панченко Т. В. обратилась в Центральный районный суд города Сочи с административным исковым заявлением к Департаменту имущественных отношений администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края об оспаривании бездействия административного ответчика.
В обосновании административных исковых требований административный истец указывает, что является матерью троих детей. С целью реализации своих законных прав предусмотренных Федеральным законом и законом Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ №-КЗ «О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» Панченко Т.В. обратилась с заявлением в департамент имущественных отношений г. Сочи о предоставлении земельного участка, как многодетной семье.
В своем ответе о предоставлении информации административный ответчик указала, что Панченко Т.В. поставлена на учет в качестве лица, имеющего право на предоставление в собственность земельного участка, присвоен номер №, однако, как указывает административный истец, этот же ответ содержит информацию о том, что на учете стоит более 6 000 человек и вместо земельного участка может быть предоставлена иная мера социальной поддержки взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно.
При этом уполномоченные органы в пределах их компетенции в течение 30 календарных дней со дня утверждения перечня земельных участков направляют многодетным гражданам, включенным в реестр, заказным письмом с уведомлением о вручении предложение в срок не позднее 10 календарных дней со дня получения предложения представить в данный уполномоченный орган государственной власти или орган местного самоуправления свое письменное согласие на получение в собственность указанного в предложении земельного участка либо письменный отказ от предложенного земельного участка.
По утверждению истца, с ДД.ММ.ГГГГ административному истцу никаких уведомлений не приходило.
Считает, что действия административного ответчика не могут считаться законными, поскольку затягивание передачи земельного участка может привести к потере статуса многодетной семьи, т.к. старшему ребенку в ближайшее время исполниться 18 лет и обучаться в общеобразовательных организациях и государственных образовательных организациях по очной форме обучения на бюджетной основе – до окончания обучения не будет. Бездействие административного ответчика может привести к тому, что административного истца исключат из реестра многодетных граждан, не успевших реализовать право до достижения детьми предельного возраста по вине исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Также считает, что земельный участок должен быть ей предоставлен вне очереди.
Просит суд признать незаконными действия Департамента имущественных отношений г. Сочи, выразившиеся в не предоставлении земельного участка. Возложить на Департамент имущественных отношений г. Сочи обязанность предоставить Панченко Т.В. в собственность бесплатно земельный участок.
В судебном заседание административный истец Панченко Т.В. настаивала на удовлетворения административного иска, просила удовлетворить его в полном объеме.
Представитель администрации города Сочи и департамента имущественных отношений Администрации города Сочи - Кифниди Н.Р. в судебном заседании просила в административном иске отказать по основаниям, указанным в письменных возражениях.
Заслушав доводы и пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, изучив материалы данного административного дела, исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд находит требования административного истца не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Задачами административного судопроизводства, в силу ст. 3 Кодекса административного судопроизводства РФ, являются: обеспечение доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений; защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений; правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел; укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Статьей 4 КАС РФ установлено, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
На основании ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Судом из материалов дела установлено, что административный истец Панченко Т.В. является многодетной матерью 3-х детей.
С целью реализации прав предусмотренных Законом Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ №-КЗ «О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» административным истцом Панченко Т.В. было подано заявление в Департамент имущественных отношений администрации города Сочи с заявлением о предоставлении земельного участка, как многодетной семье.
Административным ответчиком был подготовлен ответ о невозможности предоставления земельного участка ввиду того, что в соответствии с частью 1 статьи 6 Закона Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ №-КЗ «О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» (далее Закон) в целях предоставления заявителям земельных участков в собственность бесплатно соответствующие органы местного самоуправления формируют и утверждают перечень земельных — участков, предназначенных для предоставления в собственность бесплатно в целях индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) (далее - Перечень). В Перечень включаются земельные участки, поставленные на кадастровый учёт в результате проведенных межевых работ, а также стоящие на кадастровом учете как ранее учтенные с указанием — кадастрового номера, местоположения, вида разрешенного использования земельного участка и его площади.
После утверждения Перечня предоставление земельных участков будет осуществляться согласно статье 7 указанного Закона, то есть в порядке очередности постановки на учет.
Таким образом, рассмотрение вопроса о предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, возможно после утверждения соответствующего Перечня земельных участков.
После формирования Перечня земельных участков и определения количества земельных участков, будет составлен реестр граждан, состоящих на учете, в порядке очередности постановки на учет, которые будут уведомлены в течение 10 календарных дней с момента его публикации.
На момент подачи Панченко Т.В. заявления на таком учете состояло более 6000 человек.
Однако, административный истец полагает бездействие администрации муниципального образования незаконным и нарушающим ее права и законные интересы.
В силу статьи 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Пунктом 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных дельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В силу положений подпункта 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
На территории Краснодарского края предоставление земельных участков гражданам, имеющим трёх и более детей, регулируется Законом Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ №-K3 "О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности".
В соответствии со статьей 1 Закона Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ №-K3 "О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" гражданин (один из родителей), имеющий трех и более детей, имеющих гражданство Российской Федерации, без торгов имеет право на предоставление ему земельного участка в собственность бесплатно в порядке, установленном настоящим Законом, для строительства жилого дома, не предназначенного к разделу на квартиры (дома, пригодного для постоянного проживания), высотой не выше трех надземных этажей.
По смыслу статьи 3 названного закона, в собственность бесплатно земельный участок может быть предоставлен заявителю, состоящему на учете в качестве лица, имеющего право на предоставление ему в собственность бесплатно земельного участка (далее - учет), включенного в перечень земельных участков, предназначенных для предоставления в собственность бесплатно в целях индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) (далее Перечень).
С учетом требований части 1 статьи 6 Закона Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ №-K3 "О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" в целях предоставления заявителям земельных участков в собственность бесплатно соответствующие органы местного самоуправления с учетом положений части 3 статьи 2 настоящего Закона формируют и утверждают Перечень.
Перечень утверждается представительным органом местного самоуправления не позднее 180 календарных дней после постановки на учет первого заявителя.
В перечень представительным органом местного самоуправления вносятся изменения по включению в него земельных участков не позднее чем через 180 календарных дней после постановки заявителя на учет и по исключению из него земельных участков, по которым приняты решения о предоставлении земельных участков в собственность бесплатно или в течение 180 календарных дней не поданы заявления. В Перечень включаются земельные участки, поставленные на кадастровый учет в результате проведенных межевых работ, а также стоящие на кадастровом учете как ранее учтенные с указанием кадастрового номера, местоположения, вида разрешенного использования земельного участка и его площади.
В силу части 2 названной нормы Перечень земельных участков, находящихся в федеральной собственности, предназначенных для предоставления в собственность бесплатно заявителям (далее - Перечень федеральных земельных участков), полномочия по управлению и распоряжению которыми переданы органам государственной власти Краснодарского края, утверждается высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края.
В перечне федеральных земельных участков указываются кадастровые номера, местоположение, вид разрешенного использования и площадь земельных участков.
В течение трех рабочих дней со дня утверждения перечень федеральных земельных участков направляется в орган местного самоуправления муниципального образования, на территории которого расположены земельные участки.
Представительным органом муниципального образования земельные участки, содержащиеся в перечне федеральных земельных участков, включаются в перечень.
Частью 1 статьи 7 Закона Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ №-K3 "О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" регламентировано, что земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, полномочия по управлению и распоряжению которыми переданы органам государственной власти Краснодарского края, предоставляются заявителям с особенностями, установленными настоящей статьей.
Согласно части 2 названной нормы в течение 10 календарных дней с даты публикации решения представительного органа муниципального образования об утверждении перечня орган местного самоуправления обеспечивает информирование состоящих на учете заявителей (в количестве, соответствующем числу земельных участков, включенных в перечень) в порядке очередности постановки на учет о дате, месте, времени проведения распределения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Распределение земельных участков осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты публикации решения представительного органа муниципального образования об утверждении перечня.
Информирование заявителей осуществляется органом местного самоуправления письменным уведомлением.
На основании части 3 статьи 7 Закона Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ №-K3 "О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" распределение земельных участков осуществляется между состоящими на учете заявителями (в количестве, соответствующем числу земельных участков, указанных в Перечне) в порядке очередности в присутствии комиссии по распределению земельных участков (далее - Комиссия). В случае распределения земельных участков, находящихся в федеральной собственности, полномочия по управлению и распоряжению которыми переданы органам государственной власти Краснодарского края, в состав Комиссии дополнительно включаются работники органов государственной власти.
Заявители участвуют в распределении земельных участков, указанных в перечне, в порядке очередности постановки на учет (часть 4 статьи 7 Закона №-КЗ).
Распределение земельных участков осуществляется путем выбора заявителем запечатанного конверта из числа заранее подготовленных комиссией. В случае, если уведомленный надлежащим образом заявитель не явился для участия в процедуре распределения земельных участков, Комиссия осуществляет свою работу с очередным заявителем.
С учетом положений части 5 статьи 7 Закона Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ №-K3 "О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" орган местного самоуправления в течение 30 календарных дней с даты утверждения протокола Комиссии проверяет заявителя на соответствие условиям, предусмотренным статьей 3 настоящего Закона, и принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или об отказе в его предоставлении с обоснованием отказа.
На основании частей 7, 8 названной нормы, в течение не более 30 календарных дней со дня проведения процедуры распределения земельных участков, находящихся в федеральной собственности, полномочия по управлению и распоряжению которыми переданы органам государственной власти Краснодарского края, орган местного самоуправления устанавливает соответствие гражданина, изъявившего желание получить земельный участок, условиям, предусмотренным статьей 3 настоящего Закона, и принимает решение о включении заявителя в Реестр или об отказе во включении в реестр с указанием обоснования отказа.
В отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, полномочия по управлению и распоряжению которыми переданы органам государственной власти Краснодарского края, реестр в течение трех рабочих дней со дня его утверждения направляется в уполномоченный исполнительный орган государственной власти Краснодарского края, который в течение 30 календарных дней со дня его получения принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, а представительный орган местного самоуправления принимает решение об исключении из перечня земельных участков, указанных в реестре.
Таким образом, из анализа правовых норм следует, что законом установлен определенный алгоритм действий органов местного самоуправления после постановки заявителей на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление им земельных участков в аренду.
Изучив представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что администрацией в лице департамента рассмотрено обращение Панченко Т.В. по вопросу предоставления в собственность бесплатно земельного участка как многодетной семье, и по результатам которого направлен ответ о том, что рассмотрение вопроса предоставления земельного участка в соответствии с Законом Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ №-K3 "О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" возможно после утверждения и опубликования очередного перечня земельных участков, предназначенных для предоставления гражданам, имеющих трех и более детей, в соответствии с учетным номером, что следует из ответа Департамента имущественных отношений администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края.
В связи с чем суд не находит оснований для удовлетворения заявленных Панченко Т.В. административных исковых требований об обжаловании действий (бездействия).
Право административного истца на предоставление земельного участка в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства возникло в силу закона, для реализации которого Панченко Т.В. необходимо состоять на соответствующем учете.
Гарантированное законом право на получение гражданином, имеющим трёх и более детей, земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, подлежит реализации в установленном законом порядке, тогда как внеочередное предоставление земельного участка будет незаконным и необоснованным, противоречащим специальному закону и нарушит права лиц, состоящих на учете ранее.
Требование об обязании административного ответчика предоставить Панченко Т.В. земельный участок, реализуя предоставленное законом Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ №-K3 "О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" право, является незаконным, а суд не вправе подменять полномочия органов исполнительной власти, наделенных правом распоряжения земельными участками.
Как установлено п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом может приниматься решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.
Согласно ч.2 ст. 176 КАС РФ, суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Суд оценивает доказательства, согласно ст. 60 КАС РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения административного дела.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.95, 175-180, 263, 290-291 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░