М-1276/2019
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 апреля 2019 года г. Владивосток Приморского края
Судья Первореченского районного суда г. Владивостока Логинова Е.В., рассмотрев административное исковое заявление Беловой Светланы Владимировны, Горбуновой Елены Викторовны к департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края о признании незаконными решений, действий (бездействия), возложении обязанности, признании незаконными результатов кадастровой оценки,
УСТАНОВИЛ:
Белова С.В., Горбунова Е.В. обратились в суд с административным иском к департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края, в котором просили признать подачу заявления Беловой С.В. от 17.12.2014 г. о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с приложенным заявлением Горбуновой Е.В. о расторжении договора аренды фактом, имеющим юридическое значение; установить факт незаконного бездействия административного ответчика в период с ноября 2015 г. по ДД.ММ.ГГГГ в отношении выполнения им функций уполномоченного государственного органа исполнительной власти по управлению землями <адрес>; установить факт незаконного бездействия административного ответчика в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении рассмотрения заявления Беловой С.В. от ДД.ММ.ГГГГ и принятия по нему решения; установить факт незаконного бездействия административного ответчика в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в отношении обязанности по передаче заявления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ администрации Шкотовского муниципального района в соответствии с Законом Приморского края от 29.10.2018 г. № 363-КЗ; обязать департамент земельных и имущественных отношений Приморского края передать заявление Беловой С.В. о предоставлении земельного участка в собственность от 17.12.2014 г. администрации Шкотовского муниципального района для рассмотрения и принятия по нему решения; признать незаконным результат кадастровой оценки, проведенной в 2015 г., земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>, в связи с подачей заведомо недостоверных сведений при осуществлении кадастровой оценки о виде разрешенного использования земельного участка.
Суд, изучив административное исковое заявление и приложенные к нему документы, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
Суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов (ст. 265 ГПК РФ).
Требования об установлении фактов, имеющих юридическое значение, рассматриваются по правилам ГПК РФ с оформлением заявления в соответствии с нормами гражданского процессуального законодательства, а не по правилам КАС РФ.
Вместе с тем, заявляя требования о признании юридических фактов, заявители фактически оспаривают бездействие административного ответчика - департамента земельных и имущественных отношений Приморского края. Такие требования вытекают из публичных правоотношений и подлежат рассмотрению согласно нормам КАС РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 КАС РФ административное исковое заявление к органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления, избирательной комиссии, комиссии референдума, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту их нахождения, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему - по месту нахождения органа, в котором указанные лица исполняют свои обязанности.
В случае, если место нахождения органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не совпадает с территорией, на которую распространяются их полномочия или на которой исполняет свои обязанности должностное лицо, государственный или муниципальный служащий, административное исковое заявление подается в суд того района, на территорию которого распространяются полномочия указанных органов, организации или на территории которого исполняет свои обязанности соответствующее должностное лицо, государственный или муниципальный служащий (ч. 2 ст. 22 КАС РФ).
В силу ч. 3 ст. 24 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (за исключением судебных приставов-исполнителей), государственных и муниципальных служащих может подаваться также в суд по месту жительства гражданина, являющегося административным истцом, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, - по месту нахождения организации, являющейся административным истцом.
Право выбора между несколькими судами, которым согласно настоящей статье подсудно административное дело, принадлежит административному истцу (ч. 4 ст. 24 КАС РФ).
Таким образом, административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, может подаваться в суд по месту жительства гражданина, являющегося административным истцом, или по месту нахождения административного ответчика.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 129 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья возвращает административное исковое заявление административному истцу в случае, если дело неподсудно данному суду.
Заявителями в административном иске указаны адреса их места жительства: <адрес> соответственно, которые входят в юрисдикцию Шкотовского районного суда Приморского края.
Административный ответчик - департамент земельных и имущественных отношений Приморского края согласно постановлению администрации Приморского края от 05.12.2012 г. № 374-па «Об утверждении Положения о департаменте земельных и имущественных отношений Приморского края» является органом исполнительной власти Приморского края, осуществляющим в пределах своих полномочий определенные функции, место его нахождения: <адрес>.
Расположение сотрудников департамента земельных и имущественных отношений Приморского края по адресу получения корреспонденции не изменяет местоположение государственного органа.
Поскольку административные истцы не проживают на территории Первореченского района г. Владивостока, административный ответчик расположен на территории Фрунзенского района г. Владивостока, суд на основании п. 2 ч. 1 ст. 129 КАС РФ приходит к выводу о возвращении заявителям административного иска об оспаривании бездействия департамента земельных и имущественных отношений Приморского края ввиду его неподсудности Первореченскому районному суду г. Владивостока.
Кроме того, в силу п. 15 ч. 1 ст. 20 КАС РФ административные дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости отнесены к подсудности краевого суда.
В силу ст. 19 КАС РФ подведомственные судам административные дела, за исключением административных дел, предусмотренных ст.ст. 17.1, 18, 20 и 21 настоящего Кодекса, рассматриваются районным судом в качестве суда первой инстанции.
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены в судебном порядке посредством предъявления требования об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки.
Таким образом, заявленные административными истцами требования, направленные на пересмотр кадастровой стоимости объекта недвижимости, не подлежат рассмотрению районным судом.
Возвращение административного иска не препятствует повторному обращению в суд с заявлением о том же предмете в установленном законом порядке.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 129 КАС РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░), ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 15 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░