Дело № 2а-1859/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 апреля 2023 года город Уфа
Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Дилявировой Н.А.,
при секретаре судебного заседания Забалуевой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «ГеоСтрой» к судебным приставам –исполнителям Октябрьского РОСП г. Уфы УФССП России по Республике Башкортостан Бакиевой А.М., Аминевой А.К., начальнику отдела –старшему судебному приставу Октябрьского РОСП г. Уфы УФССП России по РБ Абзалетдинову А.А., ГУФССП России по Республике Башкортостан о признании постановлений о взыскании исполнительского сбора незаконными,
УСТАНОВИЛ:
ООО «ГеоСтрой» обратилось в суд с указанным административным исковым заявлением, в обоснование требований указав, что в отношении ООО «ГеоСтрой» судебным приставом-исполнителем Октябрьского РОСП г. Уфы УФССП России по Республике Башкортостан Аминевой А.К. были возбуждены исполнительные производства №223068/22/02005-ИП от 26.07.2022 года, №223124/22/02005-ИП от 26.07.2022 года, №223144/22/02005-ИП от 26.07.2022 года на основании актов об административных правонарушениях, вынесенных ЦАФАП ОДД ГИБДД МВД по РБ, предмет исполнения: назначение административных штрафов, в пользу взыскателя ЦАФАП ОДД ГИБДД МВД по РБ.
В рамках указанных исполнительных производств судебным приставом-исполнителем Аминевой А.К. 05.08.2022 г. вынесены постановления о взыскании с истца исполнительского сбора в сумме по 10 000 руб., возбуждены исполнительные производства о взыскании исполнительских сборов.
Полагает постановления взыскании исполнительского сбора являются незаконными, поскольку истец не был надлежащим образом уведомлен о возбуждении исполнительных производств, срок для добровольного исполнения требований исполнительных документов не предоставлялся.
Просит признать незаконным постановления судебного пристава-исполнителя Октябрьского РОСП г. Уфы УФССП России по Республике Башкортостан Аминевой А.К. о взыскании исполнительского сбора в размере по 10 000 рублей, вынесенные в рамках исполнительных производств №223068/22/02005-ИП от 26.07.2022 года, №223124/22/02005-ИП от 26.07.2022 года, №223144/22/02005-ИП от 26.07.2022 года.
Обязать устранить допущенные нарушения путем отмены несоответствующих закону постановлений.
Определениями суда к участию в деле в качестве административного соответчиков привлечены судебный пристав-исполнитель Октябрьского РОСП г. Уфы УФССП России по Республике Башкортостан Аминева А.К., начальник отдела- старший судебный пристав Октябрьского РОСП г. Уфы УФССП России по Республике Башкортостан Абзалетдинов А.А., в качестве заинтересованного лица ЦАФАП ОДД ГИБДД МВД по РБ.
Административные ответчики, заинтересованное лицо извещенные судом о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом в судебное заседание не явились.
Информация о рассмотрении дела размещена на официальном сайте Октябрьского районного суда города Уфы РБ (www.oktiabrsky.bkr.sudrf.ru.) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с частью 8 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Представитель административного истца Галимова Е.А. требования иска поддержала.
Представитель административных ответчиков судебного пристава –исполнителя Октябрьского РОСП г. Уфы УФССП России по Республике Башкортостан Аминевой А.К., начальника отдела–старшего судебного пристава Октябрьского РОСП г. Уфы УФССП России по Республике Башкортостан Абзалетдинова А.А. - судебный пристав-исполнитель Октябрьского РОСП г. Уфы УФССП России по Республике Башкортостан Полетавкина Д.С., просила в удовлетворении иска отказать.
Исследовав в судебном заседании материалы дела, оценив в совокупности все доказательства, имеющие юридическую силу, выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
Статьи 218 и 360 КАС РФ, ч. 1 ст. 121 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предоставляют гражданину, организации, иным лицам право оспорить в суде постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно частям 11 и 12 статьи 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве", если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
В силу статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (часть 2).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства, следовательно, привлечение должника к ответственности за неисполнение требований исполнительного документа в виде взыскания исполнительского сбора возможно исключительно при наличии признака противоправности в поведении должника.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 78 постановления от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" (далее - постановление Пленума N 50) обратил внимание судов, что по смыслу части 1 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Согласно пункту 2.1 Методических рекомендаций о порядке взыскания исполнительского сбора, утвержденных Федеральной службой судебных приставов 8 июля 2014 года N 0001/16, для принятия решения о вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель или руководитель группы принудительного исполнения устанавливает наличие одновременно следующих обстоятельств:
- истечение срока, установленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа;
- документальное подтверждение факта получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо отказа от его получения;
- требования исполнительного документа должником не исполнены;
- должником не представлены доказательства того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Судом установлено, что в отношении ООО «ГеоСтрой» судебным приставом-исполнителем Октябрьского РОСП г. Уфы УФССП России по Республике Башкортостан Аминевой А.К. были возбуждены исполнительные производства №223068/22/02005-ИП от 26.07.2022 года, №223124/22/02005-ИП от 26.07.2022 года, №223144/22/02005-ИП от 26.07.2022 года на основании актов об административных правонарушениях, вынесенных ЦАФАП ОДД ГИБДД МВД по РБ, предмет исполнения: назначение административных штрафов, в пользу взыскателя ЦАФАП ОДД ГИБДД МВД по РБ.
Указанными постановлениями был установлен срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа – 5 дней со дня получения должником копии постановления о возбуждении исполнительного производства.
В рамках данных исполнительных производств судебным приставом-исполнителем Аминевой А.К. 05.08.2022 г. вынесены постановления о взыскании с истца исполнительского сбора в сумме по 10 000 рублей.
Указанные исполнительные производства окончены в связи с фактическим исполнением требований исполнительного документа.
Не соглашаясь с постановлениями о взыскании исполнительных сборов, административный истец обратился в суд с настоящими требованиями, указав в обоснование иска, что постановления о взыскании исполнительских сборов вынесены преждевременно, до получения обществом постановлений о возбуждении исполнительных производств о взыскании административных штрафов.
Согласно пункту 57 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31 июля 2014 года N 234 доставка (вручение) по почтовому адресу пользователя услугами почтовой связи, указанному в информационной системе организации федеральной почтовой связи, простых и заказных почтовых отправлений, пересылаемых в электронной форме, осуществляется при условии:
а) прохождения пользователем услугами почтовой связи процедуры регистрации и авторизации в единой системе идентификации и аутентификации;
б) подтверждения пользователем услугами почтовой связи в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" или в информационной системе организации федеральной почтовой связи согласия на получение заказных почтовых отправлений, пересылаемых в форме электронного документа, по почтовому адресу пользователя услугами почтовой связи, указанному в информационной системе организации федеральной почтовой связи.
В соответствии с пунктом 58 Правил оказания почтовых услуг указанное в подпункте "б" пункта 57 настоящей главы согласие оформляется в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью или простой электронной подписью пользователя услугами почтовой связи, полученной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 января 2013 года N 33 "Об использовании простой электронной подписи при оказании государственных и муниципальных услуг".
В случае несоблюдения пользователем услугами почтовой связи условий, предусмотренных пунктами 57 и 58 настоящей главы, организация федеральной почтовой связи осуществляет распечатывание на бумажном носителе простых и заказных почтовых отправлений, пересылаемых в форме электронного документа, а также их доставку (вручение) в порядке, установленном главой III настоящих Правил (пункт 59 Правил оказания почтовых услуг).
В силу подпункта "а" пункта 60 Правил оказания почтовых услуг заказное почтовое отправление, пересылаемое в форме электронного документа, считается врученным адресату, если организацией федеральной почтовой связи в информационной системе получено уведомление о прочтении адресатом заказного почтового отправления.
В подтверждение направления в адрес должника копий постановлений о возбуждении исполнительных производств административными ответчиками суду представлены скриншоты из базы АИС УУФФСП России по РБ, согласно которым копия постановления о возбуждении исполнительного производства от 26.07.2022 года по исполнительному производству №223068/22/02005-ИП направлена в адрес должника через ЕГПУ и прочитана 26.08.2022 г.
Копия постановления о возбуждении исполнительного производства от 26.07.2022 года по исполнительному производству №223124/22/02005-ИП направлена в адрес должника через ЕГПУ, прочитана 26.08.2022 года.
Копия постановления о возбуждении исполнительного производства от 26.07.2022 года по исполнительному производству №223144/22/02005-ИП направлена в адрес должника через ЕГПУ, прочитана 26.08.2022 года.
Суд полагает доводы истца о не предоставлении срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа по исполнительным производствам №223068/22/02005-ИП от 26.07.2022 года, №223124/22/02005-ИП от 26.07.2022 года, №223144/22/02005-ИП от 26.07.2022 года обоснованными, поскольку копии постановлений от 26.07.2022 года о возбуждении указанных исполнительных производств, прочитаны должником лишь 26.08.2022 года.
При указанных обстоятельствах, оснований для вынесения 05.08.2022 года постановлений о взыскании исполнительного сбора по 10 000 рублей в рамках указанных исполнительных производств у судебного пристава-исполнителя не имелось, в связи с чем требования иска в подлежат удовлетворению в полном объеме.
По общему правилу, установленному ст. 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, принятие решения о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов и представление поручения в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации, отнесено к полномочиям администратора доходов бюджета
Возврат исполнительского сбора, перечисленного на счета, открытые органам Федерального казначейства, предусмотренные п. 4 указанных Правил, осуществляется территориальными органами Федерального казначейства на основании платежного документа администратора доходов бюджета (соответствующего территориального органа Федеральной службы судебных приставов) по предназначенному для учета исполнительского сбора коду классификации доходов бюджетов Российской Федерации в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты его представления в территориальный орган Федерального казначейства (п. 5 Правил).
Таким образом, возврат исполнительского сбора из бюджетов всех уровней действующее законодательство относит к полномочиям администратора доходов бюджета.
Главным администратором доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по коду бюджетной классификации "Исполнительский сбор" является Федеральная служба судебных приставов (Приказ Министра финансов Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 150н "Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации").
В связи с указанным, обязанность по разрешению данного вопроса о возврате незаконно удержанного исполнительского сбора должна быть возложена на Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан, как администратора доходов бюджета.
Руководствуясь ст.ст. 174, 175-180 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ –░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ –░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░– ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ 05 ░░░░░░░ 2022 ░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ №223068/22/02005-░░ ░░ 26.07.2022 ░░░░, №223124/22/02005-░░ ░░ 26.07.2022 ░░░░, №223144/22/02005-░░ ░░ 26.07.2022 ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ 10 000 ░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 30 000 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 19 ░░░░░░ 2023 ░░░░.