Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-3317/2024 ~ М-2358/2024 от 21.05.2024

57RS0023-01-2024-003682-97

Дело № 2а-3317/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 июня 2024 года      г.Орел

Советский районный суд г. Орла в составе:

председательствующего судьи Михеевой Т.А.,

при секретаре судебного заседания Смирновой П.А.,

с участием представителей административного истца Титовой И.Н., Архиповой А.Е., действующих на основании доверенностей,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда административное дело № 2а-3317/2024 по административному иску Правительства Орловской области к УФССП России по Орловской области, судебном приставу-исполнителю СОСП по Орловской области ГМУ ФССП России Уваровой А.А., заинтересованные лица – прокуратура Северного района г.Орла, администрация г.Орла, об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

установил:

Правительство Орловской области обратилось в суд с иском к УФССП России по Орловской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора. В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена судебный пристав-исполнитель СОСП по Орловской области ГМУ ФССП России Уварова А.А., в качестве заинтересованных лиц - – прокуратура Северного района г.Орла, администрация г.Орла. В обоснование иска указано следующее.

Вступившим в законную силу 21.10.2022 года решением Советского районного суда г.Орла от 05.08.2020 года по делу № 2-643/2020 на Правительство области и администрацию. Г.Орла возложена обязанность по осуществлению организации комплекса мер, направленных на обеспечение на бесплатной основе земельных участков, предоставленных гражданам, имеющим трёх и более детей, системой коммунальной инфраструктуры в сферах газоснабжения, водоснабжения и водоотведения и системой транспортной инфраструктуры – в течение двух лет со дня вступления решения в законную силу.

18.11.2020 года МОСП по ОСП УФССП России по Орловской области возбуждено исполнительное производство. В установленный срок решение суда Правительством области исполнено не было.

23.04.2024 года постановлением судебного пристава-исполнителя СОСП по Орловской области ГМУ ФССП России с Правительства области взыскан исполнительский сбор.

Административный истец указал, что исполнить решение суда в установленный срок не представилось возможным по объективным причинам – поскольку для выполнения указанных работ требуется подготовка проектно-сметной документации объектов строительства, которая осуществляется проектной организацией по заданию администрации г.Орла на основании муниципального контракта, и получения положительного заключения государственной экспертизы достоверности проверки сметной стоимости строительства объекта (1 этап); требуется обращение администрации г.Орла с заявкой в Департамент дорожного хозяйства области с указанными документами для выделения последующего финансирования (2 этап), сам процесс строительства объектов – после выделения необходимого финансирования (3 этап).

Административный истец указал, что во исполнение решения суда в Муниципальную адресную инвестиционную программу включены мероприятия по строительству улично-дорожной сети и сети газораспределения для объектов, указанных в решении суда, из бюджета г.Орла в 2020 году на проектирования указанных объектов выделены денежные средства в сумме 7 712 683,52 руб., постановлением администрации г.Орла от 09.05.2020 года № 1960 на МКУ «Управление капитального строительства г.Орла» возложена обязанность по выполнению функций заказчика по проектированию и строительству указанных объектов; в 2023 году полечено положительное заключение государственной экспертизы проектной документации; распоряжением Правительства области № 326-р от 26.05.2023 года на строительство указанных объектов выделена субсидия на 2023 год.

Административный истец указал, что на настоящее время не в полном объёме выполнены первый и второй этап исполнения решения суда, что делает невозможным выделение правительством области финансирования на строительство указанных объектов.

05.12.2022 года определением суда по указанным основаниям предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 31.12.2023 года, также Правительством области подано заявление о предоставлении последующей отсрочки, которое на настоящее время не исполнено.

    Ссылаясь на указанные обстоятельства, административный истец указал, что им приняты все необходимые, зависящие от него меры по исполнению решения суда, однако, исполнение решения в установленный срок невозможно по объективным основаниям, в отсутствие вины Правительства области, в связи с чем просил суд освободить Правительство области от уплаты исполнительского сбора.

В судебном заседании 10.06.2024 года принимали участие представители Правительства области Титова И.Н., Архипова А.Е., доводы, изложенные в административно исковом заявлении, поддержали.

Остальные участники процесса в судебное заседание не явились, судом извещались.

Заслушав явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы административного дела, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований Правительства области об освобождении от взыскания исполнительского сбора по следующим основаниям.

Согласно статье 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 КАС РФ.

В соответствии со статьей 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Аналогичная норма предусмотрена в части 1 статьи 121 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Федеральный закон «Об исполнительном производстве»), где установлено, что постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

Положениями статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1).

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника - гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника -организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника - гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника - организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3).

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7).

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 г. №13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52-54, 55 Конституции Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее- ГК РФ) лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Следовательно, должник по исполнительному производству, являясь органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, должен представить доказательства принятия всех мер для исполнения решения суда.

Судом установлены следующие фактические обстоятельства дела.

Вступившим в законную силу 21.10.2022 года решением Советского районного суда г.Орла от 05.08.2020 года по делу № 2-643/2020 на Правительство области и администрацию г.Орла возложена обязанность по осуществлению организации комплекса мер, направленных на обеспечение на бесплатной основе земельных участков, предоставленных гражданам, имеющим трёх и более детей, системой коммунальной инфраструктуры в сферах газоснабжения, водоснабжения и водоотведения и системой транспортной инфраструктуры – в течение двух лет со дня вступлении решения в законную силу.

18.11.2020 года МОСП по ОСП УФССП России по Орловской области возбуждено исполнительное производство. В установленный срок решение суда Правительство области исполнено не было.

23.04.2024 года постановлением судебного пристава-исполнителя СОСП по Орловской области ГМУ ФССП России с правительства области взыскан исполнительский сбор.

Судом установлено, что для выполнения указанных в решении суда работ требуется подготовка проектно-сметной документации объектов строительства, которая осуществляется проектной организацией по заданию администрации г.Орла на основании муниципального контракта, и получения положительного заключения государственной экспертизы достоверности проверки сметной стоимости строительства объекта (1 этап); требуется обращение администрации г.Орла с заявкой в Департамент дорожного хозяйства области с указанными документами для выделения последующего финансирования (2 этап), сам процесс строительства объектов – после выделения необходимого финансирования (3 этап).

Во исполнение решения суда в Муниципальную адресную инвестиционную программу включены мероприятия по строительству улично-дорожной сети и сети газораспределения для объектов, указанных в решении суда, из бюджета г.Орла в 2020 году на проектирования указанных объектов выделены денежные средства в сумме 7 712 683,52 руб., постановлением администрации г.Орла от 09.05.2020 года № 1960 на МКУ «Управление капитального строительства г.Орла» возложена обязанность по выполнению функций заказчика по проектированию и строительству указанных объектов; в 2023 году полечено положительное заключение государственной экспертизы проектной документации; распоряжением Правительства области № 326-р от 26.05.2023 года на строительство указанных объектов выделена субсидия на 2023 год.

На настоящее время не в полном объёме выполнены первый и второй этап исполнения решения суда, что делает невозможным выделением правительство области финансирование на строительство указанных объектов.

05.12.2022 года определением суда по указанным основаниям предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 31.12.2023 года, также Правительство области подано заявление о предоставлении последующей отсрочки, которое на настоящее время не исполнено.

Все указанные обстоятельства подтверждаются документами, представленными в материалы дела.

Учитывая, что административный истец не является субъектом предпринимательской деятельности, исполнение решения суда возможно только при выделении достаточного финансирования, соблюдении требований, установленных Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», что объективно требует значительного времени, суд приходит к выводу, что административный истец не уклонялся от исполнения решения суда и действительно принимал все зависящие от него и возможные меры по надлежащему исполнению требований исполнительного документа.

При таких обстоятельствах, оценив представленные доказательства в совокупности с указанными нормами, суд приходит к выводу об отсутствии виновного противоправного бездействия должника Правительства области в установленный срок при вышеизложенных обстоятельствах и о наличии законных оснований для освобождения его от взыскания исполнительского сбора.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 226-227 КАС РФ, суд

решил:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ – ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░.░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ 23.04.2024 ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ № 88536/22/57024-░░ 120498/23/98057-░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 25.06.2024 ░░░░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-3317/2024 ~ М-2358/2024

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Правительство Орловской области
прокуратура Северного района г. Орла
Ответчики
СПИ МОСП по ОИП УФССП России Уварова А.А.
УФССП России по Орловской области
Другие
администрация г. Орла
Суд
Советский районный суд г. Орла
Судья
Михеева Татьяна Анатольевна
Дело на сайте суда
sovetsky--orl.sudrf.ru
21.05.2024Регистрация административного искового заявления
22.05.2024Передача материалов судье
22.05.2024Решение вопроса о принятии к производству
22.05.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.05.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.06.2024Судебное заседание
25.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.07.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее