РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Половинное 27 мая 2024 года
Половинский районный суд Курганской области
в составе председательствующего судьи Клещ Е.Г.,
с участием представителя административного истца Нурпиисовой М.Ж.,
представителя административного ответчика Кохановой Е.А.,
при секретаре Курочкиной А.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-84/2024 (УИД 45RS0016-01-2024-000135-80) по административному исковому заявлению прокурора Половинского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Половинского муниципального округа Курганской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Половинского района Курганской области обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Половинского муниципального округа Курганской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по организации работ по созданию муниципальной автоматизированной системы централизованного оповещения на территории населенных пунктов Половинского муниципального округа.
В обоснование иска указано, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства в сфере защиты населенных пунктов от чрезвычайных ситуаций на территории Половинского муниципального округа. В ходе проверки установлено, что администрацией Половинского муниципального округа нормативно-правовые акты о муниципальной автоматизированной системе централизованного оповещения на территории муниципального округа не принимались, муниципальная автоматизированная система централизованного оповещения на территории Половинского муниципального округа не создана. Прокуратурой района по данному факту в администрацию Половинского муниципального округа 1 февраля 2024 г. внесено представление, по результатам рассмотрения которого меры к устранению нарушений не приняты. Вместе с тем, до настоящего времени муниципальная автоматизированная система централизованного оповещения на территории Половинского муниципального округа не создана, поэтому муниципальная система оповещения населения не позволяет доводить информацию и сигналы оповещения в автоматизированном режиме до населения, проживающего в населенных пунктах Половинского муниципального округа. В апреле - мае 2023 года на территории Курганской области в результате произошедших пожаров, в том числе по причине несвоевременного оповещения об эвакуации жителей населенных пунктов, погибло 25 человек. При этом, в отмеченный период крупные лесные и ландшафтные пожары были зарегистрированы и на территории Половинского муниципального округа, в результате которых имели место факты угрозы ряда населенных пунктов округа. Таким образом, бездействие администрации Половинского муниципального округа Курганской области, выразившееся в непринятии мер по устранению указанных нарушений, является незаконным. Просит признать незаконным бездействие администрации Половинского муниципального округа Курганской области, выразившееся в не создании муниципальной автоматизированной системы централизованного оповещения на территории Половинского муниципального округа Курганской области; обязать администрацию Половинского муниципального округа Курганской области в срок до 1 октября 2024 г. организовать работы по созданию муниципальной автоматизированной системы централизованного оповещения на территории населенных пунктов Половинского муниципального округа, позволяющую доводить информацию и сигналы оповещения в автоматизированном режиме до населения, проживающего в населенных пунктах Половинского муниципального округа Курганской области.
Представитель административного истца Нурпиисова М.Ж. в судебном заседании на заявленных требованиях настаивала по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика администрации Половинского муниципального округа Курганской области по доверенности Коханова Е.А. с административным иском не согласилась. Пояснила, что администрацией Половинского муниципального округа Курганской области организована и проводится работа по созданию муниципальной автоматизированной системы централизованного оповещения на территории населенных пунктов Половинского муниципального округа, позволяющую доводить информацию и сигналы оповещения в автоматизированном режиме до населения, проживающего в населенных пунктах Половинского муниципального округа Курганской области.
Представитель заинтересованного лица Главного управления МЧС России по Курганской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в письменном заявлении просил рассматривать дело без его участия.
Представитель заинтересованного лица Департамента гражданской защиты, охраны окружающей среды и природных ресурсов Курганской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Заслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Суд удовлетворяет полностью или в части заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает обязанность на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление (ч. 2 ст. 227 КАС РФ).
Согласно ч. 1 ст. 130 и ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения.
В соответствии п. 28 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения муниципального округа в числе прочего относится организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального, городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Согласно уставу Половинского муниципального округа Курганской области к вопросам местного значения Половинского муниципального округа Курганской области относятся организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории Половинского муниципального округа Курганской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств (подп. 29 п. 1 ст. 6 Устава).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ) чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.12.1994 единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах.
К основным задачам единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций отнесено: обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, в том числе экстренного оповещения населения; подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях, в том числе организация разъяснительной и профилактической работы среди населения в целях предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций на водных объектах; прогнозирование угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций; осуществление государственной экспертизы, государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Согласно п. 2 ст. 11 Федерального закона 21.12.1994 N 68-ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно: осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций (подпункт «а»); создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций (подпункт «д»); создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (подпункт «з»); создают и поддерживают в постоянной готовности муниципальные системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях (подпункт «м»). Выявленные нарушения могут привести к пожароопасной ситуации, возможности гибели людей и уничтожению имущества.
Под специализированными техническими средствами оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей понимаются специально созданные технические устройства, осуществляющие прием, обработку и передачу аудио- и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе возникновения, о возникновении чрезвычайных ситуаций и правилах поведения населения (ст. 1Федерального закона 21.12.1994 N 68-ФЗ).
Согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне» органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальные системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны.
Порядок организации и функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций определен Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 (далее - Положение N 794), в силу пункта 2 которого единая система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Согласно пункту 3 Положения N 794 единая система, состоящая из функциональных и территориальных подсистем, действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.
Пунктом 6 этого же Положения N 794 предусмотрено, что на каждом уровне единой системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи и оповещения органов управления и сил единой системы, системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях и системы информирования населения о чрезвычайных ситуациях.
При этом системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, в том числе системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, создаются только на региональном, муниципальном и объектовом уровнях единой системы.
В соответствии с п. 7 Положения N 794 системы оповещения населения создаются на следующих уровнях функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций: на региональном уровне - региональная автоматизированная система централизованного оповещения; на муниципальном уровне - муниципальная автоматизированная система централизованного оповещения (далее - муниципальная система оповещения); на объектовом уровне - локальная система оповещения.
Муниципальные системы оповещения создают органы местного самоуправления.
Границами зон действия муниципальной систем оповещения являются административные границы муниципального образования.
Согласно п. 1.1 ГОСТ 34.003-90 «Информационная технология (ИТ). Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Термины и определения» автоматизированная система – это система, состоящая из персонала и комплекса средств автоматизации его длительности, реализующая информационную технологию выполнения установленных функций.
Пунктом 13 Положения N 794 предусмотрено, что основной задачей муниципальной системы оповещения является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до:
- руководящего состава ГО и звена территориальной подсистемы РСЧС муниципального образования;
- сил ГО и РСЧС муниципального образования;
- дежурных (дежурно-диспетчерских) служб организаций, перечисленных в пункте 7 Положения, и дежурных служб (руководителей) социально значимых объектов;
- людей, находящихся на территории соответствующего муниципального образования.
Пунктом 19 Положения предусмотрело, что передача сигналов оповещения и экстренной информации, может осуществляться в автоматическом, автоматизированном либо ручном режимах функционирования систем оповещения населения. Установлено также, что основной режим функционирования муниципальных систем оповещения - автоматизированный.
Пунктом 8 Положения о региональной автоматизированной системе централизованного оповещения населения Курганской области, утружденного постановлением Правительства Курганской области от 27.03.2023 N 62, также предусмотрено, что передача сигналов оповещения и экстренной информации может осуществляться в автоматическом, автоматизированном либо ручном режимах функционирования систем оповещения населения. Основной режим функционирования РАСЦО Курганской области - автоматизированный.
Проведенной прокуратурой Половинского района Курганской области проверкой установлено, что администрацией Половинского муниципального округа не созданав полном объеме муниципальная автоматизированная система централизованного оповещения на территории Половинского муниципального округа.
Прокуратурой Половинского района 1 февраля 2024 г. по данному факту главе Половинского муниципального округа Курганской области внесено представление.
Согласно ответу главы Половинского муниципального округа Курганской области Меньщикова В.В. от 29 февраля 2024 г. муниципальная автоматизированная система централизованного оповещения на территории Половинского муниципального округа Курганской области не создана.
В ходе рассмотрения дела административным ответчиком не представлено доказательств устранения выявленного нарушения.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля Ф.8. пояснил, что в настоящее время администрацией муниципального образования проводится работа по созданию муниципальной автоматизированной системы централизованного оповещения, но пока на территории Половинского муниципального округамуниципальная автоматизированная система централизованного оповещения создана частично.
Учитывая, что бездействие административного ответчика выразившееся в несозданиимуниципальной автоматизированной системы централизованного оповещения на территории Половинского муниципального округа (так как муниципальная система оповещения населения не позволяет доводить информацию и сигналы оповещения в автоматизированном режиме до всего населения муниципального образования), нарушает права граждан, проживающих либо находящихся на территории Половинского муниципального округа, то есть права неопределенного круга лиц, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленного прокурором административного иска.
Также суд считает, что срок для устранения нарушения – до 1 октября 2024 г. является разумным.
Руководствуясь ст. 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 1 ░░░░░░░ 2024 ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 27 ░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░