66RS001-01-2022-010721-85 № 2а-873/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 января 2023 года г. Екатеринбург
Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Никитиной Л.С., при секретаре судебного заседания Халиловой К.Д.,
с участием представителя административного ответчика Администрации г. Екатеринбурга Шевцовой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Зиналиевой Любови Ивановны, Зиналиева Романа Михайловича к Администрации г. Екатеринбурга, исполняющему обязанности Департамента архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений Администрации г. Екатеринбурга Сурганову Г.В. о признании незаконным отказа, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Представитель административных соистцов Зиналиевой Л.И., Зиналиева Р.М.- адвокат Зайченко А.С., действующая на основании доверенности, обратилась в суд с административным иском к Администрации г. Екатеринбурга о признании незаконным решения об отказе в утверждении схем расположения земельных участков, находящихся по адресу: <адрес>, изложенный в письме от 09.09.2022, возложении обязанности по утверждению данных схем и по осуществлению предварительного согласования предоставления земельного участка, площадью 1 140 кв.м., Зиналиеву P.M., земельного участка площадью 1 589 кв.м., Зиналиевой Л.И. в собственность за плату.
В обоснование административного иска указано, что административный истец Зиналиева Л.И. является собственником жилого помещения в виде части жилого дома, расположенного в г. <адрес>, площадью 32,8 кв.м., кадастровый №.
Административный истец Зиналиев Р.М. является собственником жилого помещения в виде части жилого дома, расположенного в г. <адрес>, общей площадью 74,7 кв.м., кадастровый помер №.
Ранее административные истцы владели единым объектом-индивидуальным жилым домом на праве общей долевой собственности, право собственности административных истцов возникло на основании договора передачи жилого помещения в собственность граждан (приватизации) от 23.09.2008. На основании решения Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 29.04.2015 жилой дом разделен на две самостоятельные части. Право собственности административных истцов на выделенные объекты недвижимости зарегистрированы в установленном законом порядке.
15.08.2022 административные истцы обратились в Администрацию г. Екатеринбурга заявлениями о формировании и предоставлении в собственность земельных участков, занятых объектами недвижимости.
В ответе от 09.09.2022 Администрация г. Екатеринбурга отказала в утверждении схем расположения земельных участков, поскольку жилой дом расположен в территориальной зоне ЗГЛ, на которой запрещается строительство объектов капитального строительства, что административные истцы полагают незаконным.
Так, ч. 1 ст. 4.7 Федеральною закона от 4 декабря 2016 г. № 201 -ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» установлено, что образование лесного участка, на котором расположен объект недвижимого имущества, права на который возникли до 1 января 2016 года, зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и использование (назначение) которого не связано с использованием лесов, осуществляется в соответствии со схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане, территории (далее- схема расположения). При этом подготовка проектной документации лесного участка не требуется. Однако в письме административного ответчика от 09.09.2022 не указаны конкретные основания для отказа в согласовании схемы земельных участков, что является незаконным и нарушает права административных истцов.
В связи с чем, административные истцы просят суд признать незаконным отказ Администрации г. Екатеринбурга в утверждении схем расположения земельных участков по адресу: <адрес>, изложенный в письме от 09.09.2022, обязать административного ответчика утвердить схемы расположения земельных участков и предварительно согласовать предоставление земельных участков административным истцам в собственности за плату.
Определением суда от 13.12.2022 к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен исполняющий обязанности Департамента архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений Администрации г. Екатеринбурга Сурганов Г.В.
Административные истцы Зиналиева Л.И., Зиналиев Р.М. в судебное заседание не явились, о дате и времени проведения которого извещены своевременно и надлежащим образом путем направления почтовых извещений, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявляли, сведений об уважительных причинах неявки суду не сообщили.
Представитель административного ответчика администрации г. Екатеринбурга Шевцова О.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании полагала заявленные требования необоснованными, просила в удовлетворении административного иска отказать по доводам, изложенным в письменном возражении. Указала об отсутствии нарушений прав и законных интересов административных истцов, поскольку оспариваемое письмо не является результатом оказания муниципальной услуги, носит информационный характер.
Административный ответчик исполняющий обязанности Департамента архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений Администрации г. Екатеринбурга Сурганов Г.В., представитель заинтересованного лица МСАУ «Екатеринбургское лесничество», в судебное заседание не явились, о дате и времени проведения которого извещены своевременно и надлежащим образом путем направления почтовых извещений, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявляли, сведений об уважительных причинах неявки суду не сообщили.
Учитывая надлежащее извещение участвующих в деле лиц о времени и месте судебного заседания, руководствуясь положениями части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в их отсутствие.
Заслушав представителя административного ответчика Администрации г. Екатеринбурга,изучив материалы дела, оценив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. Такая совокупность по данному делу установлена.
В силу пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено данной статьей или другим Федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса. Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.
Согласно положениям пункта 1 статьи 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" при образовании земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории подлежит согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли, состав которых устанавливается лесным законодательством.
Статьями 2 и 3 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к лесным землям относятся земли, на которых расположены леса, и земли, предназначенные для лесовосстановления (вырубки, гари, редины, пустыри, прогалины и другие), а к нелесным землям относятся земли, необходимые для освоения лесов (просеки, дорога и другие), и земли, неудобные для использования (болота, каменистые россыпи и другие).
Согласно пункту 6 статьи 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" отказ в согласовании схемы допускается только в случае пересечения границ образуемого земельного участка с границами лесного участка и (или) лесничества, сведения о которых содержатся в государственном лесном реестре, или в случае нахождения образуемого земельного участка в границах такого лесничества.
Пунктом 7 статьи 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что отказ в согласовании схемы по основаниям, указанным в пункте 6 настоящей статьи, не допускается в случае согласования схемы, подготовленной для образования земельного участка, который расположен в границах лесничества, лесопарка или границы которого пересекают границы лесных участков и (или) лесничества, лесопарка, если на таком земельном участке расположен объект недвижимого имущества, права на который возникли до 1 января 2016 года, зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и использование (назначение) которого не связано с использованием лесов. В указанных случаях отказ в согласовании схемы допускается только при условии, что площадь образуемого земельного участка превышает предельные (максимальные) размеры земельных участков, установленные в соответствии с частью 20 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", а если указанные предельные (максимальные) размеры не установлены, - в случае, если площадь образуемого земельного участка превышает площадь, занятую объектом недвижимого имущества и необходимую для его использования. В уведомлении об отказе в согласовании схемы должны быть указаны основания для такого отказа.
Порядок подготовки и утверждения данной схемы определен в пунктах 2 - 5 статьи 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 4.7 Федерального закона от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" образование лесного участка, на котором расположен объект недвижимого имущества, права на который возникли до 1 января 2016 года, зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и использование (назначение) которого не связано с использованием лесов, осуществляется в соответствии со схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории. При этом подготовка проектной документации лесного участка не требуется. Площадь такого лесного участка определяется в соответствии с правилами пункта 7 статьи 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Если лесной участок, указанный в части 1 настоящей статьи, подлежит образованию из состава земель лесного фонда, в решении о предварительном согласовании его предоставления категория земель указывается исходя из сведений Единого государственного реестра недвижимости о разрешенном использовании объекта недвижимого имущества, который расположен на таком лесном участке, а также с учетом документов территориального планирования, документации по планировке территории. При этом принятие решения о переводе лесного участка из состава земель лесного фонда в земли иных категорий не требуется.
Как следует из материалов дела, Зиналиева Л.И. является собственником жилого помещения в виде части жилого дома, расположенного в <адрес>, площадью 32,8 кв.м., кадастровый №. Зиналиев Р.М. также является собственником жилого помещения в виде части жилого дома, расположенного в г<адрес>, общей площадью 74,7 кв.м., кадастровый помер №.
Материалами дела подтверждается, что ранее административные истцы владели единым объектом-индивидуальным жилым домом на праве общей долевой собственности, право собственности административных истцов возникло на основании договора передачи жилого помещения в собственность граждан (приватизации) от 23.09.2008. На основании решения Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 29.04.2015 жилой дом разделен на две самостоятельные части. Право собственности административных истцов на выделенные объекты недвижимости зарегистрированы в установленном законом порядке 20.08.2015.
15.08.2022 Зиналиева Л.И., действующая в своих интересах и интересах Зиналиева А.В. по доверенности, обратилась в Администрацию г. Екатеринбурга посредством сервиса «электронная приемная» на официальном портале Екатеринбурга в сети «Интернет» (Екатеринбург.рф) с заявлениями о формировании и предоставлении в собственность земельных участков, занятых объектами недвижимости.
09.09.2022 на данные заявления Администрацией г. Екатеринбурга подготовлен оспариваемый ответ, согласно которому разъяснено, что предварительное согласование предоставления земельных участков осуществляется в соответствии Административным регламентом, ознакомиться с которым можно в сети Интернет. Также отмечено, что Правилами землепользования и застройки городского округа -муниципального образования «город Екатеринбург», утвержденными Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 10.06.2022 №, жилой <адрес> на <адрес> расположен в территориальной зоне ЗГЛ (зона городских лесов). Назначение и правовой режим территории, занятой городскими лесами, устанавливается в соответствии с лесным законодательством. Кроме того, Постановлением Администрации г. Екатеринбурга от 17.02.2022 № данная территория предоставлена на праве постоянного (бессрочного) пользования МСАУ «Екатеринбургское лесничество». Таким образом, образование земельных участков под помещения в жилом <адрес>, расположенном на <адрес> из земельного участка с кадастровым номером № целью их дальнейшего предоставления Зиналиевой Л.И. и Зиналиеву Р.М. в собственность не предоставляется возможным.
Оказание муниципальной услуги «предварительное согласование предоставления земельного участка» на территории <адрес> регламентируется Административным регламентом, утвержденным Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Административный регламент).
Пунктами 5, 6 указанного Административного регламента установлено, что прием заявлений и документов, необходимых для предоставления указанной муниципальной услуги, осуществляется в приемные дни и часы:
отделом обработки документов и работы с внешними источниками информации муниципального бюджетного учреждения «Центр градостроительных компетенций «Геотрест» (до принятия Постановления Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № -муниципального бюджетного учреждения «Центр подготовки разрешительной документации для строительства»);
муниципальным казенным учреждением «Центр муниципальных услуг» и его отделами приема и выдачи документов;
государственным бюджетным учреждением Свердловской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» и его филиалами.
Как следует из п. 22 Административного регламента, основаниями для отказа в приеме у заявителя заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка и документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, являются следующие факты:
представление нечитаемых документов, документов с приписками, подчистками, помарками;
представление документов с повреждениями, которые не позволяют однозначно истолковать содержание документов;
отсутствие в заявлении указаний на фамилию, имя, отчество заявителя и почтового адреса (с указанием индекса);
обращение заявителя в неприемное время (приемные часы уполномоченного на прием заявления и документов органа установлены пунктом 5 настоящего Административного регламента).
В силу п. 38 Административного регламента при наличии оснований для отказа в приеме у заявителя документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, указанных в пункте 22 настоящего Административного регламента, специалист, ответственный за исполнение административной процедуры, отказывает заявителю в приеме документов, информирует его о выявленных недостатках, разъясняет его право на повторную подачу документов после устранения выявленных недостатков.
Если заявитель настаивает на приеме заявления и иных документов, специалист Учреждения принимает от заявителя представленный пакет документов вместе с заявлением. При этом в расписке о получении документов проставляется отметка о получении неполного пакета документов и (или) о наличии иных недостатков в представленных заявителем документах. Заявителю разъясняются причины, по которым ему будет отказано в предоставлении муниципальной услуги.
Основанием для начала выполнения административной процедуры является поступление заявления и документов, прошедших регистрацию, в Главархитектуру Администрации города Екатеринбурга ( п. 41 Административного регламента).
Пункт 25 Административного регламента определяет основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно:
несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к порядку ее подготовки, которые установлены статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации;
полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации требований к образуемым земельным участкам;
несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Основания, указанные в пункте 25 Административного регламента, являются исчерпывающими.
В приложении № 2 к Административному регламенту имеется блок-схема предоставления муниципальной услуги, согласно которой при наличии оснований для отказа в приеме документов, документы подлежат возвращению заявителю.
Как следует из пояснений представителя административного ответчика, положениями Административного регламента не предусмотрена возможность подачи заявления на получение муниципальной услуги «предварительное согласование предоставления земельного участка» и необходимых для оказания такой услуги документов путем их направления посредством сервиса «электронная приемная» на официальном портале Екатеринбурга в сети «Интернет» (екатеринбург.рф). Данный сервис предусмотрен исключительно для направления в Администрацию города Екатеринбурга обращений, порядок и сроки рассмотрения которых регламентированы Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Закон № 59-ФЗ), поэтому заявления административных истцов рассмотрены в порядке, установленном Законом № 59-ФЗ, а оспариваемый ответ носит исключительно информационный характер, не являясь результатом оказания муниципальной услуги, не порождая для административных истцов каких-либо правовых последствий.
Рассмотрев заявления Зиналиевых с приложенными документами, оспариваемый административными истцами ответ от 09.09.2022, суд приходит к выводу, что он по форме и содержанию не соответствует требованиям Административного регламента, поскольку заявления административных истцов рассмотрены не в соответствиями с требованиями Административного регламента, а отказ Администрации г. Екатеринбурга в предварительном согласовании предоставления земельных участков в собственность граждан выражен в форме письма, в котором не отражены конкретные основания для отказа, предусмотренные п. 25 Административного регламента.
В связи с вышеизложенным, суд приходит к выводу, что оспариваемый административными истцами отказ уполномоченного органа, изложенный в письме от 09.09.2022, по форме и содержанию не соответствует требованиям Административного регламента.
При этом суд находит несостоятельными суждения представителя административного ответчика о том, что оспариваемый ответ носит исключительно информационный характер и не порождает для административных истцов каких-либо правовых последствий, поскольку в данном ответе административным истцам фактически отказано в предварительном согласовании предоставления земельных участков в собственность за плату, что безусловно свидетельствует о нарушении прав и законных интересов административных истцов.
Таким образом, суд признает незаконным отказ Администрации г. Екатеринбурга в утверждении схем расположения земельных участков по адресу: <адрес> изложенный в письме от 09.09.2022.
Вместе с тем, суд не находит оснований для возложения на администрацию г. Екатеринбурга обязанности по утверждению схем расположения земельных участков и предварительному согласованию предоставления земельных участков административным истцам в собственность за плату, поскольку учитывая положения ст. 10 Конституции Российской Федерации судебный контроль ограничен принципом разделения властей, который препятствует вмешательству в сферу исключительной компетенции соответствующих органов и должностных лиц.
В связи с чем, суд частично удовлетворяет административный иск.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175 – 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ 09.09.2022.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░ 15.08.2022, ░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░ ░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░- ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 20.01.2023
░░░░░: