Дело № 2а-5325/2023
УИД 51RS0001-01-2023-005035-74
Мотивированный текст изготовлен 07.12.2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 ноября 2023 года г. Мурманск
Октябрьский районный суд города Мурманска в составе
председательствующего судьи Хуторцевой И.В.
при помощнике судьи Величко Е.М.
с участием административного истца Локачука Я.М.,
представителя административных ответчиков ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Мурманской области, УФСИН России по Мурманской области, ФСИН России Малиновской С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Локачука Я.М. о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Мурманской области,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Локачук Я.М. обратился в суд с административным исковым заявлением о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Мурманской области (далее – СИЗО-1, следственный изолятор).
В обоснование административных исковых требований указал, что содержится в СИЗО-1 и в течение трех недель он был лишен возможности помыться в бане, то есть не обеспечен надлежащими условий содержания под стражей, просит суд взыскать компенсацию в размере 30 000 рублей.
В судебном заседании административный истец на удовлетворении административных исковых требований настаивал, пояснил, что он является обвиняемым, имеет право на помывку в бане не менее 2 раз в неделю, но ему не обеспечивают баню в течение 13 дней в связи с участием в судебных заседаниях по рассмотрению уголовного дела в день помывки. Помывочный день для камеры № 203 установлен по средам, он в четверг писал заявление, но в пятницу состоялся суд, поэтому он не посетил баню, также в один из помывочных дней он не мог посетить баню по состоянию здоровья в течение 3 дней. В пятницу выводят в баню по заявлению, в субботу, воскресенье баня не работает.
В судебном заседании представитель административных ответчиков ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Мурманской области, УФСИН России по Мурманской области и ФСИН России с административным иском не согласился, представил возражения, согласно которым в пункте 32 Правил внутреннего распорядка СИЗО, утвержденных приказом Минюста РФ № 110 от 04.07.2022, указано, что лица, поступающие в СИЗО-1 в качестве подозреваемых или обвиняемых, имеют право не реже одного раза в неделю мыться в душе продолжительностью не менее 15 минут. В случае, если в установленное распорядком дня подозреваемый или обвиняемый из-за участия в судебном заседании, следственных действиях или по иной причине не смог помыть в душе, их помывка проводится в день прибытия либо на следующий день.
Согласно журнала учета санитарной обработки подозреваемых, обвиняемых и осужденных № 1196 в период с 01.09.2023 до 09.11.2023, то есть по день убытия из СИЗО-1 административному истцу предоставлялась санитарная обработка в соответствии с требованиями законодательства. Просит в удовлетворении административных исковых требований отказать.
Выслушав административного истца, представителя административных ответчиков, исследовав материалы дела, суд считает административные исковые требования не подлежащими удовлетворению на основании следующего.
В силу ст. 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Условия содержания должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. Унижающим достоинство обращением признается, в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны гарантироваться с учетом практических требований режима содержания. Оценка указанного уровня осуществляется в зависимости от конкретных обстоятельств, в частности от продолжительности неправомерного обращения с человеком, характера физических и психических последствий такого обращения.
Согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» деятельность уголовно-исполнительной системы осуществляется на основе принципов законности, гуманизма, уважения прав человека.
В уголовно-исполнительную систему по решению Правительства Российской Федерации могут входить следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательские, проектные, медицинские, образовательные и иные организации (статья 5 Закона).
Учреждения, исполняющие наказания, обязаны, в том числе обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации; обеспечивать режим содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, а также соблюдение их прав и исполнение ими своих обязанностей в соответствии с Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (пункты 1, 7 статьи 13 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»).
Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с названным Кодексом избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, регулирует и определяет Федеральный закон от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее - Федеральный закон № 103-ФЗ), а также Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов (далее - Правила внутреннего распорядка СИЗО), утвержденные приказом Минюста России №110 от 04.07.2022, которые начали действовать с июля 2022 года.
Содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей (далее - подозреваемые и обвиняемые) (статья 4 Федерального закона № 103-ФЗ).
В пункте 32 Правил внутреннего распорядка СИЗО указано, что лица, поступающие в СИЗО-1 в качестве подозреваемых или обвиняемых, имеют право не реже одного раза в неделю мыться в душе продолжительностью не менее 15 минут. В случае, если в установленное распорядком дня подозреваемый или обвиняемый из-за участия в судебном заседании, следственных действиях или по иной причине не смог помыть в душе, их помывка проводится в день прибытия либо на следующий день.
Как установлено в судебном заседании, Локачук Я.М. арестован 26.01.2021 СЧ СУ УМВД России по Мурманской области, ему избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, уголовное дело по обвинению в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ, 29.07.2022 передано в Октябрьский районный суд г. Мурманска, срок стражи – по 30.12.2023, 09.11.2023 убыл в филиал «Больница» ФКУЗ МСЧ-51 ФСИН России при ФКУ ИК-18 УФСИН России по Мурманской области.
Данные сведения подтверждаются справкой из личного дела административного истца, административным истцом не опровергаются.
Сторонами не оспаривается, что для камеры № 203, в которой в спорный период содержался административный истец, помывочный день в бане установлен по средам, а при невозможности посещения бани в среду по заявлению подозреваемый (обвиняемый) выводится в баню в другой день, за исключением субботы и воскресенья (не рабочие дни).
Доводы административного истца о том, что он был лишен права на помывку в бане на протяжении трех недель или 13 дней, опровергаются представленными за период с 04.09.2023 по 09.11.2023 копиями суточных ведомостей учета лиц, временно выбывших из следственного изолятора, из содержания которых следует, что Локачук Я.М. 04.09.2023, 05.09.2023, 06.09.2023, 25.09.2023, 26.09.2023, 27.09.2023, 02.10.2023, 03.10.2023, 04.10.2023, 16.10.2023, 17.10.2023, 23.10.2023, 24.10.2023, 25.10.2023, 30.10.2023, 31.10.2023, 01.11.2023, 07.11.2023, 08.11.2023 находился на выезде в Октябрьский районный суд г. Мурманска, в связи с чем, не имел возможности помыться в бане. 18.10.2023 Локачук Я.М. отказался от посещения бани.
Согласно журналу учета санитарной обработки подозреваемых, обвиняемых и осужденных № 1196 (начат 02.03.2022, не окончен) Локачук Я.М. посещал баню 01.09.2023 (по заявлению), 08.09.2023 (по заявлению), 13.09.2023, 20.09.2023, 27.09.2023, 29.09.2023 (по заявлению), 06.10.2023 (по заявлению), 11.10.2023, 20.10.2023 (по заявлению), 27.10.2023 (по заявлению) и 03.11.2023 (по заявлению).
Согласно этому же журналу Локачук Я.М. не посещал баню 06.09.2023, 04.10.2023, 25.10.2023, 01.11.2023, 08.11.2023, поскольку в указанные дни был на выезде.
Административное исковое заявление направлено в суд 23.10.2023, в установленный срок, в связи с чем наличие нарушений прав административного истца судом устанавливается за период с 01.09.2023 по 23.10.2023.
Судом установлено, что в помывочный день (среда) Локачук Я.М. находился на выезде в Октябрьском районном суде г. Мурманска в связи с рассмотрением уголовного дела 06.09.2023, 04.10.2023, 25.10.2023, 01.11.2023, 08.11.2023.
Отсутствие возможности посетить баню в среду компенсировано Локачуку Я.М. предоставлением помывки в бане в иной ближайший день в соответствии с его заявлениями 08.09.2023, 06.10.2023, 27.10.2023, 03.11.2023.
Административный истец пояснил, что 18.10.2023 (среда) баню не посещал в связи с плохим самочувствием, помывка ему предоставлена по заявлению 20.10.2023.
Таким образом, в спорный период с 01.09.2023 по 23.10.2023 административный истец реализовал свое право на помывку в бане один раз в неделю, находясь в процессуальном статусе подсудимого.
Каких-либо нарушений прав административного истца со стороны административного ответчика СИЗО-1 допущено не было. Помывка по средам не состоялась по объективным причинам, не зависящим от СИЗО-1, в связи с выездом Локачука Я.М. в суд для рассмотрения уголовного дела. Вместе с тем, по возвращении из суда по заявлению административного истца помывка в бане один раз на этой же неделе была ему проведена.
Утверждение административного истца о том, что посещение бани производилось не чаще одного раза в неделю, не свидетельствует о нарушении его прав, поскольку не противоречит пункту 32 Правил внутреннего распорядка СИЗО.
Согласно правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений право на помывку в бане не реже 2 раз в неделю предоставлено осужденным, то есть лицам, в отношении которых вступил в законную силу обвинительный приговор суда.
При этом в материалы дела не представлены доказательства, что Локачук Я.М. в спорный период обращался к администрации СИЗО-1 с заявлениями о предоставлении ему помывки в бане более одного раза в неделю и ему в этом было отказано.
Статьей 17.1 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ определено, что компенсация за нарушение условий содержания под стражей присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 47 разъяснено, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий. Так, судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату Помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации.
В то же время при разрешении административных дел суды могут принимать во внимание обстоятельства, соразмерно восполняющие допущенные нарушения и улучшающие положение лишенных свободы лиц (например, незначительное отклонение от установленной законом площади помещения в расчете на одного человека может быть восполнено созданием условий для полезной деятельности вне помещений, в частности для образования, спорта и досуга, труда, профессиональной деятельности).
Таким образом, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству, при этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы. Оценка указанного уровня осуществляется в зависимости от конкретных обстоятельств, в частности от продолжительности неправомерного обращения с человеком, характера физических и психических последствий такого обращения.
Исходя из положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ для признания незаконными решений, действий (бездействия) органов, наделенных публичными полномочиями, и их должностных лиц необходимо установить несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Поскольку совокупность таких условий, а также уровень лишений и страданий в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца судом при рассмотрении административного дела не установлены, административные исковые требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 227, 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░-1 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░