31RS0004-01-2024-001072-98 № 2а-843/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 июля 2024 года город Валуйки
Судья Валуйского районного суда Белгородской области Кириллова О.А., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску Валуйского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Насоновской территориальной администрации Валуйского городского округа о признании бездействия незаконным и обязании принятии меры по оборудованию источников наружного водоснабжения для целей пожаротушения,
установил:
Валуйский межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеуказанным административным иском, в обоснование которого указал, что проведенной проверкой соблюдения законодательства о пожарной безопасности и противодействии терроризму, выявлены нарушения в деятельности Насоновской территориальной администрации администрации Валуйского городского округа, выразившиеся в том, что в с.Насоново Валуйского района отсутствуют источники наружного водоснабжения для целей пожаротушения, что является недопустимым и не согласуется с заблаговременным принятием профилактических мер, направленных на минимизацию и (или) ликвидацию последствий проявления терроризма на территории муниципального района.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, а также в целях защиты прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц на пожарную безопасность на территории поселения, Валуйский межрайонный прокурор с учетом уточненных требований просил признать бездействие Насоновской территориальной администрации администрации Валуйского городского округа в непринятии мер по оборудованию источников наружного водоснабжения для целей пожаротушения в с. Насоново Валуйского района незаконными. Обязать Насоновскую территориальную администрацию администрации Валуйского городского округа в срок до 31.12.2025г. принять меры по оборудованию источников наружного водоснабжения для целей пожаротушения в с. Насоново Валуйского района Белгородской области.
В судебное заседание представитель административного истца, представитель административного ответчика – Насоновской территориальной администрации Валуйского городского округ, представитель заинтересованного лица -Администрации Валуйского городского округа, представитель заинтересованного лица - Главное Управление МЧС России по Белгородской области, как надзорный орган пожарной безопасности на территории Белгородской области не явились о времени и месте извещены надлежащим образом.
В соответствии с ч. 7 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Исследовав обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В данном случае обращение Валуйского межрайонного прокурора в суд с заявленными требованиями вызвано не соблюдением Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ), что нарушает интересы неопределенного круга лиц.
Исходя из положений пункта 9 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах сельского поселения относится к вопросам местного значения сельского поселения.
Статьей 19 Федерального Закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон № 69-ФЗ) предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся, в том числе: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
Под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров (ст. 1 Федерального закона № 69-ФЗ).
Статьей 62 Закона № 123-ФЗ установлено, что здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения, водные объекты, а также пожарные резервуары. Необходимость обеспечения противопожарного водоснабжения, устройства систем водоснабжения, водопроводных сетей, искусственных водоемов и пожарных резервуаров, использования водных объектов для противопожарных нужд определяется настоящим Федеральным законом, а требования к их устройству нормативными документами по пожарной безопасности. Запас воды водных объектов и пожарных резервуаров должен обеспечивать расчетные расходы воды на пожаротушение зданий и сооружений с учетом продолжительности тушения пожаров.
Согласно статье 68 Федерального закона № 123-ФЗ территории населенных пунктов, а также находящиеся на них здания и сооружения должны быть обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения. К наружному противопожарному водоснабжению относятся: 1) централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения с пожарными гидрантами, установленными на водопроводной сети (наружный противопожарный водопровод); 2) водные объекты, используемые в целях пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; 3) пожарные резервуары. Территории населенных пунктов должны быть оборудованы наружным противопожарным водопроводом, обеспечивающим требуемый расход воды на пожаротушение зданий и сооружений. При этом расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать пожаротушение любого обслуживаемого данной сетью здания и сооружения. Допускается предусматривать наружное противопожарное водоснабжение от водных объектов и (или) пожарных резервуаров для населенных пунктов с числом жителей до 5000 человек; отдельно стоящих зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф2, ФЗ, Ф4 объемом до 1000 кубических метров (либо нескольких зданий и (или) сооружений того же суммарного объема), расположенных в населенных пунктах, не имеющих кольцевого наружного противопожарного водопровода; зданий и сооружений класса функциональной пожарной опасности Ф5 с производствами категорий В, Г и Д по пожаровзрывоопасности и пожарной опасности при расходе воды на наружное пожаротушение 15 литров в секунду; складов грубых кормов объемом до 1000 кубических метров (либо нескольких зданий и (или) сооружений того же суммарного объема); складов минеральных удобрений объемом до 5000 кубических метров (либо нескольких зданий и (или) сооружений того же суммарного объема); зданий радиотелевизионных передающих станций, холодильников и хранилищ овощей и фруктов. Допускается не предусматривать противопожарное водоснабжение для населенных пунктов с числом жителей до 50 человек, а также расположенных вне населенных пунктов отдельно стоящих зданий и сооружений классов функциональной пожарной опасности Ф1.2, Ф1.3, Ф1.4, Ф2.3, Ф2.4, ФЗ (кроме ФЗ.4), в которых одновременно могут находиться до 50 человек и объем которых не более 1000 кубических метров.
Согласно ст. 10 Федерального закона N 69-ФЗ финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, в том числе добровольной пожарной охраны, в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.
В соответствии со ст. 1 указанного Закона под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В соответствии с п. 10.4 Свода Правил СП 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности», утвержденного приказом МЧС России от 30.03.2020 № 225, пожарные резервуары и (или) искусственные водоемы надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий или сооружений, находящихся в радиусе: при заборе воды насосами пожарных автомобилей - не более 200 м; при заборе воды мотопомпами - не более 150 м (с учетом технических характеристик мотопомп). Для увеличения радиуса обслуживания допускается прокладка от резервуаров или водоемов тупиковых трубопроводов длиной не более 200 м с устройством приемных колодцев в соответствии с пунктом 10.7 настоящего свода правил.
Как было указано выше, в ходе проведения Валуйской межрайонной прокуратурой проверки были выявлены нарушения в деятельности Насоновской территориальной администрации выразившиеся в том, что в с. Насоново Валуйского района, Белгородской области отсутствует источник наружного водоснабжения для целей пожаротушения. По выявленным нарушениям прокурором в адрес Принцевской территориальной администрации администрации Валуйского городского округа вынесено представление, однако по состоянию на день подачи иска нарушения не устранены.
В результате бездействия органа местного самоуправления нарушаются права неопределенного круга лиц на пожарную безопасность на территории поселения.
Насоновская территориальная администрация администрации Валуйского городского округа является самостоятельным юридическим лицом и наделена полномочиями по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, что подтверждается приведёнными положениями закона, выпиской из ЕГРЮЛ, решением Совета депутатов Валуйского городского округа №100 от 21.12.2018.
Вопросы обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения отнесены Федеральным законом N 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселений.
На основании письма Валуйской межрайонной прокуратуры МЧС России по Белгородской области, как надзорный орган пожарной безопасности на территории Белгородской области представлен список населенных пунктов Валуйского городского округа, не обеспеченных источниками наружного противопожарного водоснабжения, в том числе на территории Насоновской территориальной администрации Валуйского городского округа в с. Насоново не обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения.
Требования к оборудованию источниками наружного противопожарного водоснабжения поселений прямо предусмотрены положениями ст. 68 Федерального закона N 123-ФЗ.
Таким образом, исследовав представленные доказательств, оценив их по правилам ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в полной мере, суд приходит к выводу о том, что указанное нарушение недопустимо, поскольку отсутствие водоисточника усложняет тушение пожаров, способствует увеличению площади горения и росту наносимого огнем материального ущерба как государственной, так и частной собственности, а в ряде случаев может повлечь за собой человеческие жертвы.
Таким образом, требования Валуйского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с ч. 2 ст. 178 КАС РФ, при принятии решения суд при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.
Кроме того, согласно ст. 187 КАС РФ, суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания бездействия административного ответчика по непринятию мер по обеспечению вышеуказанного населенного пункта источником наружного противопожарного водоснабжения, отвечающего требованиям Федерального закона № 123-ФЗ незаконным и возложении обязанности устранить данное нарушение.
Исходя из времени необходимого для устранения нарушений, объема действий, суд полагает необходимым установить срок для исполнения решения суда административным ответчиком до 31.12.2025 с даты вступления решения суда в законную силу, с учетом позиции сторон, который является разумным, достаточным и обоснованным.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 293 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░- ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 31.12.2025 ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░: