Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-257/2023 ~ М-159/2023 от 02.03.2023

Дело № 2а-257/2023

УИД 22RS0012-01-2023-000203-65

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 апреля 2023 года г. Славгород

Славгородский городской суд Алтайского края

в составе:

председательствующего судьи Гайдар Е.В.

при секретаре Самокрутовой В.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску С.В.И. к судебному приставу-исполнителю отделения судебных приставов г. Славгорода, Бурлинского и Немецкого национального районов Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю Б.Е.А. и Главному управлению Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю о признании незаконными постановления судебного пристава- исполнителя и возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

С.В.И. обратился в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю отделения судебных приставов г. Славгорода, Бурлинского и Немецкого национального районов Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю Б.Е.А. о признании незаконными постановления судебного пристава- исполнителя и возложении обязанности. В обоснование своих требований указал, что 15 февраля 2023 года получил постановление от 06 февраля 2023 года об отказе в удовлетворении заявления(ходатайства) от 23 января 2023 года о возврате денежных средств.

Вышеуказанное постановление, по мнению административного истца, является необоснованным и незаконным. Административным ответчиком не были соблюдены требования о полноте, всесторонности и объективности исследования всех обстоятельств по делу, в связи с чем постановление подлежит отмене по следующим основаниям.

04 октября 2022 года административному истцу судебным приставом- исполнителем Б.Е.А. вручено постановление о возбуждении исполнительного производства от 27 сентября 2022 года и постановление 18810122220622061958 ЦАФАПОБДД ГИБДД ГУ МВД России РФ по Алтайскому краю от 22 июня 2022 года.

Указанным постановлением административный истец признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст.12.21.1 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 350000 рублей.

27 сентября 2022 года судебным приставом- исполнителем Б.Е.А. было возбуждено исполнительное производство №109572/22/22064-ИП от 27.09.2022 в отношении С.В.И. на основании постановления 18810122220622061958 ЦАФАПОБДД ГИБДД ГУ МВД России РФ по Алтайскому краю от 22 июня 2022 года.

В рамках исполнительного производства административный истец неоднократно обращался в отделение судебных приставов с заявлениями об отложении исполнительных действий по исполнительному производству в связи с рассмотрением жалобы на постановление от 22 июня 2022 года в Баевском районном суде Алтайского края до рассмотрения жалобы по существу.

В рамках указанного исполнительного производства с расчетных счетов административного истца списаны денежных средства в рублях и иностранной валюте. Согласно справке о движении денежных средств по депозитному счету по исполнительному производству №109572/22/22064-ИП по состоянию на 06 декабря 2022 года всего с должника удержано в ходе исполнительного производства и перечислено взыскателю 4905 руб. 79 коп.

Решением Баевского районного суда Алтайского края от 22 ноября 2022 года по делу № 12-8/2022 постановление 18810122220622061958 ЦАФАПОБДД ГИБДД ГУ МВД России РФ по Алтайскому краю от 22 июня 2022 года отменено, производство по делу прекращено на основании п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ. Решение вступило в законную силу.

24 января 2023 года административный истец обратился с заявлением к руководителю ОСП г. Славгорода, Бурлинского и Немецкого национального районов о возврате денежных средств, удержанных в рамках исполнительного производства №109572/22/22064-ИП в отношении административного истца, как в рублях, так и в иностранной валюте, на расчетные счета заявителя.

Постановлением судебного пристава- исполнителя Б.Е.А. в удовлетворении данного ходатайства отказано.

Административный истец полагает, что действия судебного пристава- исполнителя Б.Е.А. по невозврату списанных со счетов административного истца денежных средств не соответствуют требованиям Федерального закона от 02.10.2007 № 2290ФЗ « Об исполнительном производстве». Так, постановление о возбуждении исполнительного производства в адрес должника в установленный срок не направлялось. Административный истец был лишен возможности предотвратить наступление негативных последствий в связи с регламентированной законом процедурой, поскольку фактически меры принудительного исполнения приняты судебным приставом- исполнителем 30 сентября 2022 года, т.е. до истечения срока для добровольного исполнения. Доказательства, подтверждающие возвращение административному истцу удержанной суммы, не представлено.

Вышестоящему в порядке подчиненности лицу жалоба на действия (бездействие) административного ответчика не подавалась.

На основании вышеизложенного, административный истец просит суд признать постановление судебного пристава - исполнителя отделения судебных приставов г. Славгорода, Бурлинского и Немецкого национального районов Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю Б.Е.А. от 06 февраля 2023 года по исполнительному производству № 109572/22/22064-ИП от 27.09.2022 об отказе в удовлетворении заявления( ходатайства) от 23.01.2023 г. о возврате денежных средств незаконным, а также обязать судебного пристава- исполнителя Б.Е.А. устранить допущенные нарушения прав и законных интересов С.В.И. путем возврата взысканных денежных средств, перечислив их на счета С.В.И. в 10- дневный срок с момента вступления в законную силу решения суда( л.д.5-8).

Определением Славгородского городского суда Алтайского края от 21 марта 2023 года к участию в делев качестве заинтересованного лица привлечено ЦАФАПОБДД ГИБДД ГУ МВД России РФ по Алтайскому краю( л.д. 89-92).

Административный истец С.В.И., представитель административного ответчика Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю, ответчик судебный пристав - исполнитель отделения судебных приставов г. Славгорода, Бурлинского и Немецкого национального районов Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю Б.Е.А., представитель заинтересованного лица ЦАФАПОБДД ГИБДД ГУ МВД России РФ по Алтайскому краю в судебное заседание не явились. Учитывая, что лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, административный истец и представитель заинтересованного лица просили о рассмотрении дела в их отсутствие, в соответствии со ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.

Исследовала материалы дела, суд пришел к следующему выводу.

Конституция Российской Федерации гарантирует право обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (статья 46).

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;2) соблюдены ли сроки обращения в суд;3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании решений, действий (бездействий) госорганов входит проверка соответствия оспариваемого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

В силу ч. 1 ст. 31.2 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении обязательно для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями, юридическими лицами.

Обращение постановления по делу об административном правонарушении к исполнению возлагается на судью, орган, должностное лицо, вынесших постановление (ч. 1 ст. 31.3 КоАП РФ).

Принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы (ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" ( далее также - Закон N 229-ФЗ).

В соответствии со ст. 2 Закона N 229-ФЗ задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Исполнительное производство осуществляется на принципах законности; своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; уважения чести и достоинства гражданина; неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения (ст. 4 Закона N 229-ФЗ).

Согласно п. 6 ч. 1 ст. 12 Закона N 229-ФЗ исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, являются, в частности, судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях.

Вопросы возбуждения исполнительного производства регламентированы статьей 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве", которыми предусмотрено, что судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 1); судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство без заявления взыскателя в случаях, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, а также когда суд, другой орган или должностное лицо в соответствии с федеральным законом направляют исполнительный документ судебному приставу-исполнителю (часть 5); судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства (часть 8); судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства обязывает должника предоставить документы, подтверждающие наличие у должника принадлежащих ему имущества, доходов, на которые не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, в том числе денежных средств, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, а также имущества, которое является предметом залога; копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (часть 17).

Судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство без заявления взыскателя в случаях, предусмотренных ч. 6 настоящей статьи, а также когда суд, другой орган или должностное лицо в соответствии с федеральным законом направляют исполнительный документ судебному приставу-исполнителю (ч. 5 ст. 30 Закона N 229-ФЗ).

Согласно ч. 8 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.

Основания для отказа в возбуждении исполнительного производства предусмотрены ст. 31 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

Согласно части 12 статьи 30 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с частью 2.1 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В силу части 1 статьи 68 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу.

Мерами принудительного исполнения является также обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги (часть 3 статьи 68 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве").

В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 43 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительное производство прекращается судебным приставом-исполнителем в случаях отмены или признания недействительным исполнительного документа, на основании которого возбуждено исполнительное производство.

В судебном заседании установлено, что постановлением ЦАФАПОБДД ГИБДД ГУ МВД России РФ по Алтайскому краю № 18810122220622061958 от 22 июня 2022 года С.В.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст.12.21.1 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 350000 рублей( л.д. 51).

27 сентября 2022 года судебным приставом-исполнителем отделения судебных приставов г. Славгорода, Бурлинского, Немецкого национального районов Б.Е.А. возбуждено исполнительное производство № 109572/22//22064-ИП в отношении С.В.И. о взыскании административного штрафа в размере 350000 рублей на основании постановления по делу об административном правонарушении № 18810122220622061958 от 22.06.2022 г., выданного ЦАФАПОБДД ГИБДД ГУ МВД России РФ по Алтайскому краю( л.д. 52-53).

В целях исполнения требований исполнительного документа судебным приставом-исполнителем вынесены постановления от 30 сентября 2022 года об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации и постановление об обращении взыскания на денежные средства в валюте при исчислении долга в рублях (л.д. 106-109).

03 октября 2022 года С.В.И. уведомлен судебным приставом- исполнителем о возбуждении исполнительного производства( л.д. 54).

04 октября 2022 года С.В.И. получил копию постановления о возбуждении исполнительного производства (л.д. 53).

Решением судьи Баевского районного суда Алтайского края от 22 ноября 2022 года постановление начальника ЦАФАПОБДД ГИБДД ГУ МВД России РФ по Алтайскому краю № 18810122220622061958 от 22 июня 2022 года, вынесенное в отношении С.В.И. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях( л.д. 83-85).

ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство от 27.09.2022 № 109572/22/22064-ИП прекращено в связи с отменой или признанием недействительным исполнительного документа, на основании которого возбуждено исполнительное производство( л.д.68).

Согласно справке о движении денежных средств по депозитному счету по исполнительному производству № 109572/22/22064-ИП по состоянию на 06 декабря 2022 года с должника взыскано и перечислено на счет получателя УФК по Алтайскому краю( ГУ МВД России по Алтайскому краю): 30 сентября 2022 года- 318, 52 руб.37,96 руб., 0,29 руб., 3870, 24 руб., 03 октября 2022 г.- 92,00 руб.,; 16 ноября 2022 года- 532,18 руб., 54,60 руб., всего 4905,79 рублей( л.д.14-16).

24 января 2023 года С.В.И. обратился в отделение судебных приставов г. Славгорода, Бурлинского и Немецкого национального районов с заявлением о возврате денежных средств, удержанных в рамках исполнительного производства, ссылаясь на факт отмены постановления 18810122220622061958 от 22.06.2022 г., выданного ЦАФАПОБДД ГИБДД ГУ МВД России РФ по Алтайскому краю (л.д. 17).

Постановлением судебного пристава - исполнителя ОСП г. Славгорода, Бурлинского и Немецкого национального районов Б.Е.А. от 06 февраля 2023 года С.В.И. в удовлетворении заявления отказано, в связи с тем, что денежные средства, взысканные по исполнительному производству, перечислены на расчетный счет взыскателя, рекомендовано обратиться с соответствующим заявлением о возврате денежных средств к взыскателю ( л.д.105).

Совокупность исследованных доказательств свидетельствует о том, что оспариваемое постановление судебного пристава - исполнителя Б.Е.А. от 06 февраля 2023 года об отказе в удовлетворении заявления С.В.И. о возврате денежных средств соответствует закону, прав и законных интересов административного истца С.В.И. не нарушает.

Как установлено в судебном заседании, взысканные в рамках указанного исполнительного производства с должника денежные средства на день обращения административного истца с заявлением о возврате денежных средств на депозитном счете отделения судебных приставов не находились, перечислены взыскателю.

В силу абзаца 4 пункта 2 ст. 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) штрафов принимает и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации, администратор доходов бюджета.

Согласно пунктам 1, 2 ст. 40.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации излишне уплаченный (взысканный) платеж в бюджет подлежит возврату по заявлению плательщика платежей в бюджет в течение 30 календарных дней со дня регистрации такого заявления администратором доходов бюджета, осуществляющим бюджетные полномочия по принятию решения о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, если иное не предусмотрено законодательными актами Российской Федерации.

Заявление о возврате излишне уплаченного (взысканного) платежа в бюджет может быть подано плательщиком платежей в бюджет в течение трех лет со дня уплаты (взыскания) такого платежа, если иное не предусмотрено законодательными актами Российской Федерации.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрен административный порядок возврата излишне уплаченных в бюджет денежных средств путем подачи соответствующего обращения к администратору доходов бюджета с приложением подтверждающих документов.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

Доводы административного истца о нарушении срока направления копии постановления о возбуждении исполнительного производства, применении мер принудительного исполнения до истечения срока для добровольного исполнения, не могут быть приняты во внимание, т.к. не имеют значения для разрешения вопроса о возврате взысканных денежных средств. При этом требования о признании незаконными постановлений об обращении взыскания на денежные средства, иных действий судебного пристава - исполнителя административным истцом не заявлялись.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

Р Е Ш И Л:

░.░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░.░. ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ - ░.░. ░░░░░░

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 28 ░░░░░░ 2023 ░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-257/2023 ~ М-159/2023

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Смирнов Вячеслав Иванович
Ответчики
Управление ФССП России по Алтайскому краю
Судебный пристав-исполнитель ОСП г. Славгорода, Бурлинского и Немецкого национального районов УФССП России по Алтайскому краю Безручко Е.А.
Другие
ЦАФАПОБДД ГИБДД ГУ МВД России РФ по Алтайскому краю
Суд
Славгородский городской суд Алтайского края
Судья
Гайдар Елена Васильевна
Дело на сайте суда
slavgorodsky--alt.sudrf.ru
02.03.2023Регистрация административного искового заявления
02.03.2023Передача материалов судье
03.03.2023Решение вопроса о принятии к производству
03.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.03.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.03.2023Судебное заседание
12.04.2023Судебное заседание
28.04.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее