дело №2а-379/2023
УИД 62RS0017-01-2023-000444-17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Рязанская область, Пронский район,
г. Новомичуринск 30 июня 2023 года
Пронский районный суд Рязанской области в составе председательствующего судьи Пучки В.В., с участием помощника прокурора Пронского района Рязанской области Дамаевой О.П., при секретаре Ванягиной Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Пронского районного суда Рязанской области в г. Новомичуринске Рязанской области административное исковое заявление прокурора Пронского района Рязанской области к администрации МО - Пронское городское поселение Пронского муниципального района Рязанской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и обязании устранить нарушения законодательства,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Пронского района Рязанской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в Пронский районный суд Рязанской области с вышеуказанным иском к администрации МО - Пронское городское поселение Пронского муниципального района Рязанской области, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой в рамках надзора за соблюдением санитарно-эпидемиологического законодательства, в том числе о защите прав несовершеннолетних, в части исполнения административным ответчиком обязанности по участию в мероприятиях по профилактике инфекционных болезней, передающихся иксодовыми клещами, установлено, что в нарушение требований ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,Санитарных правил и норм СанПин 3.3686-21 «Санитрано-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней» администрацией МО - Пронское городское поселение Пронского муниципального района Рязанской области на территории поселения энтомологическое (акарологическое) обследование территории мест массового отдыха людей, кладбищ, детских площадок, расположенных на территории поселения, не проводилось, разработка и реализация программ (планов) по профилактике инфекций, передающихся иксодовыми клещами, не осуществлялись. Бездействие административного ответчика нарушает санитарно-эпидемиологическое законодательства и создает реальную угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних. В связи с изложенным прокурор Пронского района Рязанской области просит суд признать незаконным бездействие администрации МО - Пронское городское поселение Пронского муниципального района Рязанской области, выразившееся в непринятии мер по организации проведения акарицидных мероприятий путем проведения обследования территории мест массового отдыха людей, кладбищ, расположенных на территории поселения, разработки и реализации программ (планов) по профилактике инфекций, передающихся иксодовыми клещами; обязать администрацию муниципального образования - Пронское городское поселение Пронского муниципального района Рязанской области в течение 2 (двух) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по проведению акарицидных мероприятий путем организации проведения обследования территории мест массового отдыха людей, кладбищ, расположенных на территории поселения, а также по разработке программы (плана) по профилактике инфекций, передающихся иксодовыми клещами.
Помощник прокурора Пронского района Рязанской области Дамаева О.П. в судебном заседании административный иск прокурора поддержала по изложенным в нем основаниям.
Представитель административного ответчика администрации МО - Пронское городское поселение Пронского муниципального района Рязанской области в судебное заседание не явился по неизвестным причинам, хотя надлежащим образом был извещен о месте, дате и времени рассмотрения дела.
В соответствии со статьей 150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие не явившегося в судебное заседание представителя административного ответчика администрации МО - Пронское городское поселение Пронского муниципального района Рязанской области.
Выслушав объяснения представителя административного истца, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Из совокупности положений статьи 39 и части 4 статьи 218 КАС РФ следует право прокурора на обращение в суд с требованиями о признании незаконными действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, если он полагает, что оспариваемые действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы указанных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов.
Статья 42 Конституции Российской Федерации и статья 8 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закрепляют право граждан на благоприятную окружающую среду и благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения в Федеральном законе от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности, а под санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями - организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию (статья 1).
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в частности, посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности; государственного санитарно-эпидемиологического нормирования; федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора (пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ).
Положением о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. № 554, установлено, что основной задачей государственного санитарно-эпидемиологического нормирования является установление санитарно-эпидемиологических требований, обеспечивающих безопасность для здоровья человека среды его обитания (пункт 1). Нормативными правовыми актами, устанавливающими санитарно-эпидемиологические требования, являются государственные санитарно-эпидемиологические правила (санитарные правила, санитарные правила и нормы, санитарные нормы, гигиенические нормативы), содержащие: гигиенические и противоэпидемические требования по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний человека, благоприятных условий его проживания, труда, быта, отдыха, обучения и питания, а также сохранению и укреплению его здоровья (пункт 2). Государственные санитарно-эпидемиологические правила устанавливают единые санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (пункт 3).
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 38, пункта 1 статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарные правила разрабатываются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в связи с установленной необходимостью санитарно-эпидемиологического нормирования факторов среды обитания и условий жизнедеятельности человека, в порядке, установленном положением о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании.
Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации, в соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 322, является Роспотребнадзор, руководитель которого является главным государственным санитарным врачом Российской Федерации.
Реализуя предоставленные полномочия, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - Главный государственный санитарный врач Российской Федерации постановлением от 28.01.2021 года № 4 утвердил Санитарные правила и нормы СанПин 3.3686-21 «Санитрано-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», устанавливающие требования к комплексу организационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, проведением которых обеспечивается в том числе предупреждение возникновения и распространения инфекций, передающихся иксодовыми клещами.
Из пункта 964 СанПин 3.3686-21 следует, что группами риска заболевания инфекциями, передающимися иксодовыми клещами, являются жители городской и сельской местности, посещающие природные биотопы или проживающие на территории антропургических очагов.
В комплекс профилактических мероприятий против инфекций, передающихся иксодовыми клещами, входят в том числе мероприятия по неспецифической профилактике, которая включает противоклещевые мероприятия (пункты 989, 992 СанПин 3.3686-21).
Согласно пункту 993 СанПин 3.3686-21 противоклещевые мероприятия включают санитарно-экологическое преобразование окружающей среды; дератизационные мероприятия; обработки акарицидными (инсектоакарицидными) средствами участков территорий природных и антропургических очагов. Мероприятия по уничтожению клещей и грызунов проводятся в соответствии с общими требованиями к проведению дезинсекционных и дератизационных мероприятий.
Пунктом 994 СанПин 3.3686-21 установлено, что акарицидами (инсектоакарицидами) обрабатываются наиболее посещаемые населением участки территории природных очагов клещевых инфекций: места массового отдыха, территории загородных предприятий общественного питания, кладбища, садовые участки, дошкольные образовательные организации и общеобразовательные организации, базы отдыха; места хозяйственной деятельности (места прокладки средств коммуникации, газо- и нефтепроводов, электрических сетей). Эти территории в том числе являются зонами наибольшего риска контакта людей с клещами.
В соответствии с пунктом 995 СанПин 3.3686-21 акарицидной обработке предшествует энтомологическое (акарологическое) обследование территории с целью определения видового состава и численности иксодовых клещей. Показаниями к проведению акарицидных обработок является обилие клещей в период их максимальной сезонной и суточной активности при благоприятной погоде равное или превышающее 0,5 особей (самок и самцов) на 1 учетную единицу (флаго/км или флаго/час). При выполнении не менее 5 учетных единиц. При этом учетные маршруты должны пролегать по наиболее вероятным местам наличия клещей видов, обитающих на данной территории. Эпидемиологическим показанием к обработкам является ежегодная регистрация за последние 5 лет случаев присасывания клещей к людям, обнаружение возбудителей инфекций в переносчиках и случаев заражения людей инфекциями, передающимися иксодовыми клещами, на данной территории.
Организация проведения акарицидных мероприятий должны осуществлять: органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований; юридические лица, индивидуальные предприниматели, руководители садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан (пункт 999 СанПин 3.3686-21).
В соответствии с пунктом 1000 СанПин 3.3686-21 органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований обеспечивается разработка и реализация программ (планов) по профилактике инфекций, передающихся иксодовыми клещами, предусматривающих: проведение зоолого-энтомологического обследования территории с целью контроля циркуляции возбудителей инфекций, передающихся иксодовыми клещами; проведение комплексных мероприятий по снижению численности популяции иксодовых клещей ниже порога эпидемической опасности (0,5 особей на 1 флаго/км или флаго/час) на территориях социально-значимых объектов и других эпидемиологически опасных участках в течение эпидемического сезона в неблагополучных по клещевым инфекциям районах с использованием акарицидных средств, разрешенных для применения с данной целью; обработка сельскохозяйственных животных акарицидными препаратами для ветеринарного применения, допущенными к обращению на территории Российской Федерации, которая осуществляется в соответствии с требованиями законодательства в области ветеринарии; выборочный контроль качества проведенных акарицидных мероприятий; проведение дератизационных мероприятий, направленных на уменьшение численности прокормителей (диких мелких млекопитающих) на территориях социально-значимых объектов; снижение численности популяции птиц семейства врановых - прокормителей преимагинальных стадий переносчиков вируса КГЛ путем разорения гнезд, предупреждения формирования доступной кормовой базы; преобразование сельскохозяйственных угодий посредством распашки, окультуривания выпасов, пастбищ (трансформации естественных или несельскохозяйственных угодий в пашни, культурные сенокосы и пастбища посредством комплекса агротехнических мероприятий); осуществление ротации пастбищ с регулируемым выпасом скота; определение маршрутов прогона сельскохозяйственных животных; благоустройство территорий населенных пунктов, парков, скверов, сельскохозяйственных объектов, мест массового отдыха и пребывания населения; ликвидацию самопроизвольных свалок мусора; организацию в средствах массовой информации, другими доступными методами работы по гигиеническому воспитанию населения, связанной с вопросами профилактики инфекций, передающихся иксодовыми клещами, их клиническими проявлениями, условиями заражения и средствами индивидуальной защиты; обеспечение на территориях в эпидемический сезон запаса эффективных средств индивидуальной защиты в доступной продаже; обеспечение подготовки инфекционных стационаров к оказанию медицинской помощи больным КГЛ с обеспечением требований биологической безопасности и резерва лекарственных противовирусных препаратов и препаратов крови.
Организация профилактических мероприятий, которые обеспечиваются юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами изложены в пункте 1001 Санитарных правил.
Вышеприведенные пункты Санитарных норм и правил СанПин 3.3686-21 предусматривают круг обязанностей как для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления независимо от статуса муниципального образования, так и для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, руководителей садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан.
Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» также закрепляет, что приоритет профилактики в сфере охраны здоровья обеспечивается путем осуществления санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (пункт 2 статьи 12).
Статья 17 этого закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных округов, городских округов и муниципальных районов (за исключением территорий, медицинская помощь населению которых оказывается в соответствии со статьей 42 настоящего Федерального закона) в сфере охраны здоровья относит информирование населения муниципального образования, в том числе через средства массовой информации, о возможности распространения социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, на территории муниципального образования, осуществляемое на основе ежегодных статистических данных, а также информирование об угрозе возникновения и о возникновении эпидемий в соответствии с законом субъекта Российской Федерации; участие в реализации на территории муниципального образования мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях, информирование населения о медико-санитарной обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и о принимаемых мерах; реализацию на территории муниципального образования мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Из анализа приведенных норм следует, что на муниципальные образования возложено обеспечение разработки и реализации программ (планов) по профилактике инфекций, передающихся иксодовыми клещами.
Пункт 1000 СанПин 3.3686-21 обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения относит к компетенции административного ответчика как органа местного самоуправления.
Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, поименованный федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты (часть 1 статьи 4 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).
Указанные выше Федеральный закон от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», возлагают осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения не только на органы государственной власти, но и на органы местного самоуправления различного уровня, определяя их компетенцию, а также организации всех форм собственности, индивидуальных предпринимателей и граждан.
По смыслу части 3 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления по вопросам организации профилактики инфекций, передающихся иксодовыми клещами, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
По указанным основаниям соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения входит в расходные обязательства муниципального образования.
Таким образом, санитарно-эпидемиологическое благополучие в целях предупреждения возникновения и распространения инфекций, передающихся иксодовыми клещами, в соответствии с действующим законодательством обеспечивается органами местного самоуправления вне зависимости от статуса муниципального образования посредством разработки и реализации программ (планов) по профилактике данных инфекций, а также посредством организации проведения акарицидных мероприятий на территории природных очагов клещевых инфекций, проведению которых предшествует энтомологическое (акарологическое) обследование территории с целью определения видового состава и численности иксодовых клещей.
Проведение соответствующих акарицидных мероприятий в местах массового отдыха и кладбищах, расположенных на территории городских и сельских поселений, согласуется с полномочиями органов местного самоуправления городских и сельских поселений по решению вопросов местного значения, предусмотренных пунктами 15 и 23 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к которым отнесены: создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам; организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Места массового отдыха людей и кладбища, расположенные на территории поселений, являются муниципальной собственностью органа местного самоуправления вне зависимости от государственной регистрации в Едином государственной реестре недвижимости, в связи с чем обеспечение безопасности пребывания людей посредством проведения мероприятий, направленных на профилактику инфекций, передающихся иксодовыми клещами, на данных территориях является обязанностью органа местного самоуправления поселения.
Из изложенного следует, что противоклещевые мероприятия (в том числе акарицидные обработки) направлены на предупреждение возникновения и распространения инфекций, передающихся иксодовыми клещами, являются профилактическими, для проведения которых не требуется специальных показаний.
Вместе с тем, на необходимость проведения профилактики природно-очаговых инфекций указано в Решении областной межведомственной санитарно-противоэпидемической комиссии при Правительстве Рязанской области № 3 от 17.03.2023 года, в соответствии с которым в целях обеспечения эпидемиологического благополучия населения Рязанской области, усиления мероприятий, направленных на профилактику природно-очаговых инфекций, в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и Санитарными правилами и нормами СанПиН 3.3686-21 главам администраций муниципальных образований, органам местного самоуправления предписано обеспечить проведение комплекса профилактических мероприятий в объемах, необходимых для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе акарицидные, ларвицидные, дератизационные мероприятия, включая барьерную и поселковую дератизацию неблагополучных по природно-очаговым инфекциям населенных пунктов с контролем эффективности проведенных обработок (подпункт 1 пункта 1).
В судебном заседании установлено, что акарицидные мероприятия путем обследования территории мест массового отдыха людей, кладбищ, детских площадок, расположенных на территории муниципального образования - Пронское городское поселение Пронского муниципального района Рязанской области, в истекшем периоде 2023 года не проводились, что подтверждается сообщением администрации прокурору Пронского района Рязанской области от 26.05.2023 года (л.д. 15).
При этом согласно данным Филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области в Старожиловском районе» от 25.05.2023 года факты укусов клещей населения Пронского городского поселения имели место как в 2023 году, так и в предшествующих периодах (2018-2022 г.г.).
Непринятие профилактических мер, направленных на предупреждение распространения инфекций, передающихся иксодовыми клещами, влечет повышенный эпидемиологический риск заболевания людей. В связи с этим показанием к обследованию территорий на предмет определения видового состава и численности иксодовых клещей, по смыслу вышеизложенных норм и санитарных правил, является снижение эпидемиологического риска данных заболеваний. Периодичность указанного обследования обусловлена наступлением периода активности клещей (май-октябрь).
Исходя из изложенного, установленное судом бездействие административного ответчика суд находит незаконным, и в связи с этим административный иск прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению, в целях обеспечения права жителей Пронского городского поселения на безопасность их жизни и здоровья, профилактики и выявления наличия в местах отдыха и кладбищ иксодовых клещей.
Отсутствие на проведение указанных мероприятий в бюджете Пронского городского поселения финансовых средств не является основанием для их непроведения и отказа в иске прокурора. Орган местного самоуправления входит в структуру органов государственной власти и при недостаточности финансирования вправе обращаться за дополнительным финансированием. При этом соблюдение безопасности жизни и здоровья граждан является прямой обязанностью органа местного самоуправления, предусмотренной как Уставом муниципального образования, так и вышеприведенным законодательством, а также в силу гражданского законодательства обязанностями собственника в отношении заявленных прокурором объектов (мест массового отдыха, кладбищ) и не может ставиться в зависимость от недостаточности финансирования.
С учетом мнения сторон и характера действий, которые надлежит совершить ответчику, суд полагает разумным и достаточным установить срок для исполнения настоящего судебного решения - 2 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ - ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ - ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░) ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 2 (░░░░) ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░) ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ - ░.░. ░░░░░
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 14 ░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░ - ░.░. ░░░░░