Дело № 2а-1235/2023
24RS0004-01-2023-000354-83
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 апреля 2023 года п.Березовка
Березовский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Лапуновой Е.С.,
при секретаре Орловой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации Березовского района Красноярского края к Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера по г. Красноярску УФССП России по Красноярскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Березовского района Красноярского края обратилась в суд с административным исковым заявлением к МОСП по исполнению исполнительных документов неимущественного характера по г.Красноярску УФССП России по Красноярскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора, ссылаясь на то, что 01.07.2019 года возбуждено исполнительное производство №18710/19/24097-ИП на основании решения Березовского районного суда о предоставлении Ряжкиной Л.С. жилого помещения. 11.10.2019 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление №24097/19/49516 о взыскании с администрации Березовского района исполнительского сбора в размере 50000 рублей. Вместе с тем, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых из краевого бюджета. В рамках исполнения переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей лишь в 2022 году, 25.01.2022 года заключено соглашение №15-дс, в соответствии с которым были доведены денежные средства из краевого бюджета на приобретение жилья для Ряжкиной Л.С. Между уполномоченным структурным подразделением администрации Березовского района – Управлением по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Березовского района и взыскателем был заключен договор найма жилого помещения №10 от 01.12.2022 года. Срок исполнения решения суда зависит от даты поступления денежных средств из краевого бюджета. Администрацией Березовского района предприняты все зависящие от нее меры для исполнения требований исполнительного документа. В связи с этим, просит освободить администрацию Березовского района Красноярского края от уплаты исполнительского сбора по постановлению от 11.10.2019 года №24097/19/49516 в рамках исполнительного производства №18710/19/24097-ИП.
В судебное заседание представитель административного истца администрации Березовского района, представители административных ответчиков МОСП по исполнению исполнительных документов неимущественного характера по г. Красноярску, ГУФССП России по Красноярскому краю не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
В силу ч.6 ст.226 КАС РФ суд рассматривает дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера с должника-организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
При этом должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
С учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств суд вправе отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, исполнительский сбор относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства, которые представляют собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.
Судом установлено, что 01.07.2019 года судебным приставом-исполнителем МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску возбуждено исполнительное производство №18710/19/24097-ИП в отношении должника администрации Березовского района Красноярского края о предоставлении Ряжкиной Л.С. жилого помещения; установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения копии постановления о возбуждении исполнительного производства.
Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску от 11.10.2019 года с администрации Березовского района Красноярского края взыскан исполнительский сбор в размере 50000 рублей.
В соответствии с Законом Красноярского края от 24.12.2009 г. N 9-4225 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», полномочия по осуществлению мероприятий по приобретению и предоставлению жилых помещений для лиц указанной категории осуществляются администрацией муниципального района.
В соответствии со ст. 4 вышеуказанного Закона Красноярского края на осуществление указанных переданных государственных полномочий бюджетам муниципальных районов предоставляются субвенции из краевого бюджета.
Соответственно, приобретение жилых помещений для указанной категории граждан осуществляется только за счет финансирования, поступающего из бюджета края.
10.04.2020 года с министерством образования Красноярского края истцом заключено соглашение №17 о взаимодействии органов, наделенных полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в 2020 году, которым приобретение жилья для Ряжкиной Л.С. не предусмотрено.
03.09.2019 года администрацией Березовского района в министерство образования Красноярского края направлено письмо с просьбой предоставить субвенции на предоставление жилого помещения Ряжкиной Л.С. в целях исполнения решения Березовского районного суда Красноярского края от 30.04.2019 года.
В соответствии с ответом министерства образования от 24.09.2019 года, средства, выделенные на приобретение в 2019 году жилых помещений детям-сиротам, распределены в полном объеме, в министерство финансов Красноярского края направлено письмо с просьбой о выделении дополнительных средств на приобретение жилья указанной гражданке.
О наличии данного ответа и невозможности исполнения решения суда истец проинформировал судебного пристава-исполнителя письмом от 19.05.2020 года.
01.02.2021 год с министерством образования Красноярского края истцом заключено соглашение №17 о взаимодействии органов, наделенных полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в 2021 году, которым приобретение жилья для Ряжкиной Л.С. не предусмотрено, о чем истец уведомил судебного пристава-исполнителя письмами от 05.05.2021 года, от 29.09.2021 года.
Только 25.01.2022г. между истцом и министерством строительства Красноярского края было заключено соглашение №15-дс о предоставлении субвенций на приобретение жилья Ряжкиной Л.С.
01.12.2022г. между Управлением по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Березовского района Красноярского края и Ряжкиной Л.С. был заключен договор найма жилого помещения.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что неисполнение администрацией Березовского района требований исполнительного документа вызвано объективными причинами, связанными с не предоставлением денежных средств из краевого бюджета, то есть требование исполнительного документа не исполнено в связи с непреодолимой силой, о чем должник уведомлял судебного пристава-исполнителя.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о необходимости освободить администрацию Березовского района от уплаты исполнительского сбора, поскольку требования исполнительного документа не исполнены при отсутствии вины должника.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 178-180, 227 КАС РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 11.10.2019 ░░░░ №24097/19/49516 ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №18710/19/24097-░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░.░░░░░░░░